Дело № 2 – 12/2011
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
р.п. Муромцево | 19 января 2011 года |
Муромцевский районный суд Омской области в составе:
председательствующего судьи Ахметовой А.М.,
при секретаре Прудниковой Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Муромцевского района Омской области в интересах Трубицина Н.П. к Администрации Муромцевского муниципального района Омской области о признании незаконным отказа в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, о признании Трубицина Н.П. нуждающимся в улучшении жилищных условий, обязании принять его на учет и включить как участника ВОВ, инвалида 1 группы в список граждан, претендующих на получение мер социальной поддержки с момента фактического обращения в органы местного самоуправления,
УСТАНОВИЛ:
В суд обратился прокурор Муромцевского района с вышеуказанными исковыми требованиями, мотивируя их тем, что в ходе проведения проверки соблюдения законодательства о социальной защите ветеранов в деятельности Администрации Муромцевского муниципального района было установлено, что Трубицин Н.П. является инвалидом 1 группы, а также ветераном - участником Великой Отечественной Войны, в связи с чем имеет право на льготы, предусмотренные ст. 14, 17 Федерального закона от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах». 01.12.2010 года Трубицин Н.П. обратился в Администрацию района с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, а также с заявлением о предоставлении ему субсидии из средств федерального и областного бюджета для покупки жилья как ветерану – участнику ВОВ. Однако постановлением Главы администрации Муромцевского МР от 28.12.2010 года № 664-П в принятии Трубицина Н.П. на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении было отказано на основании ст. 54 Жилищного кодекса РФ - в связи с тем, что заявителем не предоставлены документы, подтверждающие его право состоять на учете в качестве лица нуждающегося в жилом помещении. По мнению заявителя, отказ Администрации в признании Трубицина Н.П. нуждающимся в жилом помещении, принятии на учет в качестве такового является незаконным и нарушает право последнего как ветерана ВОВ на получение гарантированной законом меры социальной поддержки в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем. Согласно акта от 11.01.2011 года, составленного жилищной комиссией Администрации Муромцевского района, жилое помещение, в котором проживает Трубицин Н.П. не имеет организованной системы центрального водоснабжения, туалет расположен на улице. Таким образом, дом, в котором проживает Трубицин Н.П., общей площадью 47 кв.м., требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, не соответствует, в связи с чем истец имеет право на признание его нуждающимся в улучшении жилищных условий и принятии на учет в качестве такового. На основании изложенного заявитель просит суд признать отказ Администрации Муромцевского района в признании Трубицина Н.П. нуждающимся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, незаконным, признать Трубицина Н.П. нуждающимся в улучшении жилищных условий на основании п. 3 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ, обязать Администрацию Муромцевского муниципального района принять Трубицина Н.П. на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, с момента фактического обращения с заявлением – с 01.12.2010 года, обязать Администрацию Муромцевского района включить Трубицина Н.П., как участника Великой Отечественной Войны, в список граждан, претендующих на получение выплат, предусмотренный п. 9 Порядка предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, утвержденного Постановлением Правительства Омской области от 26.07.2006 года № 99-п, с момента фактического обращения в органы местного самоуправление – с 01.12.2010 года.
В судебном заседании представитель заявителя - помощник прокурора Муромцевского района Омской области Хусаинов М.А. заявленные прокурором района требования поддержал в полном объеме, приведя суду те же доводы.
Представитель ответчика - Администрации Муромцевского городского поселения Астапович А.А., действующий на основании доверенности № 7 от 02.03.2010 года, сроком до 02.03.2011 года заявленные исковые требования не признал и пояснил суду, что отказ Администрации в постановке Трубицина Н.П. на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении является законным и обоснованным. Изначально, в 2008 году, Трубицин Н.П. был поставлен на учет как лицо, нуждающееся в улучшении жилищных условий. За прошедшее время жилищные условия Трубицина Н.П. не изменились, в декабре 2010 года он обратился в администрацию района с повторным заявлением о постановке его на учет как лица, нуждающегося в обеспечении жильем на основании договора социального найма, а также с заявлением о предоставлении ему субсидии за счет средств федерального и областного бюджетов для приобретения жилья как ветерану ВОВ. Сформированное на Трубицина Н.П. учетное дело было направлено Администрацией района в Министерство труда и социального развития для проверки и подтверждения его права на получение субсидии, откуда вернулось с отказом в постановке на учет на основании ст. 17 Федерального Закона «О ветеранах». Учитывая изложенное, Жилищной комиссией Администрации района также было принято решение об отказе Трубицину Н.П. в постановке его на учет в качестве лица, нуждающегося в предоставлении жилья. Представитель ответчика полагает, что принятое в отношении Трубицина Н.П. решение является законным и обоснованным, в связи с чем в удовлетворении заявленных прокуратурой района требований, просит отказать.
Истец Трубицин Н.П. в судебное заседание не явился, надлежаще уведомлен о времени и месте рассмотрения дела (л.д.37), рассмотрение дела в его отсутствие возможно.
Заслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд находит заявленные прокуратурой Муромцевского района исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению, по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан и неопределенного круга лиц.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах", инвалидам войны предоставляются меры социальной поддержки, в том числе путем обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Инвалиды Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Инвалиды Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" военнослужащим, проходившим военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, военнослужащим, награжденным орденами или медалями СССР за службу в указанный период, предоставляются меры социальной поддержки, в том числе в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем военнослужащих, проходивших военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, военнослужащих, награжденных орденами или медалями СССР за службу в указанный период, в случае выселения из занимаемых ими служебных жилых помещений, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Указанные лица имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения.
Согласно ст. 23.2 Федерального Закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах", Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17-19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных в пункте 1 настоящей статьи мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций.
В соответствии с Указом Президента РФ от 07.05.2008 года № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг.», предусмотрено обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах".
В соответствии с ч. 2 п. 2 ст. 1 Порядка предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, утвержденного Постановлением Правительства Омской области от 26 июля 2006 г. N 99-п, право на получение мер социальной поддержки в соответствии с настоящим Порядком имеют проживающие на территории Омской области нуждающиеся в улучшении жилищных условий категории граждан, установленные статьями 14, 15, 17-19 и 21 Федерального закона "О ветеранах".
В соответствии с п. 9 Порядка, формирование списков граждан, претендующих на получение выплат, осуществляется органами местного самоуправления Омской области в той же хронологической последовательности, в какой граждане были приняты на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, с учетом права граждан на внеочередное получение жилого помещения.
Сформированные списки граждан, претендующих на получение выплат, направляются в Минтруд Омской области.
Органы местного самоуправления Омской области формируют отдельно в течение года списки граждан, претендующих на получение выплат, из числа категорий граждан, указанных в подпункте 2 пункта 3 статьи 23.2 Федерального закона "О ветеранах", а также до 1 января текущего года списки граждан, претендующих на получение выплат, из числа категорий граждан, указанных в подпункте 3 пункта 3 статьи 23.2 Федерального закона "О ветеранах", инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов.
Согласно п. 1 и 3 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются лица, не являющиеся собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения, а также лица проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.
В соответствии с п. 12 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 года № 47, жилое помещение должно быть обеспечено инженерными системами (электроосвещение, хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление и вентиляция, а в газифицированных районах также и газоснабжение). В поселениях без централизованных инженерных сетей в одно- и двухэтажных зданиях допускается отсутствие водопровода и канализированных уборных.
В данном случае из заявления Трубицина Н.П. (л.д. 9) следует, что он 01.02.2010 года обратился с заявлением к Главе Администрации Муромцевского района о предоставлении социальной выплаты из областного и федерального бюджета на приобретение жилого помещения на территории Омской области в 2010 году, поскольку является участником ВОВ. Дал согласие на обработку его персональных данных.
Кроме того, из заявления Трубицина Н.П. (л.д. 12) следует, что 01.12.2010 года он обратился в Администрацию Муромцевского муниципального района и с просьбой о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма. В качестве мотивов обращения Трубицин Н.П. указал, что он не имеет в собственности жилья, проживает в доме внука Т. совместно с женой, которая также не имеет в собственности жилья. Просит принять его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.
Приведенные истцом Трубициным Н.П. в указанных заявлениях обстоятельства, подтверждаются также и представленными в суд письменными доказательствами.
Из копии паспорта (л.д. 19 – 24) следует, что Трубицин Н.П. родился ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрирован проживающим по адресу: ..., состоит в браке с О. 1928 года рождения.
Из копии удостоверения (л.д. 10) следует, что Трубицин Н.П. действительно является ветераном – участником Великой Отечественной Войны и имеет право на льготы, предусмотренные ст. 17, 14 Федерального закона «О ветеранах».
Согласно справки МСЭ № 1735402 (л.д. 11) Трубицин Н.П. является инвалидом первой группы по общему заболеванию, бессрочно.
Согласно справок (л.д. 13, 14, 15) Трубицин Н.П., О. в числе собственников объектов недвижимости на территории Омской области не значатся. Сведения о зарегистрированных за ними правах на недвижимое имущество и сделок с ним в Едином государственном реестре отсутствуют.
Согласно справок (л.д. 31) Трубицин Н.П. имеет в составе семьи супругу О.., семья проживает по адресу: ....
Вместе с тем, из свидетельства о государственной регистрации права (л.д. 16), технического паспорта (л.д. 17 – 18) следует, что собственником жилого дома, расположенного по адресу: ... - является Т., № ... года рождения.
Согласно архивной справки (л.д. 32), в книге учета рядового и сержантского состава 13 отдельного гвардейского учебного автомобильного полка за 1944 год значится: «Ком. Отд., гв.мл.с-нт Трубицин Н.П. (фамилия так в документе) призван в КА в июле 1941 года Муромцевским РВК Омской обл., время присяги – 19.07.1943 года, в графе «ранения и награды» записано: нет.», что отвечает условиям, предусмотренным ст. 17 Федерального Закона «О ветеранах».
Из акта от 11.01.2011 года (л.д. 34), составленного жилищной комиссий Администрации Муромцевского МР следует, что жилой дом, расположенный по адресу: ..., в котором проживают Трубицин Н.П. с супругой О.., не соответствует требованиям, которым должно отвечать жилое помещение, согласно Положению, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 года № 47 и является непригодным для проживания, поскольку имеет печное отопление, уличный водопровод, энергоснабжение от существующих электросетей, канализация – надворный санблок.
Свидетель В. пояснил суду, что его отец Трубицин Н.П. находится в возрасте 88 лет, не смог явиться в процесс по состоянию здоровью. По обстоятельствам заявленного прокурором района иска пояснил, что полагает его обоснованным, поскольку его отец имеет право на обеспечение жильем за счет средств областного бюджета как ветеран ВОВ. На военную службу Трубицин Н.П. был призван в 1941 году, окончил служить в 1949 году, при этом кадровым военнослужащим никогда не являлся, служебным жильем не обеспечивался. По возвращении с фронта, Трубицин Н.П. проживал в ..., женился, работал, а по выходу на пенсию, перенес инсульт, в связи с чем некоторое время он и О.. проживали в ... у старшего сына, после чего вернулись в ..., проживают в частном доме по ..., приобретенном сыном свидетеля (внуком истца) – Т. Дом, в котором проживают Трубицин Н.П. с супругой, полностью неблагоустроен, имеет печное отопление, в нем отсутствует водоснабжение, канализация, газ привозной, дом состоит из комнаты и кухни. В настоящее время Трубицин Н.П. находится в возрасте 88 лет, О.. – 82 лет, в связи с чем проживать в доме без центрального отопления, водоснабжения, не могут как в силу преклонного возраста, так и по состоянию здоровья.
Согласно Постановления Главы администрации Муромцевского района Омской области № 456-п от 20.10.2008 года (л.д.39), Трубицин Н.П. как пенсионер, участник ВОВ, был поставлен на очередь для улучшения жилищных условий.
Однако из Постановления Главы Администрации района от 28.12.2010 года № 664-п (л.д. 33) следует, что Трубицину Н.П. отказано в принятии его на учет в качестве лица, нуждающегося в жилом помещении на основании ст. 54 п.1 п.п. 2 ЖК РФ, что, по мнению суда, является грубым нарушением как вышеприведенных норм, так и требований Жилищного Кодекса РФ.
Как отмечалось выше, основания для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, регламентированные ст. 51 ч.1 п.п. 1 и 3 ЖК РФ, в данном случае имелись, что повлекло обоснованную постановку Трубицина Н.П. на учет.
Основания для снятия гражданина с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении, предусмотрены ст. 56, а не ст. 54 ЖК РФ, в связи с чем, рассматривая заявления Трубицина Н.П. от 01.12.2010 года, Жилищная Комиссия Администрации района, руководствуясь ненадлежащей нормой, приняла необоснованное решение об отказе в постановке его на учет в качестве лица нуждающегося в жилье, и тем самым нарушила ранее возникшее у него право состоять в соответствующей очереди, поскольку его жилищные условия не изменились и оснований для снятия с учета не имелось.
При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что Трубицин Н.П. имеет право, в соответствие с требованиями ст. 51 ч.1 п.1 и 3 ЖК РФ, на признание его нуждающимся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, в связи с отсутствием у него собственного жилья, проживанием в доме внука, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям, соответственно отказ Администрации района в постановке его на учет в указанном качестве, а также во включении в список лиц, имеющих право на получение выплат за счет средств федерального бюджета, является незаконным.
Доводы представителя ответчика о том, что у Трубицина Н.П. отсутствует документ о выселении его из служебного жилья, что явилось фактическим основанием для отказа во включение его в Список лиц, претендующих на получение субсидии, суд находит несостоятельными, полностью опровергнутыми изложенными выше материалами дела, поскольку установлено, что истец обладателем ни служебного, ни собственного жилья, не является.
Кроме того, доводы представителя ответчика о том, что Администрация района не правомочна и не ведет указанный Список, суд также находит неубедительными, поскольку, как отмечалось выше, пункт 9 Порядка предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей инвалидов, утв. Постановлением Правительства Омской области от 26.07.2006 года № 99-п, предусматривает именно для органов местного самоуправления обязанность по формированию списков граждан, претендующих на получение выплат.
В данном случае, из заявления Трубицина Н.П. от 01.02.2010 года (л.д.9) следует, что он обратился к Главе Администрации Муромцевского района с требованием о предоставлении социальной выплаты на основании вышеприведенного Порядка, поскольку является участником ВОВ. При этом Трубицин Н.П. дал согласие на обработку его персональных данных.
Из Списков (л.д.44-50) следует, что Администрацией района формируются Списки как лиц получивших меры социальный поддержки в 2010 года, так и лиц, претендующих на их получение в 2011 году, что доказывает правомочие ответчика на решение вопроса о включении истца Трубицина Н.П., как участника ВОВ, в соответствующий Список на основании поданного заявления.
В связи с изложенным, и руководствуясь ст.ст. 98, 194-198, 245 п.2, 258 ГПК РФ, судья
РЕШИЛ:
Заявленные прокурором Муромцевского района Омской области в интересах Трубицина Н.П. к Администрации Муромцевского муниципального района Омской области исковые требования, удовлетворить.
Признать отказ Администрации Муромцевского муниципального района Омской области, содержащийся в постановлении Главы Администрации № 664-п от 28.12.2010 года, в принятии Трубицина Н.П., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца ..., инвалида 1 группы, ветерана–участника Великой Отечественной войны, на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, незаконным.
Признать Трубицина Н.П., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца ..., инвалида 1 группы, ветерана–участника Великой Отечественной войны, нуждающимся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма в связи с отсутствием у него в собственности жилья и проживанием в жилом доме, расположенном по адресу: ..., не отвечающем, установленным для жилых помещений требованиям.
Обязать Администрацию Муромцевского муниципального района Омской области принять и восстановить на учете с 20.10.2008 года в качестве лица, нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, Трубицина Н.П., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца ..., инвалида 1 группы, ветерана–участника Великой Отечественной Войны, на основании Постановления главы Администрации Муромцевского муниципального района № 456-п от 20.10.2008 года.
Обязать Администрацию Муромцевского муниципального района Омской области включить Трубицина Н.П., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца ..., ветерана–участника Великой Отечественной Войны, с 01.12.2010 года в Список граждан, претендующих на получение жилого помещения по договору социального найма либо единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, формируемого в соответствии с п. 9 Порядка предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, утвержденного Постановлением Правительства Омской области от 26.07.2006 года № 99-п,
Решение может быть обжаловано в Омский областной суд через Муромцевский районный суд в течение 10 суток.
Судья | А.М. Ахметова |