Дело № 2-66/2011
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
р.п. Муромцево | 01.03.2011 года |
Муромцевский районный суд Омской области в составе:
председательствующего судьи Ахметовой А.М.,
при секретаре Прудниковой Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кириллова Н.Е. к ОАО «Сбербанк России» в лице дополнительного офиса № 2243/85 Тарского отделения № 2243 о восстановлении срока для принятия наследства, об установлении факта принадлежности правоустанавливающего документа,
У С Т А Н О В И Л:
В суд обратился Кириллов Н.Е. с вышеуказанными исковыми требованиями, мотивируя их тем, что 15.12.1993 года умерла его родная сестра К. Завещания К. не оставила, никакого движимого и недвижимого имущества после ее смерти не осталось, поэтому истец, как единственный наследник по закону, за принятием наследства в установленный законом шестимесячный срок не обращался. Однако, в январе 2011 года ему стало известно, что у К. имелся вклад в Сберегательном банке, по которому в настоящее время начислена компенсация. Согласно свидетельства о смерти фамилия его сестры обозначена как «Кириллова», а в сберегательной книжке фамилия указана неверно как «Кирилова», что в совокупности с пропуском срока, явилось препятствием к реализации его наследственных прав. На основании изложенного истец Кириллов Н.Е. просит суд установить факт принадлежности К. Сберегательной книжки счет № ..., выданной на имя К., лицевого счета № ... оформленного на имя К., а также восстановить ему срок для принятия наследства в виде вклада в ОАО «Сберегательный банк», оставшегося после смерти его сестры К., умершей 15.12.1993 года.
В судебном заседании истец Кириллов Н.Е. заявленные требования поддержал в полном объеме, просил их удовлетворить. В обосновании своей позиции привел доводы, аналогичные изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика ОАО «Сбербанк России» в лице дополнительного офиса № 2243/085 Тарского отделения № 2243 в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлены (л.д.17), рассмотрение дела в их отсутствие возможно.
Заслушав истца Кириллова Н.Е., изучив материалы дела, суд находит заявленные Кирилловым Н.Е. требования подлежащими удовлетворению, по следующим основаниям.
Согласно ст. 1143 ч.1 ГК РФ, если нет наследников первой очереди, наследниками второй очереди по закону являются полнородные и неполнородные братья и сестры наследодателя, его дедушка и бабушка как со стороны отца, так и со стороны матери.
Как следует из свидетельства о смерти (л.д. 12), копии актовой записи о смерти (л.д. 19), К. умерла 15.12.1993 года.
Согласно справке из Администрации Бергамакского сельского поселения (л.д.41), К. проживала по день своей смерти в ... одна.
Из свидетельства о рождении Кириллова Н.Е. (л.д.10) следует, что его родителями являлись Е. и М..
Согласно архивных выписок (л.д. 20 - 40) Кириллов Н.Е. и К. жили в одной семье, являются родными братом и сестрой. Впоследствии, после 1961 года, К. проживала одна, Кириллов Н.Е. проживал отдельно со своей семьей.
В соответствии со ст. 264 п. 2 п. 5 ГПК РФ суд устанавливает факты принадлежности правоустанавливающих документов лицу, имя, отчество или фамилия которого, указанные в документе, не совпадают с именем, отчеством или фамилией этого лица, указанными в паспорте или свидетельстве о рождении.
Заявителю Кириллову Н.Е. необходимо установить факт принадлежности умершей К. Сберегательной книжки, счет № ..., выданной на имя К., для восстановления срока для принятия наследства и получения в качестве наследника по закону компенсации по указанному вкладу.
Как следует из копии свидетельства о смерти (л.д. 12), копии актовой записи о смерти (л.д. 19) наследодатель значится как К. умерла 15.12.1993 года
Вместе с тем, в сведениях, содержащихся на титульной странице Сберегательной книжки, счет № ..., оформленной сберегательной кассой № 2257, вкладчик значится как К., что противоречит приведенным выше данным.
Таким образом, судом установлено, что К., умершая 15.12.1993 года и К., сведения о которой указаны на титульном листе Сберегательной книжки, счет № ... – одно и то же лицо, а при оформлении указанной Сберегательной книжки была допущена ошибка в написании фамилии.
При этом, суд приходит к выводу о наличии в данном случае у истца Кириллова Н.Е. наследственных прав по отношению к указанному имуществу, поскольку он является родным братом и единственным наследником по закону К., умершей 15.12.1993 года, после смерти которой открылось наследство состоящее из компенсации по сберегательному вкладу.
В соответствии со ст. 1154 ч.1 ГК РФ, наследство может быть принято в течение шести месяцев со дня открытия наследства.
В соответствии с ч. 1 ст. 1155 ГК РФ, по заявлению наследника, пропустившего срок, установленный для принятия наследства, суд может восстановить этот срок и признать наследника принявшим наследство, если наследник не знал и не должен был знать об открытии наследства или пропустил этот срок по другим уважительным причинам и при условии, что наследник, пропустивший срок, установленный для принятия наследства, обратился в суд в течение шести месяцев после того, как причины пропуска этого срока отпали.
В данном случае, из пояснений истца Кириллова Н.Е. следует, что он только в январе 2011 года узнал о том, что его сестра К. имела вклад в Сберегательном банке и по данному вкладу положена компенсация. Сберегательную книжку он нашел случайно в халате сестры, лежавшем под шифером в надворных постройках на их общей усадьбе. При жизни сестры, он и К. проживали на одном участке, но в отдельных жилых домах, при этом сестра своего жилья не имела, жила в принадлежащем ему жилом доме. После смерти К., учитывая то, что она являлась инвалидом 1 группы, все ее личные вещи он вывез на ФИО11 и сжег, о том, что у сестры был вклад в банке, он не знал и не должен был знать, так как никакого подтверждения этому в вещах сестры не нашел. Халат покойной вместе со сберегательной книжкой обнаружил случайно, после чего пытался данную книжку сдать в Сбербанк, где ему разъяснили, что на вклад К. положена компенсация. Таким образом, каких-либо оснований для обращения за наследством до января 2011 года у него не было, поэтому полагает, что срок для принятия наследства им пропущен по уважительной причине, за восстановлением срока он обратился своевременно.
Приведенные истцом доводы не противоречат указанным выше письменным материалам дела, подтверждающим наличие у К. сберегательного счета, подлежащего компенсации, а также факт ее одинокого проживания, отсутствия наследников первой очереди – мужа, детей.
При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что Кириллов Н.Е. являясь единственным наследником К., до января 2011 года не имел возможности реализовать имеющиеся у него наследственные права, так как не знал и не должен был знать о наличии у сестры вклада в Сбербанке, о том, что на данный вклад положена компенсация, в связи с чем пропустил установленный законом срок для принятия наследства по уважительной причине. При этом истец Кириллов Н.Е. своевременно обратился в суд за восстановлением срока для принятия наследства, поскольку основания, послужившие причинами пропуска срока отпали только в январе 2011 года.
Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, судья
Р Е Ш ИЛ:
Заявленные Кирилловым Н.Е. исковые требования, удовлетворить.
Установить, что Сберегательная книжка, счет № ..., лицевой счет № ..., открытые в Государственной трудовой сберегательной кассе № 2257 на имя К., принадлежат К., 1922 года рождения, умершей 15.12.1993 года, проживавшей на день смерти в ....
Восстановить Кириллову Н.Е., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженцу ... с 01.03.2011 года срок для принятия наследства, состоящего из компенсации по вкладу – счет № ..., открытому К. в Государственной трудовой сберегательной кассе № 2257 (дополнительном офисе № 2243/085 Тарского отделения № 2243 ОАО «Сбербанк России»), открывшегося после смерти К., умершей 15.12.1993 года.
Решение может быть обжаловано в Омский областной суд через Муромцевский районный суд в течение 10 суток.
Судья | А.М. Ахметова |