Дело № 2-188/2011
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
р.п. Муромцево | 21 апреля 2011 года |
Судья Муромцевского районного суда Омской области Страшко Т.В.,
с участием помощника прокурора Муромцевского района Омской области Хусаинова М.А,
при секретаре Замша Т.Г.,
рассмотрев единолично в открытом судебном заседании дело по иску прокурора Муромцевского района Омской области в интересах Кириченко Е.А. к ответчику Администрации Муромцевского муниципального района Омской области о признании незаконным отказа Администрации Муромцевского муниципального района во включении в список граждан, претендующих на предоставление социальной выплаты на приобретение жилого помещения, признании за Кириченко Е.А. права на предоставление меры социальной поддержки в виде предоставления выплат на приобретение жилого помещения, обязании администрации Муромцевского муниципального района включить Кириченко Е.А. как члена семьи погибшего (умершего) участника Великой Отечественной войны в список граждан, претендующих на получение выплат с момента фактического обращения в органы местного самоуправления,
УСТАНОВИЛ:
В суд с исковым заявлением обратился прокурор Муромцевского района Омской области в интересах Кириченко Е.А. к ответчику Администрации Муромцевского муниципального района Омской области. Свои требования мотивировал тем, что Кириченко Е.А. является вдовой участника Великой Отечественной Войны Кириченко Н.И., и имеет право как член семьи умершего участника ВОВ на льготы, предусмотренные ст. 21 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах». 19.10.2010 года Кириченко Е.А. обратилась в Администрацию района с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, а также с заявлением о предоставлении социальной выплаты из средств федерального и областного бюджета для приобретения жилья. Постановлением Главы Администрации Муромцевского муниципального района от 28.12.2010 года № 668-п Кириченко Е.А. принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении на основании п.п.3 п.1 ст. 51 ЖК РФ. Однако постановлением Главы администрации Муромцевского МР от 25.01.2011 года № 27-П(а) во включении в список на предоставление социальной выплаты на приобретение жилого помещения Кириченко Е.А. было отказано на основании п.п. 1 п. 9 Постановления Правительства Омской области от 26.07.2006 года № 99-п. По мнению заявителя, отказ Администрации Муромцевского МР во включении Кириченко Е.А. в список на предоставление социальной выплаты на приобретение жилого помещения является незаконным и нарушает право Кириченко Е.А. как члена семьи погибшего (умершего) участника ВОВ на получение гарантированной законом меры социальной поддержки в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем. Квартира, находящаяся по адресу: ..., в которой проживает Кириченко Е.А., находится в одноэтажном жилом неблагоустроенном доме, расположенном в селе, которым требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, не соответствует. Более того, Кириченко Е.А. в виду имущественного положения, преклонного возраста и состояния здоровья не имеет возможности самостоятельно улучшить свои жилищные условия, в связи с чем имеет право на получение меры социальной поддержки от государства в виде обеспечения благоустроенным жильем.
Просит признать отказ Администрации Муромцевского района во включении в список граждан, претендующих на получение выплат, предусмотренных п. 9 «Порядка предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, мер социальной поддержки по обеспечению жилым помещением ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей – инвалидов», утвержденного Постановлением Правительства Омской области от 26.07.2006 года № 99 – п, незаконным, признать за Кириченко Е.А. право на предоставление меры социальной поддержки в виде предоставления выплаты на приобретение жилого помещения и обязать ответчика включить Кириченко Е.А. как члена семьи погибшего (умершего) участника Великой Отечественной войны в указанный список граждан, - с 19.10.2010 года.
В судебном заседании прокурор Хусаинов М.А. заявленные прокурором района требования поддержал в полном объеме по доводам, изложенным в иске.
Представитель ответчика - Администрации Муромцевского муниципального района Губкин И.Ю., действующий на основании доверенности № 9 от 15.03.2011 года, заявленные исковые требования не признал и пояснил суду, что отказ Администрации Кириченко Е.А. во включении в список граждан, претендующих на получение выплат на приобретение жилья, является законным и обоснованным, поскольку квартира, находящаяся в ее собственности, признана межведомственной комиссией пригодной для постоянного проживания, хотя она не соответствует требованиям, предъявляемым к жилым помещениям.
Представитель третьего лица – Министерства труда и социального развития Омской области в судебное заседание не явился, будучи уведомленным надлежащим образом, в заявлении просил о рассмотрении дела в свое отсутствие. В предоставленном отзыве указал, что поскольку Администрацией Муромцевского района в Министерство труда не направлялся список граждан, претендующих на получение социальных выплат, в котором была бы указана Кириченко Е.А., в связи с чем Минтруд, действуя в рамках своих полномочий, права и законные интересы Кириченко Е.А. не нарушало.
Кириченко Е.А. в судебном заседании участия не принимала в силу преклонного возраста и состояния здоровья, будучи уведомленной надлежащим образом.
Представитель по доверенности (л.д.30) Кириченко Е.А. - Поцелуева Г.И. в судебном заседании требования прокурора поддержала, пояснив, что ее мать после смерти отца в 1977г. больше в повторный брак не вступала, проживает вместе с нею в неблагоустроенной квартире.
Заслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд находит заявленные прокурором исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению, по следующим основаниям.
В соответствии с положениями ст.49 ЖК РФ, по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.
Малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
Жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
Пунктом 1 ст.23.2 Федерального закона от 12.01.1995г. №5-ФЗ «О ветеранах» предусмотрено, что Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных статьями 14 - 19 и 21 настоящего Федерального закона, полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17-19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 21 указанного Федерального закона, устанавливающего правовые гарантии социальной зашиты для семей погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны, предоставляются меры социальной поддержки в том числе, в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения;
В соответствии с п. 3 ч.1 ст. 51 ЖК РФ, одним из оснований признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, является факт проживания гражданина в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.
Вопросы признания жилых помещений непригодными для проживания решаются в соответствии с Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным, и подлежащим сносу или реконструкции, утв. Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47.
Согласно п. 12 названного Положения, жилое помещение должно быть обеспечено инженерными системами (электроосвещение, хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление и вентиляция, а в газифицированных районах также и газоснабжение).
Из материалов дела следует, что в жилом доме, принадлежащем в том числе Кириченко Е.А., отсутствуют хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление и вентиляция.
Постановлением Правительства Омской области от 26.07.2006 № 99-п «Об утверждении Порядка предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов», утвержден порядок предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, который регламентирует предоставление мер социальной поддержки по обеспечению жильем категорий граждан, определенных Федеральным законом от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» за счет средств, полученных из федерального бюджета в виде субвенций.
Согласно Указу Президента РФ от 07.05.2008 № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г.», нуждающимся в улучшении жилищных условий ветеранам, имеющим право на соответствующую социальную поддержку в соответствии с ФЗ «О ветеранах», предусмотрено обеспечение жильем.
По данному делу судом такие обстоятельства установлены, что подтверждается следующими материалами дела.
Из заявления Кириченко Е.А. (л.д. 16) следует, что она 19.10.2010 года обратилась к Главе Администрации Муромцевского района о предоставлении социальной выплаты из областного и федерального бюджета на приобретение жилого помещения на территории Омской области в 2010 году, поскольку является членом семьи погибшего (умершего) участника ВОВ.
Согласно данных паспорта (л.д. 17), Кириченко Е.А. родилась ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрирована проживающей по адресу: ..., с 2001 года. Из свидетельства о заключении брака (л.д. 18) следует, что Кириченко Е.А. (в девичестве Балачий) вступила в брак с К. 27.07.1955 года. К. являлся участником ВОВ, о чем свидетельствует справка (л.д. 25), после его смерти Кириченко Е.А. имеет право на льготы как вдова участника ВОВ (л.д.19).
Из справки о составе семьи (л.д. 21) следует, что Кириченко Е.А. проживает по адресу: ... с дочерью Поцелуевой Г.Н., С., который родственником не является.
Согласно выписки из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (л.д. 26), справки ГП «Омский центр технической инвентаризации» (л.д. 27), техническому паспорту (л.д. 28), регистрационному удостоверению (л.д. 29) Кириченко Е.А. имеет в общей совместной собственности квартиру по указанному адресу. Иного жилья не имеет.
Согласно заключению межведомственной комиссии, назначенной постановлением Главы Администрации Муромцевского МР от ДД.ММ.ГГГГ, квартира, расположенная по адресу: ..., признана пригодной для постоянного проживания, предъявляемым к жилью требованиям не соответствует (л.д.12).
Заключением о признании жилого помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания (л.д. 13) и актом к нему (л.д. 14) подтверждено, что квартира № ... в доме № ... по ... не соответствует установленным требованиям, которым должно отвечать жилое помещение, согласно Положению о признании жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 года № 47: водяное отопление, водоснабжение за счет водозаборной колонки, энергоснабжение от существующих электросетей, санузел расположен на придомовой территории, организованная система водоотведения отсутствует.
Согласно Постановлению администрации Муромцевского муниципального района № 668-п от 28.12.2010 года (л.д. 9), Кириченко Е.А. принята на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях как член семьи погибшего (умершего) участника ВОВ.
Постановлением Администрации района от 25.01.2011 года № 27-п (а) Кириченко Е.А. отказано во включении в список на предоставление социальной выплаты на приобретение жилого помещения, на основании п.п. 1 п. 9 Постановления Правительства Омской области от 26.07.2006 года № 99-п, что, по мнению суда, является грубым нарушением вышеприведенных норм.
В нарушение ст.56 ГПК РФ ответчиком не предоставлено доказательств законности своих действий по отказу Кириченко Е.А. включить ее в список граждан, претендующих на получение выплат по обеспечению жильем, в связи с чем действия являются незаконными.
Судом достоверно установлено, что Кириченко Е.А. является вдовой умершего участника Великой Отечественной Войны, нетрудоспособным пенсионером, проживает в квартире, не отвечающим установленным требованиям к жилым помещениям, неблагоустроенном, является нуждающейся в жилом помещении.
При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что Кириченко Е.А. имеет право, в соответствии с п. 9 «Порядка предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, мер социальной поддержки по обеспечению жилым помещением ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей – инвалидов», утвержденного Постановлением Правительства Омской области от 26.07.2006 года № 99 – п, на предоставление меры социальной поддержки в виде предоставления выплаты на приобретение жилого помещения, соответственно отказ Администрации района во включении Кириченко Е.А. в список лиц, имеющих право на получение выплат за счет средств федерального бюджета, является незаконным.
Из заявления Кириченко Е.А. от 19.10.2010 года (л.д. 16) следует, что она обратилась к Главе Администрации Муромцевского района с требованием о предоставлении социальной выплаты на основании вышеприведенного Порядка, поскольку является членом семьи погибшего (умершего) участника ВОВ. Суд считает, что Кириченко Е.А. имеет право на получение меры социальной поддержки от государства в соответствии с Указом Президента РФ № 714 от 07.05.2008 и должна быть поставлена ответчиком на соответствующий учет с 19.10.2010г.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Заявленные прокурором Муромцевского района Омской области в интересах Кириченко Е.А. к Администрации Муромцевского муниципального района Омской области исковые требования, удовлетворить.
Признать отказ Администрации Муромцевского района во включении Кириченко Е.А. в список граждан, претендующих на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения, незаконным.
Признать за Кириченко Е.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженкой ..., право на предоставление меры социальной поддержки в виде предоставления выплаты на приобретение жилого помещения.
Обязать Администрацию Муромцевского муниципального района включить Кириченко Е.А. как члена семьи погибшего (умершего) участника Великой Отечественной войны в список граждан, претендующих на получение выплат, предусмотренный п. 9 «Порядка предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, мер социальной поддержки по обеспечению жилым помещением ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей – инвалидов», утвержденного Постановлением Правительства Омской области от 26.07.2006 года № 99 – п, с 19.10.2010 года.
Решение может быть обжаловано в Омский областной суд через Муромцевский районный суд в течение 10 суток.
Судья | Т.В. Страшко |