Дело № 2-83/2011 от 01.04.2011 по иску прокурора Муромцевского района в интересах Коротниковой Н.П. к Администрации Муромцевского района о получении меры социальной поддержки в виде права на получение компенсации расходов по оплате коммунальных услуг



Дело № 2-83/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

р.п. Муромцево

1 апреля 2011 года

Муромцевский районный суд Омской области в составе:

председательствующего судьи Страшко Т.В.,

с участием помощника прокурора Муромцевского района Хусаинова М.А.,

при секретаре Замша Т.Г.,

рассмотрел в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению прокурора Муромцевского района Омской области в интересах Коротниковой Н.П. к ответчику Администрации Муромцевского муниципального района Омской области о получении меры социальной поддержки в виде права на получение компенсации расходов по оплате коммунальных услуг, суд

УСТАНОВИЛ:

В суд обратился прокурор Муромцевского района Омской области с исковыми требованиями в интересах Коротниковой Н.П. к Администрации Муромцевского муниципального района Омской области о признании незаконным бездействия Администрации, выразившемся в непредоставлении мер социальной поддержки в виде права на получение компенсации расходов по оплате отопления жилой площади, возложении на Администрацию обязанности предоставить меры социальной поддержки в виде компенсации расходов по оплате отопления размере 23446 рублей 29 копеек за период с 01.03.2009г. по настоящее время.

В обоснование иска указал, что Коротникова Н.П. с 1995 года по настоящее время работает в МУЗ «Муромцевская ЦРБ» в должности медицинской сестры. До 2009 года ей как работнику здравоохранения представлялись льготы на оплату коммунальных услуг. С 2009г. предоставление указанных льгот прекратилось, до настоящего времени льготы не восстановлены. Непредоставление Администрацией мер социальной поддержки нарушает охраняемые Конституцией и законами РФ права Коротниковой Н.П.

В судебном заседании участвующий в деле прокурор Хусаинов М.А. требования уточнил, просил взыскать с ответчика в пользу Коротниковой Н.П. сумму компенсации расходов на отопление в размере 25 656 рублей 75 коп за период с 01.03.2009г. по 31.03.2011г. включительно.

Коротникова Н.П. поддержала исковые требования прокурора, в том числе уточненные, подтвердила предоставление ей льгот по бесплатному предоставлению жилой площади с отоплением до 2009г., когда предоставление указанной льготы прекратилось в связи с отсутствием финансирования, в связи с чем она оплачивает коммунальные услуги с этого времени самостоятельно в полном объеме. Полагает, что право на имевшиеся льготы она не утратила.

Представитель ответчика Администрации Муромцевского муниципального района Омской области Астапович А.В. требования прокурора не признал, поскольку правовых оснований для обязания Администрации района осуществлять предоставление социальной поддержки медицинским работникам учреждений муниципальной системы здравоохранения не имеется. Российская Федерация, установив льготы для медицинских работников, проживающих в сельской местности, не исполнила свою обязанность по компенсации таких льгот, в связи с чем убытки на основании ст.16 и ст.256 ГПК РФ трехмесячный срок для обращения в суд.

Представитель третьего лица МУЗ «Муромцевская ЦРБ» Луков В.Д. в судебное заседание не явился, в заявлении просит рассмотреть дело в его отсутствие, требования прокурора поддерживает.

Представитель Министерства финансов Омской области в судебном заседании участия не принимал, будучи уведомленным надлежащим образом, предоставил отзыв с позицией аналогичной позицией ответчика, просил исключить их участие в деле. Кроме того, в отзыве отметил, что финансирование государственных полномочий по предоставлению мер социальной поддержки отдельных категорий граждан является обязанностью государства, а не субьекта РФ, осуществляется последним только при наличии возможности. Меры социальной поддержки, которые установлены Кодексом Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан, могут быть предоставлены из областного бюджета как дополнительные (исходя из финансовой возможности) в отношении работников муниципальных учреждений здравоохранения Омской области. Приостановление действия статей 36, 37 указанного Кодекса означает, что у субьекта РФ отсутствует возможность финансирования добровольно принятых на себя обязательств по дополнительному установлению мер социальной поддержки рассматриваемой категории граждан. При этом Кодекс не устанавливает расходные обязательства муниципальных образований Омской области. В связи с этим считают, что предоставление мер социальной поддержки работникам муниципальных учреждений здравоохранения Омской области до их установления органами местного самоуправления Омской области, либо предоставление их в порядке, установленном субъектом РФ, противоречит действующему законодательству, сам же объем льгот не определен. Также считает, что прокурор не доказал, что заявители ранее получали меры социальной поддержки.

Заслушав стороны, изучив материалы дела, суд находит заявленные прокурором Муромцевского района уточненные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Судом установлено, что Коротникова Н.П. является работником МУЗ «Муромцевская ЦРБ» с 1995г. по настоящее время, работает в должности палатной медицинской сестры педиатрического отделения на полную ставку (л.д.31).

Согласно Уставу, утвержденному постановлением Главы Администрации Муромцевского муниципального района от 10.09.2007г. №492-п, муниципальное учреждение здравоохранения «Муромцевская центральная районная больница» учреждено Администрацией Муромцевского муниципального района Омской области (л.д. 17 - 18).

В судебном заседании установлено и представителем Администрации Муромцевского муниципального района не оспаривалось, что Коротникова Н.П., в соответствии со ст.36 Кодекса Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан, выплачивались денежные средства на предоставление мер социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения (отопление) за счет средств областного бюджета по 01.03.2009г., что подтверждается информацией МУЗ «Муромцевская ЦРБ» от 17.03.2011г.

С 01.03.2009г. Коротникова Н.П., проживающая по ..., производила оплату услуг за отопление в полном объеме, в размере 100% (л.д.20), задолженности по оплате коммунальных услуг (отопление) она не имеет (л.д.21).

Коротникова Н.П. с 1998г. зарегистрирована и проживает по настоящее время по вышеуказанному адресу (л.д.15), совместно с ней проживает муж (л.д.16).

Таким образом, Коротникова Н.П. работает и постоянно проживает в сельской местности.

В соответствии с ч.2 ст.63 «Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан» от 22.07.1993г. №5487-1, действовавшей до 1 января 2005г., врачи, провизоры, работники со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающие и проживающие в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающие с ними члены их семей, имели право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением.

Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в статью 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан были внесены изменения и часть 2 данной статьи, которой предусматривалось предоставление льгот для медицинских работников, признана утратившей силу. Статья дополнена частью шестой следующего содержания:

"Меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников муниципальных организаций здравоохранения – устанавливаются органами местного самоуправления" (пункт 50 статьи 35 Федерального закона N 122-ФЗ).

Таким образом, ч.6 ст.63 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан во взаимосвязи с положениями Федерального закона №122-ФЗ, по существу устанавливается обязанность органов местного самоуправления установить меры социальной поддержки работникам медицинских организаций, находящихся в их ведении, проживающим в сельской местности.

Вместе с тем, из пояснений представителя ответчика и материалов дела следует, что постановления о предоставлении мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, работающим и проживающим в сельской местности, на территории Муромцевского района не принималось.

Статьей 36 Закона Омской области от 04.07.2008 года "Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан" установлены меры социальной поддержки постоянно проживающих в сельской местности работников, осуществляющих свою деятельность в соответствии с трудовым договором (за исключением внешнего совместительства) с нагрузкой не менее 75 процентов нормы рабочего времени в расположенных в сельской местности государственных учреждениях Омской области здравоохранения (с учетом указанных в п. 2 настоящей статьи нормативов) - компенсация расходов на оплату жилого помещения и отопления, компенсация расходов на оплату твердого топлива (включая его доставку), используемого для отопления в домах, не имеющих центрального отопления; компенсация расходов на оплату природного газа, используемого для отопления от газовых приборов местного отопления; компенсация расходов на оплату электроэнергии, используемой для освещения жилого помещения работника (п. 2 ст. 36 Закона).

Согласно п.2, 3 вышеуказанной статьи работникам и неработающим пенсионерам предоставляются меры социальной поддержки в том числе компенсация расходов на оплату отопления. Установленная настоящим подпунктом компенсация во всех случаях предоставляется в пределах общей площади жилого помещения, приходящейся на работника (неработающего пенсионера), рассчитанной путем деления фактической общей площади жилого помещения на количество проживающих в нем лиц, но не более 18 кв.м. общей площади жилого помещения на работника (неработающего пенсионера), проживающего в семье из трех и более человек, 21 кв.м общей площади жилого помещения на работника (неработающего пенсионера), проживающего в семье из двух человек, 33 кв.м общей площади жилого помещения на одиноко проживающего работника (неработающего пенсионера). Работникам и неработающим пенсионерам меры социальной поддержки предоставляются с учетом проживающих совместно с ними их несовершеннолетних детей в пределах 50 процентов нормативов, указанных в пункте 2 настоящей статьи (с изменениями, введенными Законом Омской области от 18.12.2009г. №1212-ОЗ, вступившими в силу с 01.01.2010г.). До 01.01.2010г. компенсация на оплату отопления предоставлялась из расчета 18 кв.м. общей площади жилого помещения на работника (неработающего пенсионера), проживающего в семье из трех и более человек, 21 кв.м. – на работника (неработающего пенсионера), проживающего в семье из двух человек, и 33 кв.м. – на одиноко проживающего работника (неработающего пенсионера), и не рассчитывалась путем деления общей площади жилого помещения на количество проживающих в нем лиц.

Действие статьи 36, за исключением положений по предоставлению мер социальной поддержки работникам государственных учреждений здравоохранения Омской области, приостановлено с 1 января по 31 декабря 2010г. Законом Омской области от 29.12.2009г. №1219-ОЗ (ред. от 03.02.2010).

Статьей 37 названного Кодекса Омской области регулируются порядок и условия предоставления мер социальной поддержки. Действие ст.37 приостановлено с 1 января по 31 декабря 2009 года Законом Омской области от 24.11.2008 N 1093-ОЗ «Об областном бюджете на 2009 г.», с 1 января по 31 декабря 2010г. приостановлено п.п.2 п.1 ст.15 Закона Омской области от 29.12.2009г. №1219-ОЗ «Об областном бюджете на 2010г.».

Согласно п.п.3, 4 ст.37 Закона Омской области от 04.07.2008г. №1061-ОЗ «Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан» Омская область передает на неограниченный срок органам местного самоуправления муниципальных районов Омской области государственные полномочия в части предоставления мер социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения и отопления, твердого топлива, природного газа, электроэнергии работникам, осуществляющим свою деятельность в соответствии с трудовым договором (за исключением внешнего совместительства) с нагрузкой не менее 75 процентов нормы рабочего времени в расположенных в сельской местности муниципальных учреждениях здравоохранения и культуры Омской области, и неработающим пенсионерам, уволенным в связи с выходом на пенсию из муниципальных учреждений Омской области здравоохранения, культуры, имеющим общий трудовой стаж в указанных учреждениях не менее 10 лет и пользовавшимся в соответствии с федеральным и областным законодательством при выходе на пенсию мерами социальной поддержки (в том числе льготами) по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (за исключением неработающих пенсионеров, указанных в абзаце четвертом пункта 1 настоящей статьи).

Средства на реализацию передаваемых государственных полномочий ежегодно предусматриваются в областном бюджете в виде субвенций.

Установление законом Омской области мер социальной поддержки работников, расположенных в сельской местности муниципальных учреждений здравоохранения и их финансирование за счет средств областного бюджета ввиду приостановления действия закона Омской области в части, касающейся мер социальной поддержки указанной категории граждан, не освобождает органы местного самоуправления от исполнения установленной федеральным законом обязанности.

Кроме того, согласно определения Верховного суда РФ от 28.10.2009г. №50-Г09-20 признаны противоречащими федеральному законодательству отдельные положения подпункта 2 пункта 1 ст.16 Закона Омской области от 24.11.2008г. №1093-ОЗ «Об областном бюджете на 2009г.».

В соответствии с разьяснениями постановления Пленума ВС РФ от 10.02.2009г. №2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» к бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами.

Пунктом 2 ст. 153 Федерального закона от 22.08.2004г. №122-ФЗ установлено, что при издании органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в связи с принятием настоящего Федерального закона нормативных правовых актов должны быть соблюдены следующие условия: вновь устанавливаемые размеры и условия оплаты труда (включая надбавки и доплаты), размеры и условия выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантии и компенсации отдельным категориям граждан в денежной форме не могут быть ниже размеров и условий оплаты труда (включая надбавки и доплаты), размеров и условий выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантий и компенсаций в денежной форме, предоставлявшихся соответствующим категориям граждан, по состоянию на 31 декабря 2004 года.

Справкой МУП «Теплосеть-1» (л.д.21) подтверждается, что у Коротниковой Н.П., проживавшей в ..., по состоянию на 07.02.2011 года задолженности по оплате коммунальных услуг по отоплению квартиры не имеется.

Согласно расчетов истца, сумма компенсации расходов на оплату отопления за спорный период должна составлять 25 656 рублей 75 копеек (л.д.20).

Данный расчет подсчитан верно, в соответствии со ст.36 Кодекса Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан.

На основании изложенного, оценив в совокупности все доказательства по делу, суд считает исковые требования прокурора подлежащим удовлетворению.

Доводы представителя ответчика, изложенные в возражениях на исковое заявление, суд не может принять во внимание, поскольку считает, что Администрация Муромцевского муниципального района Омской области без законных на то оснований не исполнила свою обязанность по установлению мер социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников, возложенную на них в соответствии со ст. 63 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан и пунктом 50 ст. 35 ФЗ № 122-ФЗ от 22.08.2004 г.

Факт того, что данные льготы не предоставлялись, поскольку субвенций из областного бюджета Администрации Муромцевского муниципального района не выделялось, суд также не может принять во внимание, поскольку бюджеты всех уровней самостоятельны, к вопросам местного значения муниципального района относятся, в том числе формирование, утверждение, исполнение бюджета муниципального района. В данном случае Администрацией Муромцевского муниципального района Омской области бюджет надлежащим образом сформирован не был, денежные средства на компенсацию указанных льгот не заложены в бюджет.

Отсутствие правового акта муниципального района, устанавливающего меры социальной поддержки указанной категории граждан, а также факт отсутствия в муниципальном районе необходимых финансовых средств не может повлечь нарушение прав указанной категории граждан.

Учитывая отсутствие правового акта муниципального района, устанавливающего меры социальной поддержки указанной категории граждан, истец правомерно предъявил иск, исходя из объема таких мер, установленных Законом Омской области. Закрепленное в ч.1 ст.153 ФЗ от 22.08.2004г. №122-ФЗ правовое регулирование не предполагает отмену социальных прав, приобретенных работающими и проживающими в сельской местности и поселках городского типа медицинскими работниками муниципальных организаций здравоохранения на основании законодательства, которое действовало до 01.01.2005г., а обеспечивает возможность их сохранения после указанной даты.

Относительно довода ответчика и Министерства финансов Омской области о пропуске срока исковой давности суд полагает, что такое заявление само по себе не может служить основанием для отказа в удовлетворении требования, поскольку нарушены права и охраняемые законом интересы гражданина, и в указанном случае срок не пропущен на обращение в суд, так как нарушение носит длящийся характер и нарушение не устранено. Кроме того, суд в данном случае рассматривает дело в порядке искового, а не публичного судопроизводства, поскольку наряду с требованием о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления, заявлен спор о праве – размере компенсации затраченных на отопление средств.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Уточненные исковые требования прокурора Муромцевского района Омской области удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Администрации Муромцевского муниципального района по непредоставлению мер социальной поддержки Коротниковой Н.П. в виде права на получение компенсации расходов по оплате отопления жилой площади.

Обязать Администрацию Муромцевского муниципального района предоставить меры социальной поддержки медицинскому работнику муниципального учреждения «Муромцевская центральная районная больница» Коротниковой Н.П. в виде компенсации расходов по оплате отопления жилой площади в размере 25 656 (двадцать пять тысяч шестьсот пятьдесят шесть) рублей 75 коп. за период с 01.03.2009г. по 31.03.2011г. включительно.

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд через Муромцевский районный суд в течение 10 суток со дня изготовления мотивировочной части решения.

Судья

Т.В. Страшко

Мотивировочная часть решения изготовлена 06.04.2011г.

Судья Муромцевского районного суда

Т.В.Страшко