Дело № 2–256/2011 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации р.п. Муромцево 24.05.2011 Судья Муромцевского районного суда Омской области Гужинов А.Н., при секретаре Фроловой Т.Д., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Муромцевского района Омской области к индивидуальному предпринимателю Василькову А.Е. об обязании провести паспортизацию опасных отходов производства, УСТАНОВИЛ: В суд обратился прокурор Муромцевского района Омской области с вышеуказанными требованиями к ответчику ИП Василькову А.Е., мотивируя их тем, что в ходе проверки соблюдения индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность по заготовке, переработке, реализации древесины Федерального Законодательства: «Об отходах производства и потребления», «Об охране окружающей среды», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» были выявлены нарушения в деятельности ИП Василькова А.Е. - не проведена паспортизация опасных отходов производства. Так, проверкой установлено, что ИП Васильков А.Е. осуществляет деятельность по заготовке, переработке и реализации древесины по адресу: ..., при этом, на территории пилорамы имеются станки обработки древесины, механическая техника, иное оборудование, что приводит к образованию отходов производства: - кора, опилки, отработанная смазка, масла, детали механической техники непригодные для использования и т.д. Указанные отходы подпадают под 3 – 4 класс опасности, однако в нарушение требований федерального законодательства паспортизация образуемых отходов ИП Васильковым А.Е. не произведена. Невыполнение ИП Васильковым А.Е. возложенных законом обязанностей по паспортизации опасных отходов ведет к ухудшению санитарно-эпидемиологической обстановки на территории муниципального образования, негативно влияет на состояние природной среды, что в свою очередь нарушает Конституционные, а также предусмотренные Федеральным Законодательством права граждан. Просит обязать ИП Василькова А.Е. осуществить паспортизацию опасных отходов производства, взыскать госпошлину. Представитель заявителя старший помощник прокурора района Сумлянинова А.В. в судебном заседании заявленные прокуратурой района требования поддержал в полном объеме, в обоснование своей позиции привел доводы, аналогичные изложенным в заявлении. Ответчик ИП Васильков А.Е. в судебном заседании возражений на иск не представил, пояснил, что ранее к нему претензий по отходам не предъявлялось, часть отходов уничтожает на территории пилорамы, а часть отправляет в г. Омск на птицефабрику. В течение месяца оформит паспорт на отходы, если не закроет свою деятельность. Заслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд находит заявленные прокурором Муромцевского района требования подлежащими удовлетворению в полном объеме, по следующим основаниям. Согласно ст. 58 Конституции Российской Федерации каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам. Согласно ст. 1 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", под отходами производства и потребления (далее - отходы) понимаются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства, паспорт отходов – это документ, удостоверяющий принадлежность отходов к отходам соответствующего вида и класса опасности, содержащий сведения об их составе. В соответствии с ч. 3 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека. Согласно ч. 1 ст. 11 этого же Закона каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде. В соответствии с ч. 2 ст. 16 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" к видам негативного воздействия на окружающую среду относятся, в том числе, загрязнение недр, почв, размещение отходов производства и потребления. В соответствии с ч. 2, 3, 4 ст. 14 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I-IV класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды. На отходы I-IV класса опасности должен быть составлен паспорт. Паспорт отходов I-IV класса опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности. Порядок паспортизации, а также типовые формы паспортов определяет Правительство Российской Федерации. Деятельность индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, в процессе которой образуются отходы I-IV класса опасности, может быть ограничена или запрещена в установленном законодательством Российской Федерации порядке при отсутствии технической или иной возможности обеспечить безопасное для окружающей среды и здоровья человека обращение с отходами I-IV класса опасности. В соответствии с ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", транспортирование отходов I-IV класса опасности должно осуществляться при наличии паспорта отходов I-IV класса опасности. В соответствии с п. 1, 2 Инструкция по заполнению формы паспорта опасного отхода, утвержденной Приказом МПР РФ от 2 декабря 2002 г. N 785, паспорт опасного отхода составляется и утверждается индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, в процессе деятельности которых образуются опасные отходы, по согласованию с территориальным органом МПР России по соответствующему субъекту Российской Федерации. Паспорт опасного отхода составляется: на отходы, обладающие опасными свойствами (токсичность, пожароопасность, взрывоопасность, высокая реакционная способность, содержание возбудителей инфекционных болезней); на отходы I-IV класса опасности для окружающей природной среды. Федеральным классификационным каталогом отходов, утвержденным Приказом МПР РФ от 2 декабря 2002 г. N 786, отходы производства распределяются с 1 по 5 классы опасности. При этом, классификатором предусмотрено, что такие виды отходов переработки древесины как отходы коры, опилки и стружки с загрязнениями маслами или бензином (в данном случае при эксплуатации деревообрабатывающих станков), имеют 3 – 4 класс опасности. Согласно ч. 3 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", одним из основных принципов государственной политики в области обращения с отходами являются охрана здоровья человека, поддержание или восстановление благоприятного состояния окружающей среды и сохранение биологического разнообразия. В соответствии с ч. 1 ст. 51 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", ст. 22 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. В соответствии со ст. 41, 42 Конституции РФ, ст. 11 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", ст. 8 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на её защиту от негативного воздействия, на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека. Данное право обеспечивается выполнением требований природоохранного, санитарного законодательства. Согласно ст. 11 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека. Из Свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя (л.д. 11) следует, что 02.05.2007 в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей внесена запись о государственной регистрации физического лица Василькова А.Е. в качестве индивидуального предпринимателя, Согласно Свидетельству о внесении записи в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей (л.д.10), 05.06.2009 в ЕГРИП внесена запись о внесении изменений в сведения об индивидуальном предпринимателе Василькове А.Е. Объяснениями начальника отдела миграционных земельных отношений Администрации Муромцевского городского поселения Моисеева В.А. (л.д.8) подтверждается, что в ходе проверки граждан и индивидуальных предпринимателей-лесопользователей Муромцевского МР, проводимой совместно с прокуратурой района, установлено, что ИП Васильков А.Е. осуществляет заготовку, переработку и реализацию древесины, у него имеется оборудованная пилорама. На пилораме используется механическая техника, перерабатывающая древесину, служащая при погрузке, перевозке древесины. Эксплуатация указанной техники, а также производственные процессы, связаны с образование отходов 3 – 4 класса опасности, вместе с тем, технический паспорт на опасные отходы у Василькова А.Е. отсутствует. Таким образом, судом установлено, что не выполнение ИП Васильковым А.Е. возложенных на него законом обязанностей по паспортизации опасных отходов ведет к ухудшению санитарно-эпидемиологической и противопожарной обстановки на территории муниципального образования, негативно влияет на состояние окружающей природной среды, что нарушает права неопределенного круга лиц и недопустимо. При указанных обстоятельствах суд находит заявленные прокурором района требования об обязании ИП Василькова А.Е. осуществить паспортизацию опасных отходов производства, обоснованными и подлежащими удовлетворению. На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 45, 194 – 198 ГПК РФ, судья РЕШИЛ: Заявленные прокурором к индивидуальному предпринимателю Василькову А.Е. исковые требования об обязании осуществить паспортизацию опасных отходов производства, удовлетворить. Обязать индивидуального предпринимателя Василькова А.Е., государственный регистрационный № ..., проживающего по адресу: ..., осуществить паспортизацию опасных отходов производства. Взыскать с индивидуального предпринимателя Василькова А.Е., государственный регистрационный № ..., проживающего по адресу: ..., государственную пошлину в доход бюджета Муромцевского муниципального района в размере 200 (двухсот) рублей. Решение может быть обжаловано путем принесения жалобы или представления в Омский областной суд через Муромцевский районный суд в течение 10 суток. Судья А.Н. Гужинов