Дело № 2-288/2011 от 03.06.2011 по иску прокурора района к Администрации Ушаковского сельского поселения о признании незаконным бездействия в части организации мест захоронения



Дело № 2 – 288/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

р.п. Муромцево

03.06.2011 года

Муромцевский районный суд Омской области в составе:

председательствующего судьи Бурчик П.П.,

при секретаре Лисиной Л.П.,

с участием старшего помощника прокурора Муромцевского района Сумляниновой А.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению прокурора Муромцевского района Омской области к Администрации Ушаковского сельского поселения Муромцевского муниципального района Омской области о признании бездействия незаконным, суд

УСТАНОВИЛ:

В суд обратился прокурор Муромцевского района Омской области с заявлением к Администрации Ушаковского сельского поселения Муромцевского муниципального района Омской области о признании бездействия незаконным и об обязании Администрации Ушаковского сельского поселения организовать на территории сельского поселения места захоронений, соответствующим требованиям земельного, градостроительного, санитарно-эпидемиологического законодательства, а именно: оформить надлежащим образом правоустанавливающие документы на общественные сельские кладбища, провести отвод земельных участков под размещение мест погребения в соответствии с требованиями законодательства, определить границы кладбищ, получить положительные заключения экологической и санитарно-эпидемиологической экспертизы, мотивируя свои требования тем, что в результате проведенной прокуратурой района проверки исполнения земельного законодательства на территории Ушаковского сельского поселения Муромцевского района установлено, что на земельных участках, находящихся в 50 м. в северном направлении от с. Ушаково, в 580 м. в западном направлении от с. Ушаково, в 215 м. в южном направлении от д. Чинянино, в 170 м. в южном направлении от д. Самохвалово, в 120 м. в восточном направлении от д. Любимовка расположены кладбища. Вместе с тем, земельные участки под указанные кладбища не выделялись, на кадастровый учет они не поставлены, право собственности на них не зарегистрировано. При этом санитарно-эпидемиологическое состояние кладбищ не соответствует требованиям действующего законодательства. Однако, на территориях указанных кладбищ в настоящее время производятся захоронения. Прокурор просит признать незаконным бездействие Администрации Ушаковского сельского поселения Муромцевского муниципального района Омской области в части организации на территории поселения мест захоронения, соответствующим требованиям земельного, градостроительного, санитарно-эпидемиологического законодательства; обязать Администрацию Ушаковского сельского поселения Муромцевского муниципального района Омской области организовать на территории сельского поселения места захоронения, соответствующие требованиям земельного, градостроительного, санитарно-эпидемиологического законодательств, а именно: оформить надлежащим образом правоустанавливающие документы на общественные сельские кладбища, провести отвод земельных участков под размещение мест погребения в соответствии с требованиями законодательства, определить границы кладбищ, получить положительное заключение экологической и санитарно-эпидемиологической экспертизы.

Представитель заявителя от прокуратуры Муромцевского района старший помощник прокурора Муромцевского района Сумлянинова А.В. заявленные требования поддержала в полном объеме, приведя эти же доводы.

Представитель ответчика от Администрации Ушаковского сельского поселения Муромцевского муниципального района Омской области глава Ушаковского сельского поселения Евграфов В.И. в судебном заседании заявленные прокурором требования признал и пояснил, что действительно на территории Ушаковского сельского поселения имеется 5 кладбищ, которые существуют более 350 лет. Согласен, что администрация поселения должна определить границы кладбищ, оформить землю и получить заключение санитарно-эпидемиологической экспертизы.

Заслушав представителя истца старшего помощника прокурора Муромцевского района Сумлянинову А.В., представителя ответчика от Администрации Ушаковского сельского поселения Муромцевского муниципального района Омской области главу Администрации Евграфова В.И, изучив материалы дела, суд находит заявленные прокурором Муромцевского района требования о признании бездействия незаконным и об обязании Администрации Ушаковского сельского поселения организовать на территории сельского поселения места захоронений, соответствующие требованиям земельного, градостроительного, санитарно-эпидемиологического законодательства, а именно: оформить надлежащим образом правоустанавливающие документы на общественные сельские кладбища, провести отвод земельных участков под размещение мест погребения в соответствии с требованиями законодательства, определить границы кладбищ, получить положительные заключения экологической и санитарно-эпидемиологической экспертизы, подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с п. 22 ч.1 ст. 14 Федерального закона РФ от 06 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) к вопросам местного значения поселения относится организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.

В силу ч. 2 ст. 25 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» (с изменениями и дополнениями) организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления.

Указанный Закон в ч. 1 ст. 4 устанавливает, что местами погребения являются отведенные в соответствии с этическими, санитарными и экологическими требованиями участки земли с сооружаемыми на них кладбищами для захоронения тел (останков) умерших, стенами скорби для захоронения урн с прахом умерших (пеплом после сожжения тел (останков) умерших), крематориями для предания тел (останков) умерших огню, а также иными зданиями и сооружениями, предназначенными для осуществления погребения умерших. Места погребения могут относиться к объектам, имеющим культурно-историческое значение.

Создание новых мест погребения, реконструкция действующих мест погребения, согласно ч. 3 ст. 16 указанного Закона, возможны при наличии положительного заключения экологической и санитарно-гигиенической экспертизы.

Из ч. 4 ст. 16 этого же Закона следует, что предоставление земельного участка для размещения места погребения осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с земельным законодательством, а также в соответствии с проектной документацией, утвержденной в порядке, установленном законодательством РФ и законодательством субъектов РФ.

Санитарные, экологические и гигиенические требования к размещению мест погребения регулируются ст. 16 Федерального закона № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» (с изменениями и дополнениями), а также постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 06.04.2003 года, которым утверждены санитарные правила и нормы «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения. СанПин 2.1.1279-03».

Кроме того, как следует из требований Гражданского кодекса РФ, Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ, Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», права на недвижимое имущество подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре прав и кадастровому учету.

В соответствии с ч. 1 ст. 215 Гражданского кодекса РФ имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью.

Как следует из ст. 19 Земельного кодекса РФ, в муниципальной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов РФ; право муниципальной собственности на земельные участки, которое возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены по основаниям, установленным гражданским законодательством.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципа соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду.

Невыполнение Администрацией Ушаковского сельского поселения Муромцевского муниципального района Омской области возложенной законом обязанности по организации на территории муниципального образования мест захоронения, отвечающих требованиям федерального законодательства, подтверждается следующими доказательствами.

Из Устава Ушаковского сельского поселения Муромцевского муниципального района Омской области (л.д. 10-12) следует, что к вопросам местного значения Ушаковского сельского поселения среди прочих относятся организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения и владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности сельского поселения.

Из ответа Администрации Ушаковского сельского поселения на запрос (л.д.13) усматривается, что на территории Ушаковского сельского поселения расположены пять кладбищ: в 50 м. в северном направлении от с. Ушаково, в 580 м. в западном направлении от с. Ушаково, в 215 м. в южном направлении от д. Чинянино, в 170 м. в южном направлении от д. Самохвалово, в 120 м. в восточном направлении от д. Любимовка.

Из сообщения Межрайонного отдела № 2 ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Омской области усматривается (л.д. 9), что по состоянию на 23.05.2011 года в государственном кадастре недвижимости в границах Муромцевского кадастрового района отсутствуют сведения о земельных участках, занятых территориями кладбищ.

Таким образом, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных прокурором района требований и считает необходимым признать бездействие Администрации Ушаковского сельского поселения Муромцевского муниципального района Омской области в части организации на территории поселения мест захоронения, соответствующим требованиям земельного, градостроительного, санитарно-эпидемиологического законодательства незаконным, и обязать Администрацию Ушаковского сельского поселения Муромцевского муниципального района Омской области оформить правоустанавливающие документы на общественные сельские кладбища на территории Ушаковского сельского поселения Муромцевского района Омской области, находящихся: в 50 м. в северном направлении от с. Ушаково, в 580 м. в западном направлении от с. Ушаково, в 215 м. в южном направлении от д. Чинянино, в 170 м. в южном направлении от д. Самохвалово, в 120 м. в восточном направлении от д. Любимовка, провести отвод земельных участков под размещение указанных мест погребения в соответствии с требованиями законодательства, определить границы указанных кладбищ и получить положительное заключение экологической и санитарно-эпидемиологической экспертизы.

В соответствии со ст. 206 ч.2 ГПК РФ суд считает необходимым установить срок для устранения выявленных нарушений – до 03.12.2011 г.

Согласно ст. 333.20 ч. 1 п. 8 НК РФ в случае, если истец освобожден от уплаты государственной пошлины, государственная пошлина уплачивается ответчиком (если он не освобожден от уплаты государственной пошлины) пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований.

В силу ст. 98 ч. 1 ГПК РФ, суд считает необходимым взыскать с Администрации Ушаковского сельского поселения Муромцевского муниципального района Омской области государственную пошлину в доход бюджета Муромцевского муниципального района Омской области в сумме 200 рублей.

На основании изложенного и руководствуясь п. 22 ч.1 ст. 14 Федерального закона РФ от 06 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями), ч. 2 ст. 25 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» (с изменениями и дополнениями), постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 06.04.2003 года, которым утверждены санитарные правила и нормы «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения. СанПин 2.1.1279-03», Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», ст.ст. 45,194 – 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявленные прокурором Муромцевского района Омской области требования к Администрации Ушаковского сельского поселения Муромцевского муниципального района Омской области о признании бездействия незаконным и об обязании Администрации Ушаковского сельского поселения организовать на территории сельского поселения места захоронений, соответствующие требованиям земельного, градостроительного, санитарно-эпидемиологического законодательства удовлетворить.

Признать бездействие Администрации Ушаковского сельского поселения Муромцевского муниципального района Омской области в части организации на территории поселения мест захоронения, соответствующим требованиям земельного, градостроительного, санитарно-эпидемиологического законодательства незаконным.

Обязать Администрацию Ушаковского сельского поселения Муромцевского муниципального района Омской области оформить правоустанавливающие документы на общественные сельские кладбища на территории Ушаковского сельского поселения Муромцевского района Омской области, находящихся: в 50 м. в северном направлении от с. Ушаково, в 580 м. в западном направлении от с. Ушаково, в 215 м. в южном направлении от д. Чинянино, в 170 м. в южном направлении от д. Самохвалово, в 120 м. в восточном направлении от д. Любимовка, провести отвод земельных участков под размещение указанных мест погребения в соответствии с требованиями законодательства, определить границы указанных кладбищ и получить положительное заключение экологической и санитарно-эпидемиологической экспертизы, в срок до 03.12.2011 года.

Взыскать с Администрации Ушаковского сельского поселения Муромцевского муниципального района Омской области государственную пошлину в доход бюджета Муромцевского муниципального района в размере 200 (двести) рублей.

Решение может быть обжаловано или опротестовано в Омский областной суд через Муромцевский районный суд в течение 10 суток.

Судья Муромцевского районного суда

Омской области

П.П. Бурчик