Дело № 2-292/2011 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации р.п. Муромцево 02.06.2011 Судья Муромцевского районного суда Омской области Гужинов А.Н., при секретаре Фроловой Т.Д., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению прокурора Муромцевского района Омской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Гуровского сельского поселения Муромцевского муниципального района Омской области о признании незаконным бездействия в части организации места захоронения на территории поселения, УСТАНОВИЛ: В суд обратился прокурор Муромцевского района Омской области в интересах неопределенного круга лиц с вышеуказанными требованиями, мотивируя их тем, что на территории Гуровского сельского поселения Муромцевского района имеется кладбище в черте с. Гурово. Однако, правоустанавливающих документов на указанное место погребения в поселении не имеется, земельный участок, занятый кладбищем, не отведен, на кадастровый учет не поставлен, право собственности на него не зарегистрировано, отсутствует положительное заключение экологической и санитарно - эпидемиологической экспертиз. Указанные обстоятельства свидетельствуют о неисполнении органом местного самоуправления возложенной на него обязанности по организации мест захоронения, производимые в настоящее время на территории указанного кладбища захоронения являются незаконными, что нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц, проживающих на территории муниципального образования. Прокурор просит суд признать незаконным бездействие Администрации Гуровского сельского поселении Муромцевского муниципального района в части организации на территории поселения места захоронения, соответствующего требованиям земельного, градостроительного, санитарно-эпидемиологического законодательства, обязать Администрацию организовать на территории сельского поселения место захоронения, соответствующее указанным требованиям, путем оформления правоустанавливающих документов на общественное сельское кладбище, проведения отвода земельного участка под размещение места погребения, определения границ кладбища, получения положительных заключений экологической и санитарно – эпидемиологической экспертиз. Представитель заявителя – помощник прокурора Муромцевского района Хусаинов М.А. заявленные прокуратурой района требования поддержал в полном объеме, просит их удовлетворить. Представитель заинтересованного лица Глава Администрации Гуровского сельского поселения Муромцевского района Омской области Зимина Е.П. пояснила суду, что на территории поселения действительно имеется сельское кладбище, которое формировалось исторически – вместе с организацией деревни. Кладбище огорожено, на его благоустройство в бюджете поселения предусмотрены средства, производится его уборка, однако правоустанавливающих документов на данный объект не имеется. Полагает, что заявленные прокуратурой района требования являются обоснованными, однако учитывая то, что бюджет поселения на 2011 год уже утвержден и средств на оформление документов на землю, занятую кладбищем, проведение экспертиз в нем не предусмотрено, считает необходимым установить срок для исполнения решении суда не менее 6 месяцев. Заслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд находит заявленные прокурором Муромцевского района требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии с ч. 1 ст. 132 Конституции РФ органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения. Пункт 22 части 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» относит к вопросам местного значения организацию ритуальных услуг и содержание мест захоронения. Согласно ч. 2 ст. 25 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле", организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления. Согласно ч. 1 ст. 4 названного Федерального закона местами погребения являются отведенные в соответствии с этическими, санитарными и экологическими требованиями участки земли с сооружаемыми на них кладбищами для захоронения тел (останков) умерших, стенами скорби для захоронения урн с прахом умерших (пеплом после сожжения тел (останков) умерших, далее - прах), крематориями для предания тел (останков) умерших огню, а также иными зданиями и сооружениями, предназначенными для осуществления погребения умерших. Места погребения могут относиться к объектам, имеющим культурно-историческое значение. В соответствии с ч. 3, 4 ст. 16 этого же Федерального закона создание новых мест погребения, реконструкция действующих мест погребения возможны при наличии положительного заключения экологической и санитарно-гигиенической экспертизы. Предоставление земельного участка для размещения места погребения осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с земельным законодательством, а также в соответствии с проектной документацией, утвержденной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Санитарные, экологические и гигиенические требования к размещению мест погребения регулируются ст.16 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле», а также постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 8 апреля 2003 г. N 35 "О введении в действие СанПиН 2.1.1279-03", которым утверждены "Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения". В соответствии со ст. 131 ГК РФ, ст. 4 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", права на недвижимое имущество подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре прав и кадастровому учету. В соответствии с ч. 1 ст. 215 ГК РФ имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью. Согласно ч. 1 ст. 19 Земельного кодекса РФ в муниципальной собственности находятся земельные участки: которые признаны таковыми федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации; право муниципальной собственности на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены по основаниям, установленным гражданским законодательством. Согласно ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. В соответствии со ст. 58 Конституции РФ каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам. В соответствии со ст. 3 Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципа соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду. В данном случае бездействие Администрации Гуровского сельского поселения Муромцевского муниципального района Омской области, выразившееся в бездействии в части организации места захоронения на территории поселения, подтверждается материалами дела. Так, согласно справки ФГУ «Земельная кадастровая палата» (л.д. 7), в государственном кадастре недвижимости в границах Муромцевского кадастрового района ответствуют сведения о земельных участках, занятых территориями кладбищ. Из информации Администрации Гуровского сельского поселения Муромцевского муниципального района Омской области (л.д. 8) следует, что на территории сельского поселения находится одно кладбище площадью 0,8 га внутри населенного пункта. Документов на земельный участок не имеется. Согласно п. 22 Устава Гуровского сельского поселения Муромцевского муниципального района (л.д. 9 - 11) к вопросам местного значения поселения относится организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения. Таким образом, судом установлено, что Администрацией Гуровского сельского поселения Муромцевского муниципального района Омской области не исполняется возложенная законом обязанность по организации места захоронения, отвечающего требованиям федерального законодательства, чем нарушаются права и законные интересы неопределенного круга лиц, проживающих на территории названного муниципального образования. На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 45, 194 – 198 ГПК РФ, судья РЕШИЛ: Заявленные прокурором Муромцевского района Омской области в интересах неопределенного круга лиц требования о признании незаконным бездействия Администрации Гуровского сельского поселения Муромцевского муниципального района Омской области, удовлетворить. Признать незаконным бездействие Администрации Гуровского сельского поселении Муромцевского муниципального района в части организации на территории поселения места захоронения, соответствующего требованиям земельного, градостроительного, санитарно-эпидемиологического законодательства. Обязать Администрацию Гуровского сельского поселения Муромцевского муниципального района организовать на территории сельского поселения место захоронения, соответствующее требованиям земельного, градостроительного, санитарно-эпидемиологического законодательства, путем оформления правоустанавливающих документов на общественное сельское кладбище, в том числе путем отвода земельного участка под размещение места погребения, определения границ кладбища, получения положительных заключений экологической и санитарно – эпидемиологической экспертиз, в срок до 6 (шести) месяцев или до 02 ноября 2011 года. Решение может быть обжаловано в Омский областной суд через Муромцевский районный суд в течение 10 суток. Судья А.Н. Гужинов