Дело № 2-293/2011 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации р.п. Муромцево 02.06.2011 Судья Муромцевского районного суда Омской области Гужинов А.Н., при секретаре Фроловой Т.Д., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению прокурора Муромцевского района Омской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Бергамакского сельского поселения Муромцевского муниципального района Омской области о признании незаконным бездействия в части организации мест захоронения на территории поселения, УСТАНОВИЛ: В суд обратился прокурор Муромцевского района Омской области в интересах неопределенного круга лиц с вышеуказанными требованиями, мотивируя их тем, что на территории Бергамакского сельского поселения Муромцевского района имеется шесть кладбищ, расположенных на земельных участках, находящихся в 500 метрах в северо-восточном направлении от с. Бергамак, в 1,5 километрах в северном направлении от д. Окунево, в 400 метрах в северо-западном направлении от д. Окунево, в 1 километре в северном направлении от д. Танатово, в 100 метрах в южном направлении от л. Лисино, в 800 метрах в северном направлении от д. Кокшенево. Однако, правоустанавливающих документов на указанные места погребения у Администрации поселения не имеется, земельные участки, занятые кладбищами, не отведены, на кадастровый учет не поставлены, право собственности на них не зарегистрировано, отсутствует положительное заключение экологической и санитарно - эпидемиологической экспертиз. Указанные обстоятельства свидетельствуют о неисполнении органом местного самоуправления возложенной на него обязанности по организации мест захоронения, производимые на территории указанных кладбищ в настоящее время захоронения являются незаконными, что нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц, проживающих на территории муниципального образования. Прокурор района просит суд признать незаконным бездействие Администрации Бергамакского сельского поселении Муромцевского муниципального района в части организации на территории поселения мест захоронений, соответствующих требованиям земельного, градостроительного, санитарно-эпидемиологического законодательства, и обязать Администрацию организовать на территории сельского поселения места захоронений, соответствующие указанным требованиям, путем оформления правоустанавливающих документов на общественные сельские кладбища, проведения отвода земельных участков под размещение места погребения, определения границ кладбищ, получения положительных заключений экологической и санитарно – эпидемиологической экспертиз. Представитель заявителя – помощник прокурора района Хусаинов М.А. заявленные прокуратурой района требования поддержал в полном объеме, просил их удовлетворить, не возражал против возможности предоставления Администрации сельского поселения определенного срока для выполнения требуемых мероприятий. Заинтересованное лицо - Администрация Бергамакского сельского поселения Муромцевского района Омской области в лице главы Администрации Соловьева С.Э. в судебное заседание не явился, надлежаще извещен о месте и времени слушания дела, в заявлении (л.д. 13) просит о рассмотрении дела в его отсутствие. Заслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд находит заявленные прокурором Муромцевского района требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии с ч. 1 ст. 132 Конституции РФ органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения. Пункт 22 части 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» относит к вопросам местного значения организацию ритуальных услуг и содержание мест захоронения. Согласно ч. 2 ст. 25 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле", организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления. Согласно ч. 1 ст. 4 названного Федерального закона местами погребения являются отведенные в соответствии с этическими, санитарными и экологическими требованиями участки земли с сооружаемыми на них кладбищами для захоронения тел (останков) умерших, стенами скорби для захоронения урн с прахом умерших (пеплом после сожжения тел (останков) умерших, далее - прах), крематориями для предания тел (останков) умерших огню, а также иными зданиями и сооружениями, предназначенными для осуществления погребения умерших. Места погребения могут относиться к объектам, имеющим культурно-историческое значение. В соответствии с ч. 3, 4 ст. 16 этого же Федерального закона создание новых мест погребения, реконструкция действующих мест погребения возможны при наличии положительного заключения экологической и санитарно-гигиенической экспертизы. Предоставление земельного участка для размещения места погребения осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с земельным законодательством, а также в соответствии с проектной документацией, утвержденной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Санитарные, экологические и гигиенические требования к размещению мест погребения регулируются ст.16 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле», а также постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 8 апреля 2003 г. N 35 "О введении в действие СанПиН 2.1.1279-03", которым утверждены "Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения". В соответствии со ст. 131 ГК РФ, ст. 4 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", права на недвижимое имущество подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре прав и кадастровому учету. В соответствии с ч. 1 ст. 215 ГК РФ имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью. Согласно ч. 1 ст. 19 Земельного кодекса РФ в муниципальной собственности находятся земельные участки: которые признаны таковыми федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации; право муниципальной собственности на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены по основаниям, установленным гражданским законодательством. Согласно ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. В соответствии со ст. 58 Конституции РФ каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам. В соответствии со ст. 3 Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципа соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду. В данном случае бездействие Администрации Бергамакского сельского поселения Муромцевского муниципального района Омской области, выразившееся в бездействии в части организации места захоронения на территории поселения, подтверждается материалами дела. Так, согласно п. 22 Устава Бергамакского сельского поселения Муромцевского муниципального района (л.д. 7-9) к вопросам местного значения поселения относится организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения. Из справки ФГУ «Земельная кадастровая палата» (л.д. 10) следует, что в государственном кадастре недвижимости в границах Муромцевского кадастрового района ответствуют сведения о земельных участках, занятых территориями кладбищ. Согласно информации Администрации Бергамакского сельского поселения Муромцевского муниципального района Омской области (л.д. 11), на территории сельского поселения находится 6 кладбищ: в с. Бергамак – на расстоянии 500 метров северо-восточного направления; в д. Кокшенево – на расстоянии 800 метров северного направления; в д. Лисино – на расстоянии 100 метров южного направления; в д. Окунево – на расстоянии 400 метров северо-западного направления (православное) и 1,5 километров северного направления (мусульманское); в д. Танатово – на расстоянии 1000 метров северного направления. Таким образом, судом установлено, что Администрацией Бергамакского сельского поселения Муромцевского муниципального района не исполняется возложенная законом обязанность по организации мест захоронения, отвечающих требованиям федерального законодательства, чем нарушаются права и законные интересы неопределенного круга лиц, проживающих на территории названного муниципального образования. На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 45, 194 – 198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Заявленные прокурором Муромцевского района Омской области в интересах неопределенного круга лиц требования о признании незаконным бездействия Администрации Бергамакского сельского поселения Муромцевского муниципального района Омской области, удовлетворить. Признать незаконным бездействие Администрации Бергамакского сельского поселении Муромцевского муниципального района в части организации на территории поселения мест захоронения, соответствующих требованиям земельного, градостроительного, санитарно-эпидемиологического законодательства. Обязать Администрацию Бергамакского сельского поселения Муромцевского муниципального района организовать на территории сельского поселения места захоронений, соответствующие требованиям земельного, градостроительного, санитарно-эпидемиологического законодательства, путем оформления правоустанавливающих документов на общественные сельские кладбища, в том числе путем отвода земельных участков под размещение мест погребений, определения границ кладбищ, получения положительных заключений экологической и санитарно – эпидемиологической экспертиз, в срок до 6 (шести) месяцев или до 02 ноября 2011 года. Решение может быть обжаловано в Омский областной суд через Муромцевский районный суд в течение 10 суток. Судья А.Н. Гужинов