Дело № 2-233/2011 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации р.п. Муромцево 10.05.2011 Судья Муромцевского районного суда Омской области Гужинов А.Н., при секретаре Фроловой Т.Д., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению и.о. прокурора Муромцевского района Омской области в интересах Богдановой Г.Л. к Администрации Муромцевского муниципального района Омской области о мерах социальной поддержки в виде права на получение компенсации расходов по оплате коммунальных услуг, УСТАНОВИЛ: И.о. прокурора Муромцевского района Омской области обратился в суд в интересах Богдановой Г.Л. с вышеуказанными требованиями, мотивируя их тем, что при проведении проверки соблюдения требований законодательства о социальной защите отдельных категорий граждан было установлено, что Богданова Г.Л. с 1978 года по настоящее время работает в МУЗ «Муромцевская ЦРБ» в должности фельдшера-лаборанта. До 2009 года ей как работнику здравоохранения предоставлялись льготы по оплате коммунальных услуг, предусмотренные ст.ст. 36.37 Закона Омской области от 04.07.2008 г. №1061-ОЗ "Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан". С 01.09.2010 по 28.02.2011 Администрацией Муромцевского муниципального района Богдановой Г.Л. данные льготы не предоставлялись, что нарушает права и законные интересы. Просят суд признать незаконным бездействие администрации Муромцевского муниципального района Омской области по не предоставлению мер социальной поддержки медицинскому работнику МУЗ «Муромцевская центральная районная больница» Богдановой Г.Л. в виде права на получение компенсации расходов по оплате отопления жилой площади, признать за медицинским работником Богдановой Г.Л. право на получение мер социальной поддержки в виде компенсации расходов по оплате отопления жилой площади, обязать администрацию Муромцевского муниципального района Омской области предоставить Богдановой Г.Л. данные меры социальной поддержки в размере 6 194 рубля 12 копеек за период с 01.09.2010 по 28.02.2011. В судебном заседании и.о. прокурора Муромцевского района Ступин С.И. заявленные требования поддержал в полном объеме, в обоснование своей позиции привел доводы аналогичные, изложенным в исковом заявлении. Истица Богданова Г.Л. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела уведомлена надлежащим образом, в заявлении (л.д. 34) просит суд о рассмотрении дела в ее отсутствие, исковые требования поддерживает. Представитель ответчика Администрации Муромцевского муниципального района Омской области Губкин И.Ю., действующий на основании доверенности № 9 от 15.03.2011 года, иск не признал, приведя в обоснование своей позиции доводы, аналогичные изложенным в отзыве на исковое заявление (л.д. 35-39). Представитель третьего лица МУЗ «Муромцевская ЦРБ» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом, согласно заявлению (л.д. 40) просит суд о рассмотрении дела в его отсутствие, исковые требования поддерживает в полном объеме. Представитель третьего лица - Министерства финансов Омской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела надлежаще уведомлены (л.д. 43). Заслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд находит заявленные прокурором Муромцевского района исковые требования подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям. Согласно ч. 2 ст. 15 Конституции РФ, органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы. В силу п. "ж" ст. 72 Конституции РФ, в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится вопросы социальной защиты населения, включая социальное обеспечение. Согласно ст. 1 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, признается, гарантируется и осуществляется на всей территории Российской Федерации. Из Устава МУЗ «Муромцевская ЦРБ» (л.д. 11-12) следует, что МУЗ "Муромцевская центральная районная больница" является муниципальным учреждением здравоохранения, учрежденным органом местного самоуправления - Муромцевским муниципальным районом в лице Администрации Муромцевского муниципального района Омской области. В соответствии с ч. 2 ст. 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.1993 № 5487-1, действовавшей до 01.01.2005 г., врачи, провизоры, работники со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающие и проживающие в сельской местности и посёлках городского типа, а также проживающие с ними члены их семей имели право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением. Аналогичная норма была предусмотрена и ст. 59 Жилищного кодекса РСФСР, утратившего силу с 01.03.2005 в связи с принятием Федерального закона №189-ФЗ от 29.12.2004 г., а именно специалисты, работающие и проживающие в сельской местности, вне населенных пунктов (а в установленных законодательством Союза ССР случаях - в рабочих и иных поселках), пользовались бесплатно жилым помещением с отоплением и освещением. Согласно Федеральному закону от 22.08.2004 № 122-ФЗ "О внесении вменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации, в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления" от 22.08.2004 №122-ФЗ, решение вопросов социальной поддержки медицинских работников передано тем властным структурам, в ведении которых находятся соответствующие организации здравоохранения. Согласно п. 2 ст. 153 ФЗ от 22.08.2004 №122-ФЗ, при издании органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в связи с принятием вышеуказанного федерального закона нормативных правовых актов, должны быть соблюдены следующие условия: вновь устанавливаемые размеры и условия выплаты пособий (в том числе единовременных) иных видов социальных выплат, гарантии и компенсации отдельным категориям граждан в денежной форме не могут быть ниже размеров и условий оплаты труда (включая надбавки и доплаты), размеров и условий выплаты пособий, (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантий и компенсаций в денежной форме, предоставлявшихся соответствующим категориям граждан, по состоянию на 31.12.2004. На основании положений ст.63 "Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан», меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников организаций здравоохранения, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации; меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников муниципальных организаций здравоохранения устанавливаются органами местного самоуправления. В силу п.п. 24 пункта 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счёт бюджета субъекта Российской федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета) относится решение вопросов, в том числе связанных возмещением расходов муниципальных образований в связи с предоставлением законами субъекта Российской Федерации льгот отдельным категориям граждан, льгот по оплате услуг связи, организация предоставления гражданам субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг. Согласно ст. 19 ФЗ от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации осуществляется федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации - законами субъектов Российской Федерации. Отдельные государственные полномочия, передаваемые для осуществления органам местного самоуправления, осуществляются органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, если иное не установлено федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации. Из части 5 указанной статьи следует, что финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счёт предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов. Статьей 36 Закона Омской области от 04.07.2008 "Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан" установлены меры социальной поддержки постоянно проживающих в сельской местности работников, осуществляющих свою деятельность в соответствии с трудовым договором (за исключением внешнего совместительства) с нагрузкой не менее 75 процентов нормы рабочего времени в расположенных в сельской местности государственных учреждениях Омской области здравоохранения (с учетом указанных в п. 2 настоящей статьи нормативов) - компенсация расходов на оплату жилого помещения и отопления, компенсация расходов на оплату твердого топлива (включая его доставку), используемого для отопления в домах, не имеющих центрального отопления; компенсация расходов на оплату природного газа, используемого для отопления от газовых приборов местного отопления; компенсация расходов на оплату электроэнергии, используемой для освещения жилого помещения работника (п. 2 ст. 36 Закона). Согласно п.2,3 вышеуказанной статьи работникам и неработающим пенсионерам предоставляются меры социальной поддержки в том числе, компенсация расходов на оплату отопления. Установленная настоящим подпунктом компенсация во всех случаях предоставляется в пределах общей площади жилого помещения, приходящейся на работника, рассчитанной путем деления фактической общей площади жилого помещения на количество проживающих в нем лиц, но не более 18 кв.м. общей площади жилого помещения на работника, проживающего в семье из трех и более человек, 21 кв.м. общей площади жилого помещения на работника, проживающего в семье из двух человек, 33 кв.м. общей площади жилого помещения на одиноко проживающего работника. Работникам и неработающим пенсионерам меры социальной поддержки предоставляются с учетом проживающих совместно с ними их несовершеннолетних детей в пределах 50 процентов нормативов, указанных в пункте 2 настоящей статьи (с изменениями, введенными Законом Омской области от 18.12.2009 № 1212-ОЗ, вступившими в силу с 01.01.2010г.). Согласно п.п. 3.4 ст. 37 Закона Омской области от 04.07.2008 № 1061-ОЗ "Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан", Омская область передаёт на неограниченный срок органам местного самоуправления муниципальных районов Омской области государственные полномочия в части предоставления мер социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения и отопления, твердого топлива, природного газа, электроэнергии работникам, осуществляющим свою деятельность в соответствии с трудовым договором (за исключением внешнего совместительства) с нагрузкой не менее 75 процентов нормы рабочего времени в расположенных в сельской местности муниципальных учреждениях здравоохранения и культуры Омской области, и неработающим пенсионерам, уволенным в связи с выходом на пенсию из муниципальных учреждений здравоохранения, культуры, имеющим общий трудовой стаж в указанных учреждениях не менее 10 лет и пользовавшимся в соответствии с федеральным и областным законодательством при выходе на пенсию мерами социальной поддержки (в том числе льготами) по оплате жилого помещения и коммунальных услуг. Средства на реализацию, передаваемых государственных полномочий ежегодно предусматриваются в областном бюджете в виде субвенций. В данном случае из справки (л.д. 14), трудовой книжки (л.д. 24-25) следует, что Богданова Г.Л. работает постоянно на полную ставку в МУЗ "Муромцевская центральная районная больница" с 20.03.1978 и по настоящее время в должности фельдшера лаборанта. В суде установлено и представителем Администрации Муромцевского муниципального района Омской области не оспаривалось, что Богданова Г.Л., в соответствии со ст. 36 Кодекса Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан, ранее предоставлялись меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения (отопление, электроэнергия) за счёт средств бюджета до марта 2009 года. Из справки МУП «Теплосеть-1» (л.д.13) следует, что у Богдановой Г.Л., проживающей по адресу: ..., задолженность по оплате коммунальных услуг с 01.09.2010 по 28.02.2011 оплачена полностью. Согласно справке БУ Омской области «Центр социальных выплат и материально-технического обеспечения» по ... (л.д.23) Богданова Г.Л., проживающая в ..., в льготной базе по Муромцевскому району не значится и выплат за 2009-2010 ей не производилось. Данное обстоятельство также подтверждается представленными платежными квитанциями (л.д. 27-29). Из справки (л.д. 15), домовой книги (л.д.18-22) усматривается, что Богданова Г.Л. проживает по адресу: ... совместно с мужем Б. и матерью Ф. Согласно техническому паспорту (л.д.16), регистрационному удостоверению (л.д.17), общая площадь квартиры, расположенной по адресу: ..., составляет 78,7 кв.м. Из расшифровки задолженности коммунальных услуг МУП «Теплосеть-1" (л.д.30) следует, что истицей Богдановой была произведена оплата за площадь, оплачиваемой по льготе в сумме 5 489 рублей 64 копейки. Согласно представленным истцом расчетам, сумма компенсации расходов на оплату отопления за спорный период указана в размере 6194 рубля 12 копеек, однако, по мнению суда, данный расчет произведен не верно по причине принятия за базовые показатели состава семьи из 2 человек (по документам 3 человека) и 21 кв.м. площади жилья (вместо 18 кв.м.), что должно повлечь уменьшение размера суммы компенсации до 5 489 рублей 64 копейки. Данный расчет произведен судом в соответствии со ст.36 Кодекса Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан (в редакции, действующей на указанный период времени) с учетом внесенных изменений в указанную статью Законом Омской области от 08.12.2009 № 1212-ОЗ (вступивших в силу с 01.01.2010г.). На основании изложенного, оценив в совокупности все доказательства по делу, суд считает исковые требования прокурора по размеру компенсации подлежащими удовлетворению частично в сумме 5 489 рублей 64 копейки. Доводы представителя ответчика, изложенные в отзыве на исковое заявление, суд находит несостоятельными, поскольку Администрацией Муромцевского муниципального района Омской области, при наличии у Богдановой Г.Л. права на получение мер социальной поддержки, в отсутствие законных оснований, не исполняется обязанность по установлению и предоставлению ей мер социальной поддержки как медицинскому работнику, возложенная на органы местного самоуправления ст.63 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан и п. 50 ст.35 ФЗ №122-ФЗ от 22.08.2004. В соответствии со ст. 52 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет (местный бюджет). В местных бюджетах раздельно предусматриваются доходы, направляемые на осуществление полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения, и субвенции, предоставленные для обеспечения осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также осуществляемые за счёт указанных доходов и субвенций соответствующие расходы местных бюджетов. Пунктом 5 ст. 53 названного закона установлено, что порядок осуществления расходов местных бюджетов на осуществление отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, устанавливается соответственно федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации. В соответствии с ч. 4 ст. 55 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", в доходы местных бюджетов зачисляются субвенции, предоставляемые на осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, в соответствии со ст. 63 настоящего Федерального закона. Частью 1 ст. 63 указанного федерального закона установлено, что общий размер субвенций, предоставляемых из федерального бюджета и бюджета субъекта Российской Федерации местным бюджетам на осуществление органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий, определяется федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год раздельно по каждому из указанных государственных полномочий. В соответствии с ч. 2 данной статьи, субвенции на осуществление органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий предоставляются местным бюджетам из создаваемого в составе бюджета субъекта Российской Федерации регионального фонда компенсаций. Указанный фонд формируется за счёт: субвенций из федерального фонда компенсаций на осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и иных доходов бюджета субъекта Российской Федерации в объёме, необходимом для осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами. Как отмечалось выше, пунктом 50 ст. 35 Федерального закона №122-ФЗ решение вопросов социальной поддержки медицинских работников передано тем властным структурам, в ведении которых находятся соответствующие организации здравоохранения. В данном случае, как установлено судом и следует из пояснений представителя ответчика, причиной прекращения предоставления льгот Богдановой Г.Л. как медицинскому работнику, послужило приостановление подпунктом 2 пункта 1 ст. 16 Закона Омской области от 24.11.2008 №1093-ОЗ "Об областном бюджете на 2009 г." действия статей 36,37 Кодекса Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан с 1 января по 31 декабря 2009 г. Письмом Министерства финансов Омской области от 20.01.2009, также рекомендовано приостановить действие доведенных до главных распорядителей средств местного бюджета лимитов бюджетных обязательств на 2009 год, за исключением бюджетных обязательств, в том числе по предоставлению мер социальной поддержки отдельным категориям граждан. При этом, определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 28.10.2009 г. №50-Г09-20, признаны противоречащими федеральному законодательству отдельные положения подпункта 2 пункта 1 ст. 16 Закона Омской области от 24.11.2008 г. №1093-03 "Об областном бюджете на 2009 год". Несмотря на указанное судебное определение, подпунктом 2 пункта 1 ст. 15 Закона Омской области от 29.12.2009 г. №1219-ОЗ "Об областном бюджете на 2010 год", действие статей 36, 37 Кодекса Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан, приостановлено с 1 января по 31 декабря 2010 г., за исключением положений по предоставлению мер социальной поддержки работникам государственных учреждений здравоохранения Омской области. Анализируя вышеизложенное, суд приходит к выводу, что указанный подпункт 2 пункта 1 ст. 15 Закона Омской области от 29.12.2009 г. №1219-ОЗ "Об областном бюджете на 2010 год", ставит в неравное положение медицинских работников государственных и муниципальных учреждений здравоохранения области по предоставлению мер социальной поддержки, что противоречит Конституции РФ и федеральному законодательству в данной сфере правоотношений. Вместе с тем, закрепленное в ч. 1 ст. 53 Федерального закона от 22.08.2004 г. №122-ФЗ правовое регулирование не предполагает отмену социальных прав, приобретенных работающими и проживающими в сельской местности и посёлках городского типа медицинскими работниками муниципальных организаций здравоохранения, а обеспечивает возможность их сохранения после 01.01.2005. В соответствии с неоднократно выраженной в решениях Конституционного Суда Российской Федерации правовой позицией, изменение законодателем ранее установленных правил предоставления населению льгот и компенсаций должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, предполагающий правовую определенность, сохранение разумной стабильности правового регулирования, недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм и предсказуемость законодательной политики, в том числе в социальной сфере, с тем, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты, т.е. в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано; Россия, как правовое социальное государство, не может произвольно отказываться от выполнения взятых на себя публично-правовых обязательств и отмена, приостановление предоставления выплат либо льгот компенсаторного характера допустимы только при установлении надлежащего механизма соответствующего возмещения, формы и способы которого могут меняться, но объем не должен уменьшаться. Исследовав и оценив все доказательства в их совокупности, суд находит обоснованными требования и.о. прокурора Муромцевского района Омской области по признанию незаконным бездействия Администрации Муромцевского муниципального района Омской области по не предоставлению мер социальной поддержки Богдановой Г.Л., поскольку решение вопросов социальной поддержки медицинских работников входит в компетенцию властных структур, в ведении которых находятся соответствующие учреждения здравоохранения, в том числе, Администрации Муромцевского муниципального района Омской области. Доводы представителя Администрации Муромцевского муниципального района Омской области об отсутствии в Муромцевском муниципальном районе Омской области необходимых финансовых средств для предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, в том числе медицинским работникам муниципальных учреждений здравоохранения, суд находит несостоятельными, поскольку названное обстоятельство не должно нарушать прав граждан, гарантированных законом. В соответствии со ст. 19 ФЗ от 06.10.2003 г. №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", органы местного самоуправления имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления переданных им отдельных государственных полномочий в случаях и порядке, предусмотренных уставом муниципального образования. Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлениях от 17.06.2004 № 12-П и от 15.05.2006 № 5-П, недостаточность собственных доходных источников на уровне субъектов Российской Федерации или муниципальных образований обеспечивается посредством оказания финансовой помощи из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях надлежащего исполнения ими установленных федеральным законодательством расходных обязательств. Органы местного самоуправления в случае недостаточности собственных денежных средств для возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки указанной категории граждан, вправе требовать возмещения соответствующих расходов за счет бюджета другого уровня. Кроме того, в соответствии с Конституцией РФ, местное самоуправление гарантируется правом на судебную защиту, на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти. При изложенных обстоятельствах и на основании анализа правовых норм, суд приходит к выводу о незаконности бездействия Администрации Муромцевского муниципального района Омской области по не предоставлению мер социальной поддержки Богдановой Г.Л. в виде права на получение компенсации расходов по оплате отопления, в связи с чем, полагает необходимым обязать Администрацию Муромцевского муниципального района Омской области предоставить ей меры социальной поддержки в виде компенсации расходов по оплате отопления, рассчитанной по нормативам за период с 01.09.2010 года по 28.02.2011 года, в сумме 5 489 рублей 64 копейки. Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Заявленные и.о. прокурора Муромцевского района Омской области исковые требования удовлетворить частично. Признать незаконным бездействие Администрации Муромцевского муниципального района Омской области по не предоставлению мер социальной поддержки медицинскому работнику Муниципального учреждения здравоохранения «Муромцевская центральная районная больница» Богдановой Г.Л. в виде права на получение компенсации расходов по оплате отопления жилой площади. Признать за Богдановой Г.Л. , как медицинским работником Муниципального учреждения здравоохранения «Муромцевская центральная районная больница», право на получение мер социальной поддержки в виде компенсации расходов по оплате отопления. Обязать Администрацию Муромцевского муниципального района Омской области предоставить меры социальной поддержки медицинскому работнику МУЗ «Муромцевская ЦРБ» Богдановой Г.Л. в виде компенсации за период с 01.09.2010 по 28.02.2011 расходов по оплате отопления жилой площади в сумме 5 489 (пять тысяч четыреста восемьдесят девять) рублей 64 копейки, в остальной части иска отказать. Решение может быть обжаловано в Омский областной суд через Муромцевский районный суд в течение 10 суток со дня изготовления мотивированного решения суда в окончательной форме. Судья А.Н. Гужинов Мотивированное решение суда в окончательной форме изготовлено «12» мая 2011г. Судья А.Н. Гужинов