Дело № 2-273/2011 от 26.05.2011 по иску прокурора района в интересах Лисиной Н.Я. к Администрации Муромцевского МР о получении мер социальной поддержки в виде права на получение компенсации расходов по оплате коммунальных услуг



Дело № 2-273/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

р.п. Муромцево

26.05.2011 года

Муромцевский районный суд Омской области в составе:

председательствующего судьи Бурчик П.П.,

с участием помощника прокурора Муромцевского района Хусаинова М.А.

при секретаре Лисиной Л.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению прокурора Муромцевского района Омской области в интересах Лисиной Н.Я. к ответчику Администрации Муромцевского муниципального района Омской области о признании незаконным бездействия, выразившемся в непредставлении мер социальной поддержки в виде права на получение компенсации расходов по оплате отопления жилой площади и возложении на Администрацию обязанности предоставить меры социальной поддержки в виде компенсации расходов по оплате отопления, суд

УСТАНОВИЛ:

В суд обратился прокурор Муромцевского района Омской области с исковыми требованиями в интересах Лисиной Н.Я. к Администрации Муромцевского муниципального района Омской области о признании незаконным бездействия Администрации Муромцевского муниципального района Омской области, выразившемся в непредставлении мер социальной поддержки в виде права на получение компенсации расходов по оплате отопления жилой площади и возложении на Администрацию обязанности предоставить меры социальной поддержки Лисиной Н.Я. в виде компенсации расходов по оплате отопления жилой площади в размере 5765 рублей 30 копеек за период с 01.03.2009 по 31.12.2010 года, мотивируя свои требования тем, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения законодательства о социальной защите отдельных категорий граждан, в ходе которой выявлены нарушения. Проверкой установлено, что Лисина Н.Я. с 1977 года по настоящее время работает в МУЗ «Муромцевская ЦРБ» в должности фельдшера-лаборанта. До 2009 года ей как работнику здравоохранения предоставлялись льготы на оплату коммунальных услуг. С 2009 года предоставление указанных льгот прекратилось. До настоящего времени льготы не восстановлены. В настоящее время Лисина Н.Я. проживает в индивидуальном жилом доме с печным отоплением. В связи с этим за период с 01.03.2009 года по 30.04.2011 года ею были произведены расходы на приобретение дров и угля для отопления жилого дома. Прокурор просит признать незаконным бездействие Администрации Муромцевского района по непредставлению мер социальной поддержки медицинскому работнику муниципального учреждения «Муромцевская центральная районная больница» Лисиной Н.Я. в виде права на получение компенсации расходов по оплате отопления жилой площади. Также просит признать право Лисиной Н.Я. на получение меры социальной поддержки как медицинского работника в виде компенсации расходов по оплате отопления жилой площади. Кроме того, просит обязать Администрацию Муромцевского района предоставить меры социальной поддержки медицинскому работнику МУЗ «Муромцевская ЦРБ» Лисиной Н.Я. в виде компенсации расходов по оплате отопления жилой площади в размере 5765 рублей 30 копеек за период с 01.03.2009 года по 31.12.2010 года.

Представитель истца от прокуратуры Муромцевского района помощник прокурора Муромцевского района Хусаинов М.А. заявленные требования в ходе судебного заседания уточнил. Просит суд просит признать незаконным бездействие Администрации Муромцевского района по непредставлению мер социальной поддержки медицинскому работнику муниципального учреждения «Муромцевская центральная районная больница» Лисиной Н.Я. в виде права на получение компенсации расходов по оплате отопления жилой площади, признать право Лисиной Н.Я. на получение меры социальной поддержки как медицинского работника в виде компенсации расходов по оплате отопления жилой площади и обязать Администрацию Муромцевского района предоставить меры социальной поддержки медицинскому работнику МУЗ «Муромцевская ЦРБ» Лисиной Н.Я. в виде компенсации расходов по оплате отопления жилой площади в размере 5968 рублей 25 копеек за период с 01.03.2009 года по 31.12.2010 года.

Истица Лисина Н.Я. в судебное заседание не явилась, в заявлении просит дело рассмотреть в её отсутствие.

Представитель ответчика от Администрации Муромцевского муниципального района Губкин Ю.И. в судебном заседании требования прокурора не признал и пояснил, что правовые основания для обязания Администрации Муромцевского муниципального района осуществлять предоставление социальной поддержки работникам муниципальных медицинских работников отсутствуют. Деньги в бюджет на эти цели на 2010 и 2011 год не закладывались. Субвенций из федерального бюджета не поступали. Просят отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме.

Представитель третьего лица МУЗ «Муромцевская ЦРБ» Луков В.Д. в судебное заседание не явился, в заявлении просит дело рассмотреть в его отсутствие.

Представитель от Министерства труда и социального развития Омской области, в судебное заседание не явился, надлежащим образом уведомлены о месте и времени рассмотрения дела, рассмотрение дела в их отсутствие возможно.

Заслушав стороны, изучив материалы дела, суд находит заявленные прокурором Муромцевского района уточненные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 255 ГПК РФ, к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Согласно ст. 1 Федерального закона №131-ФЗ от 06.10.2003 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, признается, гарантируется и осуществляется на всей территории Российской Федерации.

В судебном заседании установлено, что Лисина Н.Я. является работником МУЗ «Муромцевская ЦРБ», работает в должности фельдшера-лаборанта на полную ставку с 12.07.1977 года и по настоящее время, что подтверждается трудовой книжкой (л.д.15-16), справкой (л.д. 24).

Из регистрационного удостоверения (л.д.14), справки (л.д.22), технического паспорта (л.д.13), усматривается, что Лисиной Н.Я. по праву общей совместной собственности с Л., Л. и Л. принадлежит квартира № ..., находящаяся в доме № ... по ул. ..., общей площадью 42,2 кв. м., жилой - 29,5 кв.м.

Согласно квитанциям (л.д. 23) Лисина Н.Я., проживающая по адресу: ул. ... производила оплату услуг за отопление в полном объеме.

Из объяснения Лисиной Н.Я. (л.д.12) следует, что в настоящее время Лисина Н.Я. работает в МУЗ «Муромцевская ЦРБ» в должности фельдшера-лаборанта, регулярно оплачивает жилищно-коммунальные услуги, однако Администрацией Муромцевского района меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату услуг ЖКХ ей не предоставлялись.

Справкой (л.д.19) подтверждается, что Лисина Н.Я., проживающая по адресу: ул. ..., в льготной базе по Муромцевскому району не значится, выплат за 2009 – 2010 годы не производилось.

Согласно справке (л.д. 22), Лисина Н.Я. зарегистрирована и проживает по адресу: ..., совместно с ней проживают муж Л. и сын Л., ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

Судом также установлено, что Муниципальное учреждение здравоохранения "Муромцевская центральная районная больница" является муниципальной организацией здравоохранения, что подтверждается Уставом муниципального учреждения, утверждённого Постановлением Главы Муромцевского муниципального района Омской области от 10.09.2007г. № 492-п, (л.д.17-18), из которого следует, что муниципальное учреждение здравоохранения «Муромцевская центральная районная больница» учреждено Администрацией Муромцевского муниципального района Омской области.

В соответствии с ч. 2 ст. 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.1993 г. №5487-1, действовавшей до 01.01.2005 г., врачи, провизоры, работники со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающие и проживающие в сельской местности и посёлках городского типа, а также проживающие с ними члены их семей имели право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением.

Аналогичная норма была предусмотрена ст. 59 Жилищного кодекса РСФСР, утратившего силу с 01.03.2005 г. в связи с принятием Федерального закона №189-ФЗ от 29.12.2004 г., а именно специалисты, работающие и проживающие в сельской местности, вне населенных пунктов (а в установленных законодательством Союза ССР случаях - в рабочих и иных поселках), пользовались бесплатно жилым помещением с отоплением и освещением.

Согласно Федеральному закону от 22.08.2004 г. №122-ФЗ "О внесении вменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации, в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной пасти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления" от 22.08.2004 г. №122-ФЗ, решение вопросов социальной поддержки медицинских работников передаётся тем властным структурам, в ведении которых находятся соответствующие организации здравоохранения.

Согласно п. 2 ст. 153 ФЗ от 22.08.2004 г. №122-ФЗ, при издании органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в связи с принятием настоящего федерального закона нормативных правовых актов должны быть соблюдены следующие условия: вновь устанавливаемые размеры и условия выплаты пособий (в том числе единовременных) иных видов социальных выплат, гарантии и компенсации, отдельным категориям граждан в денежной форме не могут быть ниже размеров и условий оплаты труда (включая надбавки и доплаты), размеров и условий выплаты пособий, (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантий и компенсаций в денежной форме, предоставлявшихся соответствующим категориям граждан, по состоянию на 31.12.2004 г.

В соответствии с положениями ст. 63 (новая редакция) "Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников федеральных специализированных организаций здравоохранения устанавливаются Правительством Российской Федерации; меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников организаций здравоохранения, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации; меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников муниципальных организаций здравоохранения устанавливаются органами местного самоуправления.

В силу п.п. 24 пункта 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 г. №184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счёт бюджета субъекта Российской федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета) относится решение вопросов, в том числе возмещение расходов муниципальных образований в связи с предоставлением законами субъекта Российской Федерации льгот отдельным категориям граждан, в том числе льгот по оплате услуг связи, организация предоставления гражданам субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг.

Согласно ст. 19 ФЗ от 06.10.2003 г. №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации осуществляется федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации - законами субъектов Российской Федерации. Отдельные государственные полномочия, передаваемые для осуществления органам местного самоуправления, осуществляются органами местного самоуправления муниципальных районов и органами местного самоуправления городских округов, если иное не установлено федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации.

Из ч. 5 указанной статьи следует, что финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счёт предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.

Статьей 36 Закона Омской области от 04.07.2008 г. № 1061-ОЗ "Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан", предусмотрено, что медицинским работникам государственных и муниципальных учреждений Омской области, а также неработающим пенсионерам предоставляются меры социальной поддержки, в том числе: компенсация расходов на оплату жилого помещения, компенсация расходов на оплату твёрдого топлива (включая его доставку), компенсация расходов на оплату природного газа, используемого для отопления от газовых приборов местного отопления, компенсация расходов на оплату электроэнергии, используемой для освещения жилого помещения работника (неработающего пенсионера). Работникам и неработающим пенсионерам меры социальной поддержки предоставляются с учётом проживающих совместно с ними их несовершеннолетних детей в пределах 50 процентов, указанных в пункте 2 настоящей статьи.

Согласно п.п. 3.4 ст. 37 Закона Омской области от 04.07.2008 г. №1061-ОЗ "Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан", Омская область передаёт на неограниченный срок органам местного самоуправления муниципальных районов Омской области государственные полномочия в части предоставления мер социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения и отопления, твердого топлива, природного газа, электроэнергии работникам, осуществляющим свою деятельность в соответствии с трудовым договором (за исключением внешнего совместительства) с нагрузкой не менее 75 процентов нормы рабочего времени в расположенных в сельской местности муниципальных учреждениях здравоохранения и культуры Омской области, и неработающим пенсионерам, уволенным в связи с выходом на пенсию из муниципальных учреждений здравоохранения, культуры, имеющим общий трудовой стаж в указанных учреждениях не менее 10 лет и пользовавшимся в соответствии с федеральным и областным законодательством при выходе на пенсию мерами социальной поддержки (в том числе льготами) по оплате жилого помещения и коммунальных услуг. Средства на реализацию, передаваемых государственных полномочий ежегодно предусматриваются в областном бюджете в виде субвенций.

В соответствии со ст. 52 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет (местный бюджет).

Из пункта 5 указанной статьи следует, что в местных бюджетах раздельно предусматриваются доходы, направляемые на осуществление полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения, и субвенции, предоставленные для обеспечения осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также осуществляемые за счёт указанных доходов и субвенций соответствующие расходы местных бюджетов.

Пунктом 5 ст. 53 названного закона установлено, что порядок осуществления расходов местных бюджетов на осуществление отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, устанавливается соответственно федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

В соответствии с ч. 4 ст. 55 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", в доходы местных бюджетов зачисляются субвенции, предоставляемые на осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, в соответствии со ст. 63 настоящего Федерального закона.

Частью 1 ст. 63 указанного федерального закона установлено, что общий размер субвенций, предоставляемых из федерального бюджета и бюджета субъекта Российской Федерации местным бюджетам на осуществление органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий, определяется федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год раздельно по каждому из указанных государственных полномочий.

В соответствии с ч. 2 указанной статьи, субвенции на осуществление органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий предоставляются местным бюджетам из создаваемого в составе бюджета субъекта Российской Федерации регионального фонда компенсаций. Указанный фонд формируется за счёт: субвенций из федерального фонда компенсаций на осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и иных доходов бюджета субъекта Российской Федерации в объёме, необходимом для осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами.

Таким образом, пунктом 50 ст. 35 Федерального закона №122-ФЗ решение вопросов социальной поддержки медицинских работников передано тем властным структурам, в ведении которых находятся соответствующие организации здравоохранения.

Как установлено судом, подпунктом 2 пункта 1 ст. 16 Закона Омской области от 24.11.2008 г. №1093-ОЗ "Об областном бюджете на 2009 г.", действие статей 36,37 Кодекса Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан, приостановлено с 1 января по 31 декабря 2009 г., согласно письму Министерства финансов Омской области от 20.01.2009 г., рекомендовано приостановить действие доведенных до главных распорядителей средств местного бюджета лимитов бюджетных обязательств на 2009 год, за исключением бюджетных обязательств, в том числе предоставление мер социальной поддержки отдельным категориям граждан.

При этом, определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 28.10.2009 г. №50-Г09-20, признаны противоречащими федеральному законодательству отдельные положения подпункта 2 пункта 1 ст. 16 Закона Омской области от 24.11.2008 г. №1093-03 "Об областном бюджете на 2009 год".

Тем не менее, подпунктом 2 пункта 1 ст. 15 Закона Омской области от 29.12.2009 г. №1219-ОЗ "Об областном бюджете на 2010 год", действие статей 36, 37 Кодекса Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан, приостановлено с 1 января по 31 декабря 2010 г., за исключением положений по предоставлению мер социальной поддержки работникам государственных учреждений здравоохранения Омской области.

Исходя из вышеизложенного, суд находит доводы прокурора Муромцевского района Омской области обоснованными и полагает, что указанный подпункт 2 пункта 1 ст. 15 Закона Омской области от 29.12.2009 г. №1219-ОЗ "Об областном бюджете на 2010 год", ставит в неравное положение работников государственных и муниципальных учреждений здравоохранения по предоставлению мер социальной поддержки медицинским работникам.

Указанный вывод суда основан на следующем.

Закрепленное в ч. 1 ст. 153 ФЗ от 22.08.2004 г. №122-ФЗ правовое регулирование не предполагает отмену социальных прав, приобретенных работающими и проживающими в сельской местности и посёлках городского типа медицинскими работниками муниципальных организаций здравоохранения на основании законодательства, которое действовало до 01.01.2005 года, а обеспечивает возможность их сохранения после указанной даты.

Исследовав и оценив все доказательства в совокупности, суд находит уточненные требования прокурора Муромцевского района Омской области по признанию незаконным бездействия администрации Муромцевского муниципального района Омской области по не предоставлению мер социальной поддержки обоснованными, поскольку решение вопросов социальной поддержки медицинских работников входит в компетенцию властных структур, в ведении которых находятся соответствующие организации здравоохранения, в том числе, администрации Муромцевского муниципального района Омской области.

Доводы представителя администрации Муромцевского муниципального района Омской области об отсутствии в Муромцевском муниципальном районе Омской области необходимых финансовых средств для предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, в том числе медицинским работникам муниципальных учреждений здравоохранения суд находит несостоятельными, поскольку названное обстоятельство не должно нарушать прав граждан указанной категории.

В соответствии со ст. 19 ФЗ от 06.10.2003 г. №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", органы местного самоуправления имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления переданных им отдельных государственных полномочий в случаях и порядке, предусмотренных уставом муниципального образования.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлениях от 17.06.2004 № 12-П и от 15.05.2006 № 5-П, недостаточность собственных доходных источников на уровне субъектов Российской Федерации или муниципальных образований обеспечивается посредством оказания финансовой помощи из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях надлежащего исполнения ими установленных федеральным законодательством расходных обязательств.

Органы местного самоуправления в случае недостаточности собственных денежных средств для возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки указанной категории граждан, вправе требовать возмещения соответствующих расходов за счет бюджета другого уровня.

Кроме того, в соответствии с Конституцией РФ, местное самоуправление гарантируется правом на судебную защиту, на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти.

При изложенных обстоятельствах, суд находит незаконным бездействие администрации Муромцевского муниципального района Омской области по непредоставлению мер социальной поддержки Лисиной Н.Я. в виде права на получение компенсации расходов по оплате отопления, в связи с чем полагает необходимым обязать администрацию Муромцевского муниципального района Омской области предоставить меры социальной поддержки медицинскому работнику МУЗ "Муромцевская ЦРБ" Лисиной Н.Я. в виде компенсации расходов по оплате отопления за период с 01.03.2009 г. по 31.12.2010 г. в сумме 5968 рублей 25 копеек, что подтверждается расчетом компенсации за отопление жилой площади Л. (л.д. 37). Данный расчет, по мнению суда, произведен истцом верно.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявленные прокурором Муромцевского района Омской области уточненные требования удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Администрации Муромцевского муниципального района Омской области по предоставлению мер социальной поддержки Лисиной Н.Я. в виде права на получение компенсации расходов по оплате отопления жилой площади.

Обязать Администрацию Муромцевского муниципального района Омской области предоставить меры социальной поддержки медицинскому работнику муниципального учреждения здравоохранения «Муромцевская центральная районная больница» Лисиной Н.Я. в виде компенсации расходов по оплате отопления жилой площади за период с 01.03.2009 г. по 31.12.2010 г. в размере 5968 (пять тысяч девятьсот шестьдесят восемь) рублей 25 копеек.

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд через Муромцевский районный суд в течение 10 суток.

Судья Муромцевского районного суда

Омской области

Бурчик П.П.