Дело № 2-372/2011 от 26.07.2011 года по иску прокурора в интересах Маркиной Л.А. к Администрации Муромцевского МР о предоставлении мер социальной поддержки



Дело № 2-372/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

р.п. Муромцево

26.07.2011 года

Судья Муромцевского районного суда Омской области Гужинов А.Н.,

при секретаре Фроловой Т.Д., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению прокурора Муромцевского района Омской области в интересах Маркиной Л.А. к Администрации Муромцевского муниципального района Омской области о признании незаконным бездействия по предоставлению мер социальной поддержки в виде права на получение расходов по оплате отопления и электроэнергии,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Муромцевского района Омской области обратился в суд с исковым заявлением в интересах Маркиной Л.А., мотивируя иск тем, что Маркина Л.А. с 1997 года и по настоящее время работает в МУЗ «Муромцевская ЦРБ» в должности медицинской сестры. До 2009 года ей как работнику здравоохранения предоставлялись льготы по оплате расходов на твердое топливо и электроэнергию, после чего предоставление льгот прекратилось и до настоящего времени они не восстановлены. Меры социальной поддержки, предусмотренные ст.ст. 36 и 37 Закона Омской области от 04.07.2008 г. №1061-ОЗ "Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан", Маркиной Л.А. как медицинскому работнику МУЗ «Муромцевская ЦРБ», с 2009 года по 31.05.2011 не предоставлялись, что нарушает ее права и законные интересы. На основании изложенного просит признать незаконным бездействие Администрации Муромцевского муниципального района Омской области по предоставлению мер социальной поддержки медицинскому работнику муниципального учреждения здравоохранения «Муромцевская центральная районная больница» Маркиной Л.А. в виде права на получение компенсации расходов по оплате отопления и освещения жилой площади, признать право Маркиной Л.А. на получение таких мер социальной поддержки, обязать Администрацию Муромцевского муниципального района Омской области предоставить Маркиной Л.А. меры социальной поддержки в виде компенсации расходов по оплате отопления и освещения жилой площади в размере 13 886 рублей за период с 01.01.2009 по 31.05.2011.

В судебном заседании старший помощник прокурора района Зверева И.Н. заявленные исковые требования уточнила и сократила, просил суд, обязать ответчика предоставить Маркиной Л.А. меры социальной поддержки за период 2009, 2010 годов в сумме 12 514 рублей 46 копеек. В обоснование своей позиции привела доводы аналогичные изложенным в исковом заявлении.

Истица Маркина Л.А. в судебном заседании заявленные прокурором уточненные требования поддержала, просила их удовлетворить.

Представитель ответчика Администрации Муромцевского муниципального района Омской области Губкин И.Ю., действующий на основании доверенности № ... от 15.03.2011 года, заявленные прокурором района требования в уточненном объеме не признал, приведя в обоснование своей позиции доводы, аналогичные изложенным в отзыве на исковое заявление Министерства финансов Омской области, просил суд в удовлетворении заявленных прокурором района в интересах Маркиной Л.А. исковых требований, отказать.

Третье лицо МУЗ «Муромцевская ЦРБ» в судебное заседание не явилось, о времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом (л.д. 37), рассмотрение дела в их отсутствие возможно.

Представитель третьего лица - Министерства финансов Омской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела надлежаще уведомлены, в отзыве на исковое заявление указывают, что компенсация расходов по оплате отопления и освещения медицинским работникам может быть взыскана с Российской федерации за счет средств федерального бюджета, просят о рассмотрении дела в их отсутствие (л.д. 39-44)

Заслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд находит заявленные прокурором Муромцевского района исковые требования в уточненном объеме, подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ч. 2 ст. 15 Конституции РФ, органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы.

В соответствии со ст. 255 ГПК РФ, к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

В силу п. "ж" ст.72 Конституции РФ, в совместном ведении РФ и субъектов России находятся вопросы социальной защиты населения, включая социальное обеспечение.

Согласно ст. 1 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, признается, гарантируется и осуществляется на всей территории Российской Федерации.

Выдержкой из Устава МУЗ «Муромцевская ЦРБ» (л.д. 12-13) подтверждается, что она является муниципальным учреждением здравоохранения, учредителем которого является орган местного самоуправления - Муромцевский муниципальный район Омской власти в лице Администрации Муромцевского муниципального района Омской области.

В соответствии с ч. 2 ст. 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.1993 г. №5487-1, действовавшей до 01.01.2005 г., врачи, провизоры, работники со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающие и проживающие в сельской местности и посёлках городского типа, а также проживающие с ними члены их семей имели право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением.

Аналогичная норма была предусмотрена и ст.59 Жилищного кодекса РСФСР, утратившего силу с 01.03.2005 г. в связи с принятием Федерального закона №189-ФЗ от 29.12.2004 г., а именно специалисты, работающие и проживающие в сельской местности, вне населенных пунктов (а в установленных законодательством Союза ССР случаях - в рабочих и иных поселках), пользовались бесплатно жилым помещением с отоплением и освещением.

Согласно Федеральному закону от 22.08.2004 г. №122-ФЗ "О внесении вменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации, в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления" от 22.08.2004 г. №122-ФЗ, решение вопросов социальной поддержки медицинских работников передано тем властным структурам, в ведении которых находятся соответствующие организации здравоохранения.

Согласно п.2 ст.153 ФЗ от 22.08.2004 №122-ФЗ, при издании органами государственной власти субъектов России и органами местного самоуправления в связи с принятием настоящего федерального закона нормативных правовых актов должны быть соблюдены следующие условия: вновь устанавливаемые размеры и условия выплаты пособий (в том числе единовременных) иных видов социальных выплат, гарантии и компенсации отдельным категориям граждан в денежной форме не могут быть ниже размеров и условий оплаты труда, размеров и условий выплаты пособий и иных видов социальных выплат, гарантий и компенсаций в денежной форме, предоставлявшихся соответствующим категориям граждан, по состоянию на 31.12.2004.

В соответствии с положениями ст. 63 (новая редакция) "Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников федеральных специализированных организаций здравоохранения устанавливаются Правительством Российской Федерации; меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников организаций здравоохранения, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации; меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников муниципальных организаций здравоохранения устанавливаются органами местного самоуправления.

В силу п.п. 24 пункта 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 г. №184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счёт бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета) относится решение вопросов, в том числе связанных возмещением расходов муниципальных образований в связи с предоставлением законами субъекта Российской Федерации льгот отдельным категориям граждан, льгот по оплате услуг связи, организация предоставления гражданам субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг.

Согласно ст. 19 ФЗ от 06.10.2003 г. №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации осуществляется федеральными законами и законами субъектов России, отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации - законами её субъектов. Отдельные государственные полномочия, передаваемые для осуществления органам местного самоуправления, осуществляются этими органами местного самоуправления, если иное не установлено федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации.

Из ч. 5 указанной статьи следует, что финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счёт предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.

Статьей 36 Закона Омской области от 04.07.2008 г. №1061-ОЗ "Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан", предусмотрено, что медицинским работникам государственных и муниципальных учреждений Омской области, а также неработающим пенсионерам предоставляются меры социальной поддержки, в том числе: компенсация расходов на оплату отопления, компенсация расходов на оплату твердого топлива (включая его доставку), используемого для отопления в домах, не имеющих центрального отопления, из расчета 0,065 т угля и 0,087 куб.м дров на 1 кв.м общей площади жилого помещения в год. Установленная настоящим подпунктом компенсация во всех случаях предоставляется в пределах общей площади жилого помещения, приходящейся на работника, рассчитанной путем деления фактической общей площади жилого помещения на количество проживающих в нем лиц, но не более 18 кв.м. общей площади жилого помещения на работника (неработающего пенсионера), проживающего в семье из трех и более человек, 21 кв.м. общей площади жилого помещения на работника, проживающего в семье из двух человек, 33 кв.м. общей площади жилого помещения на одиноко проживающего работника.

Компенсация расходов на оплату электроэнергии, используемой для освещения жилого помещения работника, из расчета 123 кВт/час в год на работника. Работникам и неработающим пенсионерам меры социальной поддержки предоставляются с учетом проживающих совместно с ними их несовершеннолетних детей в пределах 50 % нормативов.

Постановлением Главы Администрации Муромцевского муниципального района от 15.09.2008 за №405-п установлены нормы расхода твердого топлива для населения на отопление жилых помещений из расчета 0,065 тонн угля и 0,087 куб.м. дров в год на 1 кв.м. жилой площади нормы предоставления жилого помещения. Замена одного вида топлива другим с учетом эквивалента теплоты производится в следующих объемах: 1 тонна угля = 2,74 куб.м. дров, 1 куб.м. дров = 0.36 тонн угля. Данные нормы подлежат использованию при расчете мер социальной поддержки по оплате отопления на территории Муромцевского муниципального района (л.д. 46)

Согласно п.п. 3.4 ст. 37 Закона Омской области от 04.07.2008 г. №1061-ОЗ "Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан", Омская область передаёт на неограниченный срок органам местного самоуправления муниципальных районов Омской области государственные полномочия в части предоставления мер социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения и отопления, твердого топлива, природного газа, электроэнергии работникам, осуществляющим свою деятельность в соответствии с трудовым договором (за исключением внешнего совместительства) с нагрузкой не менее 75 процентов нормы рабочего времени в расположенных в сельской местности муниципальных учреждениях здравоохранения и культуры Омской области, и неработающим пенсионерам, уволенным в связи с выходом на пенсию из муниципальных учреждений здравоохранения, культуры, имеющим общий трудовой стаж в указанных учреждениях не менее 10 лет и пользовавшимся в соответствии с федеральным и областным законодательством при выходе на пенсию мерами социальной поддержки (в том числе льготами) по оплате жилого помещения и коммунальных услуг. Средства на реализацию, передаваемых государственных полномочий ежегодно предусматриваются в областном бюджете в виде субвенций.

В данном случае из справки (л.д. 15), трудовой книжки (л.д. 20-22) следует, что Маркина Л.А. работает постоянно в МУЗ "Муромцевская центральная районная больница" с 08.07.1997 года и по настоящее время в должности медицинской сестры процедурной поликлиники.

В судебном заседании установлено и представителем Администрации Муромцевского муниципального района Омской области не оспаривалось, что Маркина Л.А., в соответствии со ст. 36 Кодекса Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан, ранее предоставлялись меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату приобретаемого твердого топлива, потребляемой электроэнергии за счёт средств бюджета до 2009 года.

Из справки о составе семьи (л.д.14) следует, что Маркина Л.А. проживает по адресу: ..., и имеет в составе семьи проживающих совместно: мужа - А., несовершеннолетних сыновей: А. ФИО13, ДД.ММ.ГГГГ г.р. и А. ФИО13 ДД.ММ.ГГГГ г.р.

Согласно справки МУЗ «Муромцевская ЦРБ» (л.д. 16) Маркина Л.А пользовалась льготой по коммунальным услугам и выплата за 2008 год составила 6200 рублей 83 копейки. За период с января 2009 года по апрель 2011 года выплат не предоставлялось, так как действие льгот приостановлено. Льготная площадь составляет 36 кв.м.

Согласно квитанциям (л.д. 17-19), Маркиной Л.А. в 2009 году было оплачено 200 кВт электроэнергии на сумму 416 рублей, в 2010 году - 1200 кВт электроэнергии на общую сумму 2736 рублей.

Согласно свидетельству о заключении брака (л.д.23) Зайцева (Маркина) Л.А. и А. заключили брак 23.08.1997.

Техническим паспортом (л.д.24-25) свидетельством о государственной регистрации права (л.д.29), подтверждается, что общая площадь жилого дома, расположенного по адресу: ..., принадлежащего А. составляет 63,2 кв.м.

Из свидетельств о рождении (л.д.30,31) следует, что Маркина Л.А. имеет двух несовершеннолетних сыновей: М. ДД.ММ.ГГГГ г.р. и Д. ДД.ММ.ГГГГ г.р.

Согласно копий чеков от 28.07.2009 и 13.10.2009 (л.д. 32), Маркина Л.А. купила у ИП Л. 10 и 4,25 куб. м. дров по цене 400 и 600 рублей за куб на сумму 8 000 рублей.

Квитанцией (л.д.32) подтверждается, что Маркина Л.А. в 2010 году приобрела в ООО «Кузбасс Уголь» 5 тонн угля по цене 2540 рублей за тонну на общую сумму 12 700 рублей.

Квитанцией (л.д.33) подтверждается, что Маркина Л.А. в 2011 году приобрела в ООО «Кузбасс Уголь» 4 тонны угля за 2 750 рублей тонна на сумму 11 000 рублей.

Согласно справки (л.д. 35) семья Маркиной Л.А. проживает в частном доме, имеющем печное отопление.

Таким образом, расчет компенсации понесенных Маркиной Л.А. в 2009 и 2010 году расходов на приобретение твердого топлива, по мнению суда, является следующим.

В 2009 году объем льготной площади истицы, с учетом проживающих совместно двоих несовершеннолетних детей составляет 36 кв. м., норматив по льготе на приобретение угля – 2,34 тонны (36 кв.м. х 0,065 тонны), норматив по льготе на приобретение дров 3,13 куб. м. (36 кв. м. х 0, 087 куб. метров). Поскольку уголь в 2009 году истицей не приобретался, при применении коэффициента перевода одного вида топлива в другой, в данном случае - угля в дрова, компенсации, помимо объема дров, приобретенных Маркиной Л.А. в 2009 году в пределах норматива, подлежат также 6,41 куб. м. дров, приобретенных сверх нормы (2,34 тонны угля (норматив) х на 2,74 (коэффициент перевода топлива), соответственно сумма компенсации составит: 3,13 +6,41 куб. м. дров х 400 рублей = 3 816 рублей.

В 2010 года объем льготной площади истицы, с учетом изменений в ст. 36 Кодекса Омской области, составлял 31,6 кв. метра, в связи с чем норматив по льготе на приобретение угля составил 2,05 тонны (31,6 кв. м. х 0,065 тонны), на приобретение дров – 2,75кв.м. (31,6 кв.м. х 0,087 куб.м.). Поскольку дрова в 2010 году истицей не приобретались, при применении коэффициента перевода одного вида топлива в другой, в данном случае - дров в уголь, компенсации, помимо объема угля, приобретенного Маркиной Л.А. в 2010 году в пределах норматива, подлежат также 0.99 тонны угля, приобретенного сверх нормы (2,75 куб. м. дров (норматив) х на 0,36 (коэффициент перевода топлива), соответственно сумма компенсации составит: 0,99 +2,05 тонн угля х 2 540 рублей = 7 721 рубль 60 копеек.

- в 2009 – 2010 годах объем льготы по оплате электроэнергии составлял по 246 кВт (123 кВт на истицу и 123 кВт на 2 н/л детей), по поскольку фактически Маркиной Л.А. в 2009 году оплачено 200 кВт электроэнергии, что не превышает установленного норматива и подлежит компенсации в указанном объеме, соответственно сумма компенсации за 2009 составляет 416 рублей (200 кВт х тариф 2,08 рублей), в 2010 году – 560 рублей 88 копеек (246 кВт х тариф 2,28 рублей), итого 976 рублей 88 копеек.

Таким образом, общая сумма компенсации понесенных истицей Маркиной Л.А. расходов по приобретению твердого топлива и оплате электроэнергии за 2009 и 2010 годы составляет 12 514 рублей 48 копеек (3 816+7 721,6+976,88).

На основании изложенного, оценив в совокупности все доказательства по делу, суд приходит к выводу о наличии у Маркиной Л.А., как медицинского работника, права на получение мер социальной поддержки в виде компенсации расходов по оплате услуг отопления, в связи с чем находит заявленные прокурором района исковые требования с учетом изменений обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.

При этом, доводы представителя ответчика, изложенные в отзыве на исковое заявление, суд находит несостоятельными, поскольку Администрацией Муромцевского муниципального района Омской области, при наличии у Маркиной Л.А. права на получение мер социальной поддержки, в отсутствие законных оснований, не исполняется обязанность по установлению и предоставлению мер социальной поддержки медицинским и фармацевтическим работникам, возложенная на органы местного самоуправления в соответствии со ст. 63 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан и пунктом 50 ст. 35 ФЗ № 122-ФЗ от 22.08.2004 г.

В соответствии со ст. 52 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет (местный бюджет). Из пункта 5 указанной статьи следует, что в местных бюджетах раздельно предусматриваются доходы, направляемые на осуществление полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения, и субвенции, предоставленные для обеспечения осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также осуществляемые за счёт указанных доходов и субвенций соответствующие расходы местных бюджетов.

Пунктом 5 ст. 53 названного закона установлено, что порядок осуществления расходов местных бюджетов на осуществление отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, устанавливается соответственно федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

В соответствии с ч. 4 ст. 55 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", в доходы местных бюджетов зачисляются субвенции, предоставляемые на осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, в соответствии со ст. 63 настоящего Федерального закона.

Частью 1 ст. 63 указанного федерального закона установлено, что общий размер субвенций, предоставляемых из федерального бюджета и бюджета субъекта Российской Федерации местным бюджетам на осуществление органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий, определяется федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год раздельно по каждому из указанных государственных полномочий.

В соответствии с ч. 2 указанной статьи, субвенции на осуществление органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий предоставляются местным бюджетам из создаваемого в составе бюджета субъекта Российской Федерации регионального фонда компенсаций. Указанный фонд формируется за счёт: субвенций из федерального фонда компенсаций на осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и иных доходов бюджета субъекта Российской Федерации в объёме, необходимом для осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами.

Как отмечалось выше, пунктом 50 ст. 35 Федерального закона №122-ФЗ решение вопросов социальной поддержки медицинских работников передано тем властным структурам, в ведении которых находятся соответствующие организации здравоохранения.

В данном случае, как установлено судом и следует из пояснений представителя ответчика, причиной прекращения предоставления льгот Маркиной Л.А. как медицинскому работнику, послужило приостановление подпунктом 2 пункта 1 ст. 16 Закона Омской области от 24.11.2008 г. №1093-ОЗ "Об областном бюджете на 2009 г." действия статей 36,37 Кодекса Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан с 1 января по 31 декабря 2009 г. Письмом Министерства финансов Омской области от 20.01.2009 г., также рекомендовано приостановить действие доведенных до главных распорядителей средств местного бюджета лимитов бюджетных обязательств на 2009 год, за исключением бюджетных обязательств, в том числе по предоставлению мер социальной поддержки отдельным категориям граждан.

При этом, определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 28.10.2009 г. №50-Г09-20, признаны противоречащими федеральному законодательству отдельные положения подпункта 2 пункта 1 ст. 16 Закона Омской области от 24.11.2008 г. №1093-03 "Об областном бюджете на 2009 год".

Однако, несмотря на указанное судебное решение, подпунктом 2 пункта 1 ст. 15 Закона Омской области от 29.12.2009 г. №1219-ОЗ "Об областном бюджете на 2010 год", действие статей 36, 37 Кодекса Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан, приостановлено с 1 января по 31 декабря 2010 г., за исключением положений по предоставлению мер социальной поддержки работникам государственных учреждений здравоохранения Омской области.

Анализируя вышеизложенное, суд приходит к выводу, что указанный п.п. 2 пункта 1 ст. 15 Закона Омской области от 29.12.2009 №1219-ОЗ "Об областном бюджете на 2010 год", ставит в неравное положение работников государственных и муниципальных учреждений здравоохранения по предоставлению мер социальной поддержки медицинским работникам.

Так, по мнению суда, закрепленное в ч. 1 ст. 53 Федерального закона от 22.08.2004 г. №122-ФЗ правовое регулирование не предполагает отмену социальных прав, приобретенных работающими и проживающими в сельской местности и посёлках городского типа медицинскими работниками муниципальных организаций здравоохранения на основании законодательства, которое действовало до 01.01.2005 года, а обеспечивает возможность их сохранения после указанной даты.

В соответствии с неоднократно выраженной в решениях Конституционного Суда Российской Федерации правовой позицией, изменение законодателем ранее установленных правил предоставления населению льгот и компенсаций должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, предполагающий правовую определенность, сохранение разумной стабильности правового регулирования, недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм и предсказуемость законодательной политики, в том числе в социальной сфере, с тем чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты, т.е. в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано; Российская Федерация как правовое социальное государство не может произвольно отказываться от выполнения взятых на себя публично-правовых обязательств, и отмена либо приостановление предоставления выплат либо льгот компенсаторного характера допустимы только при установлении надлежащего механизма соответствующего возмещения, формы и способы которого могут меняться, но объем не должен уменьшаться.

Исследовав и оценив все доказательства в совокупности, суд находит требования прокурора Муромцевского района Омской области по признанию незаконным бездействия Администрации Муромцевского муниципального района Омской области по предоставлению мер социальной поддержки обоснованными, поскольку решение вопросов социальной поддержки медицинских работников входит в компетенцию властных структур, в ведении которых находятся соответствующие организации здравоохранения, в том числе, Администрации Муромцевского муниципального района Омской области.

Доводы представителя Администрации Муромцевского муниципального района Омской области об отсутствии в Муромцевском муниципальном районе Омской области необходимых финансовых средств для предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, в том числе медицинским работникам муниципальных учреждений здравоохранения, суд находит несостоятельными, поскольку названное обстоятельство не должно нарушать прав граждан указанной категории.

В соответствии со ст. 19 ФЗ от 06.10.2003 г. №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", органы местного самоуправления имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления переданных им отдельных государственных полномочий в случаях и порядке, предусмотренных уставом муниципального образования.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлениях от 17.06.2004 № 12-П и от 15.05.2006 № 5-П, недостаточность собственных доходных источников на уровне субъектов Российской Федерации или муниципальных образований обеспечивается посредством оказания финансовой помощи из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях надлежащего исполнения ими установленных федеральным законодательством расходных обязательств.

Органы местного самоуправления в случае недостаточности собственных денежных средств для возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки указанной категории граждан, вправе требовать возмещения соответствующих расходов за счет бюджета другого уровня.

Кроме того, в соответствии с Конституцией РФ, местное самоуправление гарантируется правом на судебную защиту, на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти.

При изложенных обстоятельствах, суд приходит к выводу о незаконности бездействия Администрации Муромцевского муниципального района Омской области по предоставлению мер социальной поддержки Маркиной Л.А. в виде права на получение компенсации расходов по приобретению твердого топлив и оплате электроэнергии, в связи с чем, полагает необходимым обязать администрацию Муромцевского муниципального района Омской области предоставить ей меры социальной поддержки в виде компенсации понесенных расходов, рассчитанной по нормативу, за 2009 – 2010 годы в сумме 12 514 рублей 48 копеек.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявленные прокурором Муромцевского района Омской области исковые требования в уточненном объеме удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Администрации Муромцевского муниципального района по предоставлению мер социальной поддержки медицинскому работнику Муниципального учреждения здравоохранения «Муромцевская центральная районная больница» Маркиной Л.А. в виде права на получение компенсации расходов по оплате отопления и освещения жилой площади.

Признать за Маркиной Л.А., как медицинским работником Муниципального учреждения здравоохранения «Муромцевская центральная районная больница», право на получение мер социальной поддержки в виде компенсации расходов по оплате отопления и освещения жилой площади.

Обязать Администрацию Муромцевского муниципального района Омской области предоставить меры социальной поддержки медицинскому работнику МУЗ «Муромцевская ЦРБ» Маркиной Л.А. в виде компенсации расходов по оплате отопления и освещения жилой площади за 2009–2010 годы, в сумме 12 514 рублей (двенадцать тысяч пятьсот четырнадцать) рублей 48 копеек.

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд через Муромцевский районный суд в течение 10 суток со дня изготовления мотивированного решения суда в окончательной форме.

Судья

А.Н. Гужинов

Мотивированное решение суда в окончательной форме изготовлено «28» июля 2011г.

Судья

А.Н. Гужинов