Дело № 2-336/2011 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации р.п. Муромцево 05 августа 2011 года Муромцевский районный суд Омской области, в составе: председательствующего судьи Страшко Т.В., с участием помощника прокурора Муромцевского района Омской области Хусаинова М.А., при секретаре Замша Т.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Муромцевского района Омской области в интересах Гуцко О.А. к ответчику Администрации Муромцевского муниципального района Омской области о признании незаконным отказа в признании Гуцко О.А. нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, о признании Гуцко О.А. нуждающейся в улучшении жилищных условий на основании п. 3 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ и обязании принять ее на учет в указанном качестве, включить как члена семьи погибшего (умершего) участника Великой Отечественной войны в Список граждан, претендующих на получение выплат для приобретения жилья с момента фактического обращения в орган местного самоуправления, УСТАНОВИЛ: В суд обратился прокурор Муромцевского района Омской области с вышеуказанными исковыми требованиями, мотивируя их тем, что Гуцко О.А. является вдовой ветерана Великой Отечественной Войны - Г., скончавшегося 15.02.1974 года, и имеет право на льготы, предусмотренные ст. 21 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах». 24.12.2010 года Гуцко О.А. обратилась в Администрацию района с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, а также с заявлением о предоставлении ей социальной выплаты из средств федерального и областного бюджета для покупки жилья как члену семьи погибшего (умершего) участника ВОВ. Постановлением Главы Администрации Муромцевского муниципального района от 12.01.2011 года № 5-П Гуцко О.А. отказано в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении и во включении в список на предоставление социальной выплаты на приобретение жилого помещения на основании п.1 ч.1 ст.54 Жилищного кодекса РФ, ввиду признания её жилого помещения пригодным для постоянного проживания. По мнению истца, отказ Администрации Муромцевского МР в постановке на учет и во включении Гуцко О.А. в список на предоставление социальной выплаты на приобретение жилого помещения является незаконным и нарушает ее право как члена семьи погибшего (умершего) участника ВОВ на получение гарантированной законом меры социальной поддержки в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем. Дом, находящийся по адресу: ..., в котором проживает Гуцко О.А., является одноэтажным жилым домом, расположенным в селе. Как следует из акта обследования жилого помещения, составленного Администрацией Муромцевского МР от 04.05.2011 года, в жилом помещении печное отопление, электропроводка, крыша, окна и двери требуют ремонта, водоснабжение из уличной колонки. Таким образом, дом, в котором в настоящее время проживает Гуцко требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, не соответствует, в связи с чем истец имеет право на признание ее нуждающейся в улучшении жилищных условий и принятии на учет в качестве таковой. Более того, Гуцко О.А. в виду имущественного положения, преклонного возраста и состояния здоровья не имеет возможности самостоятельно улучшить свои жилищные условия, в связи с чем имеет право и на получение мер социальной поддержки от государства в виде обеспечения благоустроенным жильем. Просит признать отказ Администрации Муромцевского муниципального района в признании Гуцко О.А. нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, незаконным, признать Гуцко О.А. нуждающейся в улучшении жилищных условий на основании п. 3 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ, обязать Администрацию Муромцевского муниципального района принять Гуцко О.А. на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, с момента ее фактического обращения в Администрацию Муромцевского муниципального района с соответствующим заявлением, то есть – с 24.12.2010 года, обязать Администрацию Муромцевского муниципального района включить Гуцко О.А. как члена семьи погибшего (умершего) участника Великой Отечественной войны в список граждан, претендующих на получение выплат, предусмотренных п. 9 «Порядка предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей – инвалидов», утвержденного Постановлением Правительства Омской области от 26.07.2006 года № 99 – п, с момента фактического обращения в органы местного самоуправления, - с 24.12.2010 года. В судебном заседании помощник прокурора Муромцевского района Омской области Хусаинов М.А. заявленные прокурором требования поддержал, дополнив, что Гуцко О.А., проживает в ветхом доме, то есть в помещении, не отвечающем установленным требованиям не только из-за отсутствия всего комплекса благоустройства (водоотведение, канализация), но и имеются факторы, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья престарелой Гуцко О.А. вследствие ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания дома в целом. Кроме того, вдова ВОВ Гуцко О.А. не имеет в собственности никакого жилья, не является нанимателем жилья, в связи с чем ответчик был обязан признать ее нуждающейся в получении жилого помещения на основании п.1 и п.3 ст.51 ЖК РФ. Гуцко О.А. и ее представитель по заявлению Поликарпова Л.И. заявленные прокурором района исковые требования поддержали, просили их удовлетворить. Пояснили суду, что в настоящее время Гуцко О.А. проживает одна в неблагоустроенном деревянном доме, по адресу: ..., находится в преклонном возрасте, в связи с чем не может самостоятельно носить дрова, уголь, воду и т.д., и нуждается в обеспечении благоустроенным жильем. Как вдова ветерана ВОВ она имеет право на получение льгот в виде субсидии на приобретение жилья, однако Администрация района отказала включить ее в соответствующие Списки. В повторный брак после смерти мужа не вступала. Жилья в собственности не имеет. Проживает в помещении, не состоящем на учете в БТИ. Дом является не пригодным для проживания в связи с ветхостью, фундамент частично отсутствует, полы прогнили и прогибаются, печка пришла в негодность, зимой помещение не прогревается более 10 градусов. Просят суд заявленные прокурором района требования удовлетворить. Представитель ответчика - Администрации Муромцевского муниципального района Губкин И.Ю., действующий на основании доверенности № 9 от 15.03.2011 года, заявленные исковые требования не признал, поскольку отказ Гуцко О.А. в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении и невключении в список граждан на предоставление социальной выплаты на приобретение жилого помещения, был обусловлен тем, что ею не были предоставлены правоустанавливающие документы на дом в д.Захаровка, в котором она проживает. Вопрос о пригодности или непригодности жилья для проживания, его ветхости, аварийности межведомственной комиссией не рассматривался, заключения об этом не существует, осмотр жилья не проводился, поскольку дом не состоит на учете в БТИ. Гуцко О.А. должна была оформить правовые документы на этот дом. Заслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд находит заявленные прокурором исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению, по следующим основаниям. В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан и неопределенного круга лиц. Согласно п. 4 ч. 1 ст. 21 Федерального закона от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах», устанавливающего правовые гарантии социальной защиты для семей погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны, предоставляются меры социальной поддержки в том числе, в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения. Согласно ст. 23.2 Федерального Закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах", Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17-19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных в пункте 1 настоящей статьи мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций. В соответствии с Указом Президента РФ от 07.05.2008 года № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг.», предусмотрено обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах". В соответствии с ч. 2 п. 2 ст. 1 Порядка предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, утвержденного Постановлением Правительства Омской области от 26 июля 2006 г. N 99-п, право на получение мер социальной поддержки в соответствии с настоящим Порядком имеют проживающие на территории Омской области нуждающиеся в улучшении жилищных условий категории граждан, установленные статьями 14, 15, 17-19 и 21 Федерального закона "О ветеранах". В соответствии с п. 9 Порядка, формирование списков граждан, претендующих на получение выплат, осуществляется органами местного самоуправления Омской области в той же хронологической последовательности, в какой граждане были приняты на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, с учетом права граждан на внеочередное получение жилого помещения. Сформированные списки граждан, претендующих на получение выплат, направляются в Минтруд Омской области. Органы местного самоуправления Омской области формируют отдельно в течение года списки граждан, претендующих на получение выплат, из числа категорий граждан, указанных в подпункте 2 пункта 3 статьи 23.2 Федерального закона "О ветеранах", а также до 1 января текущего года списки граждан, претендующих на получение выплат, из числа категорий граждан, указанных в подпункте 3 пункта 3 статьи 23.2 Федерального закона "О ветеранах", инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов. Согласно п. 1 и 3 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются лица, не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения, а также лица, проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям. Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 года № 47, предусмотрены основания для признания жилого помещения непригодным для проживания. К таким основаниям отнесено наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований. По данному делу судом такие обстоятельства установлены, что подтверждается следующими материалами дела. Из заявления Гуцко О.А. (л.д. 13) следует, что она 24.12.2010 года обратилась к Главе Администрации Муромцевского района о предоставлении социальной выплаты из областного и федерального бюджетов на приобретение жилого помещения на территории Омской области в 2010 году, поскольку является вдовой участника ВОВ. Также Гуцко О.А. (л.д.12) 24.12.2010 года обратилась в Администрацию Муромцевского муниципального района с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, в связи с отсутствием жилья, дом не пригодный для постоянного проживания, холодный, разрушается. Согласно данных паспорта (л.д.14), Гуцко О.А. родилась ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрирована проживающей по адресу: ..., с 2004 года. Из свидетельства о заключении брака (л.д.15) следует, что Гуцко О.А. (в девичестве Шиманская) вступила в брак с Г. 17.11.1943 года. Г. являлся участником ВОВ (л.д.18). Согласно свидетельства о смерти (л.д. 16), Г. умер 15.02.1974 года. Гуцко О.А. имеет право на льготы и преимущества, установленные для родителей и жен погибших военнослужащих, является ветераном ВОВ (л.д.17). Из справки о составе семьи (л.д. 19) следует, что Гуцко О.А. проживает одна по адресу: .... Из копии лицевого счета следует, что занимаемое Гуцко О.А. помещение имеет 40 кв.м., состоящее из 1 комнаты, правовые документы отсутствуют (л.д.20). Согласно выписки из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (л.д.24-25), справки ГП «Омский центр технической инвентаризации» (л.д.22), Гуцко О.А. жилья на праве собственности не имеет. В ходе осмотра жилого дома в ..., проведенного 04.05.2011г. и.о. заместителя Главы Муромцевского района было установлено, что дом одноквартирный, стены рубленые. Во многих местах дерево подвержено гнили, окна и двери требуют замены, полы и потолки в удовлетворительном состоянии, крыша и отопление требуют ремонта, внутренняя электропроводка требует замены, водоснабжение из уличной колонки (л.д.10). Из заключения Главного управления жилищного контроля, государственного строительного надзора и государственной экспертизы Омской области от 21.07.2011г. №157 следует, что жилой дом по ... не соответствует требованиям, которым должно отвечать жилое помещение: пол неравномерно просел, поражен гнилью, грибком, имеются прогибы, изломы отдельных досок, перепад уровня, зыбкость при ходьбе, фундамент частично разрушен, имеются сквозные трещины фундамента по всему периметру здания, искривление цоколя, отсутствие связи цоколя с наружными стенами, отсутствие гидроизоляции между стенами и фундаментом, неравномерная осадка стен, выпучивание их, перекосы, отклонение наружных стен от вертикали, многочисленные трещины, разрушение стыков наружных стен, на крыше сквозные трещины, пробоины, поражение конструкции крыши гнилью, внутренняя система электроснабжения в неудовлетворительном техническом состоянии. Жилое помещение не обеспечено инженерными системами, не обеспечивает комфортные условия для проживания, снижена прочность и устойчивость строительных конструкций и оснований здания в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом, исчерпаны несущие способности конструктивных элементов. Судом установлено, что заключение межведомственной комиссией по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу Администрации Муромцевского района не давалось, осмотр помещения, в котором проживает Гуцко О.А. не проводился, несмотря на наличие обращения вдовы ВОВ в орган местного самоуправления в установленном порядке, а также запроса суда. Согласно ответу Администрации района от 11.07.2011г., в полномочия комиссии не входит оценка соответствия помещений требованиям постановления Правительства РФ от 28.01.2006г. №47, не состоящих на государственном учете. Согласно Постановления администрации Муромцевского муниципального района № 5-п от 12.01.2011 года (л.д.11), Гуцко О.А. отказано в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях на основании п.1 ч.1 ст.54 ЖК РФ. В нарушение ст.56 ГПК РФ ответчиком не предоставлено доказательств законности своих действий по отказу Гуцко О.А. включить ее в список граждан, претендующих на получение выплат по обеспечению жильем. При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что Гуцко О.А, имеет право на признание ее нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, а также право, в соответствии с Постановлением Правительства Омской области от 26.07.2006 года № 99 – п, на предоставление мер социальной поддержки в виде предоставления выплаты на приобретение жилого помещения. Доводы представителя ответчика о том, что Гуцко О.А. имеет фактически в собственности жилой дом, являются несостоятельными, опровергаются сведениями из ЕГРПН и ЦТИ. Кроме того, истцом доказано, что дом, в котором проживает Гуцко О.А., не отвечает установленным для жилых помещений требованиям. Ответчиком не предоставлено доказательств пригодности дома для проживания на основании ст.56 ГПК РФ. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, судья Р Е Ш И Л: Заявленные прокурором Муромцевского района Омской области в интересах Гуцко О.А. к Администрации Муромцевского муниципального района Омской области исковые требования, удовлетворить. Признать отказ Администрации Муромцевского муниципального района Омской области, содержащийся в постановлении Администрации Муромцевского муниципального района № 5-п от 12.01.2011 года о признании Гуцко О.А. нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, незаконным. Признать Гуцко О.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженку ..., на основании ст. 51 Жилищного Кодекса РФ, - нуждающейся в улучшении жилищных условий. Обязать Администрацию Муромцевского муниципального района принять Гуцко О.А. на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, с момента ее фактического обращения с соответствующим заявлением – с 24.12.2010 года. Обязать Администрацию Муромцевского муниципального района включить Гуцко О.А. как члена семьи погибшего (умершего) участника Великой Отечественной Войны в список граждан, претендующих на получение выплат, предусмотренных п. 9 «Порядка предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жилым помещением ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей – инвалидов», утвержденного Постановлением Правительства Омской области от 26.07.2006 года № 99 – п, с момента постановки на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий - с 24.12.2011 года. Решение может быть обжаловано в Омский областной суд через Муромцевский районный суд в течение 10 суток со дня изготовления мотивировочной части решения. Судья Т.В.Страшко Мотивировочная часть решения изготовлена 10.08.2011г. Судья Муромцевского районного суда Т.В.Страшко