Дело № 2-425/2011 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации р.п. Муромцево 26 сентября 2011 года Муромцевский районный суд Омской области, в составе: председательствующего судьи Страшко Т.В., с участием помощника прокурора Муромцевского района Омской области Хусаинова М.А., при секретаре Фроловой Т.Д., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Муромцевского района Омской области в интересах Евгащиной Н.В. к ответчику Администрации Муромцевского муниципального района Омской области о признании незаконным отказа в признании Евгащиной Н.В. нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, о признании Евгащиной Н.В. нуждающейся в улучшении жилищных условий на основании п. 3 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ и обязании принять ее на учет в указанном качестве, включить как члена семьи погибшего (умершего) участника Великой Отечественной войны в Список граждан, претендующих на получение выплат, предусмотренный п.9 Порядка предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, утвержденного Постановлением Правительства Омской области от 26.07.2006г. №99-п с момента фактического обращения в органы местного самоуправления, с 26.04.2011г., УСТАНОВИЛ: В суд обратился прокурор Муромцевского района Омской области с вышеуказанными исковыми требованиями, мотивируя их тем, что Евгащина Н.В. является вдовой ветерана Великой Отечественной Войны - Е., скончавшегося 02.10.1992 года, и имеет право на льготы, предусмотренные ст. 21 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах». 26.04.2011 года Евгащина Н.В. обратилась в Администрацию района с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, а также с заявлением о предоставлении ей социальной выплаты из средств федерального и областного бюджета для покупки жилья как члену семьи погибшего (умершего) участника ВОВ. Постановлением Главы Администрации Муромцевского муниципального района от 31.05.2011 года № 229-П, №213-п Евгащиной Н.В. отказано в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении и во включении в список на предоставление социальной выплаты на приобретение жилого помещения ввиду признания её жилого помещения пригодным для постоянного проживания. По мнению истца, отказ Администрации Муромцевского МР в постановке на учет и во включении Евгащиной Н.В. в список на предоставление социальной выплаты на приобретение жилого помещения является незаконным и нарушает ее право как члена семьи погибшего (умершего) участника ВОВ на получение гарантированной законом меры социальной поддержки в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем. Дом, находящийся по адресу: ..., в котором проживает Евгащина Н.В., является одноэтажным жилым домом, расположенным в селе. Как следует из заключения о признании жилого помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания от 21.07.2011г., составленного Главным управлением жилищного контроля, государственного строительного надзора и государственной экспертизы Омской области, в жилом помещении отсутствуют инженерные системы, жилое помещение не обеспечивает комфортные условия для проживания. Таким образом, дом, в котором в настоящее время проживает Евгащина Н.В. требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, не соответствует, в связи с чем истец имеет право на признание ее нуждающейся в улучшении жилищных условий и принятии на учет в качестве таковой. Более того, Евгащина Н.В. ввиду имущественного положения, преклонного возраста и состояния здоровья не имеет возможности самостоятельно улучшить свои жилищные условия, в связи с чем имеет право и на получение мер социальной поддержки от государства в виде обеспечения благоустроенным жильем. Просит признать незаконным отказ Администрации Муромцевского муниципального района в признании Евгащиной Н.В. нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, признать Евгащину Н.В. нуждающейся в улучшении жилищных условий на основании п. 3 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ и обязании ответчика принять ее на учет в указанном качестве, включить как члена семьи погибшего (умершего) участника Великой Отечественной войны в Список граждан, претендующих на получение выплат, предусмотренный п.9 Порядка предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, утвержденного Постановлением Правительства Омской области от 26.07.2006г. №99-п с момента фактического обращения в органы местного самоуправления, с 26.04.2011г. В судебном заседании помощник прокурора Муромцевского района Омской области Хусаинов М.А. заявленные прокурором требования поддержал, дополнив, что Евгащина Н.В. проживает в ветхом доме, то есть в помещении, не отвечающем установленным требованиям не только из-за отсутствия всего комплекса благоустройства (водоотведение, канализация), но и имеются факторы, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья престарелой Евгащиной Н.В. вследствие ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания дома в целом. Евгащина Н.В. и ее представитель по заявлению Салеева А.Н. заявленные прокурором района исковые требования поддержали, просили их удовлетворить. Пояснили суду, что в настоящее время Евгащина Н.В. проживает в неблагоустроенной квартире по адресу: ..., находится в преклонном возрасте, в связи с чем не может самостоятельно носить дрова, уголь, воду и т.д., и нуждается в обеспечении благоустроенным жильем. Как вдова ветерана ВОВ она имеет право на получение льгот в виде субсидии на приобретение жилья, однако Администрация района отказала включить ее в соответствующие Списки. В повторный брак после смерти мужа не вступала. Квартира, в которой она проживает, является не пригодной для проживания в связи с физическим износом и нарушениями при строительстве: лопнула плита в стене, канализация не действует, поскольку вся вода уходит под пол и пол частично из-за этого в уборной комнате разрушен, стены промерзают зимой, в связи с чем установлена вторая дополнительная печь, на стенах грибок, углы стен вываливаются, рамы прогнили и стекла вывалились, проводка вышла частично из строя из-за течи в крыше. Просят суд заявленные прокурором района требования удовлетворить. Представитель ответчика - Администрации Муромцевского муниципального района Губкин И.Ю., действующий на основании доверенности № 9 от 15.03.2011 года, заявленные исковые требования не признал, поскольку отказ Евгащиной Н.В. в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении и невключении в список граждан на предоставление социальной выплаты на приобретение жилого помещения, был обусловлен тем, что ее квартира пригодна для постоянного проживания. Отсутствие воды и канализации не является основанием для признания дома непригодным для проживания. Свидетель К., являющийся секретарем Межведомственной комиссии Администрации Муромцевского района по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, суду пояснил, что заключение комиссией по квартире Евгащиной Н.В. было принято на основании рассмотрения представленных документов: регистрационного удостоверения, технического паспорта от 2004г., в котором физический износ здания был указан 32%. На этом основании было принято решение о несоответствии помещения требованиям, предьявляемым к жилому помещению ввиду отсутствия централизованных систем водоотведения, канализации, отопления, но пригодной для постоянного проживания. Комиссия дом непосредственно не осматривала, так как посчитала, что такой необходимости не имеется. Если Евгащина Н.В. считает, что ее дом аварийный, она была должна предоставить заключение специализированной строительной организации об этом, чего ею сделано не было. Заслушав участников процесса, свидетелей, изучив материалы дела, суд находит заявленные прокурором исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению, по следующим основаниям. В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан и неопределенного круга лиц. Согласно п. 4 ч. 1 ст. 21 Федерального закона от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах», устанавливающего правовые гарантии социальной защиты для семей погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны, предоставляются меры социальной поддержки в том числе, в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения. Согласно ст. 23.2 Федерального Закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах", Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17-19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных в пункте 1 настоящей статьи мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций. В соответствии с Указом Президента РФ от 07.05.2008 года № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг.», предусмотрено обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах". В соответствии с ч. 2 п. 2 ст. 1 Порядка предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, утвержденного Постановлением Правительства Омской области от 26 июля 2006 г. N 99-п, право на получение мер социальной поддержки в соответствии с настоящим Порядком имеют проживающие на территории Омской области нуждающиеся в улучшении жилищных условий категории граждан, установленные статьями 14, 15, 17-19 и 21 Федерального закона "О ветеранах". В соответствии с п. 9 Порядка, формирование списков граждан, претендующих на получение выплат, осуществляется органами местного самоуправления Омской области в той же хронологической последовательности, в какой граждане были приняты на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, с учетом права граждан на внеочередное получение жилого помещения. Сформированные списки граждан, претендующих на получение выплат, направляются в Минтруд Омской области. Органы местного самоуправления Омской области формируют отдельно в течение года списки граждан, претендующих на получение выплат, из числа категорий граждан, указанных в подпункте 2 пункта 3 статьи 23.2 Федерального закона "О ветеранах", а также до 1 января текущего года списки граждан, претендующих на получение выплат, из числа категорий граждан, указанных в подпункте 3 пункта 3 статьи 23.2 Федерального закона "О ветеранах", инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов. Согласно п. 3 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются лица, проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям. Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 года № 47, предусмотрены основания для признания жилого помещения непригодным для проживания. К таким основаниям отнесено наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований, а также изменение окружающей среды и параметров микроклимата жилого помещения, не позволяющих обеспечить соблюдение необходимых санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов в части содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов наличия источников шума, вибрации, электромагнитных полей. По данному делу судом такие обстоятельства установлены, что подтверждается следующими материалами дела. Из заявления Евгащиной Н.В. (л.д.28) следует, что она 26.04.2011 года обратилась к Главе Администрации Муромцевского района о предоставлении социальной выплаты из областного и федерального бюджетов на приобретение жилого помещения на территории Омской области в 2010 году, поскольку является вдовой участника ВОВ. Также Евгащина Н.В. (л.д.27) 26.04.2011 года обратилась в Администрацию Муромцевского муниципального района с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, в связи с аварийностью жилья. Евгащина Н.В. родилась ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрирована проживающей по адресу: .... На основании регистрационного удостоверения, указанная квартира, общей площадью 67,4 кв.м., зарегистрирована по праву общей совместной собственности на С., А., Н., М. и Евгащину Н.В. (л.д.12). Из свидетельства о заключении брака (л.д.34) следует, что Евгащина Н.В. (в девичестве Водопьянова) вступила в брак с Е. 28.03.1961 года. Е. являлся участником ВОВ (л.д.36). Согласно свидетельства о смерти (л.д.19), Е. умер 02.10.1992г. Евгащина Н.В. имеет право на льготы и преимущества, установленные для родителей и жен погибших военнослужащих, является инвалидом 2 группы (л.д.34). Из справки о составе семьи (л.д.37) следует, что Евгащина Н.В. проживает по адресу: ... вместе с внучкой А. и внуком Н. Согласно выписки из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (л.д.39), справки ГП «Омский центр технической инвентаризации» (л.д.9), указанная квартира принадлежит Евгащиной Н.В. по праву общей совместной собственности, другого жилья не имеет. Из заключения Главного управления жилищного контроля, государственного строительного надзора и государственной экспертизы Омской области от 21.07.2011г. № ... следует, что жилое помещение по ... не соответствует требованиям, которым должно отвечать жилое помещение: отсутствует отмостка по периметру здания, частичное выпадение межпанельных швов наружных стен по фасаду, асбестоцементные листы кровли в отдельных местах имеют сквозные трещины, повреждение конькового перекрытия, в жилых помещениях имеются следы протекания, отсутствие и ослабление креплений стекол оконных переплетов, внутренняя система электроснабжения в неудовлетворительном техническом состоянии, водоотведение, горячее водоснабжение отсутствует, отопление печное. Жилое помещение не обеспечено инженерными системами, не обеспечивает комфортные условия для проживания (л.д.21). Судом установлено, что заключение межведомственной комиссией по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу Администрации Муромцевского района давалось без осмотра помещения, в котором проживает Евгащина Н.В., несмотря на наличие обращения вдовы ВОВ в орган местного самоуправления в установленном порядке, и указание ею в заявлении на аварийность своего жилья. Согласно Постановления администрации Муромцевского муниципального района № 229-п от 31.05.2011 года (л.д.24), Евгащиной Н.В. отказано в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях на основании п.2 ч.1 ст.54 ЖК РФ, спорная квартира признана пригодной для постоянного проживания (л.д.25). Постановлением главы Администрации Муромцевского района от 31.05.2011г. №230-п на основании п.п.1 п.9 Постановления Правительства Омской области от 26.07.2006г. №99-п Евгащиной Н.В. отказано во включении в список на предоставление социальной выплаты на приобретение жилого помещения (л.д.23). В нарушение ст.56 ГПК РФ ответчиком не предоставлено доказательств законности своих действий по отказу Евгащиной Н.В. включить ее в список граждан, претендующих на получение выплат по обеспечению жильем и признании ее нуждающейся в жилом помещении. Как следует из п.42, п.43, п.44 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 года № 47, комиссия при оценке соответствия находящегося в эксплуатации помещения установленным в настоящем Положении требованиям проверяет его фактическое состояние. При этом проводится оценка степени и категории технического состояния строительных конструкций и жилого дома в целом, степени его огнестойкости, условий обеспечения эвакуации проживающих граждан в случае пожара, санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов, содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов источников шума, вибрации, наличия электромагнитных полей, параметров микроклимата помещения, а также месторасположения жилого помещения. Процедура проведения оценки соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям в том числе включает: определение перечня дополнительных документов (заключения соответствующих органов государственного контроля и надзора, заключение проектно-изыскательской организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения, акт государственной жилищной инспекции субъекта Российской Федерации о результатах проведенных в отношении жилого помещения мероприятий по контролю), необходимых для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем Положении требованиям; определение состава привлекаемых экспертов проектно-изыскательских организаций исходя из причин, по которым жилое помещение может быть признано нежилым, либо для оценки возможности признания пригодным для проживания реконструированного ранее нежилого помещения; работу комиссии по оценке пригодности (непригодности) жилых помещений для постоянного проживания; составление комиссией заключения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем Положении требованиям и пригодным (непригодным) для проживания (далее - заключение) и признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции; составление акта обследования помещения (в случае принятия комиссией решения о необходимости проведения обследования) и составление комиссией на основании выводов и рекомендаций, указанных в акте, заключения. Однако межведомственной Комиссией Администрации района фактически не было по сути рассмотрено заявление Евгащиной Н.В. о признании нуждающейся в жилом помещении в связи с аварийностью ее жилья: фактическое состояние квартиры не проверено, оценка технического состояния не проведена, перечень дополнительных документов не определен и пр. Принятие решение комиссией только на основании технического паспорта квартиры, является необоснованным и не соответствующим законодательству. Технический паспорт не является документом, на основании которого межведомственная комиссия может принимать решения о соответствии либо не соответствии жилого помещения требованиям, предьявляемым к нему. Вместе с тем, комиссия в составе представителя прокуратуры района, специалиста по строительству, представителей филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Омской области в Тарском районе», территориального ОНД УНД ГУ МЧС России по Омской области провела обследование ..., принадлежащего Евгащиной Н.В., в ходе которого было установлено, что печное отопление требует капитального ремонта, стены внутри дома покрыты плесенью, пол просел, большой износ крыши, пола, окон, наличие трещин по периметру здания, устройство печей и электропроводки не соответствует требованиям ПБ, в комнатах влажность выше допустимого (л.д.57-62). Указанное подтверждается фотографиями и актами специалистов (л.д.63-78). Из показаний в суде специалистов Михайловой Е.В., Филатова К.Н., Шабалина С.А. следует, что наличие на стенах комнат грибка обусловлено промерзанием стен зимой, отсутствием нормальной вентиляции, стены не утеплены. При этом идет проседание фундамента под домом, в связи с чем просел пол, перекосилась веранда, трещины, в том числе сквозные, на стенах, выпадение угла в одной из комнат. Просадка фундамента может угрожать обрушением здания в целом. Также угрожает обрушением крыша. Нарушения ППБ по устройству печей и электропроводки могут привести к возгоранию в любой момент. Выявленные обстоятельства свидетельствуют о непригодности дома для проживания и невозможности устранения путем ремонта и подтверждают, что это помещение не соответствует требованиям, которым должно отвечать жилое помещение. Истцом доказано, что жилое помещение, в котором проживает Евгащина Н.В., не отвечает установленным для жилых помещений требованиям. В то же время ответчиком не предоставлено доказательств пригодности дома для проживания, представленные прокурором сведения при разрешении спора не опровергнуты на основании ст.56 ГПК РФ. При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что Евгащина Н.В. имеет право на признание ее нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, а также право, в соответствии с Постановлением Правительства Омской области от 26.07.2006 года № 99 – п, на предоставление мер социальной поддержки в виде предоставления выплаты на приобретение жилого помещения. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, судья Р Е Ш И Л: Заявленные прокурором Муромцевского района Омской области в интересах Евгащиной Н.В. к Администрации Муромцевского муниципального района Омской области исковые требования, удовлетворить. Признать отказ Администрации Муромцевского муниципального района Омской области в признании Евгащиной Н.В. нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, незаконным. Признать Евгащину Н.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на основании ст. 51 ч.1 п.3 Жилищного Кодекса РФ, - нуждающейся в улучшении жилищных условий. Обязать Администрацию Муромцевского муниципального района принять Евгащину Н.В. на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, с момента ее фактического обращения с соответствующим заявлением – с 26.04.2011 года. Обязать Администрацию Муромцевского муниципального района включить Евгащину Н.В. как члена семьи погибшего (умершего) участника Великой Отечественной Войны в список граждан, претендующих на получение выплат, предусмотренных п. 9 «Порядка предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жилым помещением ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей – инвалидов», утвержденного Постановлением Правительства Омской области от 26.07.2006 года № 99 – п, с момента постановки на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий - с 26.04.2011 года. Решение может быть обжаловано в Омский областной суд через Муромцевский районный суд в течение 10 суток со дня изготовления мотивировочной части решения. Судья Т.В.Страшко Мотивировочная часть решения изготовлена 30.09.2011г. Судья Муромцевского районного суда Т.В.Страшко