Дело № 2-370/2011 от 03.10.2011 по иску Камнева Н.П. к Администрации Муромцевского МР о признании права на получение мер социальной поддержки в виде обеспечения благоустроенным жильем как участника ВОВ



Дело № 2-370/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

р.п. Муромцево

03 октября 2011 года

Муромцевский районный суд Омской области, в составе:

председательствующего судьи Страшко Т.В.,

при секретаре Замша Т.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Камнева Н.П. к ответчику Администрации Муромцевского муниципального района Омской области о признании незаконным отказа в признании Камнева Н.П. нуждающимся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, о признании Камнева Н.П. нуждающимся в улучшении жилищных условий на основании п. 3 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ и обязании принять его на учет в указанном качестве, включить как участника Великой Отечественной войны в Список граждан, претендующих на получение выплат, предусмотренный п.9 Порядка предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, утвержденного Постановлением Правительства Омской области от 26.07.2006г. №99-п с момента фактического обращения в органы местного самоуправления, с 17.05.2011г.,

УСТАНОВИЛ:

В суд обратился Камнев Н.П. с вышеуказанными исковыми требованиями, мотивируя их тем, что он является ветераном-участником Великой Отечественной войны, инвалидом 2 группы, и имеет право на льготы, предусмотренные ст.14 и ст.17 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах». 17.05.2011 года он обратился в Администрацию района с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, а также с заявлением о предоставлении ему социальной выплаты из средств федерального и областного бюджета для покупки жилья как участнику ВОВ. Постановлением Главы Администрации Муромцевского муниципального района от 31.05.2011 года № 229-п и от 23.05.2011г. №209-п ему отказано в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении и во включении в список на предоставление социальной выплаты на приобретение жилого помещения ввиду признания его жилого дома пригодным для постоянного проживания. По мнению истца, отказ Администрации Муромцевского МР в постановке на учет и во включении его в список на предоставление социальной выплаты на приобретение жилого помещения является незаконным и нарушает право как участника ВОВ на получение гарантированной законом меры социальной поддержки в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем. Дом, находящийся по адресу: ..., в котором проживает Камнев Н.П., является одноэтажным жилым домом, в котором отсутствуют инженерные системы. Полагает, что его дом не пригоден для проживания и не соответствует требованиям, предъявляемым к жилым помещениям. Учитывая преклонный возраст, имущественное положение, состояние здоровья, инвалидность, самостоятельно улучшить жилищные условия истец не может. Просит признать незаконным отказ Администрации Муромцевского муниципального района во включении в Список граждан, претендующих на получение выплат, предусмотренный п.9 Порядка предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, утвержденного Постановлением Правительства Омской области от 26.07.2006г. №99-п незаконным, признать за ним право на предоставление меры социальной поддержки в виде предоставления выплат на приобретение жилого помещения, обязать ответчика включить его как инвалида ВОВ и ветерана-участника ВОВ в указанный Список с момента фактического обращения в органы местного самоуправления, то есть с 17.05.2011г.

Представитель истца Камнева Н.П. – Ульянкина Е.А. заявленные исковые требования поддержала, уточнила их, просила признать незаконным отказ Администрации района в признании нуждающимся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, признать Камнева Н.П. нуждающимся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, на основании п.3 ч.1 ст.51 ЖК РФ, обязать Администрацию принять Камнева Н.П. на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, с 17.05.2011г., обязать Администрацию района включить Камнева Н.П. в Список граждан, претендующих на получение социальных выплат на приобретение жилья, с 17.05.2011г. Добавила, что Межведомственная жилищная комиссия Администрации района спорный дом не осматривала, а сделала заключение лишь на основании документов о собственности и технического паспорта, в связи с чем ее выводы, изложенные в указанных в иске постановлениях Главы Администрации района, о пригодности дома для проживания, на обьективных данных не основаны. Ее дедушка Камнев Н.П. проживает в ветхом доме, то есть в помещении, не отвечающем установленным требованиям не только из-за отсутствия всего комплекса благоустройства (водоотведение, канализация), но и имеются факторы, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья престарелого Камнева Н.П. вследствие ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания дома в целом: из-за ветхости и практически полного разрушения фундамента, стен, крыши, пола.

В судебном заседании Камнев Н.П. не участвовал ввиду преклонного возраста, на предыдущем судебном заседании заявленные требования поддержал, пояснил, что он проживает один в собственном доме, который построен в 1957 году. Дом деревянный бревенчатый, фундамент пришел в негодность, нижние ряды бревен требуют замены. Считает, что он нуждается в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма ввиду непригодности его жилья для проживания из-за ветхости.

Представитель ответчика - Администрации Муромцевского муниципального района Астапович А.В. заявленные исковые требования не признал, поскольку отказ Камневу Н.П. в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении и включении в список граждан на предоставление социальной выплаты на приобретение жилого помещения, был обусловлен тем, что его дом признан межведомственной жилищной комиссией администрации района пригодным для постоянного проживания на основании технического паспорта на жилое помещение.

Заслушав участников процесса, специалистов Папышева В.И., Калинину С.М., изучив материалы дела, суд находит заявленные исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению, по следующим основаниям.

Обязанность государства гарантировать ветеранам Великой Отечественной войны, соответствующую их особому правовому статусу и заслугам перед Отечеством социальную защиту вытекает из статей 2, 7, 15 (части 1 и 2), 18, 21 (часть 1), 39 (часть1) Конституции РФ во взаимосвязи с ее статьями 59 (часть1), 71 (пункты «а», «в», «м») и 72 (пункты «б», «ж» части 1).

Статьей 14 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» предусматривается обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, инвалидов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Инвалиды Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Инвалиды боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Инвалиды Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.

Согласно ст. 23.2 Федерального Закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах", Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17-19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных в пункте 1 настоящей статьи мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций.

В соответствии с Указом Президента РФ от 07.05.2008 года № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг.», предусмотрено обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах".

В соответствии с ч. 2 п. 2 ст. 1 Порядка предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, утвержденного Постановлением Правительства Омской области от 26 июля 2006 г. N 99-п, право на получение мер социальной поддержки в соответствии с настоящим Порядком имеют проживающие на территории Омской области нуждающиеся в улучшении жилищных условий категории граждан, установленные статьями 14, 15, 17-19 и 21 Федерального закона "О ветеранах".

В соответствии с п. 9 Порядка, формирование списков граждан, претендующих на получение выплат, осуществляется органами местного самоуправления Омской области в той же хронологической последовательности, в какой граждане были приняты на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, с учетом права граждан на внеочередное получение жилого помещения.

Сформированные списки граждан, претендующих на получение выплат, направляются в Минтруд Омской области.

Органы местного самоуправления Омской области формируют отдельно в течение года списки граждан, претендующих на получение выплат, из числа категорий граждан, указанных в подпункте 2 пункта 3 статьи 23.2 Федерального закона "О ветеранах", а также до 1 января текущего года списки граждан, претендующих на получение выплат, из числа категорий граждан, указанных в подпункте 3 пункта 3 статьи 23.2 Федерального закона "О ветеранах", инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов.

Согласно п. 3 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются лица, проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.

Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 года № 47, предусмотрены основания для признания жилого помещения непригодным для проживания.

К таким основаниям отнесено наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований.

По данному делу судом такие обстоятельства установлены, что подтверждается следующими материалами дела.

Из заявления Камнева Н.П. следует, что он 17.05.2011 года обратился к Главе Администрации Муромцевского района с заявлением о предоставлении социальной выплаты из областного и федерального бюджетов на приобретение жилого помещения на территории Омской области, поскольку является инвалидом ВОВ.

Также Камнев Н.П. 17.05.2011 года обратился в Администрацию Муромцевского муниципального района с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, в связи с непригодностью дома для проживания ввиду его ветхости.

Камнев Н.П. родился 13.12.1927г., зарегистрирован проживающим по адресу с 1978г.: ... (л.д.15). На основании регистрационного удостоверения от 05.02.1973г. имеет в частной собственности ... (л.д.8, 21). Какого-либо другого жилья в собственности не имеет (л.д.22). Камнев Н.П. является ветераном- участником ВОВ (л.д.16-20).

Камнев Н.П. имеет право на льготы и преимущества, установленные ст.14, ст.17 ФЗ «О ветеранах» (л.д.16).

Из выписки из похозяйственной книги (л.д.10) следует, что Камнев Н.П. проживает по адресу: ..., один.

Согласно сведений из технического паспорта, указанный жилой дом построен в 1957 году, его общая площадь 42,2 кв.м., состоит из 3 комнат и кухни, благоустройства не имеет, дом рубленный, износ фундамента составил 75%, на нем глубокие трещины, на внутренних и наружных стенах имеется гниль нижних бревен, их износ составил 65%, кровля и чердачное перекрытие имеют износ от 45 до 55 %, как и пол (55%), в оконных проемах щели (л.д.27).

Из заключения Главного управления жилищного контроля, государственного строительного надзора и государственной экспертизы Омской области от 07.09.2011г. №183 следует, что жилое помещение по ... не соответствует требованиям, которым должно отвечать жилое помещение: в том числе зафиксирована неравномерная просадка конструкций пола, зыбкость при ходьбе, перепад уровня пола, зазоры повышенной ширины по периметру дверных коробок и притворных дверей (л.д.56).

Указанное заключение подтверждает доводы истца о разрушении фундамента и в связи с этим перекосов строительных конструкций дома (стен, дверей и пр.), что может грозить обрушением.

Допрошенный в суде Папышев В.И. пояснил, что в связи с большим процентом износа фундамента дома – 75% и таким образом его разрушением, происходит неравномерная просадка пола, перепады в его уровне, здание проседает, вследствие чего увеличиваются зазоры между рамами окон и притворами дверей. Кроме того, указанная просадка происходит из-за прогнивания нижних бревен стен дома, конструкции крыши, что может привести к разрушению дома. Устранить выявленные нарушения, которые произошли из-за того, что дом давно построен, ввиду его естественного износа, путем ремонта невозможно, поскольку невозможно под домом заменить фундамент, а также нижние бревна стен. По строительным нормам в случае 40% износа фундамента, признается, что здание требует капитального ремонта либо оно подлежит сносу.

Калинина С.М., заведующая Муромцевским отделом ГП «Омский центр ТИЗ» пояснила, что их специалисты составляли технический паспорт на дом Камнева Н.П., в связи с чем ей достоверно известно что фундамент дома почти разрушен, в нем имеются сквозные трещины, в связи с этим проседают стены, пол, повышенные зазоры в дверях. Уровень надежности значительно снижен в связи с его физическим износом.

Судом установлено, что заключение межведомственной комиссией по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу Администрации Муромцевского района давалось без осмотра помещения, в котором проживает Камнев Н.П., несмотря на наличие обращения ветрана-участника и инвалида ВОВ в орган местного самоуправления в установленном порядке, и указании им в заявлении на непригодность своего жилья для проживания в связи с ветхостью (л.д.14).

Согласно Постановления администрации Муромцевского муниципального района № 229-п от 31.05.2011 года (л.д.11), Камневу Н.П. отказано в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях на основании п.2 ч.1 ст.54 ЖК РФ, спорный дом признан пригодным для постоянного проживания (л.д.13).

Постановлением главы Администрации Муромцевского района от 31.05.2011г. №230-п на основании п.п.1 п.9 Постановления Правительства Омской области от 26.07.2006г. №99-п Камневу Н.П. отказано во включении в список на предоставление социальной выплаты на приобретение жилого помещения (л.д.12).

В соответствии со ст.56 ГПК РФ, ответчиком не предоставлено доказательств законности своих действий по отказу Камневу Н.П. включить его в список граждан, претендующих на получение выплат по обеспечению жильем и признании его нуждающимся в жилом помещении.

Ответчик обосновывает свою позицию достаточностью для принятия решения о признании спорного дома пригодным для проживания сведениями из технического паспорта на дом, поскольку в нем общий процент износа дома составляет менее 65%, установленных приказом Министра жилищно-коммунального хозяйства РСФСР от 05.10.1985г. №529 для домов, непригодных для постоянного проживания. В связи с этим, полагают, не было необходимости в проведении обследования указанного жилого помещения.

Однако, как следует из п.42, п.43, п.44 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 года № 47, комиссия при оценке соответствия находящегося в эксплуатации помещения установленным в настоящем Положении требованиям проверяет его фактическое состояние. При этом проводится оценка степени и категории технического состояния строительных конструкций и жилого дома в целом, степени его огнестойкости, условий обеспечения эвакуации проживающих граждан в случае пожара, санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов, содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов источников шума, вибрации, наличия электромагнитных полей, параметров микроклимата помещения, а также месторасположения жилого помещения.

Всех перечисленных указанных данных техпаспорт жилого помещения не содержит.

Процедура проведения оценки соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям в том числе включает: определение перечня дополнительных документов (заключения соответствующих органов государственного контроля и надзора, заключение проектно-изыскательской организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения, акт государственной жилищной инспекции субъекта Российской Федерации о результатах проведенных в отношении жилого помещения мероприятий по контролю), необходимых для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем Положении требованиям; определение состава привлекаемых экспертов проектно-изыскательских организаций исходя из причин, по которым жилое помещение может быть признано нежилым, либо для оценки возможности признания пригодным для проживания реконструированного ранее нежилого помещения; работу комиссии по оценке пригодности (непригодности) жилых помещений для постоянного проживания; составление комиссией заключения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем Положении требованиям и пригодным (непригодным) для проживания (далее - заключение) и признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции; составление акта обследования помещения (в случае принятия комиссией решения о необходимости проведения обследования) и составление комиссией на основании выводов и рекомендаций, указанных в акте, заключения.

При этом в Положении не указано, что признание дома непригодным для проживания осуществляется при наличии 65 % износа.

Кроме того, приказ Минжилкомхоза РСФСР от 05.11.1985г. №529, которым было утверждено Положение по оценке непригодности жилых домов и жилых помещений государственного и общественного жилищного фонда для постоянного проживания, в настоящее время на территории Российской Федерации не применяется, указанному постановлению отказано в государственной регистрации, приказом Госстроя РФ от 31.12.1999г. №177 указанный документ признан утратившим силу. В связи с этим ссылка ответчика на данный документ несостоятельна.

Таким образом, межведомственной Комиссией Администрации района фактически не было по сути рассмотрено заявление Камнева Н.П. о признании нуждающимся в жилом помещении в связи с непригодностью его жилья: фактическое состояние дома не проверено, оценка технического состояния не проведена, перечень дополнительных документов не определен и пр. Принятие решения комиссией только на основании технического паспорта дома, является необоснованным и не соответствующим законодательству. Технический паспорт не является документом, на основании которого межведомственная комиссия может принимать решения о соответствии либо не соответствии жилого помещения требованиям, предъявляемым к нему.

Вместе с тем, заключение специалиста Госжилстройнадзора и указание в техническом паспорте на износ фундамента 75% и стен 65%, показания истца и его представителя, Калининой С.М., Папышева В.И. свидетельствуют о непригодности построенного более полувека назад деревянного дома для проживания и подтверждают, что это помещение не соответствует требованиям, которым должно отвечать жилое помещение.

Истцом доказано, что жилое помещение, в котором он проживает, не отвечает установленным для жилых помещений требованиям. В то же время ответчиком не предоставлено доказательств пригодности дома для проживания, представленные суду истцом доказательства, при разрешении спора не опровергнуты на основании ст.56 ГПК РФ.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что Камнев Н.П. имеет право на признание его нуждающимся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, а также право, в соответствии с Постановлением Правительства Омской области от 26.07.2006 года № 99 – п, на предоставление мер социальной поддержки в виде предоставления выплаты на приобретение жилого помещения.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, судья

Р Е Ш И Л:

Заявленные Камневым Н.П. к Администрации Муромцевского муниципального района Омской области исковые требования, удовлетворить.

Признать отказ Администрации Муромцевского муниципального района Омской области в признании Камнева Н.П. нуждающимся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, незаконным.

Признать Камнева Н.П., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на основании и ст. 51 ч.1 п.3 Жилищного Кодекса РФ, - нуждающимся в улучшении жилищных условий.

Обязать Администрацию Муромцевского муниципального района принять Камнева Н.П. на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, с момента его фактического обращения с соответствующим заявлением – с 17.05.2011 года.

Обязать Администрацию Муромцевского муниципального района включить Камнева Н.П. как участника Великой Отечественной Войны в список граждан, претендующих на получение выплат, предусмотренных п. 9 «Порядка предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жилым помещением ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей – инвалидов», утвержденного Постановлением Правительства Омской области от 26.07.2006 года № 99 – п, с момента постановки на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий - с 17.05.2011 года.

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд через Муромцевский районный суд в течение 10 суток со дня изготовления мотивировочной части решения.

Судья

Т.В.Страшко

Мотивировочная часть решения изготовлена 07.10.2011г.

Судья

Т.В.Страшко