Дело № 2-382/2011 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации р.п. Муромцево 03 октября 2011 года Муромцевский районный суд Омской области, в составе: председательствующего судьи Страшко Т.В., при секретаре Замша Т.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Малявко Н.Б. к ответчику Администрации Муромцевского муниципального района Омской области о признании незаконным отказа в признании Малявко Н.Б. нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, о признании Малявко Н.Б. нуждающейся в улучшении жилищных условий на основании п. 3 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ и обязании принять ее на учет в указанном качестве, включить как члена семьи погибшего (умершего) участника Великой Отечественной войны в Список граждан, претендующих на получение выплат, предусмотренный п.9 Порядка предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, утвержденного Постановлением Правительства Омской области от 26.07.2006г. №99-п с момента фактического обращения в органы местного самоуправления, с 09.03.2011г., УСТАНОВИЛ: В суд обратилась Малявко Н.Б. с вышеуказанными исковыми требованиями, мотивируя их тем, что она является вдовой ветерана Великой Отечественной Войны - М., скончавшегося 27.12.1996 года, и имеет право на льготы, предусмотренные ст. 21 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах». 09.03.2011 года она обратилась в Администрацию района с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, а также с заявлением о предоставлении ей социальной выплаты из средств федерального и областного бюджета для покупки жилья как члену семьи погибшего (умершего) участника ВОВ. Постановлением Главы Администрации Муромцевского муниципального района от 04.07.2011 года № 304-п, №305-п Малявко Н.Б. отказано в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении и во включении в список на предоставление социальной выплаты на приобретение жилого помещения ввиду признания её жилого дома пригодным для постоянного проживания. По мнению истца, отказ Администрации Муромцевского МР в постановке на учет и во включении ее в список на предоставление социальной выплаты на приобретение жилого помещения является незаконным и нарушает право как члена семьи погибшего (умершего) участника ВОВ на получение гарантированной законом меры социальной поддержки в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем. Дом, находящийся по адресу: ул. Красноармейская, д.19 в р.п.Муромцево, в котором проживает Малявко Н.Б., является одноэтажным жилым домом, расположенным в селе. Фундамент сломан, дом покосился, щели в окнах, штукатурка на стенах и потолке потрескана, подпол завален, пол шатается, на чердаке балки сгнили, шифер потрескан, крыша протекает, печь вышла из строя, в доме нет центрального отопления, хозяйственно-питьевого водоснабжения, водоотведения, туалет расположен на улице. Полагает, что ее дом не пригоден для проживания и не соответствует требованиям, предъявляемым к жилым помещениям. Учитывая преклонный возраст, имущественное положение, состояние здоровья, инвалидность 1 группы по зрению, самостоятельно улучшить жилищные условия истица не может. Просит признать незаконным отказ Администрации Муромцевского муниципального района в признании ее нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, признать Малявко Н.Б. нуждающейся в улучшении жилищных условий на основании п. 3 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ и обязании ответчика принять ее на учет в указанном качестве с 09.03.2011г., включить как члена семьи погибшего (умершего) участника Великой Отечественной войны в Список граждан, претендующих на получение выплат, предусмотренный п.9 Порядка предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, утвержденного Постановлением Правительства Омской области от 26.07.2006г. №99-п с момента фактического обращения в органы местного самоуправления, с 09.03.2011г. В судебном заседании Малявко Н.Б. не участвовала по состоянию здоровья, на предыдущих судебных заседаниях иск поддержала по изложенным в нем основаниям. Ее представитель Малявко Н.Б. заявленные требования поддержала, дополнив, что бабушка Малявко Н.Б. проживает в ветхом доме, то есть в помещении, не отвечающем установленным требованиям не только из-за отсутствия всего комплекса благоустройства (водоотведение, канализация), но и имеются факторы, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья престарелой Малявко Н.Б. вследствие ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания дома в целом: из-за ветхости и практически полного разрушения фундамента, зимой в доме очень холодно – не более 15 градусов вверху у потолка, на полу вода замерзает. При жизни М. их дом был признан не пригодным для проживания и они были поставлены на очередь на получение жилья, после смерти М. им ничего не сообщала Администрация об очередности, в связи с чем они решили, что их сняли с очереди, никаких документов не сохранилось. Межведомственная жилищная комиссия Администрации района спорный дом не осматривала, а сделала заключение лишь на основании документов о собственности и технического паспорта, в связи с чем ее выводы, изложенные в указанных в иске постановлениях Главы Администрации района, о пригодности дома для проживания, на объективных данных не основаны. Представители ответчика - Администрации Муромцевского муниципального района Губкин И.Ю. и Астапович А.В., заявленные исковые требования не признали, поскольку отказ Малявко Н.Б. в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении и невключении в список граждан на предоставление социальной выплаты на приобретение жилого помещения, был обусловлен тем, что ее дом признан межведомственной жилищной комиссией администрации района пригодным для постоянного проживания на основании технического паспорта, в котором указано, что физический износ 51%, тогда как для ветхих, аварийных деревянных домов процент износа должен составлять более 65%. Сведений о том, что умерший М. состоял на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, не имеется. Представитель третьего лица- Министерства труда и социального развития Омской области в судебном заседании не участвовал, будучи уведомленным надлежащим образом, в письменных возражениях указал, что Администрацией Муромцевского муниципального района к ним не направлялся список граждан, претендующих на получение социальных выплат, в котором была бы указана Малявко Н.Б., в связи с чем считают, что Минтруд права истца не нарушал (л.д.49-50). Заслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд находит заявленные исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению, по следующим основаниям. Обязанность государства гарантировать ветеранам Великой Отечественной войны и их вдовам, соответствующую их особому правовому статусу и заслугам перед Отечеством социальную защиту вытекает из статей 2, 7, 15 (части 1 и 2), 18, 21 (часть 1), 39 (часть1) Конституции РФ во взаимосвязи с ее статьями 59 (часть1), 71 (пункты «а», «в», «м») и 72 (пункты «б», «ж» части 1). Согласно п. 4 ч. 1 ст. 21 Федерального закона от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах», устанавливающего правовые гарантии социальной защиты для семей погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны, предоставляются меры социальной поддержки в том числе, в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения. Согласно ст. 23.2 Федерального Закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах", Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17-19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных в пункте 1 настоящей статьи мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций. В соответствии с Указом Президента РФ от 07.05.2008 года № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг.», предусмотрено обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах". В соответствии с ч. 2 п. 2 ст. 1 Порядка предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, утвержденного Постановлением Правительства Омской области от 26 июля 2006 г. N 99-п, право на получение мер социальной поддержки в соответствии с настоящим Порядком имеют проживающие на территории Омской области нуждающиеся в улучшении жилищных условий категории граждан, установленные статьями 14, 15, 17-19 и 21 Федерального закона "О ветеранах". В соответствии с п. 9 Порядка, формирование списков граждан, претендующих на получение выплат, осуществляется органами местного самоуправления Омской области в той же хронологической последовательности, в какой граждане были приняты на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, с учетом права граждан на внеочередное получение жилого помещения. Сформированные списки граждан, претендующих на получение выплат, направляются в Минтруд Омской области. Органы местного самоуправления Омской области формируют отдельно в течение года списки граждан, претендующих на получение выплат, из числа категорий граждан, указанных в подпункте 2 пункта 3 статьи 23.2 Федерального закона "О ветеранах", а также до 1 января текущего года списки граждан, претендующих на получение выплат, из числа категорий граждан, указанных в подпункте 3 пункта 3 статьи 23.2 Федерального закона "О ветеранах", инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов. Согласно п. 3 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются лица, проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям. Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 года № 47, предусмотрены основания для признания жилого помещения непригодным для проживания. К таким основаниям отнесено наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований. По данному делу судом такие обстоятельства установлены, что подтверждается следующими материалами дела. Из заявления Малявко Н.Б. (л.д.12) следует, что она 09.03.2011 года обратилась к Главе Администрации Муромцевского района с заявлением о предоставлении социальной выплаты из областного и федерального бюджетов на приобретение жилого помещения на территории Омской области, поскольку является вдовой участника ВОВ. Также Малявко Н.Б. (л.д.11) 09.03.2011 года обратилась в Администрацию Муромцевского муниципального района с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, в связи с непригодностью дома для проживания. Малявко Н.Б. родилась 17.04.1925г., зарегистрирована проживающей по адресу: ... (л.д.6). На основании Свидетельства о праве на наследство, Малявко Н.Б. имеет в частной собственности ... (л.д.22, 32). Какого-либо другого жилья в собственности не имеет (л.д.21). Из свидетельства о заключении брака (л.д.18) следует, что Малявко Н.Б. (в девичестве Серякова) вступила в брак с Малявко Н.И. 06.12.1950 года. Малявко Н.И. являлся участником ВОВ (л.д.20). Согласно свидетельства о смерти (л.д.19), Малявко Николай Иванович умер 27.12.1996г. Малявко Н.Б. имеет право на льготы и преимущества, установленные для родителей и жен погибших военнослужащих, является инвалидом 1 группы, нуждается в постоянном постороннем уходе (л.д.17, 33). Из выписки из похозяйственной книги (л.д.23) следует, что Малявко Н.Б. проживает по адресу: ..., одна. Согласно сведений из технического паспорта, указанный жилой дом построен в 1968 году, его общая площадь 40 кв.м., состоит из 2 комнат и кухни, благоустройства не имеет, дом рубленный, деревянные столбы фундамента имеют гниль, износ фундамента составил 80%, внутренние и наружные стены имеют искривления, их износ составил 60%, на кровле ослабление креплений, ее износ составил 50% (л.д.24-31). Из заключения Главного управления жилищного контроля, государственного строительного надзора и государственной экспертизы Омской области от 07.09.2011г. №184 следует, что жилое помещение по ... не соответствует требованиям, которым должно отвечать жилое помещение: снижена прочность и устойчивость строительных конструкций и оснований здания в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом, исчерпания несущей способности конструктивных элементов, в том числе фундамент частично разрушен, в нем имеются сквозные трещины с шириной раскрытия от 2 до 20мм, искривление линии цоколя, отсутствие связи цоколя со стенами, неравномерная просадка пола, поражение гнилью и грибком, изломы досок, многочисленные трещины в стенах с шириной раскрытия до 3мм, отсутствует гидроизоляция, зазоры повышенной ширины в дверных коробках дверей, перекосы и т.д. Указанное заключение подтверждает доводы истца о разрушении фундамента и в связи с этим перекосов строительных конструкций дома (стен, дверей и пр.), что может грозить обрушением. Судом установлено, что заключение межведомственной комиссией по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу Администрации Муромцевского района давалось без осмотра помещения, в котором проживает Малявко Н.Б., несмотря на наличие обращения вдовы ВОВ в орган местного самоуправления в установленном порядке, и указании ею в заявлении на непригодность своего жилья для проживания (л.д.44-47). Согласно Постановления администрации Муромцевского муниципального района № 304-п от 04.07.2011 года (л.д.13), Малявко Н.Б. отказано в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях на основании п.2 ч.1 ст.54 ЖК РФ, спорный дом признан пригодным для постоянного проживания (л.д.16). Постановлением главы Администрации Муромцевского района от 04.07.2011г. №305-п на основании п.п.1 п.9 Постановления Правительства Омской области от 26.07.2006г. №99-п Малявко Н.Б. отказано во включении в список на предоставление социальной выплаты на приобретение жилого помещения (л.д.14). В соответствии со ст.56 ГПК РФ, ответчиком не предоставлено доказательств законности своих действий по отказу Малявко Н.Б. включить ее в список граждан, претендующих на получение выплат по обеспечению жильем и признании ее нуждающейся в жилом помещении. Ответчик обосновывает свою позицию достаточностью для принятия решения о признании спорного дома пригодным для проживания сведениями из технического паспорта на дом, поскольку в нем общий процент износа дома составляет менее 65%, установленных приказом Министра жилищно-коммунального хозяйства РСФСР от 05.10.1985г. №529 для домов, непригодных для постоянного проживания (л.д.62). В связи с этим, полагают, не было необходимости в проведении обследования указанного жилого помещения. Однако, как следует из п.42, п.43, п.44 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 года № 47, комиссия при оценке соответствия находящегося в эксплуатации помещения установленным в настоящем Положении требованиям проверяет его фактическое состояние. При этом проводится оценка степени и категории технического состояния строительных конструкций и жилого дома в целом, степени его огнестойкости, условий обеспечения эвакуации проживающих граждан в случае пожара, санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов, содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов источников шума, вибрации, наличия электромагнитных полей, параметров микроклимата помещения, а также месторасположения жилого помещения. Всех перечисленных указанных данных техпаспорт жилого помещения не содержит. Процедура проведения оценки соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям в том числе включает: определение перечня дополнительных документов (заключения соответствующих органов государственного контроля и надзора, заключение проектно-изыскательской организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения, акт государственной жилищной инспекции субъекта Российской Федерации о результатах проведенных в отношении жилого помещения мероприятий по контролю), необходимых для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем Положении требованиям; определение состава привлекаемых экспертов проектно-изыскательских организаций исходя из причин, по которым жилое помещение может быть признано нежилым, либо для оценки возможности признания пригодным для проживания реконструированного ранее нежилого помещения; работу комиссии по оценке пригодности (непригодности) жилых помещений для постоянного проживания; составление комиссией заключения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем Положении требованиям и пригодным (непригодным) для проживания (далее - заключение) и признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции; составление акта обследования помещения (в случае принятия комиссией решения о необходимости проведения обследования) и составление комиссией на основании выводов и рекомендаций, указанных в акте, заключения. При этом в Положении не указано, что признание дома непригодным для проживания осуществляется при наличии 65 % износа. Кроме того, приказ Минжилкомхоза РСФСР от 05.11.1985г. №529, которым было утверждено Положение по оценке непригодности жилых домов и жилых помещений государственного и общественного жилищного фонда для постоянного проживания, в настоящее время на территории Российской Федерации не применяется, указанному постановлению отказано в государственной регистрации, приказом Госстроя РФ от 31.12.1999г. №177 указанный документ признан утратившим силу. В связи с этим ссылка ответчика на данный документ несостоятельна. Таким образом, межведомственной Комиссией Администрации района фактически не было по сути рассмотрено заявление Малявко Н.Б. о признании нуждающейся в жилом помещении в связи с непригодностью ее жилья: фактическое состояние дома не проверено, оценка технического состояния не проведена, перечень дополнительных документов не определен и пр. Принятие решения комиссией только на основании технического паспорта дома, является необоснованным и не соответствующим законодательству. Технический паспорт не является документом, на основании которого межведомственная комиссия может принимать решения о соответствии либо не соответствии жилого помещения требованиям, предъявляемым к нему. Вместе с тем, заключение специалиста Госжилстройнадзора и указание в техническом паспорте на износ фундамента 80% и стен 60%, показания истца и ее представителя свидетельствуют о непригодности дома для проживания и подтверждают, что это помещение не соответствует требованиям, которым должно отвечать жилое помещение. Истцом доказано, что жилое помещение, в котором она проживает, не отвечает установленным для жилых помещений требованиям. В то же время ответчиком не предоставлено доказательств пригодности дома для проживания, представленные суду сведения, изложенные в заключении Госжилстройнадзора при разрешении спора не опровергнуты на основании ст.56 ГПК РФ. При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что Малявко Н.Б. имеет право на признание ее нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, а также право, в соответствии с Постановлением Правительства Омской области от 26.07.2006 года № 99 – п, на предоставление мер социальной поддержки в виде предоставления выплаты на приобретение жилого помещения. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, судья Р Е Ш И Л: Заявленные Малявко Н.Б. к Администрации Муромцевского муниципального района Омской области исковые требования, удовлетворить. Признать отказ Администрации Муромцевского муниципального района Омской области в признании Малявко Н.Б. нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, незаконным. Признать Малявко Н.Б., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на основании ст. 51 ч.1 п.3 Жилищного Кодекса РФ, - нуждающейся в улучшении жилищных условий. Обязать Администрацию Муромцевского муниципального района принять Малявко Н.Б. на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, с момента ее фактического обращения с соответствующим заявлением – с 09.03.2011 года. Обязать Администрацию Муромцевского муниципального района включить Малявко Н.Б. как члена семьи погибшего (умершего) участника Великой Отечественной Войны в список граждан, претендующих на получение выплат, предусмотренных п. 9 «Порядка предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жилым помещением ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей – инвалидов», утвержденного Постановлением Правительства Омской области от 26.07.2006 года № 99 – п, с момента постановки на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий - с 09.03.2011 года. Решение может быть обжаловано в Омский областной суд через Муромцевский районный суд в течение 10 суток со дня изготовления мотивировочной части решения. Судья Т.В.Страшко Мотивировочная часть решения изготовлена 07.10.2011г. Судья Т.В.Страшко