Дело 2-547/2011 от 23.11.2011 года по иску прокурора к ФКУ УИИ УФСИН по Омской области и Управлению федеральной службы исполнения наказаний о признании незаконной деятельности по экспулатации административного помещения



Дело № 2–547/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

р.п. Муромцево

23.11.2011

Судья Муромцевского районного суда Омской области Гужинов А.Н., при секретаре Фроловой Т.Д., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора Муромцевского района к ФКУ «УИИ УФСИН по Омской области» и Управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Омской области о признании незаконной деятельности по эксплуатации административного помещения Муромцевского филиала с нарушениями требований законодательства о пожарной безопасности, приостановлении эксплуатации административного помещения, обязании устранить нарушения законодательства о пожарной безопасности в срок до 30.12.2011

УСТАНОВИЛ:

В суд обратился прокурор Муромцевского района Омской области с иском в интересах неопределенного круга лиц к ответчикам ФБУ «МРУИИ № 5 УФСИН России по Омской области», УФСИН России по Омской области, мотивируя их тем, что помещение УИИ № 32 Муромцевского района ФБУ «МРУИИ № 5 УФСИН России по Омской области» не оборудовано автоматической пожарной сигнализацией, а также системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, в оконных проемах установлены глухие металлические решетки, что угрожает жизни и здоровью осужденных граждан, а также создает опасность уничтожения важных служебных документов. Прокурор района просит суд признать незаконной деятельность по эксплуатации административного помещения УИИ № 32 Муромцевского района ФБУ «МРУИИ №5 УФСИН России по Омской области», расположенного по адресу: Омская область, р.п. Муромцево, ул. Коммунальная, д. 2, каб. УИИ № 32 Муромцевского района ФБУ «МРУИИ № 5 УФСИН России по Омской области», в связи с нарушением требований законодательства о пожарной безопасности; приостановить его эксплуатацию до устранения выявленных нарушений требований законодательства о пожарной безопасности, обязать ответчиков устранить вышеуказанные нарушения законодательства о пожарной безопасности в срок до 01.12.2011.

С согласия истца, в силу процессуального правопреемства, судом была произведена замена ненадлежащего ответчика ФБУ «МРУИИ № 5 УФСИН России по Омской области» надлежащим ответчиком ФКУ «УИИ УФСИН по Омской области».

Заместитель прокурора Муромцевского района Пичерских М.С. исковые требования уточнил и просил суд признать незаконной деятельность по эксплуатации административного помещения Филиала по Муромцевскому району ФКУ «УИИ УФСИН России по Омской области», расположенного по адресу: Омская область, р.п. Муромцево, ул. Коммунальная, д. 2, с нарушениями требований законодательства о пожарной безопасности, а именно: помещение административного здания не оборудовано системой автоматической пожарной сигнализации, отсутствует система оповещения и управления эвакуации людей при пожаре. Кроме того просил обязать ФКУ «УИИ УФСИН по Омской области» и УФСИН по Омской области, устранить в указанном административном помещении Филиала нарушения законодательства о пожарной безопасности в срок до 30.12.2011, приостановить его эксплуатацию до устранения выявленных нарушений требований законодательства о пожарной безопасности.

Представитель ответчика ФКУ «УИИ УФСИН по Омской области», действующий на основании доверенности Рябов А.В., в судебном заседании возражений на иск не представил, пояснил, что часть требований прокурора уже выполнена в части установки распашных решеток и заведения журнала учета средств пожаротушения. Установка недостающего сигнализационного оборудования будет завершена в декабре 2011 года.

Представитель ответчика УФСИН по Омской области Шульпин С.В. в судебное заседание не явился, в отзыве на исковое заявление требования прокурора не признал. Считает, что УФСИН по Омской области является ненадлежащим ответчиком, поскольку ФКУ «УИИ УФСИН России по Омской области» согласно Уставу, является самостоятельным юридическим лицом. Просит отказать истцу в удовлетворении иска в полном объеме, поскольку обязанность по установке пожарной сигнализации лежит на арендодателе, кроме того, требование об оборудовании помещений, не являющихся пожарными отсеками, противоречит НПБ 110-03. Приостановление деятельности Инспекции будет противоречить государственным и общественным интересам.

Представитель третьего лица МУП «Теплосеть-1» Муромцевского района Боготопова В.А., действующая на основании доверенности, в судебном заседании пояснила, что обязанность соблюдения требований пожарной безопасности и его безопасного содержания за свой счет, согласно п. 2.2.5 Договора аренды от 01.01.2011, возложена на Арендатора в лице ФБУ «МРУИ №5 УФСИН по Омской области», правопреемником которого является ответчик ФКУ «УИИ УФСИН по Омской области».

Представитель третьего лица Управления Федерального казначейства России по Омской области в судебное заседание не явился, надлежаще уведомлен о времени и месте его проведения, рассмотрение дела без их участия возможно.

Специалист – старший инспектор ТО НД Муромцевского района УНД ГУ МЧС России Мытник А.С. пояснил, что нарушения. Указанные в иске прокурора имели место, но к 23.11.2011 некоторые из них, касающиеся оборудования окон разъемными решетками и заведения журнала учета первичных средств пожаротушения, устранены. Никаких препятствий для оборудования кабинета УИИ датчиками автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуации людей при пожаре, не имеется, в том числе путем подключения к уже имеющейся системе помещений МУП «Теплосеть-1»

Заслушав участников процесса, специалиста, изучив материалы дела, суд находит заявленные прокурором Муромцевского района и уточненные требования подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст. 15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы.

Согласно ст.3 Федерального закона от 21 декабря 1994г. N69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее Закона) - система обеспечения пожарной безопасности - совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на борьбу с пожарами. Основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации, граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством России. К одной из основных функций системы обеспечения пожарной безопасности относится разработка и осуществление мер пожарной безопасности.

В соответствии со ст. 20 Закона, нормативное правовое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой принятие органами государственной власти нормативных правовых актов, направленных на регулирование общественных отношений, связанных с обеспечением пожарной безопасности.

В соответствии со ст. 37 Закона, руководители организации обязаны: соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению. Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.

Согласно Правилам пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03) (утв. приказом МЧС РФ от 18 июня 2003 г. N 313), Приказу МЧС РФ от 18 июня 2003 г. N 315 «Об утверждении норм пожарной безопасности «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией» (НПБ 110-03)», здания общественного и административно-бытового назначения должны быть оборудованы автоматической пожарной сигнализацией, системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. В зданиях, сооружениях организаций запрещается устанавливать глухие решетки на окнах.

В данном случае судом установлено, что в помещении УИИ № 32 Муромцевского района ФБУ «МРУИИ № 5 УФСИН России по Омской области», расположенном по адресу: Омская область, р.п. Муромцево, ул. Коммунальная, д. 2, отсутствует автоматическая пожарная сигнализация, а также система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, на окнах на момент прокурорской проверки имелись глухие металлические решетки.

Данное обстоятельство подтверждается заключениями о противопожарном состоянии помещения (л.д.8, 65), из которого следует, что в ходе проведенного 30.09.2011 и 16.11.2011 обследования противопожарного состояния помещения Муромцевского филиала ФКУ «УИИ УФСИН России по Омской области», выявлены нарушения противопожарных норм и правил: отсутствует журнал учета проверок наличия и состояния первичных средств пожаротушения, на окнах установлены глухие металлические решетки, отсутствуют автоматическая пожарная сигнализация и система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре.

Из Уставов (л.д. 11-18, 23-29, 67-77) следует, что ФБУ «МРУИИ № 5 УФСИН России по Омской области», а впоследствии ФКУ «УИИ УФСИН по Омской области», являляется учреждением уголовно-исполнительной системы, исполняющим наказания в отношении лиц, осужденных без изоляции от общества. Учредителем вновь созданной Инспекции является Российская Федерация. Инспекция является юридическим лицом, вправе самостоятельно пользоваться имуществом, закрепленным за ней Учредителем на праве оперативного управления, от своего имени приобретать имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, выступать в качестве истца и ответчика в судах. В р.п. Муромцево образован Филиал УИИ, входящий в состав Инспекции. В соответствии с п.6.11 Устава от 30.05.2011 при недостаточности у Инспекции денежных средств, ответственность по ее обязательствам несут ФСИН России и УФСИН России по Омской области в порядке, установленном действующим законодательством.

Согласно акту передачи и перечню объекта аренды от 01.01.2011 (л.д. 20), договору аренды нежилого помещения № 5 (л.д.32-34) МУП «Теплосеть-1» передало в пользование ФБУ «МРУИИ №5 УФСИН России по Омской области» недвижимое имущество - нежилое помещение в одноэтажном здании, арендуемой площадью 21,4 кв.м., инвентарный номер 8143, литера А, расположенное по адресу: .... Пунктом 2.2.5 Договора установлено, что арендатор обязуется содержать объект аренды за свой счет в соответствии с эксплуатационными, санитарными, противопожарными, экологическими и иными нормами.

Из паспорта от 15.12.2010 (л.д.30-31) следует, что в помещении УИИ № 32 Муромцевского района ФБУ «МРУИИ № 5 УФСИН России по Омской области» отсутствует пожарная сигнализация.

Согласно Свидетельству (л.д.49), 19.10.2011 в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о прекращении деятельности юридического лица путем реорганизации в форме слияния.

Согласно свидетельству (л.д. 78) и выписке из ЕГРЮЛ (л.д. 80-88) ФКУ «УИИ УФСИН России по Омской области» учреждено ФСИН России, зарегистрировано в государственном реестре 19.10.2011 под №20295А/2011, и является правопреемником в том числе и ФБУ «МРУИИ №5 УФСИН по Омской области»

Из журнала учета первичных средств пожаротушения (л.д. 89) и акта обследования (л.д. 91) усматривается, что рабочий кабинет филиала по Муромцевскому району ФКУ «УИИ УФСИН России по Омской области» укомплектован первичными средствами пожаротушения, журналом их учета и распашными решетками на окнах.

Таким образом, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных прокурором района требований в части незаконности нарушений требований законодательства о пожарной безопасности при эксплуатации административного помещения филиала по Муромцевскому району ФКУ «УИИ УФСИН России по Омской области», и наличии у ответчиков обязанности устранить допущенные нарушения путем оборудования помещения автоматической пожарной сигнализацией и системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре.

Вместе с тем, в соответствии с ч.2 ст.1065 ГК РФ, суд считает не подлежащими удовлетворению исковые требования прокурора о приостановлении эксплуатации административного помещения филиала по Муромцевскому району ФКУ «УИИ УФСИН России по Омской области», поскольку это противоречит общественным интересам, воспрепятствует работе судебной и уголовно исполнительной системы государства по исполнению судебных приговоров в отношении лиц, осужденных к видам уголовного наказания, не связанным с лишением свободы в Муромцевском районе.

Так же суд считает необоснованными и не подлежащими удовлетворению требования о взыскании с ответчиков государственной пошлины, поскольку согласно ст. 333.36 ч. 1 п. 19 НК РФ государственные органы, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, в качестве истцов или ответчиков, освобождены от уплаты государственной пошлины.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Заявленные прокурором Муромцевского района Омской области к Федеральному казенному учреждению «Уголовно-исполнительная инспекция Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Омской области» и Управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Омской области исковые требования удовлетворить частично.

Признать незаконной деятельность по эксплуатации административного помещения кабинета филиала по Муромцевскому району ФКУ «УИИ УФСИН России по Омской области», расположенного по адресу: ..., с нарушениями требований законодательства о пожарной безопасности, а именно: помещение административного здания не оборудовано системой автоматической пожарной сигнализации, отсутствует система оповещения и управления эвакуации людей при пожаре.

Обязать Федеральное казенное учреждение «Уголовно-исполнительная инспекция Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Омской области», а при недостаточности собственных средств, Управление Федеральной службы исполнения наказаний России по Омской области, устранить в административном помещении филиала по Муромцевскому району ФКУ «УИИ УФСИН России по Омской области» нарушения законодательства о пожарной безопасности в срок до 30 декабря 2011 года, в остальной части заявленных требований отказать.

Решение может быть обжаловано или опротестовано в Омский областной суд через Муромцевский районный суд в течение 10 суток с момента изготовления мотивированного решения суда в окончательной форме.

Судья

А.Н. Гужинов

Мотивированное решение суда в окончательной форме изготовлено «28» ноября 2011 года.

Судья

А.Н. Гужинов