Дело № 2-565/2011 от 24.11.2011 по иску Корнеева Г.П. к ГУ УПФР о признании незаконным отказа в установлении социальной доплаты к пенсии



Дело № 2-565/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

р.п. Муромцево

24.11.2011

Судья Муромцевского районного суда Омской области Гужинов А.Н.,

при секретаре Фроловой Т.Д., рассмотрев в открытом судебном заседании единолично гражданское дело по иску Корнеева Г.П. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ в Муромцевском районе Омской области о признании незаконным отказа в установлении доплаты к пенсии,

УСТАНОВИЛ:

Корнеев Г.П. обратился в суд с вышеуказанными исковыми требованиями к ответчику ГУ - Управление Пенсионного Фонда РФ в Муромцевском районе Омской области, мотивируя заявление тем, что с 22.10.1958 по 02.05.1994 он работал на разных должностях на шахте имени К. в Республике .... С 01.06.1994 ему была назначена пенсия и исчислен стаж работы в порядке пп.1 п.1 ст. 27 ФЗ-173 «О трудовых пенсиях в РФ», куда вошли все периоды работы и его специальный стаж составил более 25 лет. 30.09.2011 истец обратился в пенсионный фонд по вопросу установления социальной доплаты к пенсии в соответствии с Федеральным законом № от 10.05.2010 № 84-ФЗ, так как его льготный стаж составляет более 25 лет. Но согласно протоколу № 291 заседания комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от 06.10.2011 и решению об отказе в установлении пенсии № 253 от 06.10.2011, ему было отказано в установлении доплаты к пенсии, при этом из специального стажа истца были исключены следующие периоды работы: с 18.09.1965 по 30.04.1976 в качестве подземного механика участка внутришахтного транспорта, с 01.05.1976 по 30.09.1979 в качестве подземного заместителя начальника ремонтно-восстановительного участка, с 01.01.1991 по 31.03.1993 в качестве подземного электрослесаря ремонтно-восстановительного участка и с 01.04.1993 по 02.05.1994 в качестве горного мастера ремонтно-восстановительного участка шахты имени К. в Республике .... Просит признать незаконным отказ Пенсионного фонда в назначении ему ежемесячной социальной доплаты к пенсии, обязать ответчика включить в специальный стаж, требуемый для установления доплаты к пенсии, спорные периоды и назначить ему социальную доплату к пенсии с 01.11.2011.

Истец Корнеев Г.П. в судебном заседании заявленные исковые требования поддержал в полном объеме, в обоснование своей позиции привел доводы, изложенным в исковом заявлении, дополнив их тем, что является неработающим пенсионером, пенсию получает досрочно по достижению 50 лет с 1986 года, характер его работы в спорные периоды на подземных участках шахты и полный рабочий день, так же подтверждается уточняющими справками шахты им. К. , трудовой книжкой.

Представитель ответчика ГУ УПФ РФ в Муромцевском районе Ефимова Л.И., действующая на основании доверенности, заявленные Корнеевым Г.П. требования не признала и привела доводы, изложенные в письменных возражениях на иск (л.д. 31-33)

Заслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд находит заявленные Корнеевым Г.П. исковые требования подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст.39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Федеральным законом 10.05.2010 №84-ФЗ «О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников угольной промышленности» предусмотрено дополнительное социальное обеспечение отдельных категорий работников организаций угольной промышленности.

Так, в соответствии со ст. 1 указанного Федерального закона, лица, работавшие в организациях угольной промышленности непосредственно полный рабочий день на подземных и открытых горных работах (включая личный состав горноспасательных частей) по добыче угля и сланца и на строительстве шахт не менее 25 лет либо не менее 20 лет в качестве работников ведущих профессий - горнорабочих очистного забоя, проходчиков, забойщиков на отбойных молотках, машинистов горных выемочных машин и получающие пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации (далее - работники организаций угольной промышленности), имеют право на ежемесячную доплату к пенсии (далее - доплата к пенсии) за счет взносов, уплачиваемых организациями угольной промышленности (далее - плательщики взносов) в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату доплаты к пенсии (далее - взносы). В стаж работы, дающей право на доплату к пенсии, включаются периоды работы, засчитываемые в стаж на соответствующих видах работ, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 27 федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее - ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ»). Исчисление стажа работы, дающей право на доплату к пенсии, производится в порядке, предусмотренном законодательством России для исчисления стажа на соответствующих видах работ при назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».

В соответствии с п.п.11 п.1 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» право на трудовую пенсию по старости независимо от возраста приобретают лица, непосредственно занятые полный рабочий день на подземных и открытых горных работах (включая личный состав горноспасательных частей) по добыче угля, сланца, руды и других полезных ископаемых и на строительстве шахт и рудников, независимо от возраста, если они работали на указанных работах не менее 25 лет, а работникам ведущих профессий горнорабочим очистного забоя, проходчикам, забойщикам на отбойных молотках, машинистам горных выемочных машин, если они проработали на таких работах не менее 20 лет.

В соответствии с п. «а» ст.9 Закона СССР «О государственных пенсиях» от 14.07.1956, в соответствии с которым Корнееву Г.П. была назначена пенсия по выслуге лет в 1986 году, на льготных условиях имеют право на пенсию по старости рабочие и служащие на подземных работах, на работах с вредными условиями труда – по списку производств, цехов, профессий и должностей, утверждаемому Советом Министров СССР: мужчины – по достижении 50 лет и при стаже работы не менее 20 лет, женщины – по достижении 45 лет и при стаже работы не менее 15 лет.

Перечень профессий и должностей работников, пользующихся этим правом, предусмотрен п. «а» ст.9 указанного закона, а также Списком N 1 производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденным Постановлением СМ СССР от 22 августа 1956 г. N 1173 «Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах».

В соответствии с Постановлением СМ СССР от 22 августа 1956 г. N 1173 «Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах», утвержден Список N 1 производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах.

Согласно п. 1 раздела 1 данного Списка, такое право имели все рабочие, инженерно-технические работники и служащие, занятые полный рабочий день на подземных работах по добыче угля, руды, сланца, нефти, озокерита, газа, графита, асбеста, соли, слюды и других рудных и нерудных ископаемых, в геологоразведке, на дренажных шахтах, на строительстве шахт, рудников и других подземных сооружений, а также все работники, занятые полный рабочий день под землей на обслуживании указанных выше рабочих и служащих.

Постановлением Правительства РФ от 18.07.2002 №537 утверждены «Списки производств, работ, профессий и должностей, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ»

В соответствии с п. «е» ст.1 данного Постановления так же было установлено, что при досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам, непосредственно занятым полный рабочий день на подземных и открытых горных работах по добыче угля, сланца, руды и других полезных ископаемых, применяется список работ и профессий, дающих право на пенсию за выслугу лет независимо от возраста, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 13.09.1991 №481.

Профессии – механик подземного участка и заместитель начальника подземного участка в указанном Списке поименованы в п.1, при этом, допущенное работодателем указание (перестановка) термина «подземный» перед словами механик участка и заместитель начальника участка в трудовой книжке истца и кадровых приказах, по мнению суда, является технической ошибкой при заполнении соответствующих документов, не меняющей смысла и подземного характера горных работ на шахте, выполнявшихся Корнеевым Г.П., что само по себе не может повлиять на исход дела.

Как следует из материалов дела (личное дело пенсионера №058700) и установлено судом, Корнеев Г.П. с 25.10.1986 по достижению им 50 летнего возраста является получателем льготной трудовой пенсии по старости и при назначении пенсии периоды с 18.09.1965 по 30.04.1976 в качестве подземного механика участка внутришахтного транспорта и с 01.05.1976 по 30.09.1979 в качестве подземного заместителя начальника ремонтно-восстановительного участка шахты имени Костенко, были включены в специальный стаж и сомнений в достоверности не вызывали.

30.09.2011 Корнеев Г.П. обратился в УПФ с заявлением о назначении ему ежемесячной доплаты к ранее назначенной трудовой пенсии по старости в связи с тяжелыми условиями труда на основании Федерального закона №84-ФЗ «О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников угольной промышленности» (л.д.11-12).

Из протокола № 291 от 06.10.2011 заседания Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан (л.д.8-10) следует, что были исключены из подсчета специального стажа, требуемого для назначения социальной доплаты к пенсии следующие периоды работы Корнеева Г.П.: с 18.09.1965 по 30.04.1976 в качестве подземного механика участка внутришахтного транспорта и с 01.05.1976 по 30.09.1979 в качестве подземного заместителя начальника ремонтно-восстановительного участка шахты имени К. , в связи с отсутствием документального подтверждения нахождения 80% рабочего времени под землей, с 01.01.1991 по 31.03.1993 в качестве подземного электрослесаря ремонтно-восстановительного участка и с 01.04.1993 по 02.05.1994 в качестве горного мастера ремонтно-восстановительного участка шахты имени К. в Республике ..., поскольку доплата к пенсии производится за счет взносов, уплачиваемых организациями угольной промышленности в бюджет Пенсионного Фонда Российской Федерации на эти цели.

На основании рекомендации Комиссии, ответчиком принято решение об отказе в установлении доплаты к пенсии (л.д.13).

Пунктом 5 Перечня документов, необходимых для установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» и «О государственном пенсионном обеспечении в РФ», утв. постановлением Минтруда РФ и ПФР от 27 февраля 2002 г. N 16/19па, предусмотрено, что к заявлению гражданина, обратившегося за назначением трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.ст. 27 и 28 Закона от 17.12.2001 г., в необходимых случаях, в дополнение к документам, предусмотренным в пункте 1 настоящего Перечня, должны быть приложены документы, подтверждающие стаж на соответствующих видах работ (пункт 1 статьи 27 и подпункты 7-13 пункта 1 статьи 28 Закона от 17.12.2001 г.).

Согласно п. 6 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утв. Постановлением Правительства РФ от 24 июля 2002 года N 555, основным документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца.

По смыслу данных норм, лицом, обращающимся за назначением досрочной трудовой пенсии по старости, должны быть представлены документы, подтверждающие выполнение работы постоянно в течение полного рабочего дня. Таким документом является трудовая книжка установленного образца. Требование о предоставлении дополнительных документов возможно только в случае, если записи в трудовой книжке не свидетельствуют о выполнении работы в течение полного рабочего дня.

Как следует из материалов дела, в трудовой книжке истца отсутствуют записи о приеме его на неполный рабочий день, временную работу и т.п. Таким образом, трудовая книжка истца не содержит записей, которые могут быть истолкованы неоднозначно, и подтверждает работу истца в течение полного рабочего дня, учитывая, что все спорные периоды были засчитаны в льготный трудовой стаж истца и он является получателем трудовой пенсии как работник, непосредственно занятый полный рабочий день на подземных горных работах по добыче угля, проработавший на указанных работах не менее 25 лет.

Так, согласно трудовой книжке (л.д.14-16) Корнеев Г.П. 22.10.1958 принят на работу в шахту К. на участок ВШТ крепильщиком подземным; 12.04.1960 переведен на участок ВШТ электрослесарем 4 разряда подземным; 28.05.1961 переведен на участок ВШТ электрослесарем 5 разряда подземным; 18.09.1965 переведен на участок ВШТ механиком подземным; 01.05.1976 переведен на ремонтно-восстановительный участок подземным заместителем начальника участка; 01.10.1979 переведен на ремонтно-восстановительный участок подземным горным мастером; 01.12.1989 переведен на этом же участке подземным электрослесарем по 4 разряду; 01.04.1993 переведен на этом же участке горным мастером подземным; 02.05.1994 уволен по собственному желанию.

Согласно справкам, уточняющим особый характер работы или условий труда от 05.09.2011 № П-66 (л.д.17,18,19), архивным справкам (л.д.21,22, 24,25-26) все вышеперечисленные профессии и периоды работы истца Корнеева Г.П. в данных должностях, осуществлялись истцом полный рабочий день под землей.

В связи с этим, суд находит необоснованными выводы ответчика об исключении периодов работы истца с 18.09.1965 по 30.04.1976 в качестве подземного механика участка внутришахтного транспорта и с 01.05.1976 по 30.09.1979 в качестве подземного заместителя начальника ремонтно-восстановительного участка шахты им. К. , из подсчета специального стажа, поскольку из представленных документов следует о занятости истца полный рабочий день на подземных горных работах в организации угольной промышленности.

В соответствии со ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Ответчиком каких-либо приказов и прочих доказательств, опровергающих подземный характер работы истца в вышеуказанные периоды, либо неполный рабочий день, представлено не было, что является основанием для удовлетворения заявленных Корнеевым Г.П. требований в части включения в его специальный стаж периодов работы с 18.09.1965 по 30.04.1976 - в качестве подземного механика участка внутришахтного транспорта, и с 01.05.1976 по 30.09.1979 - в качестве подземного заместителя начальника ремонтно-восстановительного участка шахты имени Костенко.

Вместе с тем, суд считает не подлежащими удовлетворению требования истца о включении в его специальный стаж для реализации права на назначение ежемесячной доплаты к ранее назначенной трудовой пенсии в связи с работой в тяжелых условиях труда периодов с 01.01.1991 по 31.03.1993 в качестве подземного электрослесаря ремонтно-восстановительного участка и с 01.04.1993 по 02.05.1994 в качестве горного мастера ремонтно-восстановительного участка шахты имени К. в Республике ....

Так, оспариваемая истцом доплата к пенсии производится за счет уплачиваемых организациями угольной промышленности взносов по установленному тарифу, сверх тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации, соответственно после распада СССР предприятие, расположенное на территории суверенной Республики ..., не являлось плательщиком указанных средств в бюджет Пенсионного фонда России.

На основании совокупности исследованных доказательств, суд приходит к выводу, что требования истца подлежат частичному удовлетворению, поскольку льготный стаж Корнеева Г.П., при включении в него вышеуказанных спорных периодов, составит более 25 лет и является достаточным для назначения ему социальной доплаты к пенсии, в соответствии с Федеральным законом от 10.05.2010г. № 84-ФЗ «О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности».

Корнеев Г.П. обратился в пенсионный фонд 30.09.2011, что в соответствии со ст.4 Федерального закона от 10.05.2010г. №84-ФЗ «О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности», влечет ее назначение с 01.11.2011г.

Руководствуясь ст.ст. 194 -199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявленные Корнеевым Г.П. исковые требования удовлетворить частично.

Признать незаконным отказ Государственного учреждения Управление Пенсионного Фонда РФ в Муромцевском районе Омской области в назначении Корнееву Г.П. ежемесячной социальной доплаты к пенсии за счет взносов, уплачиваемых организациями угольной промышленности в бюджет Пенсионного фонда РФ на выплату доплаты к пенсии.

Обязать Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда РФ в Муромцевском районе Омской области произвести назначение социальной доплаты к пенсии, в соответствии с Федеральным законом от 10.05.2010г. №84-ФЗ «О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности», Корнееву Г.П. с 01 ноября 2011 года, включив в его льготный стаж периоды работы:

- с 18.09.1965 по 30.04.1976 - в должности подземного механика участка внутришахтного транспорта шахты имени К. ;

- с 01.05.1976 по 30.09.1979 - в должности подземного заместителя начальника ремонтно-восстановительного участка шахты имени К. , в остальной части заявленных требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд через Муромцевский районный суд в течение десяти дней.

Судья

А.Н. Гужинов