Дело № 2-586/2011 от 02.12.2011 по ику Рыбаковой Е.В. к ГУ УПФР о признании незаконным отказа в назначении и выплате пенсии за выслугу лет



Дело № 2-586/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

р.п. Муромцево

02.12.2011 года

Муромцевский районный суд Омской области в составе:

председательствующего судьи Ахметовой А.М.,

при секретаре Прудниковой Т.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Рыбаковой Е.В. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ в Муромцевском районе Омской области о признании незаконным отказа в назначении и выплате пенсии за выслугу лет,

УСТАНОВИЛ:

Рыбакова Е.В. обратилась в суд с иском к ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Муромцевском районе Омской области о признании незаконным отказа в назначении и выплате пенсии за выслугу лет, указывая на то, что она работает учителем технологии в МКОУ «К-ая СОШ». 10.10.2011 года она обратилась в ГУ -Управление пенсионного фонда РФ в Муромцевском районе для назначения трудовой пенсии, так как исполнилось 25 лет ее педагогической деятельности. Однако пенсионным фондом ей в назначении пенсии было отказано, при этом ответчиком из ее льготного стажа были исключены периоды работы: с 01.06.1989 года по 27.07.1990 года – в должности старшей пионерской вожатой в К-ой средней школе, поскольку данная должность не поименована Списком, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года № 781; с 16.01.1989 года по 31.05.1989 года, с 01.09.1991 года по 31.08.1993 года – в должности воспитателя группы продленного дня в К-ой средней школе, так как наименование должности не поименовано Перечнем, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 года № 1397, Списками, утвержденными Постановлением Совета Министров РСФСР от 08.09.1991 г. № 463 и Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 г. № 1067. Вместе с тем, истица Рыбакова Е.В. в спорные периоды осуществляла педагогическую деятельность, в связи с чем полагает, что отказ пенсионного фонда в назначении ей пенсии досрочно является незаконным, просит суд включить указанные периоды в ее льготный стаж и обязать пенсионный фонд назначить ей пенсию с 10.10.2011 года.

В судебном заседании истица Рыбакова Е.В. заявленные исковые требования поддержала полностью, в обоснование своей позиции привела доводы, аналогичные изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика ГУ - Управление Пенсионного Фонда РФ в Муромцевском районе Омской области Ефимова Л.И., действующая на основании доверенности № 2 от 28.03.2011 года (л.д.30), заявленные Рыбаковой Е.В. исковые требования не признала, полагая отказа пенсионного фонда в назначении ей пенсии досрочно законным и обоснованным. При этом пояснила суду, что периоды работы истцы Рыбаковой Е.В. в должности воспитателя ГПД, не могут быть включены в ее льготный стаж, поскольку данная должность не была поименована Перечнем, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 года № 1397, а также Списками, утвержденными Постановлением Совета Министров РСФСР от 08.09.1991 г. № 463 и Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 г. № 1067. В двух последних документах предусмотрена должность «воспитатель», что не соответствует наименованию должности истцы, замещаемой в спорные периоды – «воспитатель группы продленного дня». Спорный период работы истицы в должности старшей пионервожатой также не подлежит включению в ее льготный стаж, так как Перечнем и Правилами, утвержденными Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 года № 1397, предусмотрена возможность включения в педагогический стаж работы в должности штатных пионерских вожатых, а истица занимала должность старшей пионервожатой, что не соответствует наименованию, предусмотренному указанным нормативным актом. С учетом изложенного, представитель ответчика просит суд в удовлетворении заявленных Рыбаковой Е.В. исковых требований, отказать.

Представитель третьего лица - Комитета образования Администрации Муромцевского муниципального района в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом (л.д. 90), рассмотрение дела в их отсутствие возможно.

Заслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд находит заявленные истицей Рыбаковой Е.В. исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 27 п. 1 п.п. 19 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 настоящего Федерального Закона лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Согласно записям в трудовой книжке (л.д.31-41), приказам (л.д.57-64), Рыбакова Е.В. работала с 16.01.1989 года по 31.05.1989 года, с 01.09.1991 года по 31.08.1993 года в должности воспитателя группы продленного дня в К-ой средней школе, с 01.06.1989 года по 27.07.1990 года – в должности старшей пионерской вожатой в той же школе.

Согласно протокола № 322 от 19.10.2011 года (л.д. 15 - 17) комиссия ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в Муромцевском районе Омской области исключила с учетом постановления Конституционного Суда РФ № 2-П из льготного стажа истицы периоды ее работы в должности воспитателя группы продленного дня, а также с учетом Постановления Правительства РФ № 781 – работу в должности старшей пионервожатой.

Вместе с тем, доводы представителя ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Муромцевском районе о том, что спорные периоды работы Рыбаковой Е.В. в должности воспитателя ГПД не могут быть включены в ее льготный стаж в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 1067, Постановлением Совета Министров РСФСР № 463, Постановлением Совета Министров СССР № 1397, суд находит не основанными на законе.

Так, согласно ст. 12 Закона РФ «Об образовании» от 10 июля 1992 года № 3266-1, учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и /или/ обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников, является образовательным учреждением, к которым относятся в числе прочих школы, дошкольные учреждения, а также другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс.

Действие законодательства Российской Федерации в области образования распространяется на все образовательные учреждения на территории Российской Федерации, независимо от их организационно-правовых форм и подчиненности.

Пунктом 1 Перечня учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.11959 года № 1397, в качестве учреждений и должностей, работа в которых дает право на назначение пенсии досрочно, предусмотрены школы всех типов, независимо от наименования, а также должность педагога – воспитателя, воспитателя – руководителя (воспитателя).

Списком профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам ст. 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденного Постановлением Совета Министров РСФСР № 463 от 06.09.1991 года, в качестве льготной также предусмотрена работа в школах, в том числе в должности воспитателя. Эти же критерии назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью, были сохранены законодателем и в Списках, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 года № 1067, от 29.10.2002 года № 781.

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ № 440 от 05.07.2005 года «Об установлении тождества отдельных наименований должностей», установлено тождество наименований должностей «воспитатель интерната», «воспитатель группы продленного дня» наименованию должности «воспитатель» предусмотренному Списком, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781.

Как уже отмечалось выше, согласно записям в трудовой книжке (л.д.31-41), приказам (л.д.57-64), Рыбакова Е.В. 16.01.1989 года была принята на работу в К-ую среднюю школу воспитателем группы продленного и работала в указанной должности по 31.05.1989 года, а также с 15.08.1991 по 31.08.1993 года.

Из справки о реорганизации (л.д.22) следует, что К-ая школа реорганизована: в К-ую среднюю школу в составе УВК, К-ую среднюю (полную) общеобразовательную школу, Костинскую среднюю общеобразовательную школу, МОУ «К-ая СОШ».

Из Устава К-го УВК (л.д.41—48), МКОУ «К-ая СОШ» (л.д.49-56) следует, что К-ая школа является образовательным учреждением, имеет своей целью формирование общей культуры личности обучающихся на основе усвоения обязательного минимума общеобразовательных программ, для чего реализует образовательные программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования. При этом, Уставами предусмотрено не только формирование классов по ступеням обучения, но и групп продленного дня (л.д.45,48,53).

Согласно должностной инструкции (л.д. 25), основным направлением деятельности воспитателя являются попечение, воспитание и надзор за обучающимися во время их нахождения в воспитательных группах школы, организация и проведение внеурочной работы в закрепленной группе, помощь при подготовке домашнего задания и т.д.

С учетом вышеизложенного, суд приходит к выводу о том, что К-ая школа в соответствии с вышеприведенными нормами, является образовательным учреждением, предусмотренным Списками, работа в котором дает право на назначение пенсии досрочно, а наименование должности «воспитатель группы продленного дня» отождествлено и с должностью «воспитатель», также предусмотренной Списками. При этом, понятие «группа продленного дня», по мнению суда, является указанием на структурное подразделение школы, в котором осуществляется педагогическая деятельность в должности воспитателя, что является основанием для включения спорных периодов работы Рыбаковой Е.В. в указанной должности в ее льготный стаж.

Указание представителя ответчика на то, что работа Рыбаковой Е.В. в должности старшей пионервожатой в К-ой средней школе не может быть зачтена в ее специальный стаж в связи с тем, что наименование должности не соответствует Перечню, предусмотренному Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 года № 1397, суд также находит неубедительным по следующим основаниям.

Согласно письма Министерства Труда и Социального развития РФ от 29.01.2003 г. № 204-к, если право на включение указанного периода в стаж для досрочного назначения пенсии имелось на дату введения в действие ФЗ № 173 от 17.12.2001 г. «О трудовых пенсиях в РФ», то досрочная пенсия должна назначаться с применением ранее действовавших правил подсчета стажа работы, дающей право на пенсию.

Из правовой позиции, изложенной Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 года N 2-П в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования следует, что за указанной категорией лиц сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения такого права.

В соответствии со статьями 27, 28, 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (утв. Постановлением Минтруда РФ от 17 октября 2003г. №70) отмена закона не может служить основанием для ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, в том числе в части, касающейся включения в трудовой стаж некоторых периодов общественно-полезной деятельности в соответствии с условиями и нормами ранее действовавшего законодательства.

Неравенство при реализации права на досрочное назначение пенсии недопустимо с точки зрения требований ст. 19 Конституции Российской Федерации, в связи с чем изменение на момент рассмотрения вопроса о праве Рыбаковой Е.В. на досрочную пенсию законодательства, поставившего ее в неравное положение с работниками, выполнявшими аналогичные функции, но вышедшими на пенсию раньше, не должно влечь нарушение ее прав на пенсионное обеспечение в льготном порядке.

Так, согласно правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом РФ в Постановлении от 29 января 2004 года по делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», принципы равенства и справедливости, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации как правовом и социальном государстве, включая право на пенсионное обеспечение, предполагают, по смыслу статей 1,2, 6 (часть 2), 15 (часть 4), 17 (часть 1), 18, 19 и 55 (часть 1) Конституции Российской Федерации правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, т.е. в неизменности своего правового статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты.

Указанным Постановлением Конституционного суда РФ установлено, что нормы Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» «по своему конституционно-правовому смыслу в системе норм не могут служить основанием для ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, включая размер пенсии, на которые рассчитывало застрахованное лицо до введения нового правового регулирования (независимо от того, выработан им общий или специальный трудовой стаж полностью или частично)».

В данном случае, согласно ст. 80 Закона Российской Федерации «О государственных пенсиях», действовавшего до принятия Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», пенсия в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей также устанавливалась при выслуге не менее 25 лет.

Согласно п. 3 Постановления Правительства РФ от 22 сентября 1999 года N 1067 "Об утверждении списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей", в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, периоды работы до 1 ноября 1999 года засчитываются в соответствии со Списком профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам ст. 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденным Постановлением Совмина РСФСР от 6 сентября 1991 года N 463.

Таким образом, указанным пунктом названного Постановления предусмотрена возможность сохранения за педагогическими работниками условий и порядка назначения пенсий за выслугу лет, действовавших до введения Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР".

Согласно п. 2 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР № 1397 от 17.12.1959 года, действовавшего до 01.10.1993 года, то есть в период работы Рыбаковой Е.В. с 01.06.1989 года по 27.07.1990 года в должности старшей пионервожатой Костинской средней школы, в стаж работы учителей и других работников просвещения засчитывалась, в том числе, работа в училищах, школах, пионерских лагерях и детских домах в качестве штатных пионервожатых.

В судебном заседании истица Рыбакова Е.В. пояснила суду, что замещаемая ею должность старшей пионервожатой школы являлась штатной, название должности имело уточнение – «старшая», так как из числа учащихся также избирались пионервожатые дружин школы, организацией деятельности которых она и занималась.

Из тарификационных списков за 1988-1989, 1989-1990 учебные года (л.д.92-96), архивной выписки (л.д. 97) следует, что по документам «Сметы административно-хозяйственных расходов Районо и подведомственных ему учреждений» за период с 1988 по 1990 годы в расчете месячного фонда заработной платы руководящих работников, административно-хозяйственного и учебного персонала, по К-ой средней школе предусмотрен фонд заработной платы по 5 руководящим должностям, в том числе по должности пионервожатого, работа в которой протирифицирована истице Рыбаковой Е.В.

Из квалификационных характеристик должностей руководящих и педагогических работников общеобразовательных школ, органов управления народным образованием, учебно-методических учреждений, утвержденных приказом Министерства просвещения СССР от 20.02.1978 года, следует, что старшие пионервожатые воспитывают у пионеров сознательную дисциплину, настойчивость в достижении цели, умение преодолевать трудности. Организуют пионерскую работу в школе, по месту жительства детей, в пионерском лагере. Развивает активность, самостоятельность, инициативу пионеров, воспитывает коллектив в духе сплочения и дружбы и др.

Согласно должностных обязанностей старшего пионервожатого, утвержденных директором К-ой школы 01.09.1989 года (л.д. 26) следует, что старший пионервожатый организует в тесном контакте с организатором внеклассной и внешкольной работы с детьми, учителями школы и т.д., работу пионерской дружины школы, способствует развитию и деятельности детских общественных организаций, объединений и др., подбирает из числа комсомольцев отрядных пионерских вожатых, направляет и контролирует их работу и т.д.,

При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что истица Рыбакова Е.В., в соответствии с вышеуказанными нормами, имеет право на включение спорного периода ее работы в должности старшей пионервожатой К-ой средней школы, в ее льготный стаж, поскольку и наименование должности, и наименование образовательного учреждения, а также характер выполняемой ею работы, соответствуют требованиям пенсионного законодательства, регламентирующего порядок назначения пенсии при выслуге лет.

Таким образом, при включении в специальный стаж Рыбаковой Е.В. спорных периодов работы в должности воспитателя ГПД, старшей пионервожатой в К-ой средней школе, ее льготный стаж на момент обращения в пенсионный фонд, то есть на 10.10.2011 года составлял требуемые законом 25 лет, то есть являлся достаточным для назначения пенсии по старости досрочно.

На основании изложенного, руководствуясь ст.194,198 ГПК РФ, судья

РЕШИЛ:

Заявленные Рыбаковой Е.В. исковые требования удовлетворить.

Признать незаконным отказ Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ в Муромцевском районе Омской области в назначении и выплате пенсии по старости досрочно учителю технологии МКОУ «К-ая средняя общеобразовательная школа» Муромцевского муниципального района Омской области Рыбаковой Е.В. .

Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в Муромцевском районе Омской области произвести назначение и выплату пенсии по старости досрочно учителю технологии МКОУ «К-ая средняя общеобразовательная школа» Муромцевского муниципального района Омской области Рыбаковой Е.В. с 10 октября 2011 года, включив в ее льготный стаж следующие периоды работы:

с 16.01.1989 года по 31.05.1989 года, с 01.09.1991 года по 31.08.1993 года – в должности воспитателя группы продленного дня в К-ой средней школе,

с 01.06.1989 года по 27.07.1990 года – в должности старшей пионерской вожатой в К-ой средней школе,

Взыскать с Государственного Учреждения - Управление Пенсионного Фонда РФ в Муромцевском районе Омской области в пользу Рыбаковой Е.В. возврат уплаченной государственной пошлины в размере 200 (двухсот) рублей.

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд через Муромцевский районный суд в течение 10 дней.

Судья:

А.М. Ахметова

Мотивированное решение суда изготовлено 07.12.2011 года.

Судья

А.М. Ахметова