Дело № 2 – 673/2011 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации р.п. Муромцево 20.12.2011 года Муромцевский районный суд Омской области в составе: председательствующего судьи Ахметовой А.М., при секретаре Прудниковой Т.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Муромцевского района Омской области к Муниципальному казенному общеобразовательному учреждению «Петропавловская средняя общеобразовательная школа», Администрации Муромцевского муниципального района Омской области о признании незаконным бездействия, в связи с непринятием мер по обучению в области гражданской обороны членов комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности и обязании организовать и провести указанное обучение, УСТАНОВИЛ: В суд обратился прокурор Муромцевского района Омской области с вышеуказанными исковыми требованиями, мотивируя их тем, что в ходе проведенной проверки было установлено, что Администрацией МКОУ «Петропавловская СОШ», Администрацией района не было принято мер к организации обучения 4 членов комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечению пожарной безопасности, а также террористических проявлений, утвержденной приказом директора МКОУ «Петропавловская СОШ» от 22.04.2011 года, что является нарушением действующего законодательства и создает угрозу причинения вреда здоровью несовершеннолетним лицам, которые являются учащимися указанной школы, а также лицам из числа рабочего персонала, при внезапном возникновении чрезвычайной ситуации. Учитывая изложенное, прокурор Муромцевского района Омской области просит признать незаконным бездействие МКОУ «Петропавловская СОШ», Администрации Муромцевского муниципального района, в связи с непринятием мер по обучению членов комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности, обязать ответчиков организовать соответствующее обучение, взыскать государственную пошлину. Представитель заявителя старший помощник прокурора района Зверева И.Н. в судебном заседании заявленные прокуратурой района исковые требования поддержала в полном объеме, в обоснование своей позиции привела доводы, аналогичные изложенным в исковом заявлении. Представитель ответчика МКОУ «Петропавловская СОШ» Власова В.А. заявленные исковые требования признала, пояснила суду, что действительно 4 члена комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуация МКОУ «Петропавловская СОШ» не прошли соответствующее обучение, в связи с чем заявленные прокуратурой района требования являются обоснованными. Последствия признания иска, предусмотренные ст. 173 ГПК РФ, ей разъяснены и понятны, учитывая то, что обучение проводится централизовано в г. Омск, просят установить срок для исполнения решения суда. Представитель ответчика Администрации Муромцевского муниципального района в судебное заседание не явился, согласно ходатайства (л.д.34) просит суд о рассмотрении дела в его отсутствие. Представитель третьего лица ОНД УНД ГУ МЧС России по Омской области в судебное заседание также не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлены (л.д.33), рассмотрение дела в их отсутствие возможно. Заслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд находит заявленные прокуратурой Муромцевского района исковые требования подлежащими удовлетворению в полном объеме, по следующим основаниям. В соответствии с ч. 1 ст. 51 Закона РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании» образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников. В соответствии с п. 3, ч. 3 ст. 32 Закон РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-I "Об образовании" образовательное учреждение несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса. Согласно п. 7 ст. 2 Федерального закона от 6 марта 2006 г. N 35-ФЗ "О противодействии терроризму", противодействие терроризму в Российской Федерации основывается на принципе приоритета мер по предупреждению терроризма. В соответствии с пп. «д» п. 11 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации (утв. Президентом РФ 5 октября 2009 г.), одной из основных задач противодействия терроризму является обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей. Действие Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" распространяется на отношения, возникающие в процессе деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовой формы (далее - организации) и населения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Согласно ст. 14 указанного Закона, организации, помимо всего прочего, обязаны обеспечивать создание, подготовку и поддержание в готовности к применению сил и средств предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, осуществлять обучение работников организаций способам защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях. Согласно п. 6 и 7 Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (утв. постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2003 г. N 794), на каждом уровне единой системы создаются координационные органы, постоянно действующие органы управления, органы повседневного управления, силы и средства, резервы финансовых и материальных ресурсов, системы связи, оповещения и информационного обеспечения. Координационными органами единой системы на объектовом уровне является - комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности организации. В соответствии с п. 1 ст. 9 Федерального закона от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ "О гражданской обороне", организации в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, осуществляют обучение своих работников в области гражданской обороны. В соответствии с п.п. «д» п. 2 Положения о подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (утв. постановлением Правительства РФ от 4 сентября 2003 г. N 547), подготовку в области защиты от чрезвычайных ситуаций проходят, в том числе, работники организаций, специально уполномоченные решать задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и включенные в состав органов управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Согласно п. 9 Приложения к приказу МЧС РФ от 19 января 2004 г. N 19 "Об утверждении Перечня уполномоченных работников, проходящих переподготовку или повышение квалификации в учебных заведениях Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждениях повышения квалификации федеральных органов исполнительной власти и организаций, учебно-методических центрах по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации и на курсах гражданской обороны муниципальных образований", члены комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности организаций включены в указанный перечень. Согласно п. 11 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района относится организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации; организация предоставления дополнительного образования детям (за исключением предоставления дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения) и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района, а также организация отдыха детей в каникулярное время. В данном случае из п. 1.2 Устава (л.д. 12 - 29) следует, что учредителем МКОУ «Петропавловская СОШ» является муниципальное образование Муромцевский муниципальный район Омской области в лице Комитета образования. Из справки о состоянии деятельности образовательных учреждений Муромцевского района в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера (л.д. 8 - 9) следует, что в МКОУ «Петропавловская СОШ», при наличии комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности, из 6 членов прошли обучение в учебных заведения Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий только 3 должностных лица, то есть не организовано обучение всех членов указанного органа управления, что является нарушением вышеприведенных норм. Согласно приказа № 18 от 22.04.2011 года (л.д.10-11) в МКОУ «Петропавловская СОШ» создано объектовое звено по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Согласно приложения № 1 к указанному приказу, созданная комиссия состоит из 6 членов, 2 из которых, а именно председатель КЧС Власова В.А., заместитель председателя, член комиссии – начальник службы оперативного планирования К. , прошли обучение по ГО и ЧС в установленном законом порядке. Таким образом, суд находит заявленные прокурором района исковые требования о признании незаконным бездействие МКОУ «Петропавловская СОШ» и Администрации ММР обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме. При этом, суд полагает необходимым, в силу ст. 98 ч. 1 ГПК РФ, взыскать с ответчика МКОУ «Петропавловская СОШ» государственную пошлину в сумме 200 рублей. На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 45, 194 – 198 ГПК РФ, судья РЕШИЛ: Заявленные прокурором Муромцевского района Омской области к Муниципальному казенному общеобразовательному учреждению «Петропавловская средняя общеобразовательная школа», Администрации Муромцевского муниципального района Омской области, исковые требования, удовлетворить. Признать незаконным бездействие Муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Петропавловская СОШ», Администрации Муромцевского муниципального района в связи с непринятием мер к обучению в области защиты от чрезвычайных ситуаций членов Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности. Обязать Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Петропавловская СОШ», Администрацию Муромцевского муниципального района Омской области в трехмесячный срок, то есть до 20.03.2012 года, организовать обучение в области защиты от чрезвычайных ситуаций членов Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности. Взыскать с Муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Петропавловская средняя общеобразовательная школа» Муромцевского муниципального района Омской области государственную пошлину в доход бюджета Муромцевского муниципального района в сумме 200 (двести) рублей. Решение может быть обжаловано или опротестовано в Омский областной суд через Муромцевский районный суд в течение 10 суток. Судья А.М. Ахметова