Дело № 2-731/2011 от 26.12.2011 по иску прокурора к МУП `Теплосеть-1` об обязании разработать предельно-допустимые выбросы вредных веществ в атмосферный воздух и получить разрешение на указанные выбросы



Дело № 2–731/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

р.п. Муромцево

26.12.2011 года

Судья Муромцевского районного суда Омской области Бурчик П.П.,

при секретаре Корнееве Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора Муромцевского района в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к МУП «Теплосеть-1» об обязании разработать предельно-допустимые выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и получить разрешение на указанные выбросы на котельную, расположенную, в ..., суд

УСТАНОВИЛ:

В суд обратился прокурор Муромцевского района с исковыми требованиями к МУП «Теплосеть-1», мотивируя их тем, что ответчик на основании договора о передаче имущества в хозяйственное ведение № 19-хв от 06.08.2007, эксплуатирует котельную, расположенную в .... В нарушение законодательства, котельная осуществляет свою деятельность, связанную с выбросом вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, в отсутствие предельно-допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, а также разрешения на указанные выбросы. Невыполнение МУП «Теплосеть-1» обязанностей по разработке предельно-допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, а также получения разрешения на указанные выбросы, ведет к ухудшению экологической обстановки на территории муниципального образования, где дислоцирована котельная, что в свою очередь нарушает права граждан. Просит обязать МУП «Теплосеть-1» разработать предельно-допустимые выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, получить разрешение на указанные выбросы на котельную, расположенную ....

Помощник прокурора района Хусаинов М.А. заявленные требования поддержал в полном объеме, по основаниям, изложенным в заявлении.

Представители ответчика МУП «Теплосеть-1» Боготопова В.А. и Николаева В.Г. в судебном заседании участия не принимали, в заявлении просили рассмотреть дело без их участия.

Третье лицо - Западно-Сибирское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Омского территориального отдела государственного энергетического надзора и представитель Росприроднадзора, в судебное заседание не явилось, о времени и месте рассмотрения дела уведомлены, рассмотрение дела в их отсутствие возможно.

Заслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд находит заявленные прокурором Муромцевского района исковые требования подлежащими удовлетворению.

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратится в суд с заявлением в защиту прав и законных интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц.

В соответствии со ст. 58 Конституции Российской Федерации, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 10 января 2002г. N7-ФЗ «Об охране окружающей среды», хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов России, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, осуществляется на основе принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду и обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека.

Согласно ч.1 ст. 11 и ч.2 ст. 16 этого же Закона, каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде. К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ.

Статьей 1 Федерального закона от 04.05.1999 N96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (далее - Закон) определено, что под загрязнением атмосферного воздуха понимается поступление в атмосферный воздух или образование в нем вредных (загрязняющих) веществ в концентрациях, превышающих установленные государством гигиенические и экологические нормативы качества атмосферного воздуха, а под вредным физическим воздействием на атмосферный воздух - вредное воздействие шума, вибрации, ионизирующего излучения, температурного и других физических факторов, изменяющих температурные, энергетические, волновые, радиационные и другие физические свойства атмосферного воздуха, на здоровье человека и окружающую природную среду. Под вредным (загрязняющим) веществом понимается химическое или биологическое вещество либо смесь указанных веществ, которые содержатся в атмосферном воздухе и которые в определенных концентрациях оказывают вредное воздействие на здоровье человека и окружающую природную среду.

В соответствии со ст.3 Закона, одним из основных принципов государственного управления в области охраны атмосферного воздуха является обязательность государственного регулирования выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него.

В силу ч.1 ст. 14 Закона, выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации. Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.

В соответствии с п. 5 ст. 14 Закона, при отсутствии разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредные физические воздействия на атмосферный воздух, а также при нарушении условий, предусмотренных данными разрешениями, выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредные физические воздействия на него могут быть ограничены, приостановлены или прекращены в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Пунктом 8 статьи 15 Закона действия, направленные на изменение состояния атмосферного воздуха и атмосферных явлений, могут осуществляться только при отсутствии вредных последствий для жизни и здоровья человека и для окружающей природной среды на основании разрешений, выданных федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды.

Юридические лица, имеющие стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны в частности обеспечивать проведение инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и разработку предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух; осуществлять учет выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников, проводить производственный контроль за соблюдением установленных нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.

Согласно ст. 25, 30 Закона, производственный контроль за охраной атмосферного воздуха осуществляют юридические лица, которые имеют источники вредных химических, биологических и физических воздействий на атмосферный воздух и которые назначают лиц, ответственных за проведение производственного контроля за охраной атмосферного воздуха, и (или) организуют экологические службы.

Из указанных норм следует, что обязательным условием при осуществлении хозяйственной и иной деятельности является наличие разрешения на выброс вредных (загрязняющих веществ) в окружающую среду.

Положением о нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него, утвержденный постановлением Правительства РФ от 02.03.2000 №183, установлено, что ПДВ для конкретного стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ, в атмосферный воздух и юридические лица в целом или его отдельных производственных территорий с учетом всех источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух данного юридического лица или его производственных территорий, фонового загрязнения атмосферного воздуха и технических нормативов выбросов устанавливаются территориальными органами Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии этих предельно-допустимых выбросов санитарным правилам.

Согласно Уставу (л.д. 11-17), МУП «Теплосеть-1» является юридическим лицом, предметом деятельности которого является обеспечение населения и организаций тепловой энергией. Предприятие осуществляет свою деятельность в соответствии с законами РФ.

Согласно информации директора МУП «Теплосеть-1» Завадского Н.А. (л.д. 18), в настоящее время МУП «Теплосеть-1» заключен договор с ООО «Эколог» на разработку проекта нормативов предельно допустимых выбросов. Разрешение предприятием будет получено после утверждения проекта в вышестоящих инстанциях. Все счета, выставляемые предприятию за выбросы вредных веществ в атмосферу, оплачиваются.

Договором № 19-хв от 06.08.2007 (л.д. 19), актом (л.д. 20) и приложением к нему (л.д.21-22) подтверждается, что Администрация Муромцевского муниципального района Омской области передала из Муниципальной собственности в хозяйственное ведение МУП «Теплосеть-1» котельную, расположенную по адресу: ....

В судебном заседании установлено, что МУП «Теплосеть-1» возложенные на него вышеуказанными нормами законодательства обязанности по разработке предельно-допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, а также получения разрешения на указанные выбросы, не выполнены, что ведет к ухудшению экологической обстановки на территории муниципального образования, где дислоцирована котельная, что нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.

Учитывая, что разработка предельно-допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, а также получения разрешения на указанные выбросы, займет определенное время и связана с привлечением других организаций, в целях реального исполнения решения суда, суд полагает необходимым установить срок его исполнения до 01.11.2012.

В соответствии с п.3 ч. 1 ст. 333.19 НК РФ с МУП «Теплосеть-1» подлежит взысканию госпошлина в доход бюджета муниципального района в размере 200 рублей.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 45, 194 – 198 ГПК РФ, судья

РЕШИЛ:

Заявленные прокурором Муромцевского района Омской области исковые требования удовлетворить.

Обязать Муниципальное унитарное предприятие «Теплосеть-1» разработать предельно-допустимые выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и получить разрешение на указанные выбросы котельной, расположенной по адресу: ..., в срок до 01 ноября 2012 года.

Взыскать с МУП «Теплосеть-1» государственную пошлину в доход бюджета Муромцевского муниципального района в размере 200 (двести) рублей.

Решение может быть обжаловано или опротестовано в Омский областной суд через Муромцевский районный суд в течение 10 суток.

Судья Муромцевского районного суда

Омской области

Бурчик П.П.