Дело № 2–716/2011 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации р.п. Муромцево 21.12.2011 Судья Муромцевского районного суда Омской области Гужинов А.Н., при секретаре Фроловой Т.Д., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора Муромцевского района в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к МУП «Теплосеть-1» об обязании разработать предельно-допустимые выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и получить разрешение на указанные выбросы на котельную, расположенную в ..., УСТАНОВИЛ: В суд обратился прокурор Муромцевского района с исковыми требованиями к МУП «Теплосеть-1», мотивируя их тем, что МУП «Теплосеть-1» на основании договора о передаче имущества в хозяйственное ведение №20-хв от 14.04.2008, эксплуатирует котельную, распложенную по адресу: .... Однако, в нарушение законодательства, котельная осуществляет свою рабочую деятельность, связанную с выбросом вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в отсутствие предельно-допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, а также разрешения на указанные выбросы. Невыполнение МУП «Теплосеть-1» обязанностей по разработке предельно-допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, а также получения разрешения на указанные выбросы, ведет к ухудшению экологической обстановки на территории муниципального образования, где дислоцирована котельная, негативно влияет на состояние природной среды, что нарушает права граждан. Просит обязать МУП «Теплосеть-1» разработать предельно-допустимые выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, получить разрешение на указанные выбросы на котельную, распложенную в .... Помощник прокурора района Хусаинов М.А. заявленные требования поддержал в полном объеме, по основаниям, изложенным в заявлении. Представитель ответчика МУП «Теплосеть-1» Боготопова В.А., действующая на основании доверенности №123 от 04.07.2011, в судебном заседании заявленные прокурором района требования признала частично и пояснила, что работа по разработке нормативов ПДВ для всех объектов МУП «Теплосеть-1» ведется и будет завершена ООО «Эколог» по их подсчетам до 01.11.2012, поскольку хозяйству были переданы дополнительные котельные. Третье лицо - Западно-Сибирское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Омского территориального отдела государственного энергетического надзора в судебное заседание не явилось, о времени и месте рассмотрения дела уведомлено, рассмотрение дела в отсутствие данного третьего лица возможно. Заслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд находит заявленные прокурором Муромцевского района исковые требования подлежащими удовлетворению. В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратится в суд с заявлением в защиту прав и законных интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц. В соответствии со ст. 58 Конституции Российской Федерации, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам. На основании ст.3 Федерального закона от 10 января 2002г. N7-ФЗ «Об охране окружающей среды», хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, её субъектов, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду и обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека. Согласно ч.1 ст. 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды», каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде. В соответствии с ч.2 ст. 16 Федерального закона «Об охране окружающей среды», к видам негативного воздействия на окружающую среду относятся выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ. Статьей 1 Федерального закона от 04.05.1999 N96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (далее - Закон от 04.05.1999 N 96-ФЗ) определено, что под загрязнением атмосферного воздуха понимается поступление в атмосферный воздух или образование в нем вредных (загрязняющих) веществ в концентрациях, превышающих установленные государством гигиенические и экологические нормативы качества атмосферного воздуха, а под вредным физическим воздействием на атмосферный воздух - вредное воздействие шума, вибрации, ионизирующего излучения, температурного и других физических факторов, изменяющих температурные, энергетические, волновые, радиационные и другие физические свойства атмосферного воздуха, на здоровье человека и окружающую природную среду. Под вредным (загрязняющим) веществом понимается химическое или биологическое вещество либо смесь указанных веществ, которые содержатся в атмосферном воздухе и которые в определенных концентрациях оказывают вредное воздействие на здоровье человека и окружающую природную среду. В соответствии со ст. 3 Закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ, одним из основных принципов государственного управления в области охраны атмосферного воздуха является обязательность государственного регулирования выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него. В силу ч.1 ст. 14 Закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации. Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха. В соответствии с п. 5 ст. 14 Закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ, при отсутствии разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредные физические воздействия на атмосферный воздух, а также при нарушении условий, предусмотренных данными разрешениями, выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредные физические воздействия на него могут быть ограничены, приостановлены или прекращены в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Пунктом 8 статьи 15 указанного Закона действия, направленные на изменение состояния атмосферного воздуха и атмосферных явлений, могут осуществляться только при отсутствии вредных последствий для жизни и здоровья человека и для окружающей природной среды на основании разрешений, выданных федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды. Юридические лица, имеющие стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны в частности обеспечивать проведение инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и разработку предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух; осуществлять учет выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников, проводить производственный контроль за соблюдением установленных нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (ч.1 ст. 30 Закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ). Согласно ст. 25,30 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», производственный контроль за охраной атмосферного воздуха осуществляют юридические лица, которые имеют источники вредных химических, биологических и физических воздействий на атмосферный воздух и которые назначают лиц, ответственных за проведение производственного контроля за охраной атмосферного воздуха, и (или) организуют экологические службы. Из указанных норм следует, что обязательным условием при осуществлении хозяйственной и иной деятельности является наличие разрешения на выброс вредных (загрязняющих веществ) в окружающую среду. Положением о нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него, утвержденный постановлением Правительства РФ от 02.03.2000 г. № 183, установлено, что предельно допустимые выбросы для конкретного стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ, в атмосферный воздух и юридические лица в целом или его отдельных производственных территорий с учетом всех источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух данного юридического лица или его производственных территории, фонового загрязнения атмосферного воздуха и технических нормативов выбросов устанавливаются территориальными органами Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии этих предельно-допустимых выбросов санитарным правилам. Согласно Уставу (л.д. 8-14), МУП «Теплосеть-1» является юридическим лицом, предметом деятельности предприятия является обеспечение населения и организаций тепловой энергией. Предприятие осуществляет свою деятельность в установленном законодательством РФ порядке. Согласно информации директора МУП «Теплосеть-1» Завадского Н.А. (л.д. 15), в настоящее время МУП «Теплосеть-1» заключен договор с ООО «Эколог» на разработку проекта нормативов предельно допустимых выбросов. Разрешение предприятием будет получено после утверждения проекта в вышестоящих инстанциях. Все счета, выставляемые предприятию за выбросы вредных веществ в атмосферу, оплачиваются. Согласно договору № 20-хв от 14.04.2008 и приложения к нему (л.д.16-17) следует, что Администрация Муромцевского муниципального района Омской области передала из Муниципальной собственности в хозяйственное ведение МУП «Теплосеть-1» котельную, расположенную по адресу: .... Постановлением Главы Администрации Муромцевского МР, актами приема передачи, договорами, проектами ПНООЛР, платежными поручениями (л.д. 25-51) подтверждается, что МУП «Теплосеть-1» муниципальными властями переданы дополнительные объекты (котельные), с их учетом ведется работа, направленная на разработку предельно-допустимых выбросов по всем объектам теплосети. В судебном заседании установлено, что МУП «Теплосеть-1» возложенные на неё законом обязанности по разработке предельно-допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, а также получению разрешения на указанные выбросы, ведет к ухудшению экологической обстановки на территории муниципального образования, где дислоцирована котельная, что нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду и является недопустимым. Учитывая, что разработка предельно-допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, а также получения разрешения на указанные выбросы, займет определенное время и связана с привлечением сторонних фирм, в целях реального исполнения решения суда, суд полагает необходимым установить срок его исполнения до 01.11.2012. В соответствии с п.3 ч. 1 ст. 333.19 НК РФ с МУП «Теплосеть-1» подлежит взысканию госпошлина в доход бюджета муниципального района в размере 200 рублей. На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 45, 194 – 198, 206 ГПК РФ, судья РЕШИЛ: Исковое заявление прокурора Муромцевского района удовлетворить. Обязать Муниципальное унитарное предприятие «Теплосеть-1» разработать предельно-допустимые выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и получить разрешение на указанные выбросы котельной, распложенной по адресу: ..., в срок до 01 ноября 2012 года. Взыскать с МУП «Теплосеть-1» государственную пошлину в доход бюджета Муромцевского муниципального района в размере 200 (двести) рублей Решение может быть обжаловано в Омский областной суд через Муромцевский районный суд в течение 10 суток. Судья А.Н. Гужинов