Дело № 2-16/2012 от 16.01.2012 по иску Васильевой Т.Н. к ГУ УПФР о восстановлении пропущенного срока на обращение за выплатой средств пенсионных накоплений умершего застрахованного лица



Дело № 2-16/2012

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

р.п. Муромцево

16.01.2012 года

Муромцевский районный суд Омской области в составе:

председательствующего судьи Ахметовой А.М.,

при секретаре Прудниковой Т.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании исковое заявление Васильевой Т.Н. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ в Муромцевском районе Омской области о восстановлении пропущенного срока на обращение за выплатой средств пенсионных накоплений умершего застрахованного лица,

УСТАНОВИЛ:

Васильева Т.Н. обратилась в суд с вышеуказанными исковыми требованиями, мотивируя их тем, что 20.05.2010 года умер её муж В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проживавший на день смерти по адресу: .... При жизни за В. уплачивались страховые взносы, в том числе на финансирование накопительной части трудовой пенсии. Однако, после смерти В. истица в шестимесячный срок не обратилась к ответчику с заявлением о выплате пенсионных накоплений, поскольку не знала о том, что у В. таковые накопления имеются. Учитывая то, что она является прямой наследницей умершего В., при этом пенсионный фонд не уведомил ее о возможности получить накопления мужа, отказал в выдаче сведений о наличии таких накоплений, истица В. полагает, что установленный законом шестимесячный срок пропущен ею по уважительной причине, в связи с чем просит суд восстановить срок на обращение за выплатой средств пенсионных накоплений В.

Истица Васильева Т.Н. в судебном заседании заявленные требования поддержала в полном объеме, в обоснование своей позиции привела доводы, аналогичные изложенным в исковом заявлении. Кроме того пояснила суду, что после смерти В. она от пенсионного фонда уведомлений о том, что можно получить пенсионные накопления мужа, не получала, не смотря на то, что по закону ответчик должен был ее уведомить об этом. Кроме того, пенсионный фонд отказал ей и в выдаче справки, подтверждающей наличие либо отсутствие у В. пенсионных накоплений. При жизни В. она проживала совместно с ним, знает о том, что ему приходили письма из пенсионного фонда, но содержанием этих писем не интересовалась, поскольку они приходили лично ему. Полагает, что доводы пенсионного фонда о том, что она должна была знать о своих правах в связи с размещением информации в СМИ, являются необоснованными, так как размещаемая там информация не являлась адресной. Учитывая вышеизложенное, полагает, что срок для получения пенсионных накоплений пропущен ею по уважительной причине, в связи с чем просит суд заявленные исковые требования удовлетворить в полном объеме.

Представитель ответчика ГУ УПФ РФ в Муромцевском районе Омской области Храменок Ю.Н., действующая на основании доверенности № ... от 29.06.2011 года сроком на 1 год, в судебном заседании заявленные Васильевой Т.Н. исковые требования не признала и пояснила, что истица, как правопреемник умершего В., имела право на получение накопительной части его пенсии, однако, пропустила установленный законом шестимесячный срок, в течение которого должна была обратиться в пенсионный фонд с соответствующим заявлением. При этом, пенсионный фонд в соответствии с законом, не обязан был направлять истице какое – либо уведомление о возможности распорядиться пенсионными накоплениями умершего застрахованного В., поскольку направление такого уведомления обязательно только в случае подачи застрахованным лицом заявления о распоряжении средствами пенсионных накоплений, а умерший В. такого заявления не подавал. О том, что правопреемники умерших застрахованных лиц могут обратиться с заявлениями о выплате пенсионных накоплений, пенсионный фонд неоднократно информировал население Муромцевского района через СМИ, в связи с чем представитель ответчика полагает, о том, что истице было известно об имеющихся у нее правах и сроках их реализации. Согласно законодательства, в случае пропуска срока для принятия наследства, его восстановление производится судом с учетом конкретных обстоятельств дела, однако в данном случае представитель ответчика полагает, что указанные Васильевой Т.Н. причины пропуска срока, не могут являться уважительными. Учитывая изложенное, представитель ответчика находит заявленные Васильевой Т.Н. исковые требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению.

Заслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд находит заявленные Васильевой Т.Н. исковые требования о восстановлении пропущенного срока на обращение за выплатой средств пенсионных накоплений умершего застрахованного лица подлежащими удовлетворению, по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 1 и 3 ст. 38 Федерального закона от 24.07.2002 N 111-ФЗ "Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации" в случае смерти застрахованного лица, то есть лица, на которое распространялось обязательное пенсионное страхование и за которое уплачивались страховые взносы на финансирование накопительной части трудовой пенсии, правопреемникам умершего застрахованного лица осуществляются выплаты средств пенсионных накоплений.

Выплата правопреемникам умершего застрахованного лица осуществляется при условии обращения за указанной выплатой в Пенсионный фонд Российской Федерации в течение шести месяцев со дня смерти застрахованного лица. Срок обращения за выплатой правопреемникам умершего застрахованного лица может быть восстановлен в судебном порядке по заявлению правопреемника умершего застрахованного лица, пропустившего установленный срок.

Порядок обращения правопреемников умерших застрахованных лиц за выплатами, а также порядок, сроки и периодичность осуществления указанных выплат устанавливаются Правительством РФ.

В соответствии с п. 12 ст. 16 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в случае, если смерть застрахованного лица наступила до назначения ему накопительной части трудовой пенсии по старости или до перерасчета размера этой части указанной пенсии с учетом дополнительных пенсионных накоплений, средства, учтенные в специальной части его индивидуального лицевого счета (за исключением средств (части средств) материнского (семейного) капитала, направленных на формирование накопительной части трудовой пенсии, и дохода от их инвестирования), выплачиваются в установленном порядке лицам, указанным в заявлении застрахованного лица о порядке распределения средств, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета. При отсутствии указанного заявления застрахованного лица выплата производится его родственникам, к числу которых относятся его дети, в том числе усыновленные, супруг, родители (усыновители), братья, сестры, дедушки, бабушки и внуки независимо от возраста и состояния трудоспособности, в следующей последовательности: в первую очередь - детям, в том числе усыновленным, супругу и родителям (усыновителям).

При этом, в соответствии с п. 8 Правил выплаты Пенсионным фондом Российской Федерации правопреемникам умершего застрахованного лица средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 3 ноября 2007 г. N 741, территориальный орган Фонда по месту жительства умершего застрахованного лица, получив документ, содержащий сведения о смерти застрахованного лица, принимает меры по извещению правопреемников о возможности получения средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета умершего застрахованного лица.

Извещение правопреемников по заявлению осуществляется заказным письмом с уведомлением о вручении по форме, утверждаемой Министерством здравоохранения и социального развития РФ, не позднее 10 дней с даты получения документа, содержащего сведения о смерти застрахованного лица.

В соответствии с п. 9 Правил, обращение правопреемников за выплатой средств пенсионных накоплений или с отказом от получения средств пенсионных накоплений осуществляется до истечения 6 месяцев со дня смерти застрахованного лица путем подачи в любой территориальный орган Фонда по выбору правопреемника заявления по форме, предусмотренной приложениями N 2 или N 3 к настоящим Правилам.

Таким образом, из приведенных норм следует, что возможность распорядиться неиспользованными пенсионными накоплениями умершего застрахованного лица имеют как лица, обозначенные им в соответствующем заявлении о распоряжении, по сути - являющиеся наследниками по завещанию, так и правопреемники умершего – жена, дети, родители и т.д., которые при отсутствии заявления о распоряжении, фактически являются наследниками по закону, привлекающимися к наследованию в порядке очередности. При этом, законодательством предусмотрена обязанность пенсионного фонда известить указанных лиц о возможности получения средств пенсионных накоплений, с конкретизацией порядка извещения только в отношении правопреемников по заявлению, что не отменяет обязанности ответчика извещать о таких обстоятельствах и правопреемников по закону в случае если заявление о распоряжении не подавалось.

В данном случае из копии паспорта (л.д.17 ) следует, что заявительница значится как Васильева Т.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

Согласно свидетельству о заключении брака (л.д. 10), между В. и Кокшеневой Т.Н. 11.02.1977 года был заключен брак, после регистрации которого, обоим супругам были присвоены фамилии В. и В., соответственно.

Согласно свидетельству о смерти (л.д. 9) В. умер 20.05.2010 года.

Согласно страховому свидетельству обязательного пенсионного страхования 062-895-633-00 (л.д. 8), выписки из лицевого счета застрахованного лица (л.д. 16), В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умерший 20.05.2010 года был зарегистрирован в системе государственного пенсионного страхования 11.12.1999 года, имел пенсионные накопления, учтенные в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица. Кроме того, из той же выписки из лицевого счета следует, что сведения о смерти застрахованного В. поступили в ГУ УПФ РФ и были учтены в информационной базе 28.06.2010 года, и именно с этой даты, по мнению суда, у ответчика возникла обязанность известить правопреемников умершего о возможности получить средства пенсионных накоплений.

Однако, как следует из пояснений представителя ответчика Храменок Ю.Н., возражений на исковое заявление (л.д.19-22), ГУ УПФ РФ в Муромцевском районе Омской области мер к адресному извещению Васильевой Т.Н. о возможности получения средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета умершего застрахованного В., не принималось, поскольку пенсионный фонд не несет такой обязанности, т.к. заявления о распоряжении средствами пенсионных накоплений В. не подавалось.

Согласно ст. 68 ч.2 ГПК РФ, признание стороной обстоятельств, на которых другая сторона основывает свои требования или возражения, освобождает последнюю от необходимости дальнейшего доказывания этих обстоятельств.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о доказанности факта непринятия ответчиком надлежащих мер к извещению Васильевой Т.Н. о возможности получить средства пенсионных накоплений после смерти ее мужа В., что лишило истицу возможности обратиться в установленный законом срок в пенсионный фонд с заявлением о выплате данных средств.

При этом, доводы представителя ответчика о том, что у пенсионного фонда отсутствовала обязанность извещать персонально Васильеву Т.Н. о возможности получения средств пенсионных накоплений, а также о том, что ими были приняты меры к уведомлению через СМИ всех правопреемников по закону о наличии такой возможности, суд находит несостоятельными, основанными на неверном толковании закона.

Так, из вышеприведенных норм следует, что о возможности получить средства пенсионных накоплений извещается не неопределенный круг лиц, на который были рассчитаны материалы пенсионного фонда, размещенные в СМИ, а правопреемники умершего застрахованного лица (при отсутствии заявления о распоряжении), являющиеся конкретными гражданами.

Таким образом, по мнению суда, истец Васильева Т.Н., являясь супругой застрахованного В., умершего 20.05.2010 года, и не подавшего заявления о распоряжении средствами пенсионных накоплений, не будучи извещенной пенсионным фондом о возможности получения средств пенсионных накоплений, и не имея в связи с этим достоверных сведений об их наличии, по уважительным причинам пропустила установленный законом шестимесячный срок для обращения за их выплатой, что является основанием для его восстановления.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 194 – 198 ГПК РФ, судья

РЕШИЛ:

Заявленные Васильевой Т.Н. к ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в Муромцевском районе исковые требования, удовлетворить.

Восстановить Васильевой Т.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженке ..., с 16.01.2012 года пропущенный срок для обращения за выплатой средств пенсионных накоплений застрахованного лица – мужа В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца д. ... ..., умершего 20.05.2010 года.

Взыскать с Государственного Учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ в Муромцевском районе Омской области в пользу Васильевой Т.Н. возврат государственной пошлины в сумме 200 (двести) рублей

Решение может быть обжаловано в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме, путем принесения апелляционной жалобы в Омский областной суд через Муромцевский районный суд.

Судья

А.М. Ахметова

Мотивированное решение изготовлено 20.01.2012 года.

Судья

А.М. Ахметова