Дело № 2-10/2012 от 10.01.2012 по иску пркоурора к ООО `Водоканал` об обязании разработать предельно допустимые выбросы вредных веществ в атмосферный воздух, получить разрешение на них



Дело № 2 – 10/2012

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

р.п. Муромцево

10.01.2012 года

Муромцевский районный суд Омской области в составе:

председательствующего судьи Ахметовой А.М.,

при секретаре Прудниковой Т.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению прокурора Муромцевского района Омской области к Обществу с ограниченной ответственностью «Водоканал» об обязании разработать предельно допустимые выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, получить разрешение на них,

УСТАНОВИЛ:

В суд обратился прокурор Муромцевского района Омской области с исковым заявлением к ООО «Водоканал», указывая на то, что в ходе проведения проверки прокуратурой района были установлены факты нарушения законодательства об охране окружающей среды, охране атмосферного воздуха, при эксплуатации котельной, расположенной в здании по адресу: .... Так, ООО «Водоканал» на основании договора аренды имущества от 09.02.2011 года № 01 эксплуатирует указанную котельную, производящую выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в отсутствие предельно допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, а также разрешения на указанные выбросы. Учитывая изложенное, прокурор Муромцевского района Омской области просит обязать ООО «Водоканал» разработать предельно-допустимые выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, а также получить разрешение на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух на котельную, расположенную по адресу: ..., взыскать госпошлину.

Представитель заявителя помощник прокурора района Романов Р.А. в судебном заседании заявленные прокуратурой района требования поддержал в полном объеме, приведя суду доводы, аналогичные изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика ООО «Водоканал» Горчакова О.В. пояснила суду, что заявленные прокурором района исковые требования признает полностью, полагает их обоснованными и подлежащими удовлетворению. Вместе с тем, учитывая длительность процесса получения соответствующих разрешений, просил суд установить срок для исполнения решения не менее 10 месяцев. Последствия признания иска, предусмотренные ст. 173 ГПК РФ, представителю ответчика разъяснены и понятны.

Представитель третьего лица - Западно-Сибирского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Омского территориального отдела государственного энергетического надзора в судебное заседание не явился, о времени и места рассмотрения дела извещены надлежащим образом (л.д.31), рассмотрение дела в их отсутствие возможно.

Представитель третьего лица Администрации Муромцевского городского поселения Муромцевского муниципального района Омской области Русанов Н.И. против удовлетворения заявленных прокурором района требований не возражал, полагая их законными и обоснованными.

Заслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд принимает признание иска ответчиком и находит заявленные прокуратурой Муромцевского района исковые требования подлежащими удовлетворению в полном объеме, по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 58 Конституции РФ каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

В соответствии с ч. 3 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду и обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека.

Согласно ч. 1 ст. 11 этого же Федерального Закона каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.

В соответствии с ч. 2 ст. 16 вышеназванного ФЗ к видам негативного воздействия на окружающую среду относятся, в том числе, выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 4 мая 1999 г. N 96-ФЗ

"Об охране атмосферного воздуха", вредное (загрязняющее) вещество - химическое или биологическое вещество либо смесь таких веществ, которые содержатся в атмосферном воздухе и которые в определенных концентрациях оказывают вредное воздействие на здоровье человека и окружающую среду.

Согласно ст. 3 этого же Федерального закона одним из основных принципов государственного управления в области охраны атмосферного воздуха является обязательность государственного регулирования выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него.

В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 4 мая 1999 г. N 96-ФЗ

"Об охране атмосферного воздуха", в целях государственного регулирования выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются следующие нормативы таких выбросов:

технические нормативы выбросов - норматив выброса вредного (загрязняющего) вещества в атмосферный воздух, который устанавливается для передвижных и стационарных источников выбросов, технологических процессов, оборудования и отражает максимально допустимую массу выброса вредного (загрязняющего) вещества в атмосферный воздух в расчете на единицу продукции, мощности пробега транспортных или иных передвижных средств и другие показатели;

предельно допустимые выбросы - норматив предельно допустимого выброса вредного (загрязняющего) вещества в атмосферный воздух, который устанавливается для стационарного источника загрязнения атмосферного воздуха с учетом технических нормативов выбросов и фонового загрязнения атмосферного воздуха при условии непревышения данным источником гигиенических и экологических нормативов качества атмосферного воздуха, предельно допустимых (критических) нагрузок на экологические системы, других экологических нормативов.

В соответствии с п. 3 Положения о нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него (утв. постановлением Правительства РФ от 2 марта 2000 г. N 183), технические нормативы выбросов для отдельных видов стационарных источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, а также для транспортных или иных передвижных средств и установок всех видов, являющихся источниками загрязнения атмосферного воздуха, устанавливаются техническими регламентами.

Согласно п. 6 Положения, предельно допустимые выбросы для конкретного стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и юридического лица в целом или его отдельных производственных территорий с учетом всех источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух данного юридического лица или его отдельных производственных территорий, фонового загрязнения атмосферного воздуха и технических нормативов выбросов устанавливаются территориальными органами Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (за исключением радиоактивных веществ) и Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (в отношении выбросов радиоактивных веществ) при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии этих предельно допустимых выбросов санитарным правилам.

Согласно п. 8 Положения, разработка предельно допустимых и временно согласованных выбросов вредных (загрязняющих) веществ (за исключением радиоактивных веществ) обеспечивается юридическим лицом, имеющим стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, на основе проектной документации (в отношении вводимых в эксплуатацию новых и (или) реконструированных объектов хозяйственной и иной деятельности) и данных инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (в отношении действующих объектов хозяйственной и иной деятельности).

Разработка предельно допустимых выбросов радиоактивных веществ обеспечивается юридическим лицом, имеющим стационарные источники выбросов радиоактивных веществ в атмосферный воздух на основе проектной документации (в отношении вводимых в эксплуатацию новых и (или) реконструированных объектов хозяйственной и иной деятельности) и данных инвентаризации выбросов радиоактивных веществ в атмосферный воздух (в отношении действующих объектов хозяйственной и иной деятельности).

В соответствии с ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 4 мая 1999 г. N 96-ФЗ

"Об охране атмосферного воздуха" юридические лица, имеющие стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны обеспечивать проведение инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и разработку предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух.

В соответствии с п. 9 Положения о нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него (утв. постановлением Правительства РФ от 2 марта 2000 г. N 183) нормативы предельно допустимых и временно согласованных выбросов устанавливаются территориальными органами Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (за исключением радиоактивных веществ) для конкретного стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их совокупности (организации в целом).

Нормативы предельно допустимых выбросов радиоактивных веществ в атмосферный воздух устанавливаются территориальными органами Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору для конкретного стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их совокупности (организации в целом).

Выбросы вредных (загрязняющих) веществ (за исключением радиоактивных веществ) в атмосферный воздух стационарных источников, находящихся на объектах хозяйственной и иной деятельности, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю, допускаются на основании разрешения, выданного территориальными органами Федеральной службы по надзору в сфере природопользования.

Выбросы радиоактивных веществ в атмосферный воздух стационарных источников, находящихся на объектах хозяйственной и иной деятельности, допускаются на основании разрешения, выданного территориальными органами Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору.

Выбросы вредных (загрязняющих) веществ (за исключением радиоактивных веществ) в атмосферный воздух стационарных источников, находящихся на объектах хозяйственной и иной деятельности, не подлежащих федеральному государственному экологическому контролю, допускаются на основании разрешения, выданного органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

Территориальные органы Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору информируют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в области охраны окружающей среды, о предельно допустимых и временно согласованных выбросах, установленных для стационарных источников, находящихся на объектах хозяйственной и иной деятельности (за исключением стационарных источников, находящихся на объектах хозяйственной и иной деятельности, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю).

В соответствии с п. 1 ст. 14 Федерального закона от 4 мая 1999 г. N 96-ФЗ

"Об охране атмосферного воздуха" выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.

Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.

Согласно письма Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 21 октября 2011 г. N ВК-08-02-36/13737 О порядке установления (утверждения) нормативов и выдачи разрешений на выбросы, для получения Разрешения необходимо представление утвержденных в установленном порядке нормативов предельно допустимых выбросов и лимитов на выбросы для каждого конкретного стационарного источника выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух хозяйствующего субъекта в целом (включая его отдельные производственные территории) или по отдельным производственным территориям.

Согласно ч. 5 ст. 14 Федерального закона от 4 мая 1999 г. N 96-ФЗ

"Об охране атмосферного воздуха" при отсутствии разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредные физические воздействия на атмосферный воздух, а также при нарушении условий, предусмотренных данными разрешениями, выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредные физические воздействия на него могут быть ограничены, приостановлены или прекращены в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Согласно ст. 41, 42 Конституции РФ, ст. 11 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на её защиту от негативных воздействий, на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека. Данное право обеспечивается в первую очередь выполнением требований природоохранного законодательства.

В данном случае, из справки (л.д. 12) следует, что 13.12.2011 года была проведена проверка исполнения природоохранного законодательства в ООО «Водоканал». В ходе проверки установлено, что на предприятии имеются источники загрязнения атмосферного воздуха, при этом на момент проверки отсутствовало разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух. Также в процессе деятельности образуются отходы производства и потреблении, в том числе опасные, нет паспортов на опасные отходы. Оплата за негативное воздействие на окружающую среду за три квартала 2011 года не производилась.

Согласно Устава ООО «Водоканал» (л.д. 13 – 23) является коммерческой организацией, осуществляет свою деятельность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации в целях получения прибыли от его предпринимательской деятельности. Может быть истцом и ответчиком в суде.

Согласно договора о передаче муниципального имущества, находящегося в казне Муромцевского городского поселения Муромцевского муниципального района в аренду от 09.02.2011 года (л.д. 20 - 23), акта приема-передачи муниципального имущества (л.д. 24), перечня недвижимого муниципального имущества, передаваемого из казны Муромцевского городского поселения в аренду (л.д. 25 – 26) ООО «Водоканал» передано недвижимое имущество, в том числе находящееся по адресу: ....

Таким образом, судом установлено, что котельная, эксплуатируемая ООО «Водоканал», расположенная по адресу: ..., в нарушение природоохранного законодательства, осуществляет деятельность, связанную с выбросом вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в отсутствие предельно-допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, а также без разрешения на производство указанные выбросов. Невыполнение ООО «Водоканал» обязанностей по разработке предельно-допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, а также по получению разрешения на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, ведет к ухудшению экологической обстановки на территории муниципального образования где дислоцирована котельная, негативно влияет на состояние природной среды, что в свою очередь нарушает Конституционные права граждан.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 45, 194 – 198 ГПК РФ, судья

РЕШИЛ:

Заявленные прокурором Муромцевского района исковые требования, удовлетворить.

Обязать Общество с ограниченной ответственностью «Водоканал», в срок до 10.11.2012 года, разработать предельно-допустимые выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, а также получить разрешение на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух на котельную, расположенную по адресу: ....

Взыскать с ответчика Общества с ограниченной ответственностью «Водоканал», юридический адрес: ..., государственную пошлину в доход бюджета Муромцевского муниципального района в размере 200 (двухсот) рублей.

Решение может быть обжаловано в течение одного месяца с момента его вынесения, путем принесения апелляционной жалобы или представления в Омский областной суд через Муромцевский районный суд.

Судья

А.М. Ахметова