Дело № 2-19/2012 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации р.п. Муромцево 26.01.2012 Судья Муромцевского районного суда Омской области Гужинов А.Н., при секретаре Фроловой Т.Д., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Администрации Костинского сельского поселения Муромцевского муниципального района Омской области к Федеральному бюджетному учреждению «Земельная кадастровая палата» по Омской области об обязании образовать земельные участки в счет невостребованных долей, УСТАНОВИЛ: Администрация Костинского сельского поселения Муромцевского муниципального района Омской области обратилась в суд с вышеуказанным исковым заявлением, мотивируя заявленные требования тем, что Решениями ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Омской области истцу было отказано в кадастровом учете объектов недвижимости – земельных участков на основании п.1.1 ст.14 ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» от 14.07.2002 № 101-ФЗ. В отказе указано, что при проведении общего собрания собственников земельных долей АО «Россия», из 517 собственников земельных долей (из них выбывших и умерших 106 человек) присутствовало 82 человека, что составляет всего 16% от общего числа собственников. Следовательно, решение общего собрания об определении местоположения невостребованных земельных долей в натуре из земельного участка, является неправомочным. 15.07.2011 истцом было подано заявление в суд о выделении земельного участка в счет невостребованных земельных долей с определением границ данного участка и признании права муниципальной собственности на земельные участки. Судом было установлено, что собрание собственников земельных долей АО «Россия» (реорганизованного колхоза «Россия») от 10.03.2011 и 26.06.2010 было правомочным, на собрании присутствовало 20% участников долевой собственности, ФГУ «Земельная кадастровая палата» признало свою ошибку, поскольку ими от общего числа собственников не было вычтено число выбывших и умерших. На рассмотрение заявлений было потрачено время, в результате чего 01.07.2011 вступил в законную силу новый закон о постановке на государственный кадастровый учет земельных участков, где нужен проект межевания. В настоящее время переделать межевые планы на проект межевания не представляется возможным, так как кадастровый инженер Атаманский С.А. ООО «Центр землеустройства» закрылся и прекратил свое существование. Вместе с тем, согласно письму Министерства Экономического развития РФ от 22.06.2011 № ОГ-Д23-552, если в соответствии с ранее установленным порядком общее собрание участников долевой собственности состоялось до 01.07.2011 или извещение о намерении выделить земельный участок в счет земельной доли было опубликовано до 01.07.2011, то оформление прав в отношении таких образуемых земельный участков осуществляется в соответствии с ранее установленным порядком. Администрация Костинского СП разместила объявление о выделении земельных участков в счет невостребованных земельных долей в газете «Знамя труда» 10.12.2010 и 26.03.2010. Общее собрание собственников земельных долей состоялось 10.03.2011 и 26.06.2010. Просят суд обязать ответчика образовать земельные участки в счет невостребованных земельных долей на основании межевых планов, выполненных кадастровым инженером Атаманским С.А. ООО «Центр землеустройства». Представитель Администрации Костинского сельского поселения Муромцевского муниципального района Омской области Сыроежкин В.Н. в судебном заседании заявленные требования поддержал в полном объеме по доводам, изложенным в исковом заявлении. Представители ответчика ФБУ «Кадастровая палата» по Омской области в судебное заседание не явились, надлежаще уведомлены о времени и месте его проведения (л.д. 62), возражений на иск не представили. Заслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд находит заявленные Администрацией Костинского сельского поселения исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. В судебном заседании установлено, что Администрация Костинского СП 24.06.2011 впервые обратилась в ФГУ «Кадастровая палата» по Омской области Межрайонный отдел № 2 (Муромцевский район) с заявлениями о постановке на кадастровый учёт объектов недвижимости – земельных участков, выделенных в счет невостребованных земельных долей в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером 55:14:000000:109, расположенный на землях реорганизованного колхоза «Россия» для сельскохозяйственного производства (л.д.18-21). Вместе с вышеуказанными заявлениями ответчику истцом было представлено 8 межевых планов на 15 земельных участков (полей), составленные кадастровым инженером Атаманским С.А. ООО «Центр землеустройства» (л.д.26-33), в которых отражено местоположение и координаты вновь сформированных земельных участков (л.д. 64) Решениями ФГУ «Кадастровая палата» по Омской области Межрайонный отдел №2 (Муромцевский район) № 55/11-744 от 13.07.2011, № 55/11-590 и № 55/11-589 от 01.07.2011, № 55/11-790 от 15.07.2011 (л.д. 22-25), истцу было отказано в осуществлении кадастрового учета, по мотивам отсутствия кворума граждан на общем собрании (менее 20% от общего числа дольщиков). Кроме того, в представленных межевых планах отсутствовали документы, подтверждающие надлежащее извещение собственников земельных долей о проведении собрания. 30.09.2011 Администрация Костинского СП повторно обратилась в ФГУ «Кадастровая палата» по Омской области Межрайонный отдел № 2 (Муромцевский район) с заявлениями о постановке на кадастровый учёт объектов недвижимости – земельных участков, выделенных в счет невостребованных земельных долей в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером 55:14:000000:109, расположенный на землях реорганизованного колхоза «Россия» для сельскохозяйственного производства (л.д.49-56). Решениями ФГУ «Кадастровая палата» по Омской области Межрайонный отдел №2 (Муромцевский район) № 55/11-2752 от 13.10.2011, № 55/11-2823, № 55/11-2825, № 55/11-2826, № 55/11-2827 от 14.10.2011 и № 55/11-2910, № 55/11-2912 и № 55/11-2909 от 18.10.2011 (л.д. 35-48), истцу было отказано в осуществлении кадастрового учета, в связи с тем, что необходимые для кадастрового учета документы по форме и содержанию не соответствуют требованиям п.2 ч.2 ст. 27 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» от 24.07.2007 № 221-ФЗ и п. 3 ст. 13 Федерального закона от 24.02.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», вступившей в законную силу 01.07.2011. Кроме того, Администрацией Костинского СП не выдержан срок публикации списка невостребованных долей, установленный п.4 ст. 12.1ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». Вместе с тем, судом установлено, что списки собственников невостребованных земельных долей, распложенных в границах Костинского сельского поселения, были надлежаще опубликованы в газете «Знамя труда» 26.03.2010 и 10.12.2010 (л.д.4-8). Собрания собственников земельных долей АО «Россия» (реорганизованного колхоза «Россия»), были проведены не ранее 3 месячного срока 10.03.2011 и 26.06.2010, на которых присутствовало 20% собственников земельных долей, что подтверждается протоколами общих собраний собственников земельных долей (л.д.10-13, 14-17). Согласно ст. 12.1 Федерального Закона от 24.07.2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, опубликовывает список невостребованных земельных долей в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации, и размещает на своем официальном сайте в сети «Интернет» (при его наличии) не менее чем за три месяца до созыва общего собрания участников долевой собственности. Указанный список размещается также на информационных щитах, расположенных на территории данного муниципального образования. Список невостребованных земельных долей представляется органом местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, на утверждение общему собранию участников долевой собственности. В соответствии со ст. 13 Федерального закона от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (в редакции, действовавшей до 01.07.2011), участники долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения вправе выделить земельный участок в счёт своей земельной доли или своих земельных долей для создания либо расширения личного подсобного хозяйства или крестьянского (фермерского) хозяйства, а также для передачи земельного участка в аренду или распоряжения им иным образом, если это не нарушает требований статьи 4 настоящего Федерального закона. Местоположение земельного участка, выделяемого в счёт земельной доли, определяется участником долевой собственности в соответствии с решением общего собрания участников долевой собственности при утверждении местоположения части находящегося в долевой собственности земельного участка, предназначенной для выделения в первоочередном порядке земельных участков в счёт земельных долей в соответствии со статьёй 14 настоящего Федерального закона. Образование земельного участка, выделяемого в счёт земельной доли, осуществляется на основании этого решения общего собрания участников долевой собственности. В случае, если общее собрание участников долевой собственности не утвердило местоположение части находящегося в долевой собственности земельного участка, предназначенной для выделения в первоочередном порядке земельных участков в счёт земельных долей в соответствии со статьёй 14 настоящего Федерального закона, участник долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения обязан известить в письменной форме о своём намерении выделить земельный участок в счёт своей земельной доли остальных участников долевой собственности или опубликовать сообщение в средствах массовой информации, определённых субъектом Российской Федерации, с указанием предполагаемого местоположения выделяемого в счёт своей земельной доли земельного участка. Указанные извещение или сообщение должны содержать описание местоположения выделяемого в счёт земельной доли земельного участка, которое позволяет определить его местоположение на местности, а также указание на необходимость направления в письменной форме возражений остальных участников долевой собственности относительно местоположения этого земельного участка требующему выделения земельного участка в счёт его земельной доли участнику долевой собственности или указанному в извещении представителю участника долевой собственности. Размер земельного участка, выделяемого в счёт земельной доли, определяется на основании данных, указанных в документах, удостоверяющих право на земельную долю. При этом участник долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения вправе выделить в счёт своей земельной доли земельный участок, площадь которого больше или меньше площади, указанной в документах, удостоверяющих право на земельную долю, если увеличение или уменьшение площади образуемого земельного участка осуществляется в пределах кадастровой стоимости, установленной для сельскохозяйственных угодий, в границах которых образуется данный земельный участок. В случае, если в течение тридцати дней со дня надлежащего уведомления участников долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи не поступят возражения относительно местоположения выделяемого в счёт земельной доли земельного участка от участников долевой собственности, предложение о местоположении такого земельного участка считается согласованным. Данные возражения должны быть обоснованными. Споры о местоположении выделяемого земельного участка разрешаются участниками долевой собственности с использованием согласительных процедур, порядок проведения которых устанавливается субъектом Российской Федерации. В случае недостижения согласованного решения споры о местоположении выделяемого земельного участка рассматриваются в суде. Земельные доли, собственники которых не распоряжались ими в течение трёх и более лет с момента приобретения прав на земельную долю (невостребованные земельные доли), подлежат выделению в земельный участок, в состав которого в первую очередь включаются неиспользуемые земельные участки и земельные участки худшего качества с их оценкой по кадастровой стоимости. Образование этого земельного участка осуществляется на основании соответствующего решения субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законом субъекта Российской Федерации, на основании соответствующего решения муниципального образования. Общее собрание участников долевой собственности вправе принять решение об определении местоположения части находящегося в долевой собственности земельного участка, площадь которой равна сумме площади невостребованных земельных долей. Сообщение о невостребованных земельных долях с указанием их собственников опубликовывается в средствах массовой информации, определённых субъектом Российской Федерации. Федеральным законом от 29 декабря 2010 г. N 435-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования оборота земель сельскохозяйственного назначения», статья 13 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения изложена в новой редакции. Новая редакция ст. 13 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения вступила в силу с 01.07.2011. Согласно новой редакции ст. 13 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», участник или участники долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения вправе выделить земельный участок в счёт своей земельной доли или своих земельных долей, если это не противоречит требованиям к образованию земельных участков, установленным Земельным кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом. Земельный участок образуется путём выдела в счёт земельной доли или земельных долей на основании решения общего собрания участников долевой собственности или путём выдела земельного участка в порядке, установленном пунктами 4 - 6 настоящей статьи. Земельный участок может быть образован на основании решения общего собрания участников долевой собственности в случае, если данным решением утверждены проект межевания земельных участков, перечень собственников образуемых земельных участков и размер их долей в праве общей собственности на образуемые земельные участки. Если земельный участок образуется на основании решения общего собрания участников долевой собственности и в соответствии с утверждённым этим собранием проектом межевания, дополнительное согласование размера и местоположения границ образуемого земельного участка не требуется. Если указанное в пункте 3 настоящей статьи решение общего собрания участников долевой собственности отсутствует, собственник земельной доли или земельных долей для выдела земельного участка в счёт земельной дели или земельных долей заключает договор с кадастровым инженером, который подготавливает проект межевания земель того участка для выдела земельного участка в счёт земельной доли или земельных долей. Размер земельного участка, выделяемого в счёт земельной доли или земельных долей, определяется на основании данных, указанных в документах, удостоверяющих право на эту земельную долю или эти земельные доли. При этом площадь выделяемого в счет земельной доли или земельных долей земельного участка может быть больше или меньше площади, указанной в документах, удостоверяющих право на земельную долю или земельные доли, если увеличение или уменьшение площади выделяемого в счёт земельной доли или земельных долей земельного участка осуществляется с учётом состояния и свойств почвы выделяемого земельного участка и земельного участка, из которого он образуется. Размер и местоположение границ земельного участка, выделяемого в счёт земельной доли или земельных долей, должны быть согласованы кадастровым инженером в порядке, установленном статьёй 13.1 настоящего Федерального закона. Порядок определения размера выделяемого в счёт земельной доли или земельных долей земельного участка с учётом состояния и свойств его почвы устанавливается законом субъекта Российской Федерации. Отсутствие указанного порядка не является препятствием для выдела земельного участка в счёт земельной доли или земельных долей. Выдел земельных долей, находящихся в муниципальной собственности, осуществляется по правилам, установленным для выдела земельных долей, находящихся в частной собственности. При этом выдел таких земельных долей осуществляется в первую очередь из неиспользуемых земель и земель худшего качества. Кроме того, вступила в силу ст. 13.1 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», установившая содержание проекта межевания. Таким образом, с 01.07.2011 фактически изменилась процедура образования земельного участка из земельного участка, находящегося в долевой собственности. При этом, не было установлено, что действие положений ст. 13 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» распространяются на процедуры образования земельного участка, из земельного участка, находящегося в долевой собственности, прошедшие до 01.07.2011. Закон не содержит указаний, касающихся возможности проведения государственного кадастрового учёта без предоставления проекта межевания земельного участка. В соответствии с положениями ст. 4 Гражданского кодекса Российской Федерации акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом. По отношениям, возникшим до введения в действие акта гражданского законодательства, он применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие. Отношения сторон по договору, заключённому до введения в действие акта гражданского законодательства, регулируются в соответствии со ст. 422 настоящего Кодекса. Положениями Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» не установлено, что новый порядок образования земельных участков должен применяться к отношениям по образованию земельных участков, процедура выдела которых была начата в порядке, действовавшем до вступления в силу Федерального закона от 29 декабря 2010 г. N 435-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования оборота земель сельскохозяйственного назначения». При этом, требования к проекту межевания земельных участков во исполнение п. 3 ст. 13.1 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» утверждены Приказом Министерства экономического развития РФ от 3 августа 2011 г. N 388 «Об утверждении требований к проекту межевания земельных участков», который вступил в cилу с 04.10.2011. (Приказ вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования. Текст приказа опубликован в "Российской газете" от 23 сентября 2011 г. N 213) Таким образом суд приходит к выводу о том, что в спорный период времени проект межевания земельного участка не получил должного правового регулирования, и требования его представления от истца, представившего заявление о регистрации земельных участков 30.09.2011, т.е. до 04.10.2011, необоснованно. Кроме того, требуемый ответчиком новый проект межевания земельного участка предполагает не только его изготовление, но и утверждение на общем собрании участников долевой собственности, что является фактически действиями по проведению повторной процедуры образования земельного участка. В соответствии с ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», если иное не следует из настоящего Федерального закона, необходимые для кадастрового учёта документы представляются заявителем вместе с заявлением. Одним из документов, обязательных к предоставлению, является заверенные органом местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в общей долевой собственности, либо нотариально удостоверенные копия проекта межевания земельных участков, копии решений общего собрания участников долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения об утверждении указанного проекта, перечня собственников образуемых земельных участков и размеров их долей в праве общей собственности на такие земельные участки либо сведения о реквизитах данных документов в случае их представления ранее в орган кадастрового учёта (при кадастровом учёте земельного участка, образуемого в счёт доли или долей в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения на основании решения общего собранья участников долевой собственности на этот земельный участок). Ранее, до 01.07.2011 предоставление вышеуказанного документа не требовалось. Согласно ст. 26 Федерального «О государственном кадастре недвижимости», орган кадастрового учёта принимает решение о приостановлении осуществления кадастрового учёта (далее - решение о приостановлении), если такое приостановление допускается. Одним из оснований приостановления является не представление необходимых для кадастрового учёта документов, за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Федеральным законом такие документы или сведения, содержащиеся в них, могут запрашиваться в порядке межведомственного информационного взаимодействия. Поскольку государственный кадастровый учёт осуществляется, в том числе, в рамках Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости», ФБУ «Кадастровая палата» по Омской области ввиду отсутствия иных указаний не имело права, по мнению суда, производить кадастровый учёт без предоставления заявителями указанных в ст. 22 вышеуказанного Закона, документов. Вместе с тем, как указано судом выше, на Истца не может быть возложена обязанность повторного проведения процедуры выделения земельного участка в связи с изменениями законодательства. В соответствии с Приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 10 мая 2011 г. N п/161 «О наделении федеральных государственных учреждений «Земельная кадастровая палата» («Кадастровая палата») по субъектам Российской Федерации полномочиями по приему и выдаче документов на государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним и на предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним», полномочиями по ведению государственного кадастра недвижимости, государственному кадастровому учёту недвижимого имущества, предоставлению сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости. В связи с изложенным, суд находит основания для возложения на ФБУ «Кадастровая палата» по Омской области обязанности поставить на кадастровый учёт земельные участки, выделенные в счёт невостребованных земельных долей в праве общей (долевой) собственности, на земельном участке с кадастровым номером 55:14:000000:109 земель сельскохозяйственного назначения, расположенных на землях реорганизованного колхоза «Россия» Костинского сельского поселения Муромцевского муниципального района Омской области. При вынесении решения суд так же учитывает то обстоятельство, что требования к проекту межевания были утверждены Приказом Министерства экономического развития РФ от 3 августа 2011 г. N 388 «Об утверждении требований к проекту межевания земельных участков», вступили в силу после 04.10.2011 и до вышеуказанной даты для ответчика не представлялось возможным не только предоставление нового проекта межевания, но и его правильное составление. Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования Администрации Костинского сельского поселения Муромцевского муниципального района Омской области об обязании образовать земельные участки в счет невостребованных земельных долей удовлетворить. Обязать Федеральное бюджетное учреждение «Кадастровая палата» по Омской области произвести по заявлению Администрации Костинского сельского поселения Муромцевского муниципального района Омской области постановку на кадастровый учёт 15 (пятнадцати) земельных участков, выделенных в счёт невостребованных земельных долей в праве общей (долевой) собственности, расположенных на земельном участке сельскохозяйственного назначения Костинского сельского поселения Муромцевского муниципального района Омской области и реорганизованного колхоза «Россия» с кадастровым номером 55:14:000000:109, указанных в восьми межевых планах б/н от 02.08.2011, изготовленных кадастровым инженером ООО «Центр землеустройства» Атаманским С.А. и расположенных: один участок за д. Новорождественка в западной части кадастрового квартала поле «Пузино» площадью 713442 кв.м.; два участка за д. Новорождественка в западной части кадастрового квартала поля «Бабиково» площадью 121961 кв.м. и 913968 кв.м.; два участка за д. Малоникольск рядом с д. Большеникольск в западной части кадастрового квартала поле «Борсучье» площадью 339972 кв.м. и 500655 кв.м.; один участок за д. Сперановка поле «Рапажи» в западной части кадастрового квартала площадью 566261 кв.м.; один участок около д. Малоникольск рядом с полем Степанова Г.И. в северо-западной части кадастрового квартала площадью 402130 кв.м.; два участка за д. Новорождественка в северо-восточной части кадастрового квартала поле «Татарское» площадью 85023 кв.м. и 931497 кв.м.; три участка за д. Новорождественка в северо-восточной части кадастрового квартала поле «Татарское» площадью 25343 кв.м., 196427 кв.м. и 153535 кв.м.; три участка за д. Новорождественка в западной части кадастрового квартала поле «Стрелки» площадью 186946 кв.м., 636131 кв.м. и 36704 кв.м. На решение может быть подана апелляционная жалоба в течение месяца в Омский областной суд через Муромцевский районный суд с момента изготовления мотивированного решения суда в окончательной форме. Судья А.Н. Гужинов Мотивированное решение суда в окончательной форме изготовлено «30» января 2012г. Судья А.Н. Гужинов