Дело № 2-59/2012 от 30.01.2012 по иску прокурора в интересах Белых Е.Ю. к Администрации Муромцевского муниципального района о предоставлении мер социальной поддержки в виде права на получение компенсации по оплате коммунальных услуг



Дело № 2-59/2012

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

р.п. Муромцево

30.01.2012 года

Муромцевский районный суд Омской области, в составе:

председательствующего судьи Ахметовой А.М.,

при секретаре Прудниковой Т.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Муромцевского района Омской области в интересах Белых Е.Ю. к Администрации Муромцевского муниципального района Омской области о признании незаконным бездействия по предоставлению мер социальной поддержки в виде права на получение компенсации расходов на приобретение твердого топлива и оплате освещения,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Муромцевского района Омской области обратился в суд с указанными исковыми требованиями в интересах Белых Е.Ю., мотивируя их тем, что в результате проверки соблюдения требований законодательства о социальной защите отдельных категорий граждан было установлено, что Белых Е.Ю. с 1981 года и по настоящее время работает в должности <данные изъяты> в МУЗ «Муромцевская ЦРБ». До 2009 года ей, как работнику здравоохранения, предоставлялись льготы в виде компенсации расходов на приобретение твердого топлива и оплату электроэнергии, после чего предоставление льгот прекратилось и до настоящего времени они не восстановлены. Таким образом, меры социальной поддержки, предусмотренные ст.ст. 36 и 37 Закона Омской области от 04.07.2008 г. №1061-ОЗ "Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан", Белых Е.Ю. как медицинскому работнику МУЗ «Муромцевская ЦРБ» не предоставлялись, что нарушает ее права и законные интересы. На основании изложенного прокурор района просит суд признать незаконным бездействие Администрации Муромцевского муниципального района Омской области по предоставлению мер социальной поддержки медицинскому работнику муниципального учреждения здравоохранения «Муромцевская центральная районная больница» Белых Е.Ю. в виде права на получение компенсации расходов по приобретению твердого топлива и оплате освещения жилой площади, признать право Белых Е.Ю. на получение указанных мер социальной поддержки, обязать Администрацию Муромцевского муниципального района Омской области предоставить Белых Е.Ю. меры социальной поддержки в виде компенсации расходов по приобретению топлива и оплате электроэнергии в размере 3457 рублей 50 копеек за период с 01.01.2011 по 31.12.2011 года.

В дополнительном исковом заявлении (л.д. 79) истица Белых Е.Ю. просит суд также взыскать компенсацию понесенных ею расходов по оплате электроэнергии за 2009, 2010, 2011 годы в сумме 1265 рублей 67 копеек на нее и её несовершеннолетнего ребенка, а также компенсацию расходов на оплату твердого топлива за 2011 года, рассчитанную на нее и несовершеннолетнего ребенка, в сумме 5093 рубля 19 копеек, а всего в сумме 6 358,86 рублей.

В судебном заседании представитель заявителя – старший помощник прокурора района Зверева И.Н. заявленные прокурором и истицей Белых Е.Ю. исковые требования поддержала, в обоснование своей позиции привела доводы аналогичные, изложенным в исковом заявлении, уточнила, что при решении вопроса об обязании Администрации района предоставить Белых Е.Ю. меры социальной поддержки, за период 2009, 2010, 2011 годов по оплате освещения, за период 2001 года по оплате твердого топлива, сумма компенсации составит 5 050,71 рублей.

Истец Белых Е.Ю. пояснила суду, что с 1981 года она работает в МУЗ «Муромцевская ЦРБ», проживает в частном доме по адресу: ..., имеет состав семьи из 4 человек, в том числе мать, мужа и сына, которому в июне 2011 года исполнилось 18 лет. До 2009 года она пользовалась льготами по приобретению твердого топлива и оплате освещения, после чего льготы не предоставлялись, указанные расходы не компенсировались. Так как до настоящего времени предоставление льгот ответчиком не восстановлено, она вынуждена была обратиться в прокуратуру района за защитой имеющегося у нее права. В 2011 году для отопления дома ею было приобретено 2 тонны угля, по цене 2880 рублей за одну тонну, а также дрова - 10 куб.м. по цене 650 рублей и 10 куб.м. по цене 500 рублей за 1 куб.м. Кроме этого, она использовала для освещения своего дома электроэнергию, задолженности по ее оплате за 2009 – 2011 годы не имеет. Учитывая изложенное, а также то, что дрова были приобретены ею до совершеннолетия сына, а уголь после, истица Белых Е.Ю. просит суд заявленные в ее интересах прокурором района исковые требования, а также заявленные ею дополнительные исковые требования удовлетворить, признать незаконным бездействие Администрации района по предоставлению ей льгот в виде компенсации расходов на приобретение твердого топлива и оплате электроэнергии, признать за ней право на получение указанных льгот, обязать ответчика предоставить ей меры социальной поддержки в виде компенсации расходов по оплате электроэнергии за три года, расходов по приобретению твердого топлива только за 2011 года, в сумме 5 050 рублей 71 копейка. Требований о взыскании компенсации расходов, связанных с приобретением твердого топлива в 2009, 2010 годах не предъявляет, так как не моет представить документы, подтверждающие факт его приобретения.

Представитель ответчика Администрации Муромцевского муниципального района Омской области Губкин И.Ю., действующий на основании доверенности № 9 от 15.03.2011 года (л.д. 41), заявленные прокурором района исковые требования, а также дополнительные исковые требования Белых Е.Ю. не признал, приведя в обоснование своей позиции доводы, аналогичные изложенным в отзыве на исковое заявление (л.д. 38 - 40), просил суд в удовлетворении заявленного иска и дополнения к нему, отказать.

Представитель третьего лица МУЗ «Муромцевская ЦРБ» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом (л.д. 43), рассмотрение дела в их отсутствие возможно.

Представитель третьего лица Министерства финансов Омской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом (л.д. 78), рассмотрение дела в их отсутствие возможно.

Заслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд находит заявленные прокурором Муромцевского района и Белых Е.Ю. исковые требования, подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ч. 2 ст. 15 Конституции РФ, органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы.

В соответствии со ст. 255 ГПК РФ, к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

В силу п. "ж" ст. 72 Конституции РФ, в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится вопросы социальной защиты населения, включая социальное обеспечение.

Согласно ст. 1 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, признается, гарантируется и осуществляется на всей территории Российской Федерации.

Выдержкой из Устава МУЗ «Муромцевская ЦРБ» (л.д. 20 - 21) подтверждается, что МУЗ "Муромцевская центральная районная больница" является муниципальным учреждением здравоохранения, учредителем которого является Муромцевский муниципальный район Омской области в лице Администрации, являющейся органом местного самоуправления и гарантирующей, в соответствии с приведенными нормами, соблюдение прав граждан, в том числе в части предоставления мер социальной поддержки.

Так, в соответствии с ч. 2 ст. 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.1993 г. №5487-1, действовавшей до 01.01.2005 г., врачи, провизоры, работники со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающие и проживающие в сельской местности и посёлках городского типа, а также проживающие с ними члены их семей имели право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением.

Аналогичная норма была предусмотрена и ст. 59 Жилищного кодекса РСФСР, утратившего силу с 01.03.2005 г. в связи с принятием Федерального закона №189-ФЗ от 29.12.2004 г., а именно специалисты, работающие и проживающие в сельской местности, вне населенных пунктов (а в установленных законодательством Союза ССР случаях - в рабочих и иных поселках), пользовались бесплатно жилым помещением с отоплением и освещением.

Согласно Федеральному закону от 22.08.2004 г. №122-ФЗ "О внесении вменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации, в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления" от 22.08.2004 г. №122-ФЗ, решение вопросов социальной поддержки медицинских работников передано тем властным структурам, в ведении которых находятся соответствующие организации здравоохранения.

Согласно п. 2 ст. 153 ФЗ от 22.08.2004 г. №122-ФЗ, при издании органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в связи с принятием настоящего федерального закона нормативных правовых актов должны быть соблюдены следующие условия: вновь устанавливаемые размеры и условия выплаты пособий (в том числе единовременных) иных видов социальных выплат, гарантии и компенсации отдельным категориям граждан в денежной форме не могут быть ниже размеров и условий оплаты труда (включая надбавки и доплаты), размеров и условий выплаты пособий, (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантий и компенсаций в денежной форме, предоставлявшихся соответствующим категориям граждан, по состоянию на 31.12.2004 г.

В соответствии с положениями ст. 63 "Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан», действующего до 31.12.2011 года, меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников федеральных специализированных организаций здравоохранения устанавливаются Правительством Российской Федерации; меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников организаций здравоохранения, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации; меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников муниципальных организаций здравоохранения устанавливаются органами местного самоуправления.

В силу п.п. 24 пункта 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 г. №184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счёт бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета) относится решение вопросов, в том числе связанных возмещением расходов муниципальных образований в связи с предоставлением законами субъекта Российской Федерации льгот отдельным категориям граждан, льгот по оплате услуг связи, организация предоставления гражданам субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг.

Согласно ст. 19 ФЗ от 06.10.2003 г. №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации осуществляется федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации - законами субъектов Российской Федерации. Отдельные государственные полномочия, передаваемые для осуществления органам местного самоуправления, осуществляются органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, если иное не установлено федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации.

Из ч. 5 указанной статьи следует, что финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется за счёт предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.

Статьей 36 Закона Омской области от 04.07.2008 г. №1061-ОЗ "Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан", предусмотрено, что медицинским работникам государственных и муниципальных учреждений Омской области, а также неработающим пенсионерам предоставляются меры социальной поддержки, в том числе: компенсация расходов на оплату отопления, компенсация расходов на оплату твердого топлива (включая его доставку), используемого для отопления в домах, не имеющих центрального отопления, из расчета 0,065 т угля и 0,087 куб.м дров на 1 кв.м общей площади жилого помещения в год. Установленная настоящим подпунктом компенсация во всех случаях предоставляется в пределах общей площади жилого помещения, приходящейся на работника (неработающего пенсионера), рассчитанной путем деления фактической общей площади жилого помещения на количество проживающих в нем лиц, но не более 18 кв.м. общей площади жилого помещения на работника (неработающего пенсионера), проживающего в семье из трех и более человек, 21 кв.м. общей площади жилого помещения на работника (неработающего пенсионера), проживающего в семье из двух человек, 33 кв.м. общей площади жилого помещения на одиноко проживающего работника (неработающего пенсионера). Компенсация расходов на оплату электроэнергии, используемой для освещения жилого помещения работника (неработающего пенсионера), из расчета 123 кВт/час в год на работника (неработающего пенсионера). Работникам и неработающим пенсионерам меры социальной поддержки предоставляются с учетом проживающих совместно с ними их несовершеннолетних детей в пределах 50 процентов нормативов.

Согласно п.п. 3.4 ст. 37 Закона Омской области от 04.07.2008 г. №1061-ОЗ "Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан", Омская область передаёт на неограниченный срок органам местного самоуправления муниципальных районов Омской области государственные полномочия в части предоставления мер социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения и отопления, твердого топлива, природного газа, электроэнергии работникам, осуществляющим свою деятельность в соответствии с трудовым договором (за исключением внешнего совместительства) с нагрузкой не менее 75 процентов нормы рабочего времени в расположенных в сельской местности муниципальных учреждениях здравоохранения и культуры Омской области, и неработающим пенсионерам, уволенным в связи с выходом на пенсию из муниципальных учреждений здравоохранения, культуры, имеющим общий трудовой стаж в указанных учреждениях не менее 10 лет и пользовавшимся в соответствии с федеральным и областным законодательством при выходе на пенсию мерами социальной поддержки (в том числе льготами) по оплате жилого помещения и коммунальных услуг. Средства на реализацию, передаваемых государственных полномочий ежегодно предусматриваются в областном бюджете в виде субвенций.

В данном случае из справки (л.д. 16) следует, что Белых Е.Ю. работает постоянно с 02.04.1981 года в должности <данные изъяты> в МУЗ «Муромцевская ЦРБ».

В судебном заседании установлено, что Белых Е.Ю. до 2009 года, в соответствии со ст. 36 Кодекса Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан, предоставлялись меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату приобретаемого твердого топлива, потребляемой электроэнергии за счёт средств бюджета.

Так, согласно справки МУЗ «Муромцевская ЦРБ» (л.д. 19) Белых Е.Ю. пользовалась льготой по коммунальным услугам за 2008 год. За период с января 2009 года по декабрь 2011 года выплат не предоставлялось, так как действие льгот приостановлено. Льготная площадь составляет 22,5 кв.м.

Из справки о составе семьи (л.д. 17, 77) следует, что Белых Е.Ю. проживает совместно с мужем Б. , сыном А. , достигшим совершеннолетия в июне 2011 года, матерью Г. , в доме с печным отоплением, в связи с чем нуждается в приобретении угля и дров.

Согласно справок (л.д. 31, 32) в 2011 году Белых Е.Ю. приобретался: в октябре - уголь 2 тонны по цене 2880 рублей на общую сумму с четом доставки 5760 рублей, в апреле - 10 куб.м. дров, по цене 560 рублей за 1 куб.м., на общую сумму 5600 рублей, в июне - 10 куб.м. дров по цене 500 рублей за 1 куб.м., на сумму 5000 рублей.

Согласно выписки из лицевого счета (л.д. 58) Белых Е.Ю. в 2009 году было израсходовано 2400 кВт электроэнергии, в 2010 году - 1914 кВт, в 2011 - 2096 кВт, задолженности по оплате электроэнергии не имеется, электроэнергия в пределах норматива при наличии несовершеннолетнего ребенка выбиралась в первые два месяца каждогогода.

Учитывая данные обстоятельства, расчет компенсации понесенных Белых Е.Ю. в 2009, 2010, 2011 годах расходов на оплату электроэнергии, а также в 2011 году на приобретение твердого топлива является следующим.

В 2011 году объем льготной площади истицы до 25.06.2011 года составлял 21,83 кв. м. (14,55 кв.м. + 7,28 кв.м. на н/л ребенка), после этого времени 14,55 кв.м. (58,2 кв.м. - общая площадь квартиры : 4 - общее количество членов семьи), в связи с чем норматив по льготе на приобретение в апреле 2011 года дров составляет 1,899 куб. м. (21,83 кв.м. (с учетом н/л ребенка) х 0,087), на приобретение в октябре 2011 года угля - 0,945 тонны (14,55 кв.м. (в связи с достижением ребенком совершеннолетия) х 0,065), в связи с чем сумма компенсации составит:

- 0,945 тонны угля х 2880 рублей + 1,899 куб. м. дров х 560 рублей = 3785 руб. 04 коп.

Объем льготы Белых Е.Ю. по оплате электроэнергии в 2009, 2010, 2011 годах составлял 184,5 кВт (123 + 61,5 кВт на н/л ребенка, поскольку указанный норматив выбирался истицей в январе – феврале каждого года), соответственно сумма компенсации составляет:

- за 2009 год – 383,76 рублей (184,5 кВт х тариф 2,08 рублей),

- за 2010 год – 420,66 рублей (184,5 кВт х тариф 2,28 рублей),

- за 2011 год – 461,25 рублей (184,5 кВт х тариф 2,50 рублей), итого 1265,67 рублей.

Таким образом, общая сумма компенсации понесенных истицей Белых Е.Ю. расходов по приобретению твердого топлива в 2011 году, оплате электроэнергии за период 2009 - 2011 года составляет 5 050,71 (3785,04 + 1 265,67).

На основании изложенного, оценив в совокупности все доказательства по делу, суд приходит к выводу о наличии у Белых Е.Ю., как медицинского работника, права на получение мер социальной поддержки в виде компенсации расходов по оплате услуг отопления, в связи с чем находит заявленные прокурором района исковые требования, а также заявленные истицей дополнительные исковые требования, подлежащими удовлетворению в полном объеме.

При этом, доводы представителя ответчика, изложенные в отзыве на исковое заявление, суд находит несостоятельными, поскольку Администрацией Муромцевского муниципального района Омской области, при наличии у Белых Е.Ю. права на получение мер социальной поддержки, в отсутствие законных оснований, не исполняется обязанность по установлению и предоставлению мер социальной поддержки медицинским и фармацевтическим работникам, возложенная на органы местного самоуправления в соответствии со ст. 63 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан и пунктом 50 ст. 35 ФЗ № 122-ФЗ от 22.08.2004 г.

В соответствии со ст. 52 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет (местный бюджет).

Из пункта 5 указанной статьи следует, что в местных бюджетах раздельно предусматриваются доходы, направляемые на осуществление полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения, и субвенции, предоставленные для обеспечения осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также осуществляемые за счёт указанных доходов и субвенций соответствующие расходы местных бюджетов.

Пунктом 5 ст. 53 названного закона установлено, что порядок осуществления расходов местных бюджетов на осуществление отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, устанавливается соответственно федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

В соответствии с ч. 4 ст. 55 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", в доходы местных бюджетов зачисляются субвенции, предоставляемые на осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, в соответствии со ст. 63 настоящего Федерального закона.

Частью 1 ст. 63 указанного федерального закона установлено, что общий размер субвенций, предоставляемых из федерального бюджета и бюджета субъекта Российской Федерации местным бюджетам на осуществление органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий, определяется федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год раздельно по каждому из указанных государственных полномочий.

В соответствии с ч. 2 указанной статьи, субвенции на осуществление органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий предоставляются местным бюджетам из создаваемого в составе бюджета субъекта Российской Федерации регионального фонда компенсаций. Указанный фонд формируется за счёт: субвенций из федерального фонда компенсаций на осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и иных доходов бюджета субъекта Российской Федерации в объёме, необходимом для осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами.

Как отмечалось выше, пунктом 50 ст. 35 Федерального закона №122-ФЗ решение вопросов социальной поддержки медицинских работников передано тем властным структурам, в ведении которых находятся соответствующие организации здравоохранения.

В данном случае, как установлено судом и следует из пояснений представителя ответчика, причиной прекращения предоставления льгот Белых Е.Ю. как медицинскому работнику, послужило приостановление подпунктом 2 пункта 1 ст. 16 Закона Омской области от 24.11.2008 г. №1093-ОЗ "Об областном бюджете на 2009 г." действия статей 36,37 Кодекса Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан с 1 января по 31 декабря 2009 г. Письмом Министерства финансов Омской области от 20.01.2009 г., также рекомендовано приостановить действие доведенных до главных распорядителей средств местного бюджета лимитов бюджетных обязательств на 2009 год, за исключением бюджетных обязательств, в том числе по предоставлению мер социальной поддержки отдельным категориям граждан.

При этом, определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 28.10.2009 г. №50-Г09-20, признаны противоречащими федеральному законодательству отдельные положения подпункта 2 пункта 1 ст. 16 Закона Омской области от 24.11.2008 г. №1093-03 "Об областном бюджете на 2009 год".

Однако, несмотря на указанное судебное решение, подпунктом 2 пункта 1 ст. 15 Закона Омской области от 29.12.2009 г. №1219-ОЗ "Об областном бюджете на 2010 год", Закона Омской области от 09.12.2010 года № 1313-ОЗ «Об областном бюджете на 2011 год» действие статей 36, 37 Кодекса Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан, приостановлено с 1 января по 31 декабря 2010 и 2011 года, соответственно, за исключением положений по предоставлению мер социальной поддержки работникам государственных учреждений здравоохранения Омской области.

Анализируя вышеизложенное, суд приходит к выводу о том, что указанные подпункты 2 пункта 1 ст. 15 Законов Омской области от 29.12.2009 г. №1219-ОЗ и от 09.12.2010 года № 1313-ОЗ, ставят в неравное положение работников государственных и муниципальных учреждений здравоохранения по предоставлению им мер социальной поддержки, что недопустимо.

Так, по мнению суда, закрепленное в ч. 1 ст. 53 Федерального закона от 22.08.2004 г. №122-ФЗ правовое регулирование не предполагает отмену социальных прав, приобретенных работающими и проживающими в сельской местности и посёлках городского типа медицинскими работниками муниципальных организаций здравоохранения на основании законодательства, которое действовало до 01.01.2005 года, а обеспечивает возможность их сохранения после указанной даты.

Согласно Федерального Закона от 21.11.2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» новое правовое регулирование в части предоставления мер социальной поддержки медицинским работникам, вводится только с 01.01.2012 года.

В соответствии с неоднократно выраженной в решениях Конституционного Суда Российской Федерации правовой позицией, изменение законодателем ранее установленных правил предоставления населению льгот и компенсаций должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, предполагающий правовую определенность, сохранение разумной стабильности правового регулирования, недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм и предсказуемость законодательной политики, в том числе в социальной сфере, с тем чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты, т.е. в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано; Российская Федерация как правовое социальное государство не может произвольно отказываться от выполнения взятых на себя публично-правовых обязательств, и отмена либо приостановление предоставления выплат либо льгот компенсаторного характера допустимы только при установлении надлежащего механизма соответствующего возмещения, формы и способы которого могут меняться, но объем не должен уменьшаться.

Исследовав и оценив все доказательства в совокупности, суд находит требования прокурора Муромцевского района Омской области по признанию незаконным бездействия Администрации Муромцевского муниципального района Омской области по предоставлению мер социальной поддержки обоснованными, поскольку решение вопросов социальной поддержки медицинских работников входит в компетенцию властных структур, в ведении которых находятся соответствующие организации здравоохранения, в том числе, Администрации Муромцевского муниципального района Омской области.

Доводы представителя Администрации Муромцевского муниципального района Омской области об отсутствии в Муромцевском муниципальном районе Омской области необходимых финансовых средств для предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, в том числе медицинским работникам муниципальных учреждений здравоохранения, суд находит несостоятельными, поскольку названное обстоятельство не должно нарушать прав граждан указанной категории.

В соответствии со ст. 19 ФЗ от 06.10.2003 г. №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", органы местного самоуправления имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления переданных им отдельных государственных полномочий в случаях и порядке, предусмотренных уставом муниципального образования.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлениях от 17.06.2004 № 12-П и от 15.05.2006 № 5-П, недостаточность собственных доходных источников на уровне субъектов Российской Федерации или муниципальных образований обеспечивается посредством оказания финансовой помощи из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях надлежащего исполнения ими установленных федеральным законодательством расходных обязательств.

Органы местного самоуправления в случае недостаточности собственных денежных средств для возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки указанной категории граждан, вправе требовать возмещения соответствующих расходов за счет бюджета другого уровня.

Кроме того, в соответствии с Конституцией РФ, местное самоуправление гарантируется правом на судебную защиту, на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти.

При изложенных обстоятельствах, суд приходит к выводу о незаконности бездействия Администрации Муромцевского муниципального района Омской области по предоставлению мер социальной поддержки Белых Е.Ю. в виде права на получение компенсации расходов по приобретению твердого топлива и оплате электроэнергии, в связи с чем, полагает необходимым обязать Администрацию Муромцевского муниципального района Омской области предоставить ей меры социальной поддержки в виде компенсации понесенных расходов в сумме 5 050,71рублей.

Кроме того, суд находит несостоятельными доводы представителя ответчика о необходимости прекращения производства по делу, в связи с тем, что заявленные прокурором требования фактически понуждают Администрацию района принять соответствующий нормативный акт, регулирующий порядок предоставления льгот медицинским работникам, поскольку указных требований прокурором района заявлено не было, и выступление в защиту прав конкретного лица – Белых Е.Ю. не получившей вопреки приведенным нормам компенсацию расходов по приобретению твердого топлива и оплате электроэнергии, вмешательством в нормотворческую деятельность органа местного самоуправления не является.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, судья

РЕШИЛ:

Заявленные прокурором Муромцевского района Омской области и Белых Е.Ю. исковые требования в уточненном объеме, удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Администрации Муромцевского муниципального района по предоставлению мер социальной поддержки медицинскому работнику Муниципального учреждения здравоохранения «Муромцевская центральная районная больница» Белых Е.Ю. в виде права на получение компенсации расходов по приобретению твердого топлива и оплате электроэнергии для отопления и освещения жилой площади.

Признать за Белых Е.Ю. , как медицинским работником Муниципального учреждения здравоохранения «Муромцевская центральная районная больница», право на получение мер социальной поддержки в виде компенсации расходов по приобретению твердого топлива и оплате электроэнергии для отопления и освещения жилой площади.

Обязать Администрацию Муромцевского муниципального района Омской области предоставить меры социальной поддержки медицинскому работнику МУЗ «Муромцевская ЦРБ» Белых Е.Ю. в виде компенсации расходов по приобретению твердого топлива за период 2011 года, и оплате электроэнергии за период с 2009 по 2011 год, в сумме 5 050 (пять тысяч пятьдесят рублей) 71 копейка.

Решение может быть обжаловано в течение одного месяца с момента его вынесения, путем принесения апелляционной жалобы или представления в Омский областной суд через Муромцевский районный суд.

Судья

А.М. Ахметова

Мотивированное решение изготовлено 03.02.2012 года

Судья

А.М. Ахметова