Дело № 2-53/2012 от 31.01.2012 по иску прокурора в интересах Карпова С.Н. к Администрации Муромцевского муниципального района о предоставлении мер социальной поддержки в виде права на получение компенсации по оплате коммунальных услуг



Дело № 2-53/2012

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

р.п. Муромцево

31.01.2012

Судья Муромцевского районного суда Омской области Гужинов А.Н.,

при секретаре Фроловой Т.Д., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению прокурора Муромцевского района Омской области в интересах Карпова С.М. к Администрации Муромцевского муниципального района Омской области о получении мер социальной поддержки в виде права на получение компенсации расходов по оплате коммунальных услуг,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Муромцевского района Омской области обратился в суд в интересах Карпова С.М. с вышеуказанными требованиями, мотивируя их тем, что Карпов С.М. с 1983 года по настоящее время работает в Муниципальном учреждении здравоохранения «Муромцевская ЦРБ» в должности <данные изъяты>. До 2009 года ему, как работнику здравоохранения, предоставлялись льготы по оплате коммунальных услуг, предусмотренные ст.ст. 36.37 Закона Омской области от 04.07.2008 г. №1061-ОЗ "Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан". С 2009 года предоставление указанных льгот прекратилось и до настоящего времени льготы не восстановлены, что нарушает права и законные интересы Карпова С.М. Просят суд признать незаконным бездействие Администрации Муромцевского муниципального района Омской области по предоставлению мер социальной поддержки Карпову С.М. в виде права на получение компенсации расходов по оплате отопления жилой площади, обязать Администрацию Муромцевского муниципального района Омской области предоставить Карпову С.М. данные меры социальной поддержки в размере 7 736 рублей 61 копейка за период с 01.06.2011 по 31.12.2011.

В судебном заседании старший помощник прокурора Муромцевского района Зверева И.Н. заявленные требования поддержала в полном объеме, в обоснование своей позиции привела доводы, изложенные в исковом заявлении.

Истец Карпов С.М. в судебном заседании заявленные прокурором в его интересах требования поддержал в полном объеме и пояснил, что за свой счет в полном объеме оплатил коммунальные услуги по отоплению с июня по декабрь 2011 года включительно, однако меры социальной поддержки ему, как медицинскому работнику, не предоставлены.

Представитель ответчика Администрации Муромцевского муниципального района Омской области Губкин И.Ю., действующий на основании доверенности № 9 от 15.03.2011 года, иск не признал, приведя в обоснование своей позиции доводы, подробно изложенные в отзыве на исковое заявление (л.д. 38-40)

Представитель третьего лица МУЗ «Муромцевская ЦРБ» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом, согласно заявлению (л.д. 48) просит суд о рассмотрении дела в его отсутствие, исковые требования поддерживает в полном объеме.

Заслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд находит заявленные прокурором Муромцевского района исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ч. 2 ст. 15 Конституции РФ, органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы.

В соответствии со ст. 255 ГПК РФ, к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

В силу п. "ж" ст. 72 Конституции РФ, в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится вопросы социальной защиты населения, включая социальное обеспечение.

Согласно ст. 1 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, признается, гарантируется и осуществляется на всей территории Российской Федерации.

Из Устава МУЗ «Муромцевская ЦРБ» (л.д. 15-16) следует, что МУЗ "Муромцевская центральная районная больница" в 2011 году являлось муниципальным учреждением здравоохранения, учрежденным Муромцевским муниципальным районом в лице Администрации Муромцевского муниципального района Омской области.

В соответствии с ч. 2 ст.63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.1993 № 5487-1, действовавшей до 01.01.2005 г., врачи, провизоры, работники со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающие и проживающие в сельской местности и посёлках городского типа, а также проживающие с ними члены их семей имели право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением.

Аналогичная норма была предусмотрена и ст.59 Жилищного кодекса РСФСР, утратившего силу с 01.03.2005 в связи с принятием Федерального закона №189-ФЗ от 29.12.2004 г., а именно специалисты, работающие и проживающие в сельской местности, вне населенных пунктов (а в установленных законодательством Союза ССР случаях - в рабочих и иных поселках), пользовались бесплатно жилым помещением с отоплением и освещением.

Согласно Федеральному закону от 22.08.2004 № 122-ФЗ "О внесении вменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации, в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной пасти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления" от 22.08.2004 №122-ФЗ, решение вопросов социальной поддержки медицинских работников передано тем властным структурам, в ведении которых находятся соответствующие организации здравоохранения.

Согласно п. 2 ст. 153 ФЗ от 22.08.2004 №122-ФЗ, при издании органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в связи с принятием вышеуказанного федерального закона нормативных правовых актов, должны быть соблюдены следующие условия: вновь устанавливаемые размеры и условия выплаты пособий (в том числе единовременных) иных видов социальных выплат, гарантии и компенсации отдельным категориям граждан в денежной форме не могут быть ниже размеров и условий оплаты труда (включая надбавки и доплаты), размеров и условий выплаты пособий, (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантий и компенсаций в денежной форме, предоставлявшихся соответствующим категориям граждан, по состоянию на 31.12.2004.

На основании положений ст.63 "Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан», меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников организаций здравоохранения, находящихся в ведении субъектов России, устанавливаются органами государственной власти субъектов России; меры социальной поддержки данных работников муниципальных организаций здравоохранения устанавливаются органами местного самоуправления.

В силу п.п. 24 пункта 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", к полномочиям органов государственной власти субъекта России по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счёт бюджета субъекта России (за исключением субвенций из федерального бюджета) относится решение вопросов, в том числе связанных возмещением расходов муниципальных образований в связи с предоставлением законами субъекта России льгот отдельным категориям граждан, льгот по оплате услуг связи, организация предоставления гражданам субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг.

Согласно ст. 19 ФЗ от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации осуществляется федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации - законами субъектов Российской Федерации. Отдельные государственные полномочия, передаваемые для осуществления органам местного самоуправления, осуществляются органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, если иное не установлено федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации.

Из части 5 указанной статьи следует, что финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счёт предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.

Статьей 36 Закона Омской области от 04.07.2008 "Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан" установлены меры социальной поддержки постоянно проживающих в сельской местности работников, осуществляющих свою деятельность в соответствии с трудовым договором (за исключением внешнего совместительства) с нагрузкой не менее 75 процентов нормы рабочего времени в расположенных в сельской местности государственных учреждениях Омской области здравоохранения (с учетом указанных в п. 2 настоящей статьи нормативов) - компенсация расходов на оплату жилого помещения и отопления, компенсация расходов на оплату твердого топлива (включая его доставку), используемого для отопления в домах, не имеющих центрального отопления; компенсация расходов на оплату природного газа, используемого для отопления от газовых приборов местного отопления; компенсация расходов на оплату электроэнергии, используемой для освещения жилого помещения работника (п. 2 ст. 36 Закона).

Согласно п.2,3 вышеуказанной статьи работникам и неработающим пенсионерам предоставляются меры социальной поддержки в том числе, компенсация расходов на оплату отопления. Установленная настоящим подпунктом компенсация во всех случаях предоставляется в пределах общей площади жилого помещения, приходящейся на работника, рассчитанной путем деления фактической общей площади жилого помещения на количество проживающих в нем лиц, но не более 18 кв.м. общей площади жилого помещения на работника, проживающего в семье из трех и более человек, 21 кв.м. общей площади жилого помещения на работника, проживающего в семье из двух человек, 33 кв.м. общей площади жилого помещения на одиноко проживающего работника. Работникам и неработающим пенсионерам меры социальной поддержки предоставляются с учетом проживающих совместно с ними их несовершеннолетних детей в пределах 50 процентов нормативов, указанных в пункте 2 настоящей статьи (с изменениями, введенными Законом Омской области от 18.12.2009 № 1212-ОЗ, вступившими в силу с 01.01.2010)

Согласно п.п. 3.4 ст. 37 Закона Омской области от 04.07.2008 №1061-ОЗ "Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан", Омская область передаёт на неограниченный срок органам местного самоуправления муниципальных районов Омской области государственные полномочия в части предоставления мер социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения и отопления, твердого топлива, природного газа, электроэнергии работникам, осуществляющим свою деятельность в соответствии с трудовым договором (за исключением внешнего совместительства) с нагрузкой не менее 75 процентов нормы рабочего времени в расположенных в сельской местности муниципальных учреждениях здравоохранения и культуры Омской области, и неработающим пенсионерам, уволенным в связи с выходом на пенсию из муниципальных учреждений здравоохранения, культуры, имеющим общий трудовой стаж в указанных учреждениях не менее 10 лет и пользовавшимся в соответствии с федеральным и областным законодательством при выходе на пенсию мерами социальной поддержки (в том числе льготами) по оплате жилого помещения и коммунальных услуг. Средства на реализацию, передаваемых государственных полномочий ежегодно предусматриваются в областном бюджете в виде субвенций.

В данном случае из справки (л.д. 13), трудовой книжки (л.д. 21-24) следует, что Карпов С.М. работает постоянно на полную ставку в МУЗ "Муромцевская центральная районная больница" с 20.07.1983 и по настоящее время в должности <данные изъяты>.

В суде установлено и представителем Администрации Муромцевского муниципального района Омской области не оспаривалось, что Карпову С.М., в соответствии со ст. 36 Кодекса Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан, ранее предоставлялись меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения (отопление, электроэнергия) за счёт средств бюджета до марта 2009 года.

Согласно расшифровке задолженности коммунальных услуг МУП «Теплосеть-1" (л.д. 18), квитанциям (л.д.30-33), истцом Карповым С.М. оплата за отопление с 01.06.20011 по 31.12.3011 произведена в полном объеме, в том числе за площадь по льготе – 7 736 рублей 61 копейка.

Согласно справке БУ Омской области «Центр социальных выплат и материально-технического обеспечения» по Муромцевскому району (л.д. 25-29) Карпов С.М., проживающий в ..., в льготной базе по Муромцевскому району значится по категории «ветеран труда» и ему в 2010-2011 г.г. производились выплаты согласно приложенным справкам. С 01.02.2011 выплаты прекращены согласно личному заявлению об отказе.

Согласно техническому паспорту (л.д.19), общая площадь квартиры, расположенной по адресу: ..., составляет 61,1 кв.м.

Из справки (л.д. 20) усматривается, что Карпов С.М. проживает по адресу: ..., совместно с женой К.

Согласно расчету (л.д.11), сумма компенсации расходов Карпову С.М. на оплату отопления за период с 01.06.2011 года по 31.12.2011 года, составляет 7 736 рублей 61 копейка. Данный расчет, по мнению суда, является верным, полностью соответствующим требованиям ст.36 Кодекса Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан (в редакции, действующей на указанный период времени).

Доводы представителя ответчика, изложенные в отзыве на исковое заявление, суд находит несостоятельными, поскольку Администрацией Муромцевского муниципального района Омской области, при наличии у Карпова С.М. права на получение мер социальной поддержки, в отсутствие законных оснований, не исполняется обязанность по установлению и предоставлению ему мер социальной поддержки как медицинскому работнику, возложенная на органы местного самоуправления ст.63 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан и п. 50 ст.35 ФЗ №122-ФЗ от 22.08.2004 и другими нормативными актами в данной сфере.

Так, в соответствии со ст. 52 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет (местный бюджет). В местных бюджетах раздельно предусматриваются доходы, направляемые на осуществление полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения, и субвенции, предоставленные для обеспечения осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и законами субъектов России, а также осуществляемые за счёт указанных доходов и субвенций соответствующие расходы местных бюджетов.

Пунктом 5 ст. 53 названного закона установлено, что порядок осуществления расходов местных бюджетов на осуществление отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов России, устанавливается соответственно федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

В соответствии с ч. 4 ст. 55 и ч.ч.1,2 ст. 63 этого же закона, в доходы местных бюджетов зачисляются субвенции, предоставляемые на осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Общий размер субвенций, предоставляемых из федерального бюджета и бюджета субъекта местным бюджетам на осуществление органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий, определяется федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и законом субъекта о бюджете на очередной финансовый год раздельно по каждому из указанных государственных полномочий. Субвенции на осуществление органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий предоставляются местным бюджетам из регионального фонда компенсаций в составе бюджета субъекта России. Указанный фонд формируется за счёт: субвенций из федерального фонда компенсаций на осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и иных доходов бюджета субъекта Российской Федерации в объёме, необходимом для осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами.

Как отмечалось выше, пунктом 50 ст. 35 Федерального закона №122-ФЗ решение вопросов социальной поддержки медицинских работников передано тем властным структурам, в ведении которых находятся соответствующие организации здравоохранения.

В данном случае, как установлено судом и следует из пояснений представителя ответчика, причиной прекращения предоставления льгот Карпову С.М. как медицинскому работнику, послужило приостановление подпунктом 2 пункта 1 ст. 15 Закона Омской области от 09.12.2010 №1313 ОЗ "Об областном бюджете на 2011г." действия статей 36,37 Кодекса Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан с 1 января по 31 декабря 2011г. Письмом Министерства финансов Омской области от 20.01.2009, ранее также было рекомендовано приостановить действие доведенных до главных распорядителей средств местного бюджета лимитов бюджетных обязательств на 2009 и 2010 годы, за исключением бюджетных обязательств, в том числе по предоставлению мер социальной поддержки отдельным категориям граждан.

При этом, определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 28.10.2009г. №50-Г09-20, признаны противоречащими федеральному законодательству отдельные положения подпункта 2 пункта 1 ст. 16 Закона Омской области от 24.11.2008 г. №1093-03 "Об областном бюджете на 2009 год".

Несмотря на указанное судебное определение, подпунктом 2 пункта 1 ст. 15 Закона Омской области от 09.12.2010 г. №1313-ОЗ "Об областном бюджете на 2011 год", действие статей 36, 37 Кодекса Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан вновь приостановлено с 01 января по 31 декабря 2011г., за исключением положений по предоставлению мер социальной поддержки работникам государственных учреждений здравоохранения Омской области.

Анализируя вышеизложенное, суд приходит к выводу, что указанный подпункт 2 пункта 1 ст. 15 Закона Омской области от 09.12.2010г. №1313 ОЗ "Об областном бюджете на 2011 год" и его правоприменительная практика в Муромцевском муниципальном районе, ставит в неравное положение медицинских работников государственных и муниципальных учреждений здравоохранения в части мер социальной поддержки, что противоречит Конституции РФ и федеральному законодательству в данной сфере правоотношений.

Вместе с тем, закрепленное в ч. 1 ст. 53 Федерального закона от 22.08.2004 г. №122-ФЗ правовое регулирование не предполагает отмену социальных прав, приобретенных работающими и проживающими в сельской местности и посёлках городского типа медицинскими работниками муниципальных организаций здравоохранения, а обеспечивает возможность их сохранения после 01.01.2005.

Согласно Федеральному Закону от 21.11.2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ», новое правовое регулирование в части предоставления мер социальной поддержки медицинским работникам, вводится только с 01.01.2012 года и не содержит иного правового в спорный период возникших правоотношений.

В соответствии с неоднократно выраженной в решениях Конституционного Суда Российской Федерации правовой позицией, изменение законодателем ранее установленных правил предоставления населению льгот и компенсаций должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, предполагающий правовую определенность, сохранение разумной стабильности правового регулирования, недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм и предсказуемость законодательной политики, в том числе в социальной сфере, с тем, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты, т.е. в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

Россия, как правовое социальное государство, не может произвольно отказываться от выполнения взятых на себя публично-правовых обязательств и отмена, приостановление предоставления выплат либо льгот компенсаторного характера допустимы только при установлении надлежащего механизма соответствующего возмещения, формы и способы которого могут меняться, но объем не должен уменьшаться.

Исследовав и оценив все доказательства в их совокупности, суд находит обоснованными требования прокурора Муромцевского района Омской области по признанию незаконным бездействия Администрации Муромцевского муниципального района Омской области по не предоставлению мер социальной поддержки Карпову С.М., поскольку решение вопросов социальной поддержки медицинских работников входит в компетенцию властных структур, в ведении которых находятся соответствующие учреждения здравоохранения, в том числе, Администрации Муромцевского муниципального района Омской области.

Доводы представителя Администрации Муромцевского муниципального района Омской области об отсутствии в Муромцевском муниципальном районе Омской области необходимых финансовых средств для предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, в том числе медицинским работникам муниципальных учреждений здравоохранения, суд находит несостоятельными, поскольку исполнение правовых норм не может быть поставлено в зависимость от финансового состояния ответчика и не должно нарушать прав граждан, гарантированных законом.

В соответствии со ст. 19 ФЗ от 06.10.2003 г. №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", органы местного самоуправления имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления переданных им отдельных государственных полномочий в случаях и порядке, предусмотренных уставом муниципального образования.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлениях от 17.06.2004 № 12-П и от 15.05.2006 № 5-П, недостаточность собственных доходных источников на уровне субъектов Российской Федерации или муниципальных образований обеспечивается посредством оказания финансовой помощи из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях надлежащего исполнения ими установленных федеральным законодательством расходных обязательств.

Органы местного самоуправления в случае недостаточности собственных денежных средств для возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки указанной категории граждан, вправе требовать возмещения соответствующих расходов за счет бюджета другого уровня.

Кроме того, в соответствии с Конституцией РФ, местному самоуправлению гарантируется право на судебную защиту, на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти.

Также суд находит несостоятельными доводы представителя ответчика о необходимости прекращения производства по делу, в связи с тем, что заявленные прокурором требования фактически понуждают Администрацию района принять соответствующий нормативный акт, регулирующий порядок предоставления льгот медицинским работникам, поскольку указанных требований прокурором района заявлено не было, и выступление в защиту прав конкретного лица – Карпова С.М., не получившего вопреки приведенным нормам компенсацию расходов по оплате услуг отопления в спорный период, вмешательством в нормотворческую деятельность органа местного самоуправления не является.

При изложенных обстоятельствах и на основании анализа правовых норм, суд приходит к выводу о незаконности бездействия Администрации Муромцевского муниципального района Омской области по не предоставлению мер социальной поддержки Карпову С.М. в виде права на получение компенсации расходов по оплате отопления, в связи с чем, полагает необходимым обязать Администрацию Муромцевского муниципального района Омской области предоставить ему меры социальной поддержки в виде компенсации расходов по оплате отопления, рассчитанной по действующим нормативам и правилам за период с 01.06.2011 по 31.12.2011, в сумме 7 736 рублей 61 копейка.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявленные прокурором Муромцевского района Омской области исковые требования удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Администрации Муромцевского муниципального района Омской области по не предоставлению мер социальной поддержки медицинскому работнику Муниципального учреждения здравоохранения «Муромцевская центральная районная больница» Карпову С.М. в виде права на получение компенсации расходов по оплате отопления жилой площади.

Обязать Администрацию Муромцевского муниципального района Омской области предоставить меры социальной поддержки медицинскому работнику МУЗ «Муромцевская ЦРБ» Карпову С.М. в виде компенсации расходов по оплате отопления жилой площади за период с 01.06.2011 по 31.12.2011 в сумме 7 736 (семь тысяч семьсот тридцать шесть) рублей 61 копейка.

Решение может быть обжаловано в течение одного месяца путем принесения апелляционной жалобы или представления в Омский областной суд через Муромцевский районный суд.

Судья

А.Н. Гужинов