Дело № 2-49/2012 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации р.п. Муромцево 03.02.2012 года Муромцевский районный суд Омской области в составе: председательствующего судьи Бурчик П.П., с участием старшего помощника прокурора Муромцевского района Зверевой И.Н. при секретаре Корнееве Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению прокурора Муромцевского района Омской области в интересах Чувильской В.Н. к ответчику Администрации Муромцевского муниципального района Омской области о получении меры социальной поддержки в виде права на получение компенсации расходов по оплате коммунальных услуг, суд УСТАНОВИЛ: В суд обратился прокурор Муромцевского района Омской области с исковыми требованиями в интересах Чувильской В.Н. к Администрации Муромцевского муниципального района Омской области о получении меры социальной поддержки в виде права на получение компенсации расходов по оплате коммунальных услуг, мотивируя свои требования тем, что в ходе проведенной прокуратурой района проверки соблюдения законодательства о социальной защите отдельных категорий граждан выявлены нарушения. В ходе проверки установлено, что Чувильская В.Н. с 1990 года по настоящее время работает в МУЗ «Муромцевская ЦРБ» в должности <данные изъяты>. До 2009 года ей как работнику здравоохранения представлялись льготы на оплату коммунальных услуг. С 2009 года предоставление указанных льгот прекратилось. До настоящего времени льготы не восстановлены, в связи, с чем за период с 01.05.2011 по 31.12.2011 года образовалась задолженность по компенсации расходов по оплате отопления в сумме 7578 рублей 72 копейки. Непредставление Администрацией Муромцевского МР мер социальной поддержки Чувильской В.Н. нарушает охраняемые Конституцией и законами РФ её права и законные интересы. Представитель истца от прокуратуры Муромцевского района, старший помощник прокурора Муромцевского района Зверева И.Н. заявленные исковые требования поддержала в полном объеме, приведя доводы, изложенные в исковом заявлении. Истица Чувильская В.Н. в судебном заседании исковые требования поддержала и пояснила, что она работает в Муромцевской ЦРБ с 1990 года, проживает .... С 01.01.2009 года ей отказали в выплате коммунальных услуг по отоплению и за период с 01.05.2011 по 31.12.2011 года образовалась задолженность по компенсации расходов по оплате отопления в сумме 7578 рублей 72 копейки Иск прокурора поддерживает в полном объеме. Представитель ответчика от Администрации Муромцевского муниципального района Астапович А.В. исковые требования прокурора не признал и пояснил, что решение вопросов социальной поддержки медицинских работников учреждений муниципальной системы здравоохранения не относится к вопросам местного значения муниципального района. Представитель третьего лица от МУЗ «Муромцевская ЦРБ» в судебное заседание не явился, в заявлении просит дело рассмотреть в их отсутствие, рассмотрение дела в их отсутствие возможно. Заслушав стороны, изучив материалы дела, суд находит заявленные прокурором Муромцевского района требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. Согласно ч. 2 ст. 15 Конституции РФ, органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы. В соответствии со ст. 255 ГПК РФ, к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности. В силу п. "ж" ст. 72 Конституции РФ, в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится социальная защита, включая социальное обеспечение. Согласно ст. 1 Федерального закона №131-ФЗ от 06.10.2003 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, признается, гарантируется и осуществляется на всей территории Российской Федерации. В судебном заседании установлено, что Чувильская В.Н. с 1990 года по настоящее время является работником МУЗ «Муромцевская ЦРБ», работает в должности <данные изъяты> на полную ставку, что подтверждается справкой (л.д. 31) и данными трудовой книжки (л.д. 50-51 Из паспорта (л.д.26) усматривается, что Чувильская В.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженка ..., зарегистрирована по адресу: .... Из паспорта (л.д.28) следует, что Ч., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженец ..., зарегистрирован по адресу: .... Из паспорта (л.д.27) усматривается, что О. , ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженка ..., зарегистрирована по адресу: .... Судом также установлено, что Муниципальное учреждение здравоохранения "Муромцевская центральная районная больница", по состоянию на 31.12.2011 года, являлось муниципальной организацией здравоохранения, что подтверждается Уставом муниципального учреждения, утверждённого Постановлением Главы Муромцевского муниципального района Омской области от 10.09.2007 г. № 492-п, (л.д.29-30), из которого следует, что муниципальное учреждение здравоохранения «Муромцевская центральная районная больница» учреждено Администрацией Муромцевского муниципального района Омской области. Из свидетельства о заключении брака (л.д.33) усматривается, что Жучкова В.Н. и Ч. заключили брак в 1991 году. После заключения брака присвоены фамилии: мужу – Чувильский, жене – Чувильская. Справкой Муромцевского городского поселения (л.д. 16) подтверждается, что Чувильская В.Н. проживает по адресу: ..., состав семьи 4 человека. Из технического паспорта (л.д.21-22), усматривается, что Чувильская В.Н. с семьей проживает в благоустроенной квартире расположенной по адресу: ..., общей площадью 72,17 кв.м. Свидетельством о государственной регистрации права (л.д. 13) подтверждается, что истица Чувильская В.Н. имеет квартиру по адресу: ..., общей площадью 72,17 кв.м. Из справки (л.д.32) усматривается, что Чувильская В.Н. проживающая по адресу: ..., в льготной базе по Муромцевскому району Омской области не значится и выплат за 2009-2010 годы не производилось. Согласно квитанциям (л.д. 17-20) Чувильская В.Н. в 2011 году производила оплату тепловой энергии. Расшифровкой МУП «Теплосеть»- 1 подтверждается, что Чувильская В.Н. за 2011 год задолженности по коммунальным услугам не имеет. В соответствии с ч. 2 ст. 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.1993 г. №5487-1, действовавшей до 01.01.2005 г., врачи, провизоры, работники со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающие и проживающие в сельской местности и посёлках городского типа, а также проживающие с ними члены их семей имели право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением. Аналогичная норма была предусмотрена ст. 59 Жилищного кодекса РСФСР, утратившего силу с 01.03.2005 г. в связи с принятием Федерального закона №189-ФЗ от 29.12.2004 г., а именно специалисты, работающие и проживающие в сельской местности, вне населенных пунктов (а в установленных законодательством Союза ССР случаях - в рабочих и иных поселках), пользовались бесплатно жилым помещением с отоплением и освещением. Согласно Федеральному закону от 22.08.2004 г. №122-ФЗ "О внесении вменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации, в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной пасти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления" от 22.08.2004 г. №122-ФЗ, решение вопросов социальной поддержки медицинских работников передаётся тем властным структурам, в ведении которых находятся соответствующие организации здравоохранения. Согласно п. 2 ст. 153 ФЗ от 22.08.2004 г. №122-ФЗ, при издании органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в связи с принятием настоящего федерального закона нормативных правовых актов должны быть соблюдены следующие условия: вновь устанавливаемые размеры и условия выплаты пособий (в том числе единовременных) иных видов социальных выплат, гарантии и компенсации, отдельным категориям граждан в денежной форме не могут быть ниже размеров и условий оплаты труда (включая надбавки и доплаты), размеров и условий выплаты пособий, (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантий и компенсаций в денежной форме, предоставлявшихся соответствующим категориям граждан, по состоянию на 31.12.2004 г. В соответствии с положениями ст. 63 (новая редакция) "Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников федеральных специализированных организаций здравоохранения устанавливаются Правительством Российской Федерации; меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников организаций здравоохранения, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации; меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников муниципальных организаций здравоохранения устанавливаются органами местного самоуправления. В силу п.п. 24 пункта 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 г. №184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счёт бюджета субъекта Российской федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета) относится решение вопросов, в том числе возмещение расходов муниципальных образований в связи с предоставлением законами субъекта Российской Федерации льгот отдельным категориям граждан, в том числе льгот по оплате услуг связи, организация предоставления гражданам субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг. Согласно ст. 19 ФЗ от 06.10.2003 г. №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации осуществляется федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации - законами субъектов Российской Федерации. Отдельные государственные полномочия, передаваемые для осуществления органам местного самоуправления, осуществляются органами местного самоуправления муниципальных районов и органами местного самоуправления городских округов, если иное не установлено федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации. Из ч. 5 указанной статьи следует, что финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счёт предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов. Статьей 36 Закона Омской области от 04.07.2008 г. № 1061-ОЗ "Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан", предусмотрено, что медицинским работникам государственных и муниципальных учреждений Омской области, а также неработающим пенсионерам предоставляются меры социальной поддержки, в том числе: компенсация расходов на оплату жилого помещения, компенсация расходов на оплату твёрдого топлива (включая его доставку), компенсация расходов на оплату природного газа, используемого для отопления от газовых приборов местного отопления, компенсация расходов на оплату электроэнергии, используемой для освещения жилого помещения работника (неработающего пенсионера). Работникам и неработающим пенсионерам меры социальной поддержки предоставляются с учётом проживающих совместно с ними их несовершеннолетних детей в пределах 50 процентов, указанных в пункте 2 настоящей статьи. Согласно п.п. 3.4 ст. 37 Закона Омской области от 04.07.2008 г. №1061-ОЗ "Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан", Омская область передаёт на неограниченный срок органам местного самоуправления муниципальных районов Омской области государственные полномочия в части предоставления мер социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения и отопления, твердого топлива, природного газа, электроэнергии работникам, осуществляющим свою деятельность в соответствии с трудовым договором (за исключением внешнего совместительства) с нагрузкой не менее 75 процентов нормы рабочего времени в расположенных в сельской местности муниципальных учреждениях здравоохранения и культуры Омской области, и неработающим пенсионерам, уволенным в связи с выходом на пенсию из муниципальных учреждений здравоохранения, культуры, имеющим общий трудовой стаж в указанных учреждениях не менее 10 лет и пользовавшимся в соответствии с федеральным и областным законодательством при выходе на пенсию мерами социальной поддержки (в том числе льготами) по оплате жилого помещения и коммунальных услуг. Средства на реализацию, передаваемых государственных полномочий ежегодно предусматриваются в областном бюджете в виде субвенций. В соответствии со ст. 52 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет (местный бюджет). Из пункта 5 указанной статьи следует, что в местных бюджетах раздельно предусматриваются доходы, направляемые на осуществление полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения, и субвенции, предоставленные для обеспечения осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также осуществляемые за счёт указанных доходов и субвенций соответствующие расходы местных бюджетов. Пунктом 5 ст. 53 названного закона установлено, что порядок осуществления расходов местных бюджетов на осуществление отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, устанавливается соответственно федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации. В соответствии с ч. 4 ст. 55 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", в доходы местных бюджетов зачисляются субвенции, предоставляемые на осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, в соответствии со ст. 63 настоящего Федерального закона. Частью 1 ст. 63 указанного федерального закона установлено, что общий размер субвенций, предоставляемых из федерального бюджета и бюджета субъекта Российской Федерации местным бюджетам на осуществление органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий, определяется федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год раздельно по каждому из указанных государственных полномочий. В соответствии с ч. 2 указанной статьи, субвенции на осуществление органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий предоставляются местным бюджетам из создаваемого в составе бюджета субъекта Российской Федерации регионального фонда компенсаций. Указанный фонд формируется за счёт: субвенций из федерального фонда компенсаций на осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и иных доходов бюджета субъекта Российской Федерации в объёме, необходимом для осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами. Таким образом, пунктом 50 ст. 35 Федерального закона №122-ФЗ решение вопросов социальной поддержки медицинских работников передано тем властным структурам, в ведении которых находятся соответствующие организации здравоохранения. Как установлено судом подпунктом 2 пункта 1 ст. 16 Закона Омской области от 24.11.2008 г. №1093-ОЗ "Об областном бюджете на 2009 г.", действие статей 36,37 Кодекса Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан, приостановлено с 1 января по 31 декабря 2009 г., согласно письму Министерства финансов Омской области от 20.01.2009 г., рекомендовано приостановить действие доведенных до главных распорядителей средств местного бюджета лимитов бюджетных обязательств на 2009 год, за исключением бюджетных обязательств, в том числе предоставление мер социальной поддержки отдельным категориям граждан. При этом, определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 28.10.2009 г. №50-Г09-20, признаны противоречащими федеральному законодательству отдельные положения подпункта 2 пункта 1 ст. 16 Закона Омской области от 24.11.2008 г. №1093-03 "Об областном бюджете на 2009 год". Тем не менее, подпунктом 2 пункта 1 ст. 15 Закона Омской области от 29.12.2009 г. №1219-ОЗ "Об областном бюджете на 2010 год", действие статей 36, 37 Кодекса Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан, приостановлено с 1 января по 31 декабря 2010 г., за исключением положений по предоставлению мер социальной поддержки работникам государственных учреждений здравоохранения Омской области. 24.11.2011 года Законодательным собранием Омской области был принят закон Омской области «О внесении изменений в Кодекс о социальной защите некоторых категорий граждан». Пунктом 6 ст. 1 данного закона предусмотрено исключение муниципальных учреждений здравоохранения из числа учреждений названных в подпункте 1 п. 1, ст. 36 Кодекса Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан. В указанной части Закон Омской области «О внесении изменений в Кодекс о социальной защите некоторых категорий граждан» вступает в силу с 01.01.2012 года. Закрепленное в ч. 1 ст. 153 ФЗ от 22.08.2004 г. №122-ФЗ правовое регулирование не предполагает отмену социальных прав, приобретенных работающими и проживающими в сельской местности и посёлках городского типа медицинскими работниками муниципальных организаций здравоохранения на основании законодательства, которое действовало до 01.01.2005 года, а обеспечивает возможность их сохранения после указанной даты до 01.01.2012 года. Исследовав и оценив все доказательства в совокупности, суд находит требования прокурора Муромцевского района Омской области по признанию незаконным бездействия администрации Муромцевского муниципального района Омской области по не предоставлению мер социальной поддержки обоснованными, поскольку решение вопросов социальной поддержки медицинских работников входит в компетенцию властных структур, в ведении которых находятся соответствующие организации здравоохранения, в том числе, администрации Муромцевского муниципального района Омской области. Доводы представителя администрации Муромцевского муниципального района Омской области об отсутствии в Муромцевском муниципальном районе Омской области необходимых финансовых средств для предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, в том числе медицинским работникам муниципальных учреждений здравоохранения суд находит несостоятельными, поскольку названное обстоятельство не должно нарушать прав граждан указанной категории. В соответствии со ст. 19 ФЗ от 06.10.2003 г. №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", органы местного самоуправления имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления переданных им отдельных государственных полномочий в случаях и порядке, предусмотренных уставом муниципального образования. Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлениях от 17.06.2004 № 12-П и от 15.05.2006 № 5-П, недостаточность собственных доходных источников на уровне субъектов Российской Федерации или муниципальных образований обеспечивается посредством оказания финансовой помощи из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях надлежащего исполнения ими установленных федеральным законодательством расходных обязательств. Органы местного самоуправления в случае недостаточности собственных денежных средств для возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки указанной категории граждан, вправе требовать возмещения соответствующих расходов за счет бюджета другого уровня. Кроме того, в соответствии с Конституцией РФ, местное самоуправление гарантируется правом на судебную защиту, на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти. При изложенных обстоятельствах, суд находит незаконным бездействие администрации Муромцевского муниципального района Омской области по не предоставлению мер социальной поддержки Чувильской В.Н. в виде права на получение компенсации расходов по оплате отопления, в связи с чем, полагает необходимым обязать администрацию Муромцевского муниципального района Омской области предоставить меры социальной поддержки медицинскому работнику МУЗ "Муромцевская ЦРБ" Чувильской В.Н. в виде компенсации расходов по оплате отопления за период с 01.05.2011 г. по 31.12.2011 г. Компенсация расходов на оплату жилого помещения и отопления с 01.01.2010 г. в силу внесенных изменений в указанную статью Законом Омской области от 08.12.2009г. №1212-ОЗ (вступивших в силу с 01.01.2010г.) должна быть подсчитана путем деления общей площади жилого помещения, на количество проживающих в нем лиц, но не более 18 кв.м., приходящейся на работника, проживающего в семье из трех и более человек, 21 кв.м. общей площади жилого помещения на работника (неработающего пенсионера), проживающего в семье из двух человек, 33 кв.м. общей площади жилого помещения на одиноко проживающего работника (неработающего пенсионера). Согласно предоставленного прокуратурой района расчета, истице Чувильской В.Н. сумма компенсации расходов на оплату отопления за спорный период должна составлять 7578 рублей 72 копейки (л.д.12). Данный расчет не вызывает сомнение у суда. На основании изложенного, оценив в совокупности все доказательства по делу, суд считает исковые требования прокурора подлежащими удовлетворению в сумме 7578 рублей 72 копейки На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Заявленные прокурором Муромцевского района Омской области требования удовлетворить. Признать незаконным бездействие Администрации Муромцевского муниципального района Омской области по непредоставлению мер социальной поддержки Чувильской В.Н. в виде права на получение компенсации расходов по оплате отопления жилой площади. Обязать Администрацию Муромцевского муниципального района Омской области предоставить меры социальной поддержки медицинскому работнику муниципального учреждения здравоохранения «Муромцевская центральная районная больница» Чувильской В.Н. в виде компенсации расходов по оплате отопления за период времени с 01.05.2011 по 31.12.2011 года в сумме 7578 (семь тысяч пятьсот семьдесят восемь) рублей 72 копейки. На решение суда может быть подана жалоба или представление в апелляционном порядке в Омский областной суд через Муромцевский районный суд в течение месяца со дня вынесения решения суда. Судья Муромцевского районного суда Омской области Бурчик П.П.