Дело № 2-69/2012 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации р.п. Муромцево 28.03.2012 Судья Муромцевского районного суда Омской области Гужинов А.Н., при секретаре Фроловой Т.Д., рассмотрев в открытом судебном заседании исковое заявление Алешиной А.В. к ответчикам Правительству Омской области и Министерству образования Омской области о внеочередном предоставлении жилого помещения по договору социального найма, УСТАНОВИЛ: В суд обратилась Алешина А.В. с иском к Администрации Муромцевского муниципального района Омской области о предоставлении во внеочередном порядке благоустроенного жилого помещения лицу из числа детей, оставшихся без попечения родителей, указывая на то, что она является бывшей воспитанницей детского дома. После выпуска из детского дома с 2008 по 2010 год она обучалась в ПТУ в ... по специальности овощевод. После окончания ПТУ, у неё не было жилья. В настоящее время она зарегистрирована по месту проживания в .... Как лицо из числа детей, оставшихся без попечения родителей, она поставлена на регистрационный учет на получение жилья по договору социального найма. Своего жилья она не имеет, живет на съемной квартире с ребенком, является матерью-одиночкой и находится в затруднительном положении. Просит суд обязать Администрацию Муромцевского муниципального района предоставить ей во внеочередном порядке жилое помещение по договору социального найма. Впоследствии судом с согласия истицы произведена замена ненадлежащего ответчика Администрации Муромцевского муниципального района на Министерство образования Омской области и Правительство Омской области. Истица Алешина А.В. в судебном заседании заявленные требования поддержала в полном объеме, приведя доводы, изложенные в исковом заявлении. Представитель ответчика - Правительства Омской области в судебное заседание не явился, представил письменный отзыв (л.д. 67-70, 71-74), в котором указал, что право обеспечения жилой площадью по договорам социального найма имеют дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей и дети, находящиеся под опекой (попечительством). Считает, что в случае, если Истица была принята на учет граждан, нуждающихся в жилом помещении по достижении возраста 18 лет, то она не может быть отнесена к категории детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и заявленные требования удовлетворению не подлежат. В отсутствие доказательств, свидетельствующих о постановке истицы на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, правовые основания для обеспечения Истицы органами исполнительной власти Омской области по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных норм отсутствуют. Указано также, что главным распорядителем бюджетных средств, выделение которых предусмотрено Законом Омской области от 22.11.2011 года № 1403-ОЗ «Об областном бюджете на 2012 год и на плановый период 2012 и 2014 годов», на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения является Министерство Образования Омской области. Указанные расходы законом предусмотрены, однако Правительство Омской области в качестве главного распорядителя бюджетных средств в названном законе не указано, а потому его привлечение к участию в настоящем деле и возложение обязанности по удовлетворению требований истицы не соответствует закону. Представитель ответчика - Министерства образования Омской области в судебное заседание не явился, в заявлении (л.д. 66) просит о рассмотрении дела в его отсутствие. В отзыве на иск просит в удовлетворении исковых требований Алешиной А.В. отказать, поскольку истицей не представлено документов, подтверждающих незаконный отказ в постановке ее на учет до достижения 18 лет в качестве нуждающейся в обеспечении жилым помещением по договору социального найма. Кроме того, Алешиной А.В. 15.02.1999 передана 1/4 доля в праве собственности на квартиру в ..., а значит, она является собственником жилья. Считают, что правовых оснований для предоставления Алешиной А.В. жилого помещения не имеется. Представитель третьего лица - Администрации Муромцевского муниципального района Омской области Губкин И.Ю. в судебном заседании пояснил, что Алешина А.В., как лицо, оставшееся без попечения родителей, состоит на учете и внесена в соответствующем реестр в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, однако жильем не обеспечена. Представитель третьего лица - Министерства финансов Омской области в судебное заседание не явился, в отзыве на иск просит исключить их из числа лиц, участвующих в деле, так как они не являются главными распорядителями данных бюджетных средств, просит о рассмотрении дела в его отсутствие (л.д. 19-20). Заслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд находит заявленные Алешиной А.В. исковые требования подлежащими удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям. В соответствии со ст. 18 Конституции РФ, права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими, они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Согласно ч. 3 ст. 57 ЖК РФ гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления. Такие решения служат основанием для заключения договора социального найма. Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Согласно ст. 1 указанного Закона, лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке, которые обеспечиваются и охраняются государством. Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют разработку и исполнение целевых программ по охране и защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечивают создание для них государственных учреждений и центров. Положениями статьи 8 Федерального закона №159-ФЗ от 21 декабря 1996 г. «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" установлено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Согласно ст.5 указанного Федерального Закона указанные дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные виды социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Исходя из анализа положений ст.ст.1, 4, 5, 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» суд приходит к выводу, что дополнительные гарантии прав указанной выше категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, на жилое помещение, установленные специальной нормой закона - статьей 8, относятся к расходным обязательствам субъектов России и устанавливаются законодательством этих субъектов. При этом, положения статьи 5 Закона о дополнительных гарантиях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, являются расходными обязательствами Российской Федерации, и к правоотношениям, связанным с реализацией права на дополнительную гарантию по социальной поддержки - предоставление жилого помещения - применены быть не могут. Законом Омской области от 4 июля 2008 г. N 1061-ОЗ «Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан» установлен порядок обеспечения жилой площадью по договорам социального найма проживающих на территории Омской области, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, после окончания пребывания в образовательных учреждениях или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования. Согласно п.14 ст.44 указанного Закона Омской области, состоящие на регистрационном учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, и дети, находящиеся под опекой (попечительством), после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании военной службы, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются жилой площадью по договорам социального найма в порядке, установленном Правительством Омской области. При обеспечении детей-сирот жилыми помещениями в соответствии со ст.8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" норма предоставления площади жилого помещения составляет 33 кв.м независимо от состава семьи. Пунктами 15, 16 ст. 44 Закона Омской области № 1061-ОЗ предусматривалось, что Омская область передавала на неограниченный срок органам местного самоуправления городского округа и муниципальных районов Омской области государственные полномочия по обеспечению жилой площадью по договорам социального найма детей-сирот. Органы местного самоуправления городского округа и муниципальных районов Омской области были вправе направлять субвенции на приобретение в собственность муниципального образования Омской области жилых помещений, на осуществление реконструкции находящихся в собственности муниципального образования Омской области жилых помещений, на перевод нежилых помещений в жилые, на строительство жилых помещений. Законом Омской области от 23.11.2011 № 1407-03 «О внесении изменений в отдельные законы Омской области» в Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан» были внесены изменения, в соответствии с которыми с 01.12.2011 прекращается передача органам местного самоуправления муниципальных районов Омской области и муниципального образования городской округ город Омск государственных полномочий по обеспечению жилой площадью по договорам социального найма детей - сирот. С 01.01.2012 обеспечением жилыми помещениями детей - сирот производится субъектом Российской Федерации - Омской областью самостоятельно в порядке, предусмотренном Правительством Омской области. Из справки Администрации Муромцевского городского поселения от 22.11.2011 (л.д.5) следует, что Алешина А.В. проживает в ... совместно с сыном С. , ДД.ММ.ГГГГ г.р. Согласно паспорту (л.д. 6) Алешина А.В., родившаяся ДД.ММ.ГГГГ в ..., зарегистрирована по месту проживания по адресу: .... Из свидетельства (л.д.7) следует, что Алешина А.В. зарегистрирована по месту пребывания по адресу: ... на срок с 01.11.2011 по 01.11.2012. Согласно свидетельству о рождении (л.д.8), С. родился ДД.ММ.ГГГГ в ... у матери Алешиной А.В. В графе отец стоит прочерк. Из Постановления Главы Администрации Кормиловского муниципального образования Омской области № 530-п от 09.08.2003 (л.д. 9) следует, что несовершеннолетняя Алешина А.В., ДД.ММ.ГГГГ г.р. была определена в детское государственное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на полное государственное обеспечение. Жилая площадь за несовершеннолетней не закреплена ввиду отсутствия таковой. Из решения Кормиловского районного суда Омской области № ... от 13.07.2004 (л.д.10) следует, что В. и И. лишены родительских прав в отношении дочери Алешиной А.В., ДД.ММ.ГГГГ г.р. Согласно справке Комитета экономики и управления муниципальной собственностью от 21.12.2011 (л.д.11), Алешина А.В. не является нанимателем жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Согласно справкам ГП Омской области «ЦТиЗ» (л.д. 12, 55), Алешина А.В. в числе собственников недвижимого имущества не значится. Из уведомлений Управления федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Омской области (л.д.13, 46) следует, что сведения о правах Алешиной А.В. на объекты недвижимости, расположенные на территории г. Омска и Омской области в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют. Из сообщения Администрации Муромцевского МР (л.д.15) следует, что Алешина А.В. принята на регистрационный учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма. Кроме того, вынесено решение о принятии Алешиной А.В. на учет в качестве нуждающейся в соответствии со ст. 51,52 ЖК РФ. Согласно сообщению Администрации Муромцевского МР (л.д. 14), по состоянию на 01.08.2011 в едином регистрационном списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, принятых на регистрационный учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, Алешина А.В. учтена под №242. Согласно свидетельству БОУ ОО НПО «ПУ № ... (л.д.16), Алешиной А.В. решением комиссии от 28.06.2010 присвоена квалификация овощевод. Из Единого регистрационного списка (л.д. 43-43), утвержденного Постановлением Администрации Муромцевского МР № 648-п от 30.12.2011 (л.д. 41) следует, что Алешина А.В. включена в реестр детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, принятых на регистрационный учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма на 2012 год за №218. Согласно заявлению (л.д.45), Алешина А.В. обратилась в Администрацию Муромцевского МР Омской области с просьбой о принятии ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении 20.09.2010 по окончанию учебы в ПУ № .... Выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 13.02.2012 (л.д. 47) подтверждается, что с 02.03.2011 правообладателем жилой комнаты, распложенной в ..., общей площадью 11,1 кв.м. на праве собственности является К. При этом, по мнению суда, сведения о том, что 15.02.1999 Алешина А.В. участвовала со своими родителями в приватизации квартиры по адресу: ... и её доля составила 1/4 в праве собственности, не могут повлиять на исход дела. Материалами дела и показаниями Алешиной А.В., не опровергнутыми в суде, подтверждается, что данная квартира родителями в малолетнем возрасте истицы была продана, за Алешиной А.В. органами опеки не закреплялась и в настоящее время квартира имеет другого собственника. Таким образом, в судебном заседании установлено, что Алешина А.В. на законных основаниях до достижения ею возраста 23 лет была постановлена Администрацией Муромцевского Муниципального района Омской области на учет граждан, нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, как лицо, оставшееся без попечения родителей. Данное право на жильё истицей до настоящего времени не реализовано, жилое помещение по договору социального найма ей не предоставлено. Закрепленного за собой или иного жилого помещения истица Алешина А.В. не имела и не имеет, следовательно, соответствующее обязательство ответчика по предоставлению жилья истице может быть прекращено только его реальным исполнением вне зависимости от возраста Алешиной А.В. на момент рассмотрения дела. Поскольку Правительством Омской области иной порядок (механизм) предоставления жилых помещений детям-сиротам и лицам из их числа, состоящим на учете, с 01.01.2012 не закреплен и нормативно не возложен на другой исполнительный орган, по мнению суда, обязанность по обеспечению истицы жилым помещением должна быть возложена на компетентный орган исполнительной власти и ответчика - Правительство Омской области за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации - Омской области, чьи бюджетные и процессуальные интересы в суде по данной категории споров (согласно ч.3 ст.158 БК РФ, Указу Губернатора Омской области от 15.03.2004 №63 и Закону Омской области от 22.11.2011 №1403-ОЗ) надлежаще представлены главным распорядителем бюджетных средств Омской области - Министерством образования Омской области. На основании изложенного и руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковое заявление Алешиной А.В. удовлетворить. Обязать Правительство Омской области предоставить Алешиной А.В. , родившейся ДД.ММ.ГГГГ в ..., во внеочередном порядке на условиях социального найма жилое помещение как лицу, оставшемуся без попечения родителей, отвечающее санитарным нормам и требованиям, не ниже установленных социальных норм, за счет средств бюджета Омской области. На решение может быть подана апелляционная жалоба в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения суда в окончательной форме в Омский областной суд через Муромцевский районный суд. Судья А.Н. Гужинов Мотивированное решение в окончательной форме изготовлено 02.04.2012. Судья А.Н. Гужинов