Дело № 2-39/2012 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации р.п. Муромцево 28.03.2012 Судья Муромцевского районного суда Омской области Гужинов А.Н., при секретаре Фроловой Т.Д., рассмотрев единолично в открытом судебном заседании дело по иску Поповой М.И. к ответчику Администрации Муромцевского муниципального района Омской области, УСТАНОВИЛ: В суд обратилась Попова М.И. с исковыми требованиями к Администрации Муромцевского муниципального района о признании незаконным отказа в признании нуждающейся в улучшении жилищных условий, признании за ней права на обеспечение жилым помещением как вдову участника ВОВ и обязании ответчика принять ее на учет и включить в списки на улучшение жилищных условий и получение мер социальной поддержки в виде выплаты на приобретение жилья с момента фактического обращения в органы местного самоуправления, мотивируя их тем, что она является вдовой участника Великой Отечественной войны М., скончавшегося ДД.ММ.ГГГГ, и имеет право на льготы, предусмотренные ст. 21 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах». 22.08.2011 она обратилась в Администрацию района с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, а также с заявлением о предоставлении ей субсидии для покупки жилья как члену семьи умершего участника Великой Отечественной войны. Постановлениями Главы Администрации Муромцевского муниципального района от 19.09.2011 № 400-П и № 401-П истице в удовлетворении данных заявлений было отказано. Считает данный отказ незаконным и нарушающим права истицы, так как одноэтажный дом, 1954 года постройки, в котором она проживает в ..., является непригодным для проживания, не соответствует требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, поскольку в доме отсутствуют инженерные системы (центральное отопление, хозяйственно-питьевое водоснабжение, водоотведение, канализация), туалет расположен на улице, внутридомовая система электроснабжения находится в неудовлетворительном состоянии. В силу имущественного положения, преклонного возраста и состояния здоровья, истица не может самостоятельно улучшить свои жилищные условия и имеет право на получение меры социальной поддержки от государства. Просит суд признать отказ Администрации Муромцевского района в признании истицы нуждающейся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма незаконным, признать Попову М.И. нуждающейся в улучшении жилищных условий на основании п.3 ч.1 ст.51 ЖК РФ, обязать ответчика принять ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, с момента фактического обращения с соответствующим заявлением 22.08.2011, а также включить как члена семьи погибшего (умершего) участника Великой Отечественной войны в список граждан, претендующих на получение выплат, предусмотренных п.9 «Порядка предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, мер социальной поддержки по обеспечению жилым помещением ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей – инвалидов», утвержденного Постановлением Правительства Омской области от 26.07.2006 №99–п, с 22.08.2011 - момента фактического обращения в органы местного самоуправления. Истица Попова М.И. и её представитель Путикова Н.И. в судебном заседании заявленные исковые требования поддержали в полном объеме приведя доводы, изложенные в исковом заявлении. Представитель ответчика - Администрации Муромцевского муниципального района Астапович А.В., действующий на основании доверенности № 9 от 12.01.2012, исковые требования не признал и пояснил, что отказ в постановке истицы на учет является законным, её дом обоснованно признан комиссией района пригодным для постоянного проживания. Заслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд находит заявленные Поповой М.И. исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению. Согласно п. 4 ч. 1 ст. 21 Федерального закона от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах», устанавливающего правовые гарантии социальной зашиты для семей погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны, предоставляются меры социальной поддержки в том числе, в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до ДД.ММ.ГГГГ, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения. Согласно ст. 23.2 Федерального Закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ «О ветеранах», Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17-19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных в пункте 1 настоящей статьи мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций. В соответствии с Указом Президента РФ от 07.05.2008 года № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг.», предусмотрено обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ «О ветеранах». В соответствии с ч. 2 п. 2 ст. 1 Порядка предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, утвержденного Постановлением Правительства Омской области от 26 июля 2006 г. N 99-п, право на получение мер социальной поддержки имеют проживающие на территории Омской области нуждающиеся в улучшении жилищных условий категории граждан, установленные статьями 14, 15, 17-19 и 21 Федерального закона «О ветеранах». В соответствии с п. 9 Порядка, формирование списков граждан, претендующих на получение выплат, осуществляется органами местного самоуправления Омской области в той же хронологической последовательности, в какой граждане были приняты на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, с учетом права граждан на внеочередное получение жилого помещения. Сформированные списки граждан, претендующих на получение выплат, направляются в Минтруд Омской области. Органы местного самоуправления формируют отдельно в течение года списки граждан, претендующих на получение выплат, из числа категорий граждан, указанных в п.п. 2 пункта 3 статьи 23.2 Федерального закона «О ветеранах», а также до 1 января текущего года списки граждан, претендующих на получение выплат, из числа категорий граждан, указанных в подпункте 3 пункта 3 статьи 23.2 Федерального закона «О ветеранах». Согласно п.3 ч.1 ст.51 ЖК РФ, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям. В соответствии с п. 12 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 года № 47, устанавливающего требования к жилому помещению, порядок признания жилого помещения пригодным для проживания и основания, по которым жилое помещение признается непригодным для проживания, жилое помещение должно быть обеспечено инженерными системами (электроосвещение, хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление и вентиляция, а в газифицированных районах также и газоснабжение). В поселениях без централизованных инженерных сетей в одно- и двухэтажных зданиях допускается отсутствие водопровода и канализированных уборных. Согласно п. 33 вышеуказанного Положения, основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований. Из заявления Поповой М.И. (л.д.16) следует, что 22.08.2011 она обратилась в Администрацию Муромцевского муниципального района с просьбой о принятии ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, указывая, что она проживает в доме, в котором нельзя жить, воды нет, отопление печное, туалет на улице. Кроме того, из заявления Поповой М.И. (л.д. 15) следует, что она обратилась к Главе Администрации района 22.08.2011 также с просьбой о предоставлении социальной выплаты из областного и федерального бюджета на приобретение жилого помещения на территории Омской области в 2011 году, поскольку является вдовой участника Великой Отечественной войны. Дала согласие на обработку её персональных данных. Постановлением от 19.09.2011 № 400-п (л.д. 11) Поповой М.И. со ссылкой на п. 2 ч.1 ст. 54 ЖК РФ было отказано в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении. Постановлением Администрации Муромцевского муниципального района № 401-п от 19.09.2011 (л.д. 12) Поповой М.И. также отказано и во включении в список на предоставление социальной выплаты на приобретение жилого помещения со ссылкой на п.п.1 п.9 постановления Правительства Омской области от 26.07.2006 № 99 – п. Согласно паспорту (л.д. 6) Попова М.И. родилась 24.05.1931 в д. Костино Муромцевского района Омской области, зарегистрирована проживающей по ... Муромцевского района. Согласно свидетельству о заключении брака (л.д. 7) М., родившийся ДД.ММ.ГГГГ в ... и Попова М.И., родившаяся ДД.ММ.ГГГГ в ..., заключили брак ДД.ММ.ГГГГ, после регистрации брака супругам присвоены фамилии М. и Попова. Согласно удостоверению (л.д. 8) Попова М.И. имеет право на льготы и преимущества, установленные для родителей и жен погибших военнослужащих. Согласно справке (л.д. 9) М., ДД.ММ.ГГГГ г.р. призван по мобилизации в ряды Красной Армии 08.03.1943 года. Участвовал в боях во время ВОВ в составе 119 запасного стрелкового полка, 230 отдельного батальона. Демобилизован в сентябре 1945 года, имел соответствующее удостоверение серии Г № 703098, выданное Муромцевским райвоенкоматом. Из свидетельства о смерти (л.д. 10) следует, что М., родившийся ДД.ММ.ГГГГ в д. Новорождественка Муромцевского ... умер ДД.ММ.ГГГГ в ... Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 27.07.2011 (л.д.17), выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество (л.д.19), техническому паспорту (л.д.25-30), Поповой М.И. на праве собственности принадлежит жилой дом, 1954 года постройки, общей площадью 31 кв.м., инвентарный номер 6612, расположенный по адресу: .... Из постановления № 42-п от 22.04.2011 (л.д.18) следует, что земельному участку и жилому дому без номера, принадлежащему по праву собственности Поповой М.И., присвоен почтовый адрес: .... Согласно копии лицевого счета квартиросъемщика (л.д.20), справке Администрации Артынского СП Муромцевского МР Омской области (л.д. 21), Попова М.И. проживает одна в принадлежащем ей на праве собственности жилом доме по адресу: .... Из справки ГП «Омский центр технической инвентаризации» (л.д. 22) следует, что Попова М.И. в числе собственников объектов недвижимости на территории Омской области не значится. Согласно информации Департамента ЗАГС МГПР Омской области - Муромцевский район (л.д.35), в архиве отдела записи актов о заключении брака в отношении Поповой М.И. отсутствуют. Проверка проведена с 01.01.2000 по 11.01.2012, архив за указанный период сохранен полностью. Из Постановления Администрации Муромцевского МР Омской области № 348-п от 10.08.2011 (л.д.39-40), заключения межведомственной комиссии № 62 от 10.08.2011 (л.д.41) следует, что жилой дом по адресу: ..., признан пригодным для постоянного проживания без приглашения собственника жилья, без обследования жилого помещения и составления соответствующего акта. Заключением Главного управления жилищного контроля, государственного строительного надзора и государственной экспертизы Омской области от 07.11.2011 (л.д. 14), актом от того же числа (л.д.13), ... обследован и признан не отвечающим установленным требованиям, которым должно отвечать жилое помещение ввиду того, что оно не обеспечено инженерными системами и не обеспечивает комфортные условия проживания. Кроме того, согласно Заключению эксперта ООО «Лаборатория экспертных Исследований» № 0051/СТ/С-12 от 15.03.2012 (л.д.48-86), общий физический износ жилого ... ... составляет 63%. Состояние прочности и устойчивости указанного дома (отдельных его частей и эксплуатационных характеристик) является предаварийным. Для исследуемого типа строения нормативный срок эксплуатации составляет 50 лет, следовательно естественный физический износ составляет 2% в год. Исходя из этого, ветхим строение при условии отсутствия поддерживающего ремонта станет через короткий промежуток времени. Кроме того, конструкция стропильной системы не является достаточно надежной. Не соответствует исследуемое строение и по техническим условиям отнесения жилых помещений к категории пригодных для проживания, так как внутренняя высота в жилых комнатах меньше предельно допустимой. У исследуемого строения установленное состояние прочности и устойчивости как самого дома, так и отдельных его частей и эксплуатационных характеристик ниже предельно допустимого или безопасного уровня надежности, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований, позволяющего обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан. С учетом установленного технического и физического состояния дома, его эксплуатационных характеристик, при ремонте исследуемого строения с физическим износом 63%, примерная стоимость капитального ремонта будет составлять 91-120% от восстановительной стоимости строения и, следовательно, отсутствует техническая возможность и экономическая целесообразность его капитального ремонта и реконструкции. Таким образом, судом установлено, что Попова М.И. является вдовой умершего участника Великой Отечественной Войны, нетрудоспособным пенсионером, проживает одна. Ввиду имущественного положения, преклонного возраста и состояния здоровья, Попова М.И. не имеет возможности самостоятельно улучшить свои жилищные условия. Жилой дом, в котором она проживает, не отвечает предъявляемым к жилым помещениям требованиям безопасности и фактически является предаварийным, непригодным для проживания, и не подлежащим ремонту или реконструкции. По мнению суда, отказ Поповой М.И. в постановке её на учет по основанию, предусмотренному п.3 ч.1 ст.51 ЖК РФ, со стороны Администрации Муромцевского муниципального района Омской области и доводы представителя ответчика о пригодности дома для проживания, являются необоснованными, опирающимися на формальное заключение Межведомственной комиссии Муромцевского района, вынесенное по правоустанавливающим документам (свидетельству о государственной регистрации права и техническому паспорту) без выезда на место и надлежащего обследования технического состояния .... Данное заключение опровергается не только пояснениями истицы, но и техническим паспортом дома, заключением начальника Главного управления жилищного контроля, государственного строительного надзора и государственной экспертизы Омской области от 07.11.2011, заключением эксперта ООО «Лаборатория экспертных Исследований» № от 15.03.2012, выводы которых о непригодности дома Поповой М.И. для проживания суд оценивает как более достоверные и опирающиеся на результаты реального обследования. Кроме того, с учетом совокупности исследованных в судебном заседании фактических обстоятельств, доказательств и материалов дела, суд приходит к выводу о том, что вдова участника Великой Отечественной войны Попова М.И. имеет право, в соответствии с п. 9 «Порядка предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, мер социальной поддержки по обеспечению жилым помещением ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей – инвалидов», утвержденного Постановлением Правительства Омской области от 26.07.2006 года №99–п, на предоставление меры социальной поддержки в виде выплаты на приобретение жилого помещения, в связи с чем, отказ Администрации района во включении ее в список лиц, имеющих право на получение выплат за счет средств федерального бюджета, противоречит вышеприведенным нормам и обстоятельствам дела, является незаконным и нарушающим права и законные интересы Поповой М.И. В соответствии с ч.1 ст.98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить другой стороне все понесенные по делу судебные расходы. В данном случае судебные издержки, понесенные Поповой М.И. по настоящему делу в виде государственной пошлины в сумме 200 рублей (л.д. 3) подлежат возмещению с ответчика Администрации Муромцевского муниципального района Омской области в пользу истицы Поповой М.И. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Иск Поповой М.И. к Администрации Муромцевского муниципального района Омской области удовлетворить. Признать отказ в признании Поповой М.И. нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, со стороны Администрации Муромцевского муниципального района Омской области, содержащийся в постановлении № 400-п от 19.09.2011, незаконным. Признать Попову М.И. нуждающейся в улучшении жилищных условий на основании п. 3 ч.1 ст.51 ЖК РФ. Обязать Администрацию Муромцевского муниципального района Омской области принять Попову М.И. на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, с 22.08.2011 – момента её фактического обращения с соответствующим заявлением. Обязать Администрацию Муромцевского муниципального района Омской области включить Попову М.И., как члена семьи умершего участника Великой Отечественной войны в список граждан, претендующих на получение выплат, предусмотренных п.9 «Порядка предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, мер социальной поддержки по обеспечению жилым помещением ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей – инвалидов», утвержденного постановлением Правительства Омской области от 26.07.2006 №99–п, с 22.08.2011 - момента её фактического обращения в органы местного самоуправления. Взыскать с Администрации Муромцевского муниципального района Омской области в пользу Поповой М.И. судебные расходы, связанные с уплатой государственной пошлины в размере 200 (двести) рублей. На решение может быть подана апелляционная жалоба в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения суда в окончательной форме в Омский областной суд через Муромцевский районный суд. Судья А.Н. Гужинов Мотивированное решение в окончательной форме изготовлено 29.03.2012. Судья А.Н. Гужинов