Дело № 2-90/2012 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации р.п. Муромцево 19.03.2012 года Муромцевский районный суд Омской области, в составе: председательствующего судьи Ахметовой А.М., при секретаре Прудниковой Т.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокопенко А.И. к ответчику Администрации Муромцевского муниципального района Омской области о признании незаконным отказа в постановке на учет в качестве лица, нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, обязании принять на учет в указанном качестве, включить как члена семьи погибшего (умершего) участника Великой Отечественной войны в список граждан, претендующих на получение выплат для приобретения жилого помещения, УСТАНОВИЛ: В суд обратилась Прокопенко А.И. с вышеуказанными исковыми требованиями, мотивируя их тем, что она является вдовой участника Великой Отечественной Войны - К. , скончавшегося 21.04.1999 г., и имеет право на льготы, предусмотренные ст. 21 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах». 28.02.2011 года Прокопенко А.И. обратилась в Администрацию района с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, а также с заявлением о предоставлении ей субсидии из средств федерального и областного бюджета для покупки жилья как члену семьи погибшего (умершего) участника ВОВ. Постановлениями Главы Администрации Муромцевского МР Омской области № 86-п № 87-п от 11.03.2011 года требования Прокопенко А.И. были удовлетворены, она была принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении и включена с список на предоставление социальной выплаты, однако Постановлениям Главы Администрации Муромцевского муниципального района от 24.10.2011 года № 471-П, 470-П заявитель снята с учета на основании пп. 1 п. 9 Постановления Правительства Омской области от 26.07.2006 года № 99 в связи с выявлением факта дарения принадлежащего ей жилого помещения. По мнению Прокопенко А.И. снятие ее с учета и исключения из списка на предоставление социальной выплаты на приобретение жилого помещения является незаконным и нарушает ее право как члена семьи погибшего (умершего) участника ВОВ на получение гарантированной законом меры социальной поддержки, поскольку с 2007 года она проживает в доме по ..., так как квартира по адресу: ..., стала непригодной для проживания, кроме этого она не имела возможности самостоятельно ухаживать за собой ввиду плохого состояния здоровья и престарелого возраста, а также с целью избежать в дальнейшем проблем с оформлением наследства. Данную квартиру 20.08.2008 года она подарила внучке Прокопенко Н.А., в последующем эта квартира была продана, а вырученные деньги израсходованы на ремонт квартиры по .... Намеренных действий по ухудшению своих жилищных условий заявитель не совершала, в виду имущественного положения, преклонного возраста и состояния здоровья она не имеет возможности самостоятельно улучшить свои жилищные условия, в связи с чем имеет право и на получение мер социальной поддержки от государства в виде обеспечения благоустроенным жильем. На основании изложенного, Прокопенко А.И. просит суд признать отказ Администрации Муромцевского муниципального района в признании ее нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, незаконным, обязать Администрацию Муромцевского муниципального района принять ее на учет в указанном качестве с момента фактического обращения в Администрацию Муромцевского муниципального района с соответствующим заявлением, то есть – с 28.02.2011 года, обязать Администрацию Муромцевского муниципального района включить ее как члена семьи погибшего (умершего) участника Великой Отечественной войны в список граждан, претендующих на получение выплат, предусмотренных п. 9 «Порядка предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей – инвалидов», утвержденного Постановлением Правительства Омской области от 26.07.2006 года № 99 – п, с момента фактического обращения в органы местного самоуправления, - с 28.02.2011 года. Истица Прокопенко А.И. в судебное заседание не явилась, надлежаще уведомлена о времени и месте рассмотрения дела (л.д.102), рассмотрение дела в ее отсутствие возможно. Представитель истца Прокопенко А.И. – Прокопенко Н.А., полномочия которой закреплены заявлением истицы, изложенным в протоколе судебного заседания от 03.03.2012 года (л.д.98) на основании ст. 45 ГПК РФ, заявленные исковые требования поддержала в полном объеме, просила их удовлетворить, в обоснование своей позиции привела доводы, аналогичные изложенным в исковом заявлении. Представитель ответчика - Администрации Муромцевского муниципального района Губкин И.Ю., действующий на основании доверенности № 7 от 12.01.2012 года, заявленные Прокопенко А.И. исковые требования не признал и пояснил суду, что отказ Администрации в постановке истицы на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, является законным и обоснованным, поскольку истица в 2008 году произвела отчуждение принадлежащего ей жилья, чем намеренно ухудшила свои жилищные условия. Представитель третьего лиц – Жилищной Комиссии Администрации Муромцевского муниципального района в судебное заседание не явился, надлежаще уведомлен о времени и месте рассмотрения дела (л.д.108), рассмотрение дела в его отсутствие возможно. Заслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд находит заявленные Прокопенко А.И. исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению, по следующим основаниям. Согласно п. 4 ч. 1 ст. 21 Федерального закона от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах», устанавливающего правовые гарантии социальной защиты для семей погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны, предоставляются меры социальной поддержки в том числе, в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения. Согласно ст. 23.2 Федерального Закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах", Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17-19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных в пункте 1 настоящей статьи мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций. В соответствии с Указом Президента РФ от 07.05.2008 года № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг.», предусмотрено обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах". В соответствии с ч. 2 п. 2 ст. 1 Порядка предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, утвержденного Постановлением Правительства Омской области от 26 июля 2006 г. N 99-п, право на получение мер социальной поддержки в соответствии с настоящим Порядком имеют проживающие на территории Омской области нуждающиеся в улучшении жилищных условий категории граждан, установленные статьями 14, 15, 17-19 и 21 Федерального закона "О ветеранах". В соответствии с п. 9 Порядка, формирование списков граждан, претендующих на получение выплат, осуществляется органами местного самоуправления Омской области в той же хронологической последовательности, в какой граждане были приняты на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, с учетом права граждан на внеочередное получение жилого помещения. Сформированные списки граждан, претендующих на получение выплат, направляются в Минтруд Омской области. Органы местного самоуправления Омской области формируют отдельно в течение года списки граждан, претендующих на получение выплат, из числа категорий граждан, указанных в подпункте 2 пункта 3 статьи 23.2 Федерального закона "О ветеранах", а также до 1 января текущего года списки граждан, претендующих на получение выплат, из числа категорий граждан, указанных в подпункте 3 пункта 3 статьи 23.2 Федерального закона "О ветеранах", инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов. Согласно п. 1 и 2 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются лица, не являющиеся собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения, а также лица, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы. В данном случае из копии паспорта (л.д. 25 - 27) следует, что истица значится как Прокопенко А.И. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженка ..., зарегистрирована проживающей по адресу: .... Согласно свидетельству о заключении брака (л.д. 35) между К. и Прокопенко А.И., ДД.ММ.ГГГГ был заключен брак, после регистрации которого супругам присвоены фамилии «К. » и «Прокопенко». Согласно справки (л.д.17), К. являлся участником ВОВ, был мобилизован на военную службу 15.09.1938 года, демобилизован 20.05.1946 года, воевал в составе 639 зенитного артиллерийского полка. Согласно свидетельству о смерти (л.д. 35) К. умер 21.04.1999 года. Из удостоверений (л.д. 36, 37) следует, что Прокопенко А.И. , как вдова участника ВОВ, имеет право на льготы и преимущества, установленные для родителей и жен погибших военнослужащих. Согласно справке о составе семьи (л.д. 15), Прокопенко А.И. в настоящее время проживает совместно с сыном А. , внучкой Прокопенко Н.А., правнучкой В. Согласно выписок из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (л.д. 14, 24), справке ГП «Омский центр технической инвентаризации» (л.д. 18, 113), регистрационному удостоверению (л.д. 38), техническому паспорту (л.д. 36) Прокопенко А.И. в собственности жилья не имеет, проживает в квартире, расположенной в двухквартирном доме по адресу: ..., общей площадью 39 кв.м., принадлежащей на праве собственности А. , Е. , Ю., Прокопенко Н.А. (л.д. 38, 80). Из выписки из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (л.д. 14), свидетельства о государственной регистрации права (л.д. 42), регистрационного дела на квартиру, расположенную по адресу: ... (л.д. 52 – 77) следует, что Прокопенко А.И. с 07.02.2003 года имела в собственности квартиру, расположенную по вышеуказанному адресу (л.д. 71, 77). Согласно договора дарения (л.д. 58 - 59) указанная квартира 20.08.2008 года была подарена Прокопенко А.И. внучке Прокопенко Н.А., а затем 30.10.2009 года продана Л. за 350 000 рублей. Из заявлений Прокопенко А.И. (л.д. 7, 8) следует, что 28.02.2011 года она обратилась к Главе Администрации Муромцевского района с требованием о принятии ее на учет в качестве лица, нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, а также о предоставлении социальной выплаты из областного и федерального бюджета на приобретение жилого помещения на территории Омской области в 2011 году, поскольку является членом семьи погибшего (умершего) участника ВОВ. Дала согласие на обработку своих персональных данных. Согласно решения Совета Муромцевского МР Омской области от 29.01.2010 года № 3 (л.д. 9) установлена учетная норма площади жилого помещения в целях принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в размере 15 кв.м. Таким образом, суд приходит к выводу о том, что Прокопенко А.И., являясь вдовой ветерана ВОВ, и будучи обеспеченной жильем в размере менее учетной нормы, имеет право быть поставленной на учет в качестве лица, нуждающегося в предоставлении жилья по договору социального найма, а также на включение ее в Список граждан, претендующих на получение субсидии для приобретения жилья за счет средств федерального и областного бюджета. Указанное право Прокопенко А.И. фактически было признано и Администрацией района, поскольку изначально, постановлениями № 86-п и 87-п от 11.03.2011 года (л.д.10-11) истица была принята на учет в качестве лица, нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, включена в Список на получение субсидии, однако, постановлениями Администрации Муромцевского муниципального района № 470-п и 471-п от 24.10.2011 года (л.д. 12, 13), была исключена из указанных Списков в связи с дарением принадлежащего ей жилого помещения (л.д. 86), что по мнению ответчика свидетельствует о совершении ею намеренных действий, направленных на ухудшение жилищных условий. Действительно, согласно ст. 53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. Однако в данном случае из пояснений истицы Прокопенко А.И., свидетеля О. , данных ими в судебном заседании от 03.03.2012 года следует, что квартира, расположенная по адресу: ..., ранее принадлежавшая истице на праве собственности, расположена в бревенчатом доме, не имеющем водоснабжения, центрального отопления, канализации, что с учетом состояния здоровья истицы и ее преклонного возраста явилось причиной отчуждения ею указанного жилья своей внучке – Прокопенко Н.А. Доводы указанных лиц объективно подтверждаются и данными технического паспорта (л.д.60-61), справкой ЦТИ (л.д.65), согласно которых, квартира, расположенная по адресу: ..., представляет собой бревенчатое строение, не снабженное коммуникациями, имеющее печное отопление. Согласно справки МСЭ (л.д.43), Прокопенко А.И. с 21.06.2006 года является инвалидом второй группы по общему заболеванию бессрочно, нетрудоспособна. Из справок КУ Омской области «Центр социальных выплат и материально-технического обеспечения по Муромцевскому району Омской области», информации пенсионного фонда, справки о доходах (л.д. 109, 110, 116-117), материальное положение Прокопенко А.И. и членов ее семьи не позволяет им приобрести благоустроенную квартиру истице за счет собственных средств. Таким образом, проанализировав представленные доказательства по правилам ст.ст. 12, 56, 67 ГПК РФ, суд приходит к выводу о том, что совершенное истицей Прокопенко А.И. дарение квартиры, расположенной по адресу: ..., не обеспеченной системами центрального отопления, водоснабжения, канализации, с учетом состояния ее здоровья и преклонного возраста, в силу которых она не имела возможности самостоятельно проживать в данной квартире, намеренным ухудшением жилищных условий не является, соответственно отказ Администрации района в постановке Прокопенко А.И. на учет в качестве лица, нуждающегося в жилом помещении и претендующего на предоставление субсидии на его приобретение, является незаконным. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, судья Р Е Ш И Л: Заявленные Прокопенко А.И. к Администрации Муромцевского муниципального района Омской области исковые требования, удовлетворить. Признать отказ Администрации Муромцевского муниципального района Омской области в признании Прокопенко А.И. нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, содержащийся в постановлении Администрации Муромцевского муниципального района № 470-п от 24.10.2011 года, незаконным. Признать Прокопенко А.И. , ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженку ..., нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, на основании п. 2 ч. 1 ст. 51 Жилищного Кодекса РФ. Обязать Администрацию Муромцевского муниципального района принять в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, Прокопенко А.И. , ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженку ..., с момента ее фактического обращения с соответствующим заявлением – то есть с 28.02.2011 года. Обязать Администрацию Муромцевского муниципального района включить Прокопенко А.И. , ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженку ..., как члена семьи умершего участника Великой Отечественной Войны, в Список граждан, претендующих на получение выплат, предусмотренных п. 9 «Порядка предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жилым помещением ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей – инвалидов», утвержденного Постановлением Правительства Омской области от 26.07.2006 года № 99 – п, с момента ее постановки на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма - то есть с 28.02.2011 года. Решение может быть обжаловано в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме, путем принесения апелляционной жалобы в Омский областной суд через Муромцевский районный суд. Судья А.М. Ахметова Мотивированное решение изготовлено 26.03.2012 года Судья А.М. Ахметова