Дело № 2-132/2012 от 05.04.2012 Зуева М.В. к ответчикам Администрации Муромцевского муниципального района Омской области, Министерству образования Омской области, Правительству Омской области о внеочередном предоставлении жилого помещещения



Дело № 2-132/2012

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

р.п. Муромцево

05.04.2012 года

Судья Муромцевского районного суда Омской области Бурчик П.П.,

при секретаре Корнееве Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании исковое заявление Зуева М.В. к ответчикам Администрации Муромцевского муниципального района Омской области, Министерству образования Омской области, Правительству Омской области о внеочередном предоставлении жилого помещения на условиях социального найма, суд

УСТАНОВИЛ:

В Муромцевский районный суд Омской области обратился с иском истец Зуев М.В. к ответчикам Администрации Муромцевского муниципального района Омской области, Министерству образования Омской области, Правительству Омской области о внеочередном предоставлении жилого помещения на условиях социального найма, указывая на то, что он родился ДД.ММ.ГГГГ и проживал с родителями в .... 31.05.2002 года умерла его мать, З., 06.09.2002 года умер его отец, В., и он остался без попечения родителей.

Постановлением Главы Администрации Муромцевского муниципального района от 16.10.2002 года № 564-п истцу Зуев М.В. был назначен опекун – Ф. , ДД.ММ.ГГГГ года рождения. После окончания общеобразовательной школы истец Зуев М.В. обучался в Омском промышленно-экономическом колледже. Какого-либо жилого помещения за ним не закреплялось.

В настоящее время истец Зуев М.В. состоит в едином регистрационном списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. С 26.01.2006 года и по состоянию на 20.02.2012 года он в указанном списке числится зарегистрированным под номером 82. После постановки на учет и до настоящего времени Администрацией Муромцевского муниципального района Омской области он не обеспечен жилой площадью. Администрация Муромцевского муниципального района Омской области отказывает ему в предоставлении жилого помещения по договору социального найма площадью не ниже установленных норм во внеочередном порядке. Считает, что дети-сироты, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении, а также всех типов профессионального образования, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Просит обязать Администрацию Муромцевского муниципального района Омской области предоставить ему, как лицу, оставшемуся без попечения родителей, во внеочередном порядке на условиях социального найма отдельное жилое помещение, отвечающее санитарным нормам и требованиям, не ниже установленных социальных норм 33 кв.м. на 1 человека, независимо от состава семьи за счет средств, предоставляемых на эти цели Администрации Муромцевского муниципального района в виде субвенций со стороны субъекта Российской Федерации – Омской области.

Истец Зуев М.В. в ходе судебного заседания заявленные требования поддержал, уточнил и пояснил, что в 2002 году умерли его родители, отец В. и мать З. 16.10.2002 года постановлением Администрации Муромцевского района ему был назначен опекун Ф. Затем он проходил обучение в <данные изъяты> и получил диплом об окончании. За ним жилье не закреплялось. В настоящее время он состоит в едином списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, зарегистрирован в списке под номером 82. После постановки на учет и до настоящего времени он не обеспечен жильем на условиях социального найма. Поскольку законодательство о выделении субвенций изменилось, просит обязать ответчиков предоставить ему, как ребенку-сироте и лицу, оставшемуся без попечения родителей не имеющему жилья, во внеочередном порядке жилое помещение не ниже установленных социальных норм в размере 33 кв.м. на человека, независимо от состава семьи на средства, предоставленные на эти цели.

Представитель ответчика от Администрации Муромцевского муниципального района Омской области Губкин И.Ю. в судебном заседании пояснил, что он полагает, что исковые требования истца Зуева М.В. подлежат удовлетворению в полном объеме. Но эти требования не должны предъявляться к Администрации Муромцевского муниципального района Омской области. Считает, что ответчиком по данному делу должно быть Правительство Омской области. Так как истец Зуев М.В. остался без попечения родителей, то он имеет право требования предоставления жилого помещения на условиях социального найма.

Представитель ответчика от Министерства образования Омской области в судебное заседание не явился. О времени и месте судебного заседания надлежаще уведомлены. Рассмотрение дела в отсутствие указанного представителя возможно. В отзыве на исковое заявление (л.д. 55 -56) просят рассмотреть дело в их отсутствие. В отзыве на иск требования истца Зуева М.В. не признают в полном объеме, считая, что реализация меры социальной поддержки по обеспечению лиц из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей не отнесено к расходным обязательствам субъектов Российской федерации.

Представитель ответчика от Правительства Омской области в судебное заседание не явился. О времени и месте судебного заседания надлежаще уведомлены. Рассмотрение дела в отсутствие указанного представителя возможно. В отзыве на исковое заявление (л.д. 79-82) просят рассмотреть дело в их отсутствие. Считают, что ответчиком по настоящему делу должно быть Министерства образования Омской области, поскольку обеспечение реализации государственной политики Омской области в сфере защиты прав и интересов детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, отнесено к компетенции Министерства образования Омской области. Кроме того, Министерство образования также осуществляет формирование и ведение списков (реестров) детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, подлежащих обеспечению жилыми помещениями. Главным распорядителем бюджетных средств на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, является Министерство образования.

Представитель третьего лица от Министерства финансов Омской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания надлежаще уведомлены. В отзыве на иск просят дело рассмотреть в их отсутствие (л.д. 60-63). Считают, что ответчиком по настоящему делу должно быть Министерство образования Омской области, поскольку министерство образования Омской области является главным распорядителем средств областного бюджета, в компетенцию которого входит обеспечение жилыми помещениями детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения

Заслушав участников процесса истца Зуева М.В., представителя ответчика от Администрации Муромцевского муниципального района Омской области Губкина И.Ю., изучив материалы дела, суд находит заявленные истцом Зуевым М.В. требования подлежащими удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими, они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определяет общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет.

В соответствии со ст. 4 указанного выше Федерального закона дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством.

Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют разработку и исполнение целевых программ по охране и защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечивают создание для них государственных учреждений и центров.

Положениями статьи 8 Федерального закона №159-ФЗ от 21 декабря 1996 г. "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" установлено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Указанная статья является специальной нормой, определяющей основания и порядок предоставления жилой площади детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Согласно указанной норме разрешение требования о предоставлении жилой площади не ставится в зависимость от наличия или отсутствия других лиц указанной категории, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и времени постановки их на учет, в ней нет положения о предоставлении жилой площади в порядке очередности, не установлен срок предоставления.

Судом установлено, что на основании постановления Главы Администрации Муромцевского муниципального образования Омской области от 16.10.2002 года № 564-п над несовершеннолетним Зуевым М.В. установлена опека, опекуном назначена сестра Ф. (л.д.18).

Из свидетельства о рождении (л.д. 12) усматривается, что родителями Зуева М.В. являются В. и З.

Согласно данным свидетельства о смерти (л.д. 16) отец Зуева М.В. В. умер 06.09.2002 года.

Согласно данным свидетельства о смерти (л.д. 17) мать Зуева М.В. З. умерла 31.05.2002 года.

Данными диплома подтверждается, что Зуев М.В. проходил обучение в <данные изъяты> с 01.09.2004 года по 30.06.2007 года (л.д. 28).

Из ходатайства комитета образования Администрации Муромцевского муниципального района усматривается, что комитет образования 07.11.2005 года направлял в жилищную комиссию Администрации Муромцевского муниципального района ходатайство о постановке сироты Зуева М.В. на льготную очередь на получение жилья (л.д. 31).

Согласно Постановлению Главы Администрации Муромцевского муниципального района Омской области от 26.01.2006 № 30-п (л.д. 32) Зуев М.В. поставлен на очередь для улучшения жилищных условий в список № 2.

Из справки (л.д. 11) усматривается, что Зуев М.В., 1987 года рождения, принят на учет постановлением Главы Администрации Муромцевского муниципального района Омской области № 30-п от 26.01.2006 г. и в едином регистрационном списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, принятых на регистрационный учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма в Муромцевском муниципальном районе, на 2012 год является восемьдесят вторым.

В судебном заседании также установлено, что по данным ГП Омской области «Омский центр ТИиЗ» и Управления Росреестра по Омской области истец не имеет собственного жилья (л.д. 13, 14).

До настоящего времени жилое помещение по договору социального найма Зуеву М.В. не предоставлено, то есть не было реализовано право истца Зуева М.В. на получение жилого помещения по договору социального найма.

Из единого регистрационного списка, утвержденного Администрацией Муромцевского муниципального района, усматривается, что по состоянию на 2012 год Зуев М.В., как ребенок, оставшийся без попечения родителей, состоит на очереди получения жилья под номером 82 (л.д. 46 – 47).

Право истца Зуева М.В. на предоставление жилого помещения вне очереди по категории «ребенок-сирота» ответчиками в судебном заседании не оспаривалось и подтверждено вышеприведенными доказательствами.

Согласно ст. 5 указанного Федерального Закона указанные дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные виды социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Исходя из анализа положений ст. 1, 4, 5, 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» суд приходит к выводу, что дополнительные гарантии прав указанной выше категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, на жилое помещение, установленные специальной нормой закона - статьей 8, относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации и устанавливаются законодательством субъектов РФ.

При этом положения ст. 5 Закона, устанавливающие, что предусмотренные законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, являются расходными обязательствами Российской Федерации, к правоотношениям, связанным с реализацией права на дополнительную гарантию по социальной поддержке - предоставление жилого помещения - применены быть не могут.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

Законом Омской области от 4 июля 2008 г. N 1061-ОЗ «Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан» установлен порядок обеспечения жилой площадью по договорам социального найма проживающих на территории Омской области, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, после окончания пребывания в образовательных учреждениях или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования.

Согласно п. 14 статьи 44 Закона Омской области от 4 июля 2008 г. N 1061-ОЗ 14. Состоящие на регистрационном учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, и дети, находящиеся под опекой (попечительством), после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы (далее в настоящей статье - дети-сироты), обеспечиваются жилой площадью по договорам социального найма в порядке, установленном Правительством Омской области.

При обеспечении детей-сирот жилыми помещениями в соответствии со статьей 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" норма предоставления площади жилого помещения составляет 33 кв.м. независимо от состава семьи.

Пунктами 15, 16 ст. 44 Закона Омской области № 1061-ОЗ предусмотрено, что Омская область передает на неограниченный срок органам местного самоуправления городского округа и муниципальных районов Омской области государственные полномочия по обеспечению жилой площадью по договорам социального найма детей-сирот. Размер субвенций органам местного самоуправления городского округа и муниципальных районов Омской области рассчитывается по формуле согласно приложению № 5 к настоящему Кодексу. Органы местного самоуправления городского округа и муниципальных районов Омской области вправе направлять субвенции на приобретение в собственность муниципального образования Омской области жилых помещений, на осуществление реконструкции находящихся в собственности муниципального образования Омской области жилых помещений, на перевод нежилых помещений в жилые, на строительство жилых помещений в соответствии с федеральным законодательством, однако данный порядок действовал до 01.01.2012 года.

Законом Омской области № 1407-ОЗ от 23 ноября 2011 года п. 15,16 ст. 44 Закона Омской области № 1061-ОЗ исключены.

В соответствии со ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления. По договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.

Как установлено в ходе судебного заседания, Зуев М.В. состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении с 26.01.2006 года, однако до настоящего времени жилое помещение по договору социального найма ему не предоставлено (л.д. 32).

В соответствии со ст. 45 Конституции Российской Федерации государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. Согласно ст. 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

При таких обстоятельствах исковые требования подлежат удовлетворению.

16 марта 2012 г. было принято постановление Правительства Омской области от N 56-п "О Порядке обеспечения жилой площадью по договорам социального найма детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и детей, находящихся под опекой (попечительством)"

В соответствии с пунктом 14 статьи 44 Кодекса Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан, пунктом 5 статьи 24 Закона Омской области "Об управлении собственностью Омской области" Правительство Омской области утвердило Порядок обеспечения жилой площадью по договорам социального найма детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и детей, находящихся под опекой (попечительством).

Согласно Порядка обеспечения жилой площадью по договорам социального найма

детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и детей, находящихся под опекой (попечительством) от 16 марта 2012 года N 56-п Уполномоченными органами исполнительной власти Омской области по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями в соответствии с настоящим Порядком является Министерство образования Омской области. Согласно п. 4 Порядка, Министерство образования ежегодно в срок до 1 апреля текущего года на основании данных, содержащихся в реестре детей-сирот, не имеющих закрепленного жилого помещения, подлежащих обеспечению жилыми помещениями: определяет количество жилых помещений, планируемых к приобретению по договорам купли-продажи в собственность Омской области, в муниципальных районах Омской области и муниципальном образовании городской округ город Омск Омской области; формирует и направляет в Министерство строительства заявки, определяющие количество жилых помещений, планируемых к приобретению в собственность Омской области путем участия в долевом строительстве многоквартирных малоэтажных домов, в муниципальных районах Омской области.

Кроме того согласно п. 6. Порядка Министерство образования организует деятельность по приобретению в собственность Омской области жилых помещений, в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений.

Распределением бюджетных ассигнований областного бюджета по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов, классификации расходов бюджетов в ведомственной структуре расходов на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов (в редакции Закона Омской области от 23.12.2011, № 1419.-ОЗ) подтверждается, что Министерству образования Омской области выделены значительные денежные средства на 2012 – 2014 годы на обеспечение жилыми помещениями детей – сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения. Главным распорядителем указанных денежных средств областного бюджета является Министерство образования Омской области.

При таких обстоятельствах исковые требования Зуева М.В. к Министерству образования Омской области подлежат удовлетворению. Исходя из вышеизложенного, суд считает необходимым обязать Министерство образования Омской области предоставить Зуеву М.В. во внеочередном порядке на условиях социального найма отдельное благоустроенное жилое помещение, как лицу, оставшемуся без попечения родителей и не имеющему жилья, отвечающее санитарным нормам и требованиям, не ниже установленных социальных норм 33 (тридцать три) кв.м. на 1 человека, независимо от состава семьи, за счет средств, предоставляемых на эти цели Министерству образования Омской области в виде бюджетных ассигнований со стороны субъекта Российской Федерации - Омской области, а в части предъявления иска к ответчикам - Правительству Омской области, Администрации Муромцевского муниципального района Омской области о внеочередном предоставлении жилого помещения на условиях социального найма Зуеву М.В. следует отказать по выше изложенным доводам.

Руководствуясь ст. 194-198, 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Зуева М.В. к Министерству образования Омской области удовлетворить.

Обязать Министерство образования Омской области, местонахождение учреждения: г. Омск, ул. Красный Путь, 5, ИНН 5503079856, предоставить Зуеву М.В. , ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженцу ..., проживающему по адресу: ..., во внеочередном порядке на условиях социального найма отдельное благоустроенное жилое помещение, как лицу, оставшемуся без попечения родителей и не имеющему жилья, отвечающее санитарным нормам и требованиям, не ниже установленных социальных норм 33 (тридцать три) кв.м. на 1 человека, независимо от состава семьи, за счет средств, предоставляемых на эти цели Министерству образования Омской области в виде бюджетных ассигнований со стороны субъекта Российской Федерации - Омской области, а в части предъявления иска к ответчикам - Правительству Омской области, Администрации Муромцевского муниципального района Омской области о внеочередном предоставлении жилого помещения на условиях социального найма Зуеву М.В. - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Омский областной суд через Муромцевский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Муромцевского районного суда

Омской области

П.П. Бурчик

Мотивировочная часть решения изготовлена 12.04.2012 года.

Судья Муромцевского районного суда

Омской области

П.П. Бурчик