Дело № 2-214/2012 от 04.05.2012 по иску прокурора в интересах Сенаторовой А.И. к Администрации Мурмоцевского МР о предоставлении мер социальной поддержки



Дело № 2-214/2012

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

р.п. Муромцево

04.05.2012

Судья Муромцевского районного суда Омской области Гужинов А.Н.,

при секретаре Прудниковой Т.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению прокурора Муромцевского района Омской области в интересах Сенаторовой А.И. к Администрации Муромцевского муниципального района Омской области о получении мер социальной поддержки в виде права на получение компенсации расходов по оплате коммунальных услуг,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Муромцевского района Омской области обратился в суд в интересах Сенаторовой А.И. с вышеуказанными требованиями, мотивируя их тем, что Сенаторова А.И. с 2003 года по настоящее время работает в МУЗ «Муромцевская ЦРБ» в должности <данные изъяты>. До марта 2009 года ей как работнику здравоохранения предоставлялись льготы по оплате коммунальных услуг, предусмотренные ст.ст. 36.37 Закона Омской области от 04.07.2008 г. №1061-ОЗ "Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан". С 2009 года предоставление указанных льгот прекратилось и до настоящего времени льготы не восстановлены, что нарушает права и законные интересы Сенаторовой А.И. Просят суд признать незаконным бездействие Администрации Муромцевского муниципального района по предоставлению мер социальной поддержки Сенаторовой А.И. в виде права на получение компенсации расходов по оплате отопления и освещения жилой площади, признать право Сенаторовой А.И. на получение таких мер социальной поддержки, обязать ответчика предоставить Сенаторовой А.И. данные меры социальной поддержки в размере 12 759 рублей 20 копеек за период с 01.03.2009 по 31.12.2011.

В судебном заседании помощник прокурора Муромцевского района Хусаинов М.А. заявленные требования уточнил, снизив сумму компенсации до 8644 рублей 57 копеек по причине счетной ошибки. В обоснование иска привел доводы, аналогичные изложенным в исковом заявлении.

Истица Сенаторова А.И. в судебном заседании заявленные прокурором в ее интересах требования на сумму 12 759 рублей 20 копеек поддержала, не согласившись со снижением исковых требований, полагая первоначальные расчеты верными, при этом своих расчетов истица суду не представила. Пояснила, что за свой счет в полном объеме оплатила в 2009-2011 гг. коммунальные услуги за твердое топливо и электроэнергию, однако меры социальной поддержки ей не предоставлены.

Представитель ответчика Администрации Муромцевского муниципального района Омской области Губкин И.Ю., действующий на основании доверенности № 7 от 12.01.2012 года, иск не признал, приведя в обоснование своей позиции доводы, подробно изложенные в отзыве на исковое заявление (л.д. 42-44).

Представитель третьего лица БУЗОО «Муромцевская ЦРБ» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом, согласно заявлению (л.д.49), просит суд о рассмотрении дела в его отсутствие, исковые требования поддерживает в полном объеме.

Заслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд находит заявленные прокурором Муромцевского района уточненные исковые требования подлежащими удовлетворению в полном объеме, требования Сенаторовой А.И. подлежащими удовлетворению частично по следующим основаниям.

Согласно ч. 2 ст. 15 Конституции РФ, органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы.

В соответствии со ст.255 ГПК РФ, к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

В силу п. "ж" ст. 72 Конституции РФ, в совместном ведении Российской Федерации и её субъектов находятся вопросы социальной защиты населения, включая социальное обеспечение.

Согласно ст. 1 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, признается, гарантируется и осуществляется на всей территории Российской Федерации.

Из Устава МУЗ «Муромцевская ЦРБ» (л.д. 31-32) следует, что МУЗ "Муромцевская центральная районная больница" является муниципальным учреждением здравоохранения, учрежденным органом местного самоуправления - Муромцевским муниципальным районом в лице Администрации Муромцевского муниципального района Омской области.

В соответствии с ч. 2 ст.63 «Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» от 22.07.1993 № 5487-1, действовавшей до 01.01.2005 г., врачи, провизоры, работники со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающие и проживающие в сельской местности и посёлках городского типа, а также проживающие с ними члены их семей имели право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением.

Аналогичная норма была предусмотрена и ст.59 ЖК РСФСР, утратившего силу с 01.03.2005 в связи с принятием Федерального закона №189-ФЗ от 29.12.2004 г., а именно специалисты, работающие и проживающие в сельской местности, вне населенных пунктов (а в установленных законодательством СССР случаях - в рабочих и иных поселках), пользовались бесплатно жилым помещением с отоплением и освещением.

Согласно Федеральному закону от 22.08.2004 № 122-ФЗ "О внесении вменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации, в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной пасти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления" от 22.08.2004 №122-ФЗ, решение вопросов социальной поддержки медицинских работников передано тем властным структурам, в ведении которых находятся соответствующие организации здравоохранения.

Согласно п. 2 ст. 153 ФЗ от 22.08.2004 №122-ФЗ, при издании органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в связи с принятием вышеуказанного федерального закона нормативных правовых актов, должны быть соблюдены следующие условия: вновь устанавливаемые размеры и условия выплаты пособий (в том числе единовременных) иных видов социальных выплат, гарантии и компенсации отдельным категориям граждан в денежной форме не могут быть ниже размеров и условий оплаты труда (включая надбавки и доплаты), размеров и условий выплаты пособий, (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантий и компенсаций в денежной форме, предоставлявшихся соответствующим категориям граждан, по состоянию на 31.12.2004.

На основании положений ст.63 "Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан», меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников организаций здравоохранения, находящихся в ведении субъектов России устанавливаются органами государственной власти субъектов России; меры социальной поддержки данных работников устанавливаются органами местного самоуправления.

В силу п.п. 24 пункта 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", к полномочиям органов государственной власти субъекта России по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счёт бюджета субъекта России относится решение вопросов, в том числе связанных с возмещением расходов муниципальных образований в связи с предоставлением законами субъекта России льгот отдельным категориям граждан, льгот по оплате услуг связи, организация предоставления гражданам субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг.

Согласно ст. 19 ФЗ от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями РФ осуществляется федеральными законами и законами субъектов России, отдельными государственными полномочиями субъектов России - законами субъектов России. Отдельные государственные полномочия, передаваемые для осуществления органам местного самоуправления, осуществляются органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, если иное не установлено федеральным законом или законом субъекта РФ.

Из части 5 указанной статьи следует, что финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счёт предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.

Статьей 36 Закона Омской области от 04.07.2008 г. №1061-ОЗ "Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан", предусмотрено, что медицинским работникам государственных и муниципальных учреждений Омской области, а также неработающим пенсионерам предоставляются меры социальной поддержки, в том числе: компенсация расходов на оплату отопления, компенсация расходов на оплату твердого топлива (включая его доставку), используемого для отопления в домах, не имеющих центрального отопления, из расчета 0,065 т угля и 0,087 куб.м дров на 1 кв.м общей площади жилого помещения в год. Установленная настоящим подпунктом компенсация во всех случаях предоставляется в пределах общей площади жилого помещения, приходящейся на работника (неработающего пенсионера), рассчитанной путем деления фактической общей площади жилого помещения на количество проживающих в нем лиц, но не более 18 кв.м. общей площади жилого помещения на работника (неработающего пенсионера), проживающего в семье из трех и более человек, 21 кв.м. общей площади жилого помещения на работника (неработающего пенсионера), проживающего в семье из двух человек, 33 кв.м. общей площади жилого помещения на одиноко проживающего работника (неработающего пенсионера). Компенсация расходов на оплату электроэнергии, используемой для освещения жилого помещения работника (неработающего пенсионера), из расчета 123 кВт/час в год на работника (неработающего пенсионера). Работникам и неработающим пенсионерам меры социальной поддержки предоставляются с учетом проживающих совместно с ними их несовершеннолетних детей в пределах 50 процентов нормативов.

Постановлением Главы Администрации Муромцевского муниципального района от 15.09.2008 года № 405-п установлены нормы расхода твердого топлива для населения на отопление жилых помещений из расчета 0,065 тонн угля и 0,087 куб.м. дров в год на 1 кв.м. жилой площади нормы предоставления жилого помещения. При этом замена одного вида топлива другим с учетом эквивалента теплоты производится в следующих объемах: 1 тонна угля = 2,74 куб.м. дров, 1 куб.м. дров = 0.36 тонн угля. Данные нормы подлежат использованию при расчете мер социальной поддержки по оплате отопления на территории Муромцевского муниципального района.

Согласно п.п. 3.4 ст. 37 Кодекса, Омская область передаёт на неограниченный срок органам местного самоуправления муниципальных районов Омской области государственные полномочия в части предоставления мер социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения и отопления, твердого топлива, природного газа, электроэнергии работникам, осуществляющим свою деятельность в соответствии с трудовым договором (за исключением внешнего совместительства) с нагрузкой не менее 75 процентов нормы рабочего времени в расположенных в сельской местности муниципальных учреждениях здравоохранения и культуры Омской области, и неработающим пенсионерам, уволенным в связи с выходом на пенсию из муниципальных учреждений здравоохранения, культуры, имеющим общий трудовой стаж в указанных учреждениях не менее 10 лет и пользовавшимся в соответствии с федеральным и областным законодательством при выходе на пенсию мерами социальной поддержки (в том числе льготами) по оплате жилого помещения и коммунальных услуг. Средства на реализацию, передаваемых государственных полномочий ежегодно предусматриваются в областном бюджете в виде субвенций.

В данном случае из справки (л.д.15), трудовой книжки (л.д. 16-17), трудового договора (л.д.39) следует, что Сенаторова А.И. работает постоянно в БУЗОО "Муромцевская центральная районная больница" с 13.03.2003 года по настоящее время в должности <данные изъяты>. Из них, с 13.03.2003 по 29.02.2012 на полную ставку, с 01.03.2012 переведена на неполный рабочий день с объемом часов на 0,75 ставки.

В суде установлено и представителем Администрации Муромцевского муниципального района Омской области не оспаривалось, что Сенаторовой А.И. в соответствии со ст. 36 Кодекса Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан, ранее предоставлялись меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату отопления и освещения жилого помещения за счёт средств бюджета до марта 2009 года.

Согласно справке БУЗОО «Муромцевская ЦРБ» (л.д. 13) Сенаторова А.И. пользовалась льготой по коммунальным услугам за 2008 год. За период с января 2009 года по декабрь 2011 года выплат не предоставлялось, так как действие льгот приостановлено.

Из справки БУ Омской области «Центр социальных выплат и материально-технического обеспечения» по Муромцевскому району (л.д. 14) следует, что Сенаторова А.И., проживающая в ..., в льготной базе по Муромцевскому району значится с 01.01.2012 как «работник учреждения здравоохранения». Выплаты в 2010-2011 гг. по льготам и субсидиям на ЖКУ не производились.

Из справки (л.д.24), паспортов (л.д. 26,27) следует, что Сенаторова А.И. проживает по адресу: ... мужем С., дочерью С., 2003 г.р. и сыном С., 2011 г.р.

Из свидетельств о рождении (л.д. 35,36) следует, что Сенаторова А.И. имеет двух несовершеннолетних детей: сына С., ДД.ММ.ГГГГ г.р. и дочь С., ДД.ММ.ГГГГ г.р.

Согласно техническому паспорту (л.д. 33), свидетельству о государственной регистрации права (л.д.37) общая площадь жилого дома, расположенного по адресу: ..., принадлежащего С., составляет 33,1 кв.м.

Согласно квитанциям (л.д.18-23, 25), справке по расчетам за электроэнергию (л.д. 30), С. в 2009 году было оплачено 325 кВт электроэнергии на сумму 676 рублей, в 2010 году - 411 кВт электроэнергии на сумму 937 рублей 08 копеек и в 2011 году – 615 кВт на сумму 1 537 рублей 50 копеек.

Копиями чека (л.д. 28,29) подтверждается, что Сенаторова А.И. приобрела: в 2009 году 15 куб. м. дров по цене 450 рублей за куб.м. на сумму 6750 рублей; в 2010 году 15 куб. м. дров по цене 550 рублей за куб.м. на сумму 8 250 рублей; 30 куб. м. дров по цене 500 рублей за куб.м. на сумму 15 000 рублей.

Таким образом, расчет компенсации понесенных Сенаторовой А.И. в 2009-2011 гг. расходов на приобретение твердого топлива, по мнению суда, является следующим.

В 2009 году объем льготной площади истицы составляет 27 кв.м. (18 кв.м. + 9 кв.м. на 1 несовершеннолетнего ребенка), норматив по льготе на приобретение угля – 1,755 тонны (27 кв.м. х 0,065 тонны), норматив по льготе на приобретение дров - 2,349 куб. м. (27 кв. м. х 0, 087 куб. метров). Поскольку уголь в 2009 году истицей не приобретался, при применении коэффициента перевода одного вида топлива в другой, в данном случае - угля в дрова, компенсации, помимо объема дров, приобретенных в пределах норматива, подлежат также 4,809 куб. м. дров, приобретенных сверх нормы (1,755 т. угля (норматив) х на 2,74 (коэффициент перевода топлива), соответственно сумма компенсации составит: 1,755 + 4,809 куб.м. х 450 рублей = 3 221 рубль 10 копеек.

В 2010 года объем льготной площади истицы, с учетом изменений в ст.36 Кодекса Омской области, составлял 12,41 кв.м., норматив по льготе на приобретение угля – 0,807 тонны (12,41 кв.м. х 0,065 тонны), норматив по льготе на приобретение дров - 1,080 куб. м. (12,41 кв. м. х 0, 087 куб. метров). Поскольку уголь в 2010 году истицей не приобретался, при применении коэффициента перевода одного вида топлива в другой, в данном случае - угля в дрова, компенсации, помимо объема дров, приобретенных в пределах норматива, подлежат также 2,211 куб. м. дров, приобретенных сверх нормы (0,807 т. угля (норматив) х на 2,74 (коэффициент перевода топлива), соответственно сумма компенсации составит: 1,080 + 2,211 куб.м. х 550 рублей = 1 810 рублей 05 копеек.

В 2011 году объем льготной площади истицы также изменился и составил с учетом двух несовершеннолетних детей - 16,55 кв.м., норматив по льготе на приобретение угля – 1,076 тонны (16,55 кв.м. х 0,065 тонны), норматив по льготе на приобретение дров - 1,440 куб. м. (16,55 кв. м. х 0, 087 куб. метров). Поскольку уголь в 2011 году истицей не приобретался, при применении коэффициента перевода одного вида топлива в другой, в данном случае - угля в дрова, компенсации, помимо объема дров, приобретенных в пределах норматива, подлежат также 2,948 куб. м. дров, приобретенных сверх нормы (1,076 т. угля (норматив) х на 2,74 (коэффициент перевода топлива), соответственно сумма компенсации составит: 1,440 + 2,948 куб.м. х 500 рублей = 2 194 рубля.

В 2009 – 2010 годах объем льготы по оплате электроэнергии составлял по 184,5 кВт, в связи с чем сумма компенсации за 2009 составляет 383 рубля 76 копеек (184,5 кВт х тариф 2,08 рублей), в 2010 году – 420 рублей 66 копеек (184,5 кВт х тариф 2,28 рублей).В 2011 году объем льготы с учетом 2 несовершеннолетних детей составил 246 кВт, сумма компенсации - 615 рублей (246 кВт х тариф 2,50 рублей), итого сумма компенсации за 2009-2011 гг. составит 1 419 рублей 42 копейки.

Таким образом, общая сумма компенсации понесенных истицей Сенаторовой А.И. расходов по приобретению твердого топлива и оплате электроэнергии за 2009- 2011 годы составляет 8 644 рубля 57 копеек (3 221,10+ 1 810,05 + 2 194 + 7 225,15).

На основании изложенного, оценив в совокупности все доказательства по делу, суд приходит к выводу о наличии у Сенаторовой А.И., как медицинского работника, права на получение мер социальной поддержки в виде компенсации расходов по оплате услуг отопления, в связи с чем, находит заявленные прокурором района уточненные исковые требования подлежащими удовлетворению в полном объеме, а требования Сенаторовой А.И. удовлетворению частично.

Доводы представителя ответчика, изложенные в отзыве на исковое заявление, суд находит несостоятельными, поскольку Администрацией Муромцевского муниципального района Омской области, при наличии у Сенаторовой А.И. права на получение мер социальной поддержки, в отсутствие законных оснований, не исполняется обязанность по установлению и предоставлению ей мер социальной поддержки как медицинскому работнику, возложенная на органы местного самоуправления ст.63 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан и п. 50 ст.35 ФЗ №122-ФЗ от 22.08.2004 и другими нормативными актами в данной сфере.

Так, в соответствии со ст. 52 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет (местный бюджет). В местных бюджетах раздельно предусматриваются доходы, направляемые на осуществление полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения, и субвенции, предоставленные для обеспечения осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также осуществляемые за счёт указанных доходов и субвенций соответствующие расходы местных бюджетов.

Пунктом 5 ст. 53 названного закона установлено, что порядок осуществления расходов местных бюджетов на осуществление отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов России, устанавливается соответственно федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

В соответствии с ч. 4 ст. 55 и ч.ч.1,2 ст. 63 этого же закона, в доходы местных бюджетов зачисляются субвенции, предоставляемые на осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Общий размер субвенций, предоставляемых из федерального бюджета и бюджета субъекта местным бюджетам на осуществление органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий, определяется федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и законом субъекта о бюджете на очередной финансовый год раздельно по каждому из указанных государственных полномочий. Субвенции на осуществление органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий предоставляются местным бюджетам из регионального фонда компенсаций в составе бюджета субъекта России. Указанный фонд формируется за счёт: субвенций из федерального фонда компенсаций на осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и иных доходов бюджета субъекта Российской Федерации в объёме, необходимом для осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами.

Как отмечалось выше, пунктом 50 ст. 35 Федерального закона №122-ФЗ решение вопросов социальной поддержки медицинских работников передано тем властным структурам, в ведении которых находятся соответствующие организации здравоохранения.

В данном случае, как установлено судом и следует из пояснений представителя ответчика, причиной прекращения предоставления льгот Сенаторовой А.И. как медицинскому работнику, послужило приостановление подпунктом 2 пункта 1 ст. 15 Закона Омской области от 09.12.2010 №1313 ОЗ "Об областном бюджете на 2011г." действия статей 36,37 Кодекса Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан с 1 января по 31 декабря 2011г. Письмом Министерства финансов Омской области от 20.01.2009, ранее также было рекомендовано приостановить действие доведенных до главных распорядителей средств местного бюджета лимитов бюджетных обязательств на 2009 и 2010 годы, за исключением бюджетных обязательств, в том числе по предоставлению мер социальной поддержки отдельным категориям граждан.

При этом, определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 28.10.2009г. №50-Г09-20, признаны противоречащими федеральному законодательству отдельные положения подпункта 2 пункта 1 ст. 16 Закона Омской области от 24.11.2008 г. №1093-03 "Об областном бюджете на 2009 год".

Несмотря на указанное судебное определение, п.п.2 п.1 ст.15 Закона Омской области от 09.12.2010 №1313-ОЗ "Об областном бюджете на 2011 год", действие ст.ст.36, 37 Кодекса Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан вновь приостановлено с 1 января по 31 декабря 2011г., за исключением положений по предоставлению мер социальной поддержки работникам государственных учреждений здравоохранения Омской области.

Анализируя вышеизложенное, суд приходит к выводу, что указанный подпункт 2 пункта 1 ст. 15 Закона Омской области от 09.12.2010г. №1313 ОЗ "Об областном бюджете на 2011 год" и его правоприменительная практика в Муромцевском муниципальном районе, ставит в неравное положение медицинских работников государственных и муниципальных учреждений здравоохранения в части мер социальной поддержки, что противоречит Конституции РФ и федеральному законодательству в данной сфере правоотношений.

Вместе с тем, закрепленное в ч. 1 ст. 53 Федерального закона от 22.08.2004 г. №122-ФЗ правовое регулирование не предполагает отмену социальных прав, приобретенных работающими и проживающими в сельской местности и посёлках городского типа медицинскими работниками муниципальных организаций здравоохранения, а обеспечивает возможность их сохранения после 01.01.2005.

Согласно Федеральному Закону от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ», новое правовое регулирование в части предоставления мер социальной поддержки медицинским работникам, вводится с 01.01.2012 и не имеет обратной силы.

В соответствии с неоднократно выраженной в решениях Конституционного Суда Российской Федерации правовой позицией, изменение законодателем ранее установленных правил предоставления населению льгот и компенсаций должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, предполагающий правовую определенность, сохранение разумной стабильности правового регулирования, недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм и предсказуемость законодательной политики, в том числе в социальной сфере, с тем, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты, т.е. в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

Россия, как правовое социальное государство, не может произвольно отказываться от выполнения взятых на себя публично-правовых обязательств и отмена, приостановление предоставления выплат либо льгот компенсаторного характера допустимы только при установлении надлежащего механизма соответствующего возмещения, формы и способы которого могут меняться, но объем не должен уменьшаться.

Исследовав и оценив все доказательства в их совокупности, суд находит обоснованными требования прокурора Муромцевского района Омской области по признанию незаконным бездействия Администрации Муромцевского муниципального района Омской области по не предоставлению мер социальной поддержки Сенаторовой А.И., поскольку решение вопросов социальной поддержки медицинских работников входит в компетенцию властных структур, в ведении которых находятся соответствующие учреждения здравоохранения, в том числе, Администрации Муромцевского муниципального района Омской области.

Доводы ответчика об отсутствии в Муромцевском муниципальном районе Омской области необходимых финансовых средств для предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, в том числе медицинским работникам муниципальных учреждений здравоохранения, суд находит несостоятельными, поскольку исполнение правовых норм не может быть поставлено в зависимость от финансового состояния ответчика и не должно нарушать прав граждан, гарантированных законом.

В соответствии со ст. 19 ФЗ от 06.10.2003 г. №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", органы местного самоуправления имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления переданных им отдельных государственных полномочий в случаях и порядке, предусмотренных уставом муниципального образования.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлениях от 17.06.2004 № 12-П и от 15.05.2006 № 5-П, недостаточность собственных доходных источников на уровне субъектов Российской Федерации или муниципальных образований обеспечивается посредством оказания финансовой помощи из федерального бюджета бюджетам субъектов России в целях надлежащего исполнения ими установленных федеральным законодательством расходных обязательств.

Органы местного самоуправления в случае недостаточности собственных средств для возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки указанной категории граждан, вправе требовать возмещения соответствующих расходов за счет бюджета другого уровня. Кроме того, в соответствии с Конституцией РФ, местному самоуправлению гарантируется право на судебную защиту, на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти.

Также суд находит несостоятельными доводы представителя ответчика о необходимости прекращения производства по делу, в связи с тем, что заявленные прокурором требования фактически понуждают Администрацию района принять соответствующий нормативный акт, регулирующий порядок предоставления льгот медицинским работникам, поскольку указанных требований прокурором района заявлено не было, и выступление в защиту прав конкретного лица – Сенаторовой А.И., не получившей вопреки приведенным нормам компенсацию расходов по оплате услуг отопления, вмешательством в нормотворческую деятельность органа местного самоуправления не является.

При изложенных выше обстоятельствах, суд приходит к выводу о незаконности бездействия Администрации Муромцевского муниципального района Омской области по не предоставлению мер социальной поддержки Сенаторовой А.И. в виде права на получение компенсации расходов на отопление и освещение занимаемого жилого помещения, в связи с чем, полагает необходимым обязать ответчика предоставить истице меры социальной поддержки в виде компенсации понесенных расходов на отопление и освещение жилого помещения, рассчитанной по нормативам за 2009-2011 гг.: по оплате твердого топлива в размере 7 225 рублей 15 копеек, освещения квартиры в размере 1 419 рублей 42 копейки, всего на сумму 8 644 рубля 57 копеек.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявленные прокурором Муромцевского района исковые требования в уточненном виде удовлетворить в полном объеме, требования Сенаторовой А.И. удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействие Администрации Муромцевского муниципального района Омской области по предоставлению мер социальной поддержки медицинскому работнику Муниципального учреждения здравоохранения «Муромцевская центральная районная больница» Сенаторовой А.И. в виде права на получение компенсации расходов по оплате отопления и освещения жилой площади.

Признать за Сенаторовой А.И., как медицинским работником Муниципального учреждения здравоохранения «Муромцевская центральная районная больница», право на получение мер социальной поддержки в виде компенсации расходов по оплате отопления и освещения жилой площади.

Обязать Администрацию Муромцевского муниципального района Омской области предоставить меры социальной поддержки медицинскому работнику Муниципального учреждения здравоохранения «Муромцевская центральная районная больница» Сенаторовой А.И. в виде компенсации расходов по оплате отопления и освещения жилой площади за период с 01.03.2009 по 31.12.2011 в сумме 8 644 (восемь тысяч шестьсот сорок четыре) рубля 57 копеек, за счет средств бюджета (казны) Муромцевского муниципального района Омской области, в остальной части исковых требований Сенаторовой А.И. отказать.

Решение может быть обжаловано в течение одного месяца путем принесения апелляционной жалобы или представления в Омский областной суд через Муромцевский районный суд.

Судья

А.Н. Гужинов

Мотивированное решение суда в окончательной форме изготовлено 10.05.2012

Судья

А.Н. Гужинов