Дело № 2-152/2012 от 23.04.2012 по иску Калугина Г.Н. к ГУ УПФ РФ в Муромцевском районе о признании незаконным отказа в назначении и выплате пенсии в связи с тяжелыми условиями труда



Дело № 2-152/2012

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

р.п. Муромцево

23.04.2012 года

Муромцевский районный суд Омской области в составе:

председательствующего судьи Ахметовой А.М.,

при секретаре Прудниковой Т.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Калугина Г.Н. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ в Муромцевском районе Омской области о признании незаконным отказа в назначении и выплате досрочной пенсии по старости в связи с тяжелыми условиями труда,

УСТАНОВИЛ:

Калугин Г.Н. обратился в суд с вышеуказанными исковыми требованиями к ответчику ГУ - Управление Пенсионного Фонда РФ в Муромцевском районе Омской области, мотивируя заявленные требования тем, что 04.10.2011 года он подал заявление о назначении досрочной пенсии в связи с занятостью на работах с тяжелыми условиями труда, на которых он проработал более 11 лет и имеет страховой стаж 25 лет. Однако пенсионным фондом Калугину Г.Н. в назначении пенсии было отказано протоколом № 302 от 12.10.2011 года, при этом из его льготного стажа были исключены периоды его работы с 17.09.1993 года по 26.08.1997 года в качестве кочегара теплового участка в Муромцевском производственном объединении коммунального хозяйства, с 27.08.1997 года по 31.12.1998 года в качестве кочегара теплового участка в МУП «Жилищно-коммунальное хозяйство». Вместе с тем истец полагает указанный отказ пенсионного фонда незаконным, поскольку в указанные периоды времени котельная, в которой протекала его трудовая деятельность, работала на угле, загрузка угля и выгрузка золы осуществлялись вручную, котельная отапливала Петропавловский детский дом, а работа кочегаром в котельной на твердом топливе, была предусмотрена Списками № 2 от 1956 и 1992 года как работа с тяжелыми условиями труда. В связи с изложенным истец Калугин Г.Н. просит суд признать отказ пенсионного фонда в назначении и выплате досрочной пенсии по старости в связи с тяжелыми условиями труда незаконным, обязать ответчика назначить ему пенсию с 04.10.2011 года, включив в его льготный стаж вышеуказанные спорные периоды работы.

В судебном заседании истец Калугин Г.Н. заявленные исковые требования поддержал, уточнив, что настаивает на включении спорных периодов в его льготный стаж с учетом продолжительности отопительных сезонов, просит суд назначить ему пенсию с 22.10.2011 года, поскольку именно с этой даты он достиг требуемого пенсионного возраста – 56 лет. В обоснование своей позиции истец привел доводы, аналогичные изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика ГУ УПФ РФ в Муромцевском районе Ефимова Л.И., действующая на основании доверенности № 1 от 26.03.2012 года, сроком действия на 1 год, заявленные Калугиным Г.Н. требования не признала, и пояснила суду, что согласно записям в трудовой книжке Калугин Г.Н. работал с 17.09.1993 года по 26.08.1997 года кочегаром теплового участка в Муромцевском производственном объединении коммунального хозяйства, с 27.08.1997 года по 31.12.1998 года кочегаром теплового участка в МУП «Жилищно-коммунальное хозяйство». Списком № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение, раздела XXXIII предусмотрена профессия машиниста (кочегара) котельной (на угле и сланце), в том числе занятые на удалении золы. Из этого следует, что обязательным условием для назначения пенсии по Списку № 2 машинисту (кочегару) котельной является обслуживание котлов, работающих на твердом топливе (угле и сланце). В данном случае по представленным истцом в пенсионный фонд документам, в спорные периоды работы в должности кочегара теплового участка невозможно определить характер и вид выполняемых работ. Провести документальную проверку не представилось возможным, так как организация ликвидирована, документы сданы в архив. Кроме того, по представленным архивным выпискам невозможно определить окончание отопительного сезона в 1994 и 1997 году, в связи с отсутствием соответствующих приказов. Таким образом, при подсчете льготного стажа истца было установлено, что его продолжительность составляет 7 лет 1 месяц 2 дня, что менее требуемых 12 лет 6 месяцев для мужчин в возрасте 56 лет. В связи с изложенным представитель ответчика просит суд в удовлетворении заявленных Калугиным Г.Н. исковых требований отказать.

Заслушав участников процесса, свидетеля Л., изучив материалы дела, суд находит заявленные Калугиным Г.Н. исковые требования в уточненном объеме подлежащими удовлетворению, по следующим основаниям.

В соответствии с п.п. 2 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173 – ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона мужчинам по достижении ими возраста 55 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда не менее 12 лет 6 месяцев и имеют страховой стаж не менее 25 лет.

В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, трудовая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 7 настоящего Федерального закона, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам;

Аналогичные условия назначения пенсии по старости досрочно данной категории работников предусматривались и ст. 12 п. «б» Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», действовавшего до принятия вышеуказанного Федерального Закона.

Согласно ст. 1 п. «б» Постановления Правительства РФ от 18.07.2002 года № 537 «О списках производств, работ, профессий и должностей, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», при досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам, занятым на работах с тяжелыми условиями труда, - применяется Список N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10.

При этом, время выполнявшихся до 1 января 1992 г. работ, предусмотренных Списком N 2 производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. N 1173 (с последующими дополнениями), засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, наравне с работами, предусмотренными Списком, указанным в абзаце первом настоящего подпункта.

Списком № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденным Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 года № 10, предусмотрены должности – «машинисты (кочегары) котельной (на угле и сланце), в том числе занятые на удалении золы».

Списком № 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах (утв. Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. № 1173), также были предусмотрены должности – «кочегары производственных котельных и производственных печей».

При этом, согласно п. 1 Разъяснения Госкомтруда Совета Министров СССР и Секретариата ВЦСПС от 02.04.1976 года N 5/8 "О порядке применения утвержденных постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. N 1173 списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах», Списки N 1 и N 2 производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, должны применяться вне зависимости от ведомственного подчинения предприятий и учреждений, где работали или работают обратившиеся за пенсией рабочие и служащие, профессии или должности которых поименованы в этих списках по соответствующим производствам и цехам.

Согласно подпункта 2 п.2 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.ст. 27 и 28 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденных Постановлением Правительства РФ № 516 от 11.07.2002 года, при досрочном назначении гражданам трудовой пенсии по старости в порядке, предусмотренными настоящими Правилами, суммируются, в том числе и периоды работ с тяжелыми условиями труда.

В данном случае, из протокола № 302 заседания Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от 12.10.2011 года (л.д. 5 - 16) следует, что для назначения пенсии Калугину Г.Н. требуется 25 лет страхового стажа, 12 лет 6 месяцев стажа на соответствующих видах работ (специального стажа), достижение возраста 55 лет. Страховой стаж Калугина Г.Н. составляет 37 лет 03 месяца 11 дней, стаж на соответствующих видах работ (специального стажа) 07 лет 01 месяц 02 дня, поскольку работа в должности кочегара, сезонно, в период с 17.09.1993 по 26.08.1997 года, с 27.08.1997 по 31.12.1998 года не подлежит включению в льготный стаж в связи с тем, что по представленным документам невозможно определить характер и вид выполняемых работ, на каком виде топлива работала котельная, так как обязательным условием для назначения пенсии по Списку № 2 машинисту (кочегару) котельной является обслуживание котлов, работающих на твердом топливе (угле и сланце).

Вместе с тем, суд находит указанные доводы ответчика необоснованными и полностью опровергнутыми представленными по делу доказательствами.

Так, согласно ст. 56 ч.1 ГПК ПФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В соответствии со 55 ч.1 ГПК РФ, доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.

Эти сведения могут быть получены из объяснений сторон и третьих лиц, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств, аудио- и видеозаписей, заключений экспертов.

Согласно ст. 60 ГПК РФ, обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.

Так, согласно трудовой книжке (л.д. 30 - 32) и вкладыша к ней (л.д. 33 - 38) Калугин Г.Н. работал с 17.09.1993 года кочегаром теплосетей на период отопительного сезона, 27.08.1997 года ПОКХ реорганизовано в Муромцевское муниципальное унитарное предприятие «Жилищно-коммунальное хозяйство», 21.04.1999 года МУП «ЖКХ» реорганизовано в Муромцевское муниципальное унитарное «Управление коммунальных служб района».

Из архивных выписок (л.д. 17 – 21), архивных справок (л.д. 25 – 27) следует, что Калугин Г.Н. принят на должность кочегара с 17.09.1993 года (приказ № 106 от 17.09.1993, л.д. 17), переведен на должность кочегара в связи с началом отопительного сезона с 13.09.1994 года (приказ № 1104 от 13.09.1994, л.д. 17), переведен рабочим по ремонту котельной в связи с окончанием отопительного сезона с 03.07.1995 года (приказ № 67 от 03.07.1995, л.д. 18), переведен на должность кочегара в связи с началом отопительного сезона с 28.09.1995 года (приказ № 128 от 28.09.1995 года, л.д. 18), переведен рабочим по ремонту котельной с 04.07.1996 года (приказ № 59 от 08.07.1996, л.д. 19), переведен кочегаром в связи с началом отопительного сезона с 18.09.1996 года (приказ № 95 от 18.09.1996, л.д. 19), переведен кочегаром в связи с началом отопительного сезона с 10.10.1997 года (приказ № 84 от 13.10.1997, л.д. 19), переведен сторожем котельной с 22.06.1998 года в связи с окончанием отопительного сезона (приказ № 67 от 22.06.1998, л.д. 20), переведен кочегаром в связи с началом отопительного сезона с 23.09.1998 года (приказ № 104 от 22.09.1998, л.д. 20), переведен сторожем котельной в связи с окончанием отопительного сезона с 08.06.1999 года (приказ № 59 от 07.06.1999, л.д. 21).

Согласно справок (л.д. 28, 98) котельная Петропавловского детского дома, расположенная в ..., в 1993 – 1998 годах работала на твердом топливе – угле, подача угля и удаление золы осуществлялось вручную. В котельной были установлены котлы марки НР-18 в количестве 4 штук.

Из показаний свидетеля Л. следует, что котельная Петропавловского детского дома в период с 1993 года по 1998 года была оборудована 4 котлами марки НР-18, указанное оборудование работало на угле, подача которого, а также выгрузка золы осуществлялась вручную. С 1998 года данное котельное оборудование было демонтировано, обеспечение детского дома теплом осуществляется силами котельной коррекционной школы.

При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что работа истца Калугина Г.Н. кочегаром теплового участка в <данные изъяты> ПОКХ, МУП «ЖКХ» в течение отопительных сезонов, продолжавшихся в периоды - с 17.09.1993 по 15.06.1994 года, 13.09.1994 по 02.07.1995 года, 28.09.1995 по 03.07.1996 года, с 18.09.1996 по 15.06.1997 года, с 10.07.1997 по 21.06.1998 года, с 23.09.1998 по 31.12.1998 года, подтвержденная вышеуказанными письменными доказательствами, являлась работой с тяжелыми условиями труда, предусмотренной Списками № 2 от 1956 и 1991 годов, так как протекала в котельной, работающей на твердом топливе – угле.

Доводы представителя ответчика Ефимовой Л.И. о необоснованности требований истца Калугина Г.Н. в связи с отсутствием у него приказов об окончании отопительных сезонов в 1994 и 1997 годах, суд находит несостоятельными и полностью опровергнутыми представленными материалами дела.

Так, согласно п. 45 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденного Постановлением Правительства № 555 от 24.07.2002 года, в случае если в представленном документе о периодах работы, периодах иной деятельности и иных периодах, предусмотренных пунктом 2 настоящих Правил, указаны только годы без обозначения точных дат, за дату принимается 1 июля соответствующего года, а если не указано число месяца, то таковым считается 15 число соответствующего месяца.

В соответствии со ст. 68 ч.1 ГПК РФ, объяснения сторон и третьих лиц об известных им обстоятельствах, имеющих значение для правильного рассмотрения дела, подлежат проверке и оценке наряду с другими доказательствами.

В данном случае, из объяснений истца Калугина Г.Н. следует, что отопительный сезон в котельной Петропавловского детского дома начинался, как правило, в сентябре и заканчивался в июне соответствующего года. При этом, после окончания отопительного сезона он переводился рабочим по ремонту котельной либо сторожем на этой же котельной.

Приведенные доводы истца были подтверждены и письменными материалами дела – в частности приказами о приеме на работу, о переводе, изданными в отношении Калугина Г.Н., архивными справками о начислении заработной платы (л.д. 17 - 27), изложенными выше и мотивированными во всех случаях указанием на начало и окончание отопительный сезон.

При указанных обстоятельствах суд полагает достоверно установленным факт соответствия начала отопительных сезонов датам перевода Калугина Г.Н. на должность кочегара, указанным в приказах, окончания отопительного сезона - датам, указанным в приказах о переводе на должность рабочего по ремонту либо сторожа, а при их отсутствии – 15 июня соответствующего года.

В соответствии со ст. ст. 19 и 39 Конституции Российской Федерации, неравенство при реализации права на досрочное назначение пенсии недопустимо.

Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что при включении в льготный стаж истца Калугина Г.Н. спорных периодов его работы кочегаром в котельной Петропавловского детского дома сезонно, начиная с октября 17.09.1993 года и по 31.12.1998 года, продолжительность его специального стажа на момент обращения в пенсионный фонд, то есть на 04.10.2011 года, составляла 11 лет 23 дня, что при достижении им 22.10.2011 года возраста 56 лет является достаточным для назначения ему пенсии по старости досрочно.

В связи с изложенным и руководствуясь ст.194,198 ГПК РФ, судья

РЕШИЛ:

Заявленные Калугиным Г.Н. исковые требования в уточненном объеме, удовлетворить.

Обязать Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда РФ в Муромцевском районе Омской области произвести назначение и выплату пенсии по старости досрочно в связи с тяжелыми условиями труда Калугину Г.Н. с 22.10.2011 года, включив в его льготный стаж следующие периоды работы:

-        с 17.09.1993 по 15.06.1994 года,

-        с 13.09.1994 по 02.07.1995 года,

-        с 28.09.1995 по 03.07.1996 года,

-        с 18.09.1996 по 15.06.1997 года в качестве кочегара теплового участка в Муромцевском производственном объединении коммунального хозяйства,

-        с 10.07.1997 по 21.06.1998 года,

-        с 23.09.1998 по 31.12.1998 года в качестве кочегара теплового участка в МУП «Жилищно-коммунальное хозяйство».

Взыскать с Государственного Учреждения Управления Пенсионного Фонда РФ в Муромцевском районе Омской области в пользу Калугина Г.Н. возврат государственной пошлины в размере 200 (двухсот) рублей.

Решение может быть обжаловано в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме, путем принесения апелляционной жалобы в Омский областной суд через Муромцевский районный суд.

Судья

А.М. Ахметова

Мотивированное решение изготовлено 28.04.2012 года.

Судья

А.М. Ахметова