Дело № 2-259/2012 от 23.05.2012 по заявлению прокурора об обжаловании бездействия Администрации Бергамакского сельского поселения по исполнению законодательства об обращении с отходами производства и потребления



Дело № 2–259/2012

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

р.п. Муромцево

23.05.2012 года

Муромцевский районный суд Омской области в составе:

председательствующего судьи Бурчик П.П.,

при секретаре Замша Т.Г.,

с участием помощника прокурора Муромцевского района Стрюк С.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению прокурора Муромцевского района Омской области к Администрации Бергамакского сельского поселения Муромцевского муниципального района Омской области об обжаловании бездействия, суд

УСТАНОВИЛ:

В суд обратился прокурор Муромцевского района Омской области с заявлением к Администрации Бергамакского сельского поселения Муромцевского муниципального района Омской области об обжаловании бездействия, мотивируя свои требования тем, что прокуратурой района была проведена проверка соблюдения требований законодательства в области отходов производства и потребления в деятельности Администрации Бергамакского сельского поселения Муромцевского муниципального района, в ходе которой выявлены нарушения. В нарушение законодательства Администрацией Бергамакского СП ненадлежащим образом исполняются полномочия по организации сбора, вывоза бытовых отходов и мусора на территории сельского поселения. Так, в нарушение утвержденного Советом положения о порядке сбора и вывоза бытовых отходов и мусора на территории Бергамакского сельского поселения, положений ст. 9 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» сбор, транспортирование, размещение отходов на территории поселения осуществляется не специализированными организациями, в отсутствие у последних предусмотренной законом лицензии. Кроме того, Администрацией Бергамакского СП не организован сбор отработанных ртутьсодержащих ламп на территории поселения, информирование юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц о порядке осуществления такого сбора не осуществляется, что способствует нарушению последними законодательства в части сбора, накопления, использования, обезвреживания, транспортировании и размещении указанных ламп, что может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде. В ходе проверки также установлено, что в Бергамакском СП Муромцевского муниципального района Омской области имеются факты несанкционированного размещения коммунальных, бытовых отходов: на расстоянии 500 м на северо-запад от с. Бергамак. Однако каких-либо мер, направленных на ликвидацию данной свалки, Администрацией поселения не принимается. В уточненном заявлении просят признать незаконным и противоречащим Федеральному закону «Об отходах производства и потребления», Федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» бездействие Администрации Бергамакского сельского поселения Муромцевского муниципального района по сбору, транспортировке, размещению отходов на территории поселения, в том числе по организации сбора отработанных ртутьсодержащих ламп на территории поселения неспециализированной, нелицензированной организацией. Просят признать незаконным бездействие Администрации Бергамакского сельского поселения Муромцевского муниципального района по неликвидации несанкционированной свалки на расстоянии 500 метров на северо-запад от с. Бергамак и обязать Администрацию Бергамакского сельского поселения Муромцевского муниципального района Омской области устранить нарушения Федерального закона «Об отходах производства и потребления», Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» путем организации сбора, транспортировки, размещения отходов на территории поселения через специализированную, лицензированную организацию и обязать Администрацию Бергамакского сельского поселения Муромцевского муниципального района Омской области ликвидировать несанкционированную свалку на расстоянии 500 метров на северо-запад от с. Бергамак.

Представитель заявителя помощник прокурора Стрюк С.А. в судебном заседании уточненные требования поддержал, приведя доводы, изложенные в заявлении.

Представитель заинтересованного лица от Администрации Бергамакского сельского поселения Муромцевского муниципального района Омской области Соловьев С.Э. в судебном заседании заявленные требования прокурора признал частично. Пояснил, что Администрацией Бергамакского сельского поселения Муромцевского муниципального района заключен и оплачен договор со специализирующей организацией, имеющей лицензию по сбору и переработке на территории поселения ртутьсодержащих ламп. Просит суд предоставить шестимесячный срок для устранения недостатков по ликвидации несанкционированной свалки.

Заслушав представителя заявителя помощника прокурора Стрюк С.А., представителя от Администрации Бергамакского сельского поселения Муромцевского муниципального района Омской области Соловьева С.Э., суд находит заявленные прокурором Муромцевского района требования подлежащими частичному удовлетворению.

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав и законных интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц.

В соответствии со ст.ст. 41, 42 Конституции РФ, ст. 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды», ст. 8 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека. Данное право обеспечивается, в первую очередь, выполнением требований природоохранного, санитарного законодательства.

В соответствии с ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.

В силу ч. 2 указанной статьи приведенного выше Закона, ч. 2 ст. 2 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п.п. 18 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 8 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», п.п. 18 п. 1 ст. 4 Устава Бергамакского сельского поселения, полномочия по организации деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований возложены на органы местного самоуправления.

Указанные полномочия также возложены на Администрацию Рязанского сельского поселения п.п. 1 п. 1 Положения «Об организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора на территории Бергамакского сельского поселения», утвержденного Решением Совета Бергамакского сельского поселения № 1 от 26.02.2010 года.

П. 1 ст. 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды», ст. 22 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» предусматривают, что отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством РФ.

Согласно ч. 2 ст. 2 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» органы государственной власти и органы местного самоуправления обеспечивают соблюдение требований законодательства РФ в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.

Согласно п.п. 1 п. 4 Положения «Об организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора на территории Бергамакского сельского поселения», утвержденного Решением Совета Бергамакского сельского поселения № 1 от 26.02.2010 года, сбор бытовых отходов и мусора на территории Бергамакского СП осуществляется специализированными организациями на договорных условиях в соответствии с действующим законодательством. П.п. 1 п. 5 Положения предусматривает вывоз отходов специализированными предприятиями.

Ст. 9 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» предусматривается лицензирование деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 03.09.2010 № 681 «Об утверждении Правил обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде» отработанные ртутьсодержащие лампы – ртутьсодержащие отходы, представляющие собой выведенные из эксплуатации и подлежащие утилизации осветительные устройства и электрические лампы с ртутным заполнением и содержанием ртути не менее 0,01 процента. Согласно указанному Постановлению, специализированные организации – юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие сбор, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение отработанных ртутьсодержащих ламп, имеющие лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов I-IV класса опасности.

В соответствии с п. 18 этого же Постановления размещение отработанных ртутьсодержащих ламп не может осуществляться путем захоронения.

В силу п. 5 Постановления накопление отработанных ртутьсодержащих ламп производится отдельно от других видов отходов.

Согласно п. 8 Постановления органы местного самоуправления организуют сбор отработанных ртутьсодержащих ламп и информирование юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц о порядке осуществления такого сбора.

Из Устава (л.д. 10-12) усматривается, что Бергамакское сельское поселение имеет правовой статус сельского поселения. Согласно п.п. 18 п. 1 ст. 4 Устава к вопросам местного значения сельского поселения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

Из акта проверки (л.д. 13) усматривается, что Администрацией Бергамакского СП ненадлежащим образом исполняются полномочия по организации сбора, вывоза бытовых отходов и мусора на территории сельского поселения, а именно: сбор, транспортирование, размещение отходов на территории поселения осуществляется не специализированными организациями, в отсутствие у последних предусмотренной законом лицензии. Кроме того, в ходе проверки установлено, что в Бергамакском СП Муромцевского муниципального района Омской области имеются факты несанкционированного размещения коммунальных, бытовых отходов: на расстоянии 500 метров на северо-запад от с. Бергамак.

Из письма (л.д. 14) и распоряжения (л.д. 15) следует, что представление прокуратуры от 31.01.2012 г. № 07-05-2012 «Об устранении нарушений законодательства об охране окружающей среды» принято к рассмотрению. Вынесены замечания специалистам.

Из информации (л.д. 16) усматривается, что на территории Бергамакского сельского поселения полигонов твердых бытовых отходов и мест размещения других отходов, а также несанкционированных свалок не имеется. Свалок в водоохранных зонах водных объектов, лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зонах, в границах населенных пунктов на территории поселения нет.

Из представления прокуратуры (л.д. 23-29) усматривается, что прокуратурой Муромцевского района Омской области с привлечением специалистов Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Омской области, Управления Государственного экологического надзора Министерства природных ресурсов и экологии Омской области проведена проверка соблюдения требований законодательства в сфере экологии в деятельности Администрации Рязанского сельского поселения Муромцевского муниципального района Омской области, в ходе которой выявлены нарушения законодательства об охране окружающей среды.

Из решения (л.д.59) усматривается, что Совет Бергамакского СП утвердил Порядок сбора отходов на территории поселения.

Из Порядка сбора отходов (л.д. 56) усматривается, что Администрацией Бергамакского СП разработан подробный порядок сбора отходов на территории поселения.

Исходя из выше изложенного, суд находит требования прокурора подлежащими удовлетворению в части признания незаконным и противоречащим Федеральному закону «Об отходах производства и потребеления», Федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» бездействие Администрации Бергамакского сельского поселения Муромцевского муниципального района Омской области по сбору, транспортировке, размещению отходов на территории поселения, неспециализированной, нелицензированной организацией, признания незаконным бездействие Администрации Бергамакского сельского поселения Муромцевского муниципального района Омской области по неликвидации несанкционированной свалки на расстоянии 500 метров на северо-запад от с. Бергамак. Суд считает также необходимым обязать Администрацию Бергамакского сельского поселения Муромцевского муниципального района устранить нарушения Федерального закона «Об отходах производства и потребления», Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» путем организации сбора, транспортировки, размещения отходов на территории поселения через специализированную, лицензированную организацию и обязать Администрацию Бергамакского сельского поселения Муромцевского муниципального района Омской области ликвидировать несанкционированную свалку на расстоянии 500 метров на северо-запад от с. Бергамак, в срок до 23.11.2012 года.

Суд не находит подлежащим удовлетворению заявление прокурора в части признания незаконным и противоречащим Федеральному закону «Об отходах производства и потребления», Федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» бездействие Администрации Бергамакского сельского поселения Муромцевского муниципального района Омской области по организации сбора отработанных ртутьсодержащих ламп на территории поселения неспециализированной, нелицензированной организацией, поскольку данные нарушения Администрацией Бергамакского сельского поселения Муромцевского муниципального района устранены, что подтверждается следующими доказательствами.

Из постановления, плана мероприятий и Порядка сбора отработанных ртутьсодержащих ламп (л.д. 31-33) следует, что в Бергамакском СП утвержден план мероприятий по утилизации ртутьсодержащих ламп у населения и порядок сбора отработанных ртутьсодержащих ламп у населения на территории Бергамакского СП Муромцевского муниципального района Омской области.

Из приложения (л.д. 38-41) усматривается, что Администрацией Бергамакского СП разработана примерная форма Соглашения о сотрудничестве в сфере организации временного накопления отработанных ртутьсодержащих ламп.

Из решения № 04 от 27.01.2012 года (л.д. 42-46) усматривается, что Советом Бергамакского СП утверждено Положение «О порядке обращения со ртутьсодержащими отходами на территории Бергамакского СП, формы журнала учета образования и движения ртутьсодержащих отходов», Типовая инструкция о порядке обращения со ртутьсодержащими отходами на территории Бергамакского СП.

Из распоряжения (л.д. 51) усматривается, что Администрацией Бергамакского СП выделено помещение для хранения ртутьсодержащих отходов.

Из договора (л.д. 52-53) усматривается, что Администрация Бергамакского СП и ООО «Мерк» заключили сделку о демеркуризации ртутьсодержащих отходов (ламп и приборов с ртутным заполнением).

Из лицензии (л.д. 54-55) усматривается, что ООО «Мерк» до 01.04.2014 года имеет право на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов согласно приложениям (л.д.56-57).

Из платежного поручения (л.д. 58) усматривается, что Администрация Бергамакского СП уплатила ООО «Мерк» 1025 рублей 50 коп. за демеркуризацию ртутьсодержащих отходов.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 45, 194 – 198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Заявление прокурора Муромцевского района Омской области к Администрации Бергамакского сельского поселения Муромцевского муниципального района Омской области об обжаловании бездействия по исполнению законодательства об обращении с отходами производства и потребления частично удовлетворить.

Признать незаконным и противоречащим Федеральному закону «Об отходах производства и потребления», Федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» бездействие Администрации Бергамакского сельского поселения Муромцевского муниципального района Омской области по сбору, транспортировке, размещению отходов на территории поселения, неспециализированной, нелицензированной организацией.

Признать незаконным бездействие Администрации Бергамакского сельского поселения Муромцевского муниципального района Омской области по неликвидации несанкционированной свалки на расстоянии 500 метров на северо-запад от с. Бергамак.

Обязать Администрацию Бергамакского сельского поселения Муромцевского муниципального района Омской области устранить нарушения Федерального закона «Об отходах производства и потребления», Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» путем организации сбора, транспортировки, размещения отходов на территории поселения через специализированную, лицензированную организацию, в срок до 23.11.2012 года.

Обязать Администрацию Бергамакского сельского поселения Муромцевского муниципального района Омской области ликвидировать несанкционированную свалку на расстоянии 500 метров на северо-запад от с. Бергамак, в срок до 23.11.2012 года, а в остальной части в удовлетворении заявления отказать.

На решение суда может быть подана жалоба или представление в апелляционном порядке в Омский областной суд через Муромцевский районный суд в течение месяца со дня вынесения решения суда.

Судья Муромцевского районного суда

Омской области

П.П. Бурчик