Дело № 2 – 256/2012 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации р.п. Муромцево 24 мая 2012 года Муромцевский районный суд Омской области в составе: председательствующего судьи Ахметовой А.М., при секретаре Прудниковой Т.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Муромцевского района Омской области в защиту интересов Российской Федерации, прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия Администрации Ушаковского сельского поселения Муромцевского муниципального района Омской области по исполнению законодательства об обращении с отходами производства и потребления, УСТАНОВИЛ: Прокурор обратился в суд с вышеуказанными требованиями, мотивируя их тем, что в ходе проведения проверки соблюдения законодательства об обращении с отходами производства и потребления в деятельности Ушаковского СП было установлено, что порядок сбора, вывоза и утилизации отходов потребления противоречит требования законодательства, сами отходы несанкционированно размещаются на свалке, расположенной на расстоянии 1,5 километра южнее с. Ушаково. Вместе с тем, п.п. 18 ст. 14 Федерального закона РФ № 131-ФЗ от 06.10.2003г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», ст. 8 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», к полномочиям органов местного самоуправления в области обращения с отходами относится, в том числе организация сбора, вывоза бытовых отходов и мусора. Аналогичные положения закреплены и в Уставе Ушаковского сельского поселения. Таким образом, ненадлежащее выполнение Администрацией Ушаковского сельского поселения возложенных законом обязанностей по очистке территории от отходов, в том числе посредством специализированной техники и лицензированной организацией, а также наличие недалеко от с. Ушаково несанкционированной свалки отходов производства и потребления, приводит к ухудшению санитарно-эпидемиологической обстановки не территории муниципального образования, негативно влияет на состояние природной среды, создает реальную угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения, в связи с чем нарушаются права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую обстановку. Учитывая изложенное, прокурор района просит суд признать незаконным и противоречащим Федеральному закону «Об отходах производства и потребления», Федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», бездействие Администрации Ушаковского сельского поселения Муромцевского муниципального района в части организации сбора, транспортировки, размещения отходов на территории поселения специализированной, лицензированной организацией, признать незаконным бездействие по ликвидации несанкционированной свалки, расположенной на расстоянии 1,5 километра южнее с. Ушаково, обязать заинтересованное лицо устранить нарушения действующего федерального законодательства путем организации на территории поселения сбора, транспортировки, размещения отходов производства и потребления через специализированную, лицензированную организацию, а также обязать ликвидировать несанкционированную свалку, расположенную на расстоянии 1,5 километра южнее с. Ушаково. В судебном заседании заявитель – прокурор района Ступин С.И. заявленные в указанной части требования поддержал, просил их удовлетворить, в обоснование своей позиции привел доводы аналогичные, изложенным в исковом заявлении и уточнении к нему (л.д. 19 - 20). Представитель заинтересованного лица - Администрации Ушаковского сельского поселения В.И. Евграфов пояснил суду, что заявленные прокурором района требования в уточненном объеме признает, находит их обоснованными. Вместе с тем, просит суд предоставить срок для исполнения решения суда не менее 6 месяцев, поскольку приобретение спец.техники для сбора и вывоза отходов и мусора и получение лицензии, либо заключение договора со специализированной организацией, а также ликвидация несанкционированной свалки, потребует длительного времени. Заслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд находит заявленные прокурором района требования в уточненном объеме обоснованными и подлежащими удовлетворению, по следующим основаниям. В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан и неопределенного круга лиц. В соответствии со ст. 41, 42 Конституции РФ, ст. 11 ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. 8 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии», каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека. Статьей 13 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" предусмотрено, что территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации. Порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие), определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей среды и здоровья человека. В силу ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения", органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств. Согласно п.18 ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», ст. 8 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», а также п.18 ст. 8 Устава Ушаковского сельского поселения Муромцевского муниципального района (л.д. 15 - 17), п.п. 1 п. 1 Положения «Об организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора на территории Ушаковского СП», утвержденного Решением Совета Ушаковского СП № 9 от 29.04.2010 года (л.д. 31-34) к вопросам местного значения поселения, помимо всего прочего отнесены вопросы организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. Из п. 1 ст. 51 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" следует, что отходы производства и потребления, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Согласно п. 2 ст. 51 этого же закона, запрещен сброс отходов производства и потребления, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву. Согласно п. 4, 5 Положения «Об организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора на территории Ушаковского СП», утвержденного Решением Совета Ушаковского СП № 9 от 29.04.2010 года (л.д. 31 - 34) сбор бытовых отходов и мусора на территории Ушаковского СП осуществляется специализированными организациями на договорных условиях в соответствии с действующим законодательством, вывоз отходов осуществляется специализированными предприятиями. В соответствии с Федеральным классификационным каталогом отходов, утвержденным приказом МПР РФ от 2 декабря 2002 г. N 786, отходы из жилищ несортированные (исключая крупногабаритные) имеют код 911 001 00 01 00 4, отходы из жилищ крупногабаритные - 911 002 00 01 00 5. Тринадцатизначный код определяет вид отходов, характеризующий их общие классификационные признаки. Первые восемь цифр используются для кодирования происхождения отхода; девятая и десятая цифры используется для кодирования агрегатного состояния и физической формы (0 - данные не установлены, 1 - твердый, 2 - жидкий, 3 - пастообразный, 4 - шлам, 5 - гель, коллоид, 6 - эмульсия, 7 - суспензия, 8 - сыпучий, 9 - гранулят, 10 - порошкообразный, 11 - пылеобразный, 12 - волокно, 13 - готовое изделие, потерявшее потребительские свойства, 99 - иное); одиннадцатая и двенадцатая цифры используются для кодирования опасных свойств и их комбинаций (0 - данные не установлены, 1 - токсичность (т), 2 - взрывоопасность (в), 3 - пожароопасность (п), 4 - высокая реакционная способность (р), 5 - содержание возбудителей инфекционных болезней (и), 6 - т + в, 7 - т + п, 8 - т + р, 9 - в + п, 10 - в + р, 11 - в + и, 12 - п + р, 13 - п + и, 14 - р + и, 15 - т + в + п, 16 - т + в + р, 17 - т + п + р, 18 - в + п + р, 19 - в + п + и, 20 - п + р + и, 21 - т + в + п + р, 22 - в + п + р + и, 99 - опасные свойства отсутствуют); тринадцатая цифра используется для кодирования класса опасности для окружающей природной среды (0 - класс опасности не установлен, 1 - I-й класс опасности, 2 - II-й класс опасности, 3 - III-й класс опасности, 4 - IV-й класс опасности, 5 - V-й опасности). Таким образом, из приведенных норм следует, что отходы производства и потребления, в том числе несортированные отходы от жилищ, относятся к IV классу опасности. Статьей 9 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" предусмотрено, что лицензирование деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 года N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности". Статьей 15 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" предусмотрено, что лица, которые допущены к обращению с отходами I-IV класса опасности, обязаны иметь профессиональную подготовку, подтвержденную свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами I-IV класса опасности. Ответственность за допуск работников к работе с отходами I-IV класса опасности несет соответствующее должностное лицо организации. Статьей 16 ч. 1 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" предусмотрено, что транспортирование отходов I-IV класса опасности должно осуществляться при следующих условиях: наличие паспорта отходов I-IV класса опасности; наличие специально оборудованных и снабженных специальными знаками транспортных средств; соблюдение требований безопасности к транспортированию отходов I-IV класса опасности на транспортных средствах; наличие документации для транспортирования и передачи отходов I-IV класса опасности с указанием количества транспортируемых отходов I-IV класса опасности, цели и места назначения их транспортирования. Согласно п. 4 Административного регламента Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по исполнению государственной функции по лицензированию деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов, утвержденного приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 10 декабря 2007 г. N 848, лицензионными требованиями и условиями осуществления деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов являются: а) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании производственных помещений, объектов размещения опасных отходов, специализированных установок по обезвреживанию опасных отходов, специально оборудованных и снабженных специальными знаками транспортных средств, соответствующих установленным требованиям; б) наличие у индивидуального предпринимателя или работников юридического лица, допущенных к деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов, профессиональной подготовки, подтвержденной свидетельствами (сертификатами) на право работы с опасными отходами; в) проведение лицензиатом - юридическим лицом производственного контроля за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами при осуществлении деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов; г) наличие у лицензиата паспортов опасных отходов, в отношении которых осуществляется деятельность по их сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению; д) иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами в отношении деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов. Статьей 3 ФЗ «Об охране окружающий среды» предусматривается, в том числе ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях. Вместе с тем, из информации Администрации Ушаковского СП (л.д. 14) следует, что свалка расположенная за пределами населенного пункта на землях поселения в южном направлении от с. Ушаково на расстоянии 1,5 км площадью 1 га, разрешительных документов не имеет, является несанкционированной. Согласно акта проверки (л.д. 12), администрацией Ушаковского СП ненадлежащим образом исполняются полномочия по организации сбора, вывоза бытовых отходов и мусора на территории поселения, поскольку сбор, транспортирование, размещение отходов на территории поселения осуществляется самостоятельно населением на несанкционированную свалку, что также подтверждено актом проверки. При этом каких-либо мер для организации сбора и вывоза отходов производства и потребления в установленном законом порядке, мер, направленных на ликвидацию данной свалки, Администрацией поселения не принимается. Согласно представления прокурора района (л.д. 21 – 27), заинтересованному лицу предложено устранить выявленные нарушения федерального законодательства в части сбора и утилизации отходов и мусора, поскольку бездействие Администрации поселения в данной части противоречит закону, исключает контроль за соблюдением прав граждан на благоприятную окружающую природную среду и санитарно-эпидемиологическую обстановку. В связи с изложенным, и руководствуясь ст.ст. 98, 194-198, 245 п.2, 258 ГПК РФ, судья РЕШИЛ: Заявленные прокурором Муромцевского района Омской области требования в уточненном объеме, удовлетворить. Признать незаконным и противоречащим Федеральному закону «Об отходах производства и потребления», Федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», бездействие Администрации Ушаковского сельского поселения Муромцевского муниципального района по сбору, транспортировке, размещению отходов производства и потребления специализированной, лицензированной организацией, а также в части ликвидации несанкционированной свалки, расположенной на расстоянии 1,5 километра южнее с. Ушаково Муромцевского района Омской области. Обязать Администрацию Ушаковского сельского поселения Муромцевского муниципального района в течение шести месяцев устранить нарушения Федерального закона «Об отходах производства и потребления», Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» путем организации сбора, транспортировки, размещения отходов на территории поселения через специализированную, лицензированную организацию, а также обязать ликвидировать несанкционированную свалку, расположенную на расстоянии 1,5 километра южнее с. Ушаково Муромцевского района Омской области. Решение может быть обжаловано в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме, путем принесения апелляционной жалобы в Омский областной суд через Муромцевский районный суд. Судья А.М. Ахметова