Дело № 2–260/2012 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации р.п. Муромцево 22.05.2012 года Муромцевский районный суд Омской области в составе: председательствующего судьи Бурчик П.П., при секретаре Замша Т.Г., с участием помощника прокурора Муромцевского района Стрюк С.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению прокурора Муромцевского района Омской области к Администрации Рязанского сельского поселения Муромцевского муниципального района Омской области об обжаловании бездействия, суд УСТАНОВИЛ: В суд обратился прокурор Муромцевского района Омской области с заявлением к Администрации Рязанского сельского поселения Муромцевского муниципального района Омской области об обжаловании бездействия, мотивируя свои требования тем, что прокуратурой района была проведена проверка соблюдения требований законодательства в области отходов производства и потребления в деятельности Администрации Рязанского сельского поселения Муромцевского муниципального района, в ходе которой выявлены нарушения. В нарушение законодательства Администрацией Рязанского СП ненадлежащим образом исполняются полномочия по организации сбора, вывоза бытовых отходов и мусора на территории сельского поселения. Так, в нарушение утвержденного Советом положения о порядке сбора и вывоза бытовых отходов и мусора на территории Рязанского сельского поселения, положений ст. 9 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» сбор, транспортирование, размещение отходов на территории поселения осуществляется не специализированными организациями, в отсутствие у последних предусмотренной законом лицензии. Кроме того, Администрацией Рязанского СП не организован сбор отработанных ртутьсодержащих ламп на территории поселения, информирование юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц о порядке осуществления такого сбора не осуществляется, что способствует нарушению последними законодательства в части сбора, накопления, использования, обезвреживания, транспортировании и размещении указанных ламп, что может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде. В ходе проверки также установлено, что в Рязанском СП Муромцевского муниципального района Омской области имеются факты несанкционированного размещения коммунальных, бытовых отходов: на расстоянии 800 м южнее с. Рязаны. Однако каких-либо мер, направленных на ликвидацию данной свалки, Администрацией поселения не принимается. Просят признать незаконным бездействие Администрации Рязанского сельского поселения Муромцевского муниципального района Омской области в части незаключения договора со специализированной организацией по сбору, транспортировке, размещению отходов на территории поселения, по организации сбора отработанных ртутьсодержащих ламп на территории поселения; по ликвидации несанкционированной свалки на расстоянии 800 метров южнее с. Рязаны, а также обязать Администрацию Рязанского сельского поселения заключить договор со специализированной организацией по сбору, транспортировке, размещению отходов на территории поселения, организовать сбор отработанных ртутьсодержащих ламп на территории поселения путем заключения соответствующего договора со специализированной организацией, ликвидировать несанкционированную свалку на расстоянии 800 м южнее с. Рязаны. Представитель заявителя помощник прокурора Стрюк С.А. в судебном заседании уточненные требования поддержал, приведя доводы, изложенные в заявлении. Представитель заинтересованного лица от Администрации Рязанского сельского поселения Муромцевского муниципального района Омской области Самойлова О.В. в судебном заседании заявленные требования прокурора признала в полном объеме. Просит суд предоставить шестимесячный срок для устранения недостатков. Заслушав представителя заявителя помощника прокурора Стрюк С.А., представителя заинтересованного лица от Администрации Рязанского сельского поселения Муромцевского муниципального района Омской области Самойлову О.В., суд находит заявленные прокурором Муромцевского района требования подлежащими удовлетворению. В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав и законных интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц. В соответствии со ст.ст. 41, 42 Конституции РФ, ст. 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды», ст. 8 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека. Данное право обеспечивается, в первую очередь, выполнением требований природоохранного, санитарного законодательства. В соответствии с ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. В силу ч. 2 указанной статьи приведенного выше Закона, ч. 2 ст. 2 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п.п. 18 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 8 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», п.п. 18 п. 1 ст. 4 Устава Рязанского сельского поселения, полномочия по организации деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований возложены на органы местного самоуправления. Указанные полномочия также возложены на Администрацию Рязанского сельского поселения п.п. 1 п. 1 Положения «Об организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора на территории Рязанского сельского поселения», утвержденного Решением Совета Рязанского сельского поселения № 42 от 08.12.2009 года. П. 1 ст. 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды», ст. 22 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» предусматривают, что отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством РФ. Согласно ч. 2 ст. 2 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» органы государственной власти и органы местного самоуправления обеспечивают соблюдение требований законодательства РФ в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств. Согласно п.п. 1 п. 4 Положения «Об организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора на территории Рязанского сельского поселения», утвержденного Решением Совета Рязанского сельского поселения № 42 от 08.12.2009 года, сбор бытовых отходов и мусора на территории Рязанского СП осуществляется специализированными организациями на договорных условиях в соответствии с действующим законодательством. П.п. 1 п. 5 Положения предусматривает вывоз отходов специализированными предприятиями. Ст. 9 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» предусматривается лицензирование деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 03.09.2010 № 681 «Об утверждении Правил обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде» отработанные ртутьсодержащие лампы – ртутьсодержащие отходы, представляющие собой выведенные из эксплуатации и подлежащие утилизации осветительные устройства и электрические лампы с ртутным заполнением и содержанием ртути не менее 0,01 процента. Согласно указанному Постановлению, специализированные организации – юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие сбор, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение отработанных ртутьсодержащих ламп, имеющие лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов I-IV класса опасности. В соответствии с п. 18 этого же Постановления размещение отработанных ртутьсодержащих ламп не может осуществляться путем захоронения. В силу п. 5 Постановления накопление отработанных ртутьсодержащих ламп производится отдельно от других видов отходов. Согласно п. 8 Постановления органы местного самоуправления организуют сбор отработанных ртутьсодержащих ламп и информирование юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц о порядке осуществления такого сбора. Из Устава (л.д. 11-13) усматривается, что Рязанское сельское поселение имеет правовой статус сельского поселения. Согласно п.п. 18 п. 1 ст. 4 Устава к вопросам местного значения сельского поселения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. Из акта проверки (л.д. 15) усматривается, что Администрацией Рязанского СП ненадлежащим образом исполняются полномочия по организации сбора, вывоза бытовых отходов и мусора на территории сельского поселения, а именно: сбор, транспортирование, размещение отходов на территории поселения осуществляется не специализированными организациями, в отсутствие у последних предусмотренной законом лицензии. Также Администрацией Рязанского СП не организован сбор отработанных ртутьсодержащих ламп на территории поселения, информирование юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц о порядке осуществления такого сбора не осуществляется, что способствует нарушению последними законодательства в части сбора, накопления, использования, обезвреживания, транспортировании и размещении указанных ламп, что может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде. Кроме того, в ходе проверки также установлено, что в Рязанском СП Муромцевского муниципального района Омской области имеются факты несанкционированного размещения коммунальных, бытовых отходов: на расстоянии 800 м южнее с. Рязаны. Из распоряжения (л.д. 16) следует, что за нарушение законодательства «Об охране окружающей среды» в связи с представлением прокуратуры Муромцевского района от 31.01.2012 г. № 07-05-2012 ведущему специалисту Администрации Гурнович Н.М. объявлено замечание. Из информации (л.д. 17) усматривается, что на территории Рязанского сельского поселения находится 3 свалки для размещения твердых бытовых отходов. Других несанкционированных свалок, в частности, расположенных в водоохранных зонах водных объектов, лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зонах на территории поселения нет. Из представления прокуратуры (л.д. 21-27) усматривается, что прокуратурой Муромцевского района Омской области с привлечением специалистов Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Омской области, Управления Государственного экологического надзора Министерства природных ресурсов и экологии Омской области проведена проверка соблюдения требований законодательства в сфере экологии в деятельности Администрации Рязанского сельского поселения Муромцевского муниципального района Омской области, в ходе которой выявлены нарушения законодательства об охране окружающей среды. Из Постановления (л.д. 30-31) следует, что утвержден план мероприятий по утилизации ртутьсодержащих ламп у населения на территории поселения, а также принято решение обеспечить информирование населения о порядке утилизации ртутьсодержащих ламп, о недопустимости складирования отработанных ртутьсодержащих ламп в контейнеры для сбора твердых бытовых отходов. Из предоставленных в судебное заседание Главой Администрации Рязанского сельского поселения Муромцевского муниципального района Омской области Самойловой О.В. документов: договора, без даты его подписания, на демиркуризацию ртутьсодержащих отходов с ООО «Мерк» (л.д. 41-42), счета (л.д. 40), акта выполненных работ (43), счета – фактуры (л.д. 44), журнала принятых Администрацией Рязанского сельского поселения ртутьсодержащих ламп (л.д. 46 -47) усматривается, что Администрации Рязанского сельского поселения Муромцевского муниципального района проведена определенная работа по организации сбора отработанных ртутьсодержащих ламп на территории поселения, однако Администрацией Рязанского сельского поселения не было суду предоставлено доказательств, подтверждающих лицензированность ООО «Мерк» по работе с ртутьсодержащими отходами. Таким образом, судом с достоверностью установлено, что Администрацией Рязанского сельского поселения допущены нарушения требований законодательства об обращении с отходами производства и потребления, выразившиеся в бездействии Администрации Рязанского сельского поселения Муромцевского района Омской области по сбору, транспортировке, размещению отходов на территории поселения, в том числе по организации сбора отработанных ртутьсодержащих ламп на территории поселения неспециализированной, нелицензированной организацией. Кроме того, является незаконным бездействие Администрации поселения по неликвидации несанкционированной свалки на расстоянии 800 метров южнее с. Рязаны. Исходя из выше изложенного, суд находит требования прокурора подлежащими удовлетворению. На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 45, 194 – 198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Заявление прокурора Муромцевского района Омской области к Администрации Рязанского сельского поселения Муромцевского муниципального района Омской области об обжаловании бездействия по исполнению законодательства об обращении с отходами производства и потребления удовлетворить. Признать незаконным и противоречащим Федеральному закону «Об отходах производства и потребления», Федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» бездействие Администрации Рязанского сельского поселения Муромцевского муниципального района Омской области по сбору, транспортировке, размещению отходов на территории поселения, в том числе по организации сбора отработанных ртутьсодержащих ламп на территории поселения неспециализированной, нелицензированной организацией. Признать незаконным бездействие Администрации Рязанского сельского поселения Муромцевского муниципального района Омской области по неликвидации несанкционированной свалки на расстоянии 800 метров южнее с. Рязаны. Обязать Администрацию Рязанского сельского поселения Муромцевского муниципального района Омской области устранить нарушения Федерального закона «Об отходах производства и потребления», Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» путем организации сбора, транспортировки, размещения отходов на территории поселения через специализированную, лицензированную организацию в срок до 22.11.2012 года. Обязать Администрацию Рязанского сельского поселения Муромцевского муниципального района Омской области ликвидировать несанкционированную свалку на расстоянии 800 метров южнее с. Рязаны в срок до 22.11.212 года. На решение суда может быть подана жалоба или представление в апелляционном порядке в Омский областной суд через Муромцевский районный суд в течение месяца со дня вынесения решения суда. Судья Муромцевского районного суда Омской области П.П. Бурчик Мотивировочная часть решения изготовлена 25.05.2012 года. Судья Муромцевского районного суда Омской области П.П. Бурчик