Дело № 2-200/2012 от 21.05.2012 по иску Фомичева Е.А. к Администрации Мурмоцевского МР Омской области, Министерству Образования Омской области о внеочередном предоставлении жилого помещения по договору социального найма



Дело № 2-200/2012

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

р.п. Муромцево

21.05.2012

Судья Муромцевского районного суда Омской области Гужинов А.Н.,

при секретаре Морозове А.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании исковое заявление Фомичева Е.А. к Администрации Муромцевского муниципального района, Министерству образования и Министерству строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области, о внеочередном предоставлении благоустроенного жилого помещения по договору социального найма,

УСТАНОВИЛ:

В суд обратился Фомичев Е.А. с иском к Администрации Муромцевского муниципального района Омской области о предоставлении во внеочередном порядке благоустроенного жилого помещения, указывая на то, что он является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, так как его мать была лишена родительских прав, отец с семьей не проживал. Постановлением Администрации Муромцевского района 12.07.1995 он был определен в КОУ «<данные изъяты>», в котором проживал до 2004 года. С 2006 по 2009 год он обучался в БОУ «<данные изъяты>», в период обучения проживал в общежитии. С 04.12.2009 по 04.12.2010 проходил службу в армии. В настоящее время проживает с женой и двумя малолетними детьми в частном доме, принадлежащем матери жены. Закрепленного жилого помещения на праве собственности либо на праве пользования по договору социального найма не имеет. На регистрационный учет в качестве нуждающегося в жилом помещении он был поставлен 11.01.2000. По состоянию на 2011 год в указанном списке он значится под № 99. В едином государственном списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, принятых на регистрационный учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях на 2011 года – под №19. До настоящего времени его право на получение благоустроенного жилого помещения не обеспечено. Просит суд обязать Администрацию Муромцевского муниципального района Омской области предоставить ему во внеочередном порядке жилое помещение по договору социального найма, отвечающее санитарным нормам и требованиям, не ниже установленных социальных норм.

Впоследствии, по ходатайству истца, определением от 10.05.2012 судом в качестве ответчиков дополнительно привлечены Министерство образования и Министерство строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области, наделенные полномочиями представлять в суде интересы Омской области и её казны, к которой обращены требования истца по защите своих социальных и жилищных прав.

Истец Фомичев Е.А. в судебное заседание не явился, в заявлении (л.д. 73), просил рассмотреть дело без его участия, заявленные требования поддерживает в полном объеме.

Представитель ответчика - Министерства образования Омской области Гальцов В.В. в судебное заседание не явился, предоставил отзыв на исковое заявление (л.д. 62-63), в котором указывает, что истец имеет право на предоставление жилого помещения вне очереди за счет средств бюджета Омской области только в случае постановки на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении до достижения им 18-летнего возраста и отсутствии закрепленного жилого помещения. Кроме того, просит о рассмотрении дела в его отсутствие.

Представитель ответчика - Министерства строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области в судебное заседание не явился, о месте и времени его проведения надлежаще уведомлен (л.д. 75).

Представитель ответчика Администрации Муромцевского муниципального района Омской области Астапович А.В. в суде иск не признал и пояснил, что Фомичев Е.А. действительно имеет право на внеочередное получение жилья как лицо, оставшееся без попечения родителей, поскольку на соответствующий учет он был поставлен в 13 лет, жильем до настоящего времени не обеспечен, однако, с 01.01.2012 это является обязательством Омской области.

Представитель третьего лица - Министерства имущественных отношений Омской области в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о месте и времени судебного разбирательства (л.д. 74)

Представитель третьего лица - Министерства финансов Омской области в судебное заседание не явился, в отзыве на иск просит о рассмотрении дела в их отсутствие (л.д. 49-53)

Заслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд находит заявленные истцом Фомичевым Е.А. требования подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст.18 Конституции РФ, права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими, они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Согласно ч. 3 ст. 57 ЖК РФ гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления. Такие решения служат основанием для заключения договора социального найма.

Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Согласно ст. 1 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей являются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

В соответствии со ст.4 указанного выше Федерального закона, дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством.

Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют разработку и исполнение целевых программ по охране и защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечивают создание для них государственных учреждений и центров.

Положениями статьи 8 Федерального закона №159-ФЗ от 21 декабря 1996 г. «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" установлено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Согласно ст. 5 указанного Федерального Закона указанные дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ могут устанавливаться дополнительные виды социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Исходя из анализа положений ст.ст.1,4,5,8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» суд приходит к выводу, что дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, на жилое помещение, установленные специальной нормой закона - статьей 8, относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации и устанавливаются законодательством субъектов РФ.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

Законом Омской области от 4 июля 2008 г. N 1061-ОЗ «Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан» установлен порядок обеспечения жилой площадью по договорам социального найма проживающих на территории Омской области, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, после окончания пребывания в образовательных учреждениях или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования.

Согласно п. 14 статьи 44 Закона Омской области от 4 июля 2008 г. N 1061-ОЗ 14. Состоящие на регистрационном учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, и дети, находящиеся под опекой (попечительством), после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы (далее в настоящей статье - дети-сироты), обеспечиваются жилой площадью по договорам социального найма в порядке, установленном Правительством Омской области.

При обеспечении детей-сирот жилыми помещениями в соответствии со статьей 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" норма предоставления площади жилого помещения составляет 33 кв.м независимо от состава семьи.

Пунктами 15 и 16 ст.44 Закона Омской области №1061-ОЗ предусматривалось, что Омская область передавала на неограниченный срок органам местного самоуправления городского округа и муниципальных районов Омской области государственные полномочия по обеспечению жилой площадью по договорам социального найма детей-сирот.

Законом Омской области от 23.11.2011 №1407-03 «О внесении изменений в отдельные законы Омской области» в Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан» были внесены изменения, в соответствии с которыми с 01.01.2012 прекращается передача органам местного самоуправления муниципальных районов Омской области и муниципального образования городской округ город Омск государственных полномочий по обеспечению жилой площадью по договорам социального найма детей - сирот.

С 01.01.2012 обеспечение жилыми помещениями детей - сирот производится субъектом Российской Федерации - Омской областью самостоятельно в порядке, предусмотренном Правительством Омской области.

16 марта 2012г. принято постановление Правительства Омской области от N 56-п «О Порядке обеспечения жилой площадью по договорам социального найма детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и детей, находящихся под опекой (попечительством)».

В соответствии с пунктом 14 статьи 44 Кодекса Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан, пунктом 5 статьи 24 Закона Омской области «Об управлении собственностью Омской области» Правительство Омской области утвердило Порядок обеспечения жилой площадью по договорам социального найма детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и детей, находящихся под опекой (попечительством).

Согласно Порядку обеспечения жилой площадью по договорам социального найма детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и детей, находящихся под опекой (попечительством) от 16 марта 2012 года N56-п Уполномоченным органом исполнительной власти Омской области по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями в соответствии с настоящим Порядком является Министерство образования Омской области.

Согласно п.4 Порядка, Министерство образования ежегодно в срок до 1 апреля текущего года на основании данных, содержащихся в реестре детей-сирот, не имеющих закрепленного жилого помещения, подлежащих обеспечению жилыми помещениями: определяет количество жилых помещений, планируемых к приобретению по договорам купли-продажи в собственность Омской области, в муниципальных районах Омской области и муниципальном образовании городской округ город Омск Омской области; формирует и направляет в Министерство строительства заявки, определяющие количество жилых помещений, планируемых к приобретению в собственность Омской области путем участия в долевом строительстве многоквартирных малоэтажных домов, в муниципальных районах Омской области.

Кроме того, согласно п.6 Порядка, Министерство образования организует деятельность по приобретению в собственность Омской области жилых помещений, в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений.

Распределением бюджетных ассигнований областного бюджета по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов, классификации расходов бюджетов в ведомственной структуре расходов на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов (в редакции Закона Омской области от 23.12.2011, № 1419.-ОЗ) подтверждается, что Министерству образования Омской области выделены значительные денежные средства на 2012 – 2014 годы на обеспечение жилыми помещениями детей – сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения. Главным распорядителем указанных денежных средств областного бюджета является Министерство образования Омской области.

Согласно паспорту (л.д. 4-8) Фомичев Е.А., родившийся ДД.ММ.ГГГГ в ..., зарегистрирован по месту жительства по адресу: ....

Из свидетельства (л.д.9) следует, что Фомичев Е.А. зарегистрирован по месту временного пребывания по адресу: ... на срок с 22.12.2010 по 22.12.2013.

Согласно военному билету (л.д.10-12), справке (л.д.47), Фомичев Е.А. в период с 04.12.2009 по 04.12.2010 проходил военную службу по призыву.

Из свидетельств о рождении (л.д.13,14,46) следует, что родителями А. , родившегося ДД.ММ.ГГГГ и Е. , родившегося ДД.ММ.ГГГГ являются Фомичев Е.А. и Ф. .

Согласно свидетельству о заключении брака (л.д. 15, 48), Фомичев Е.А. и Ф. заключили брак 13.09.2008. После заключения брака супругам присвоены фамилии: Фомичев и Фомичева.

Из уведомлений Управления федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Омской области (л.д. 16, 17, 40,43) следует, что сведения о правах А. , ДД.ММ.ГГГГ г.р., Фомичева Е.А., ДД.ММ.ГГГГ г.р. и Ф. , ДД.ММ.ГГГГ г.р. на объекты недвижимости, расположенные на территории Омской области, в том числе в Муромцевском и Саргатском районах, в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют.

Согласно справкам ГП Омской области «ЦТиЗ» (л.д. 18,19,41,42), Ф. , ДД.ММ.ГГГГ г.р. и Фомичев Е.А., ДД.ММ.ГГГГ г.р. в числе собственников недвижимого имущества на территории Омской области не значатся.

Из справки Администрации Муромцевского МР (л.д. 20) следует, что Фомичев Е.А. принят на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий постановлением Главы Администрации Муромцевского МР Омской области №6-п от 11.01.2000. В списке граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий в 2003 году состоял под № 160, в 2011 – под № 99. В едином регистрационном списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, принятых на регистрационный учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма по состоянию на 2011 г. Фомичев Е.А значится под № 19.

Из Постановления Главы Администрации Муромцевского района №272-п от 12.07.1996 (л.д. 21,37) следует, что Фомичев Е.А., ДД.ММ.ГГГГ г.р. определен в детский дом. Жилая площадь за ним не закреплена ввиду ее отсутствия.

Согласно диплому (л.д. 22), Фомичеву Е.А. БОУ ОО СПО «<данные изъяты>» 29.06.2009 присвоена квалификация «учитель физической культуры».

Заявлением (л.д. 35), подтверждается, что Фомичев Е.А. 29.12.2010 обратился в Администрацию Муромцевского муниципального района по вопросу предоставления жилья на условиях социального найма.

Согласно справке Комитета экономики и управления муниципальной собственностью (л.д.36), Фомичев Е.А. не является нанимателем жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилья, предоставляемого по договору социального найма.

Из постановления Главы Администрации Муромцевского района Омской области № 6-п от 11.01.2000 (л.д.38) следует, что Фомичев Е.А. поставлен на очередь нуждающихся в жилой площади воспитанников детских домов, не имеющих закрепленного жилья из-за отсутствия жилья у родителей.

Согласно справке (л.д.44, 69), Фомичев Е.А. являлся воспитанником БОУ Омской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Артынский детский дом» и находился на полном государственном обеспечении с 26.08.1996 по 29.08.2004.

Из паспорта (л.д.45) следует, что Ф. , родившаяся ДД.ММ.ГГГГ в ..., зарегистрирована по месту проживания по адресу: ....

Таким образом, в судебном заседании установлено, что Фомичев Е.А. на законных основаниях, до достижения им возраста 23 лет (в 13 лет) был постановлен Администрацией Муромцевского муниципального района Омской области на учет граждан, нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, как лицо, оставшееся без попечения родителей. Данное право на жильё истцом до настоящего времени не реализовано, жилое помещение на условиях социального найма истцу не предоставлено. Закрепленного или иного жилого помещения истец Фомичев Е.А. не имел и не имеет, что нарушает его конституционные, социальные и жилищные права.

По мнению суда, обязанность по обеспечению истца надлежащим жилым помещением должна быть возложена на соответчиков Министерство образования Омской области и Министерство строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области, которые органом исполнительной власти субъекта России в настоящее время наделены соответствующими полномочиями и осуществляют данную деятельность за счет средств бюджета (казны) Омской области. В части требований Фомичева Е.А. к Администрации Муромцевского муниципального района Омской области иск не подлежит удовлетворению по изложенным выше основаниям.

Руководствуясь ст.ст.194, 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Е. удовлетворить частично.

Обязать Министерство образования Омской области и Министерство строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области предоставить Фомичеву Е.А. , родившемуся ДД.ММ.ГГГГ в ..., зарегистрированному по месту жительства в ..., зарегистрированному по месту временного пребывания по адресу: ..., во внеочередном порядке на условиях социального найма жилое помещение как лицу, оставшемуся без попечения родителей, отвечающее санитарным и социальным нормам, за счет средств бюджета (казны) Омской области, в удовлетворении остальной части требований к Администрации Муромцевского муниципального района Омской области отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в течение месяца в Омский областной суд через Муромцевский районный суд.

Судья

А.Н. Гужинов