Дело № 2-252/2012 от 24.05.2012 по заявлению прокурора о признании незаконным бездействия Администрации Курганского сельского поселения по исполнению законодательства об обращении с отходами производства и потребления



Дело №2–252/2012

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

р.п. Муромцево

24 мая 2012 года

Судья Муромцевского районного суда Омской области Гужинов А.Н., при секретаре Морозове А.Н., рассмотрев гражданское дело по заявлению прокурора Муромцевского района Омской области в защиту интересов Российской Федерации, прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия Администрации Курганского сельского поселения Муромцевского муниципального района по исполнению законодательства об обращении с отходами производства и потребления,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор обратился в суд с вышеуказанными требованиями, мотивируя их тем, что в деятельности Администрации Курганского сельского поселения выявлены нарушения законодательства об обращении с отходами производства и потребления. Порядок сбора, вывоза и утилизации отходов потребления противоречит требованиям законодательства, сами отходы несанкционированно размещаются на свалке, расположенной на расстоянии 700 метров северо-восточнее с. Моховой Привал. Вместе с тем, п.п.18 ст.14 Федерального закона РФ № 131-ФЗ от 06.10.2003г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», ст. 8 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», к полномочиям органов местного самоуправления в области обращения с отходами относится, в том числе, организация сбора, вывоза бытовых отходов и мусора. Аналогичные положения закреплены и в Уставе Курганского сельского поселения. Ненадлежащее выполнение Администрацией поселения возложенных законом обязанностей по очистке территории от отходов, в том числе посредством специализированной техники и лицензированной организации, а также наличие недалеко от с. Курганка несанкционированной свалки отходов производства и потребления, приводит к ухудшению санитарно-эпидемиологической обстановки на территории муниципального образования, негативно влияет на состояние природной среды, создает реальную угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения, нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую обстановку. Прокурор района, уточнив свои требования, просит суд признать незаконным и противоречащим Федеральным законам «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» и «Об отходах производства и потребления» бездействие Администрации Курганского сельского поселения по сбору, транспортировке, размещению отходов на территории поселения, в том числе по организации сбора отработанных ртутьсодержащих ламп на территории поселения неспециализированной, нелицензированной организацией. Признать незаконным бездействие по неликвидации несанкционированной свалки на расстоянии 700 метров северо-восточнее с. Курганка, обязать Администрацию Курганского СП устранить нарушения действующих федеральных законов «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» и «Об отходах производства и потребления» путем организации сбора, транспортировки, размещения отходов на территории поселения через специализированную, лицензированную организацию, а также обязать ликвидировать несанкционированную свалку, расположенную на расстоянии 900 метров на северо-восток от с. Моховой Привал.

В судебном заседании прокурор Хусаинов М.А. заявленные и уточненные требования поддержал, просил их удовлетворить, в обоснование привел доводы аналогичные изложенным в заявлении (л.д. 17-18).

Представитель заинтересованного лица – Глава Администрации Курганского сельского поселения Речкин С.М. в судебном заседании участия не принимал, в заявлении (л.д. 30) просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Заслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд находит заявленные прокурором района требования в уточненном объеме обоснованными, но подлежащими удовлетворению частично по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан и неопределенного круга лиц.

В соответствии со ст. 41, 42 Конституции РФ, ст. 11 ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. 8 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии», каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

Статьей 13 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" предусмотрено, что территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации. Порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие), определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей среды и здоровья человека.

В силу ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения", органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства РФ в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.

Согласно п.18 ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», ст. 8 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», а также п.18 ст. 8 Устава Курганского сельского поселения Муромцевского муниципального района (л.д. 9-11), п.п. 1 п. 1 Положения «Об организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора на территории Курганского СП» от 04.02.2012 (л.д. 32-36) к вопросам местного значения поселения, помимо всего прочего отнесены вопросы организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

Из п. 1 ст. 51 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" следует, что отходы производства и потребления, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Согласно п. 2 ст. 51 этого же закона, запрещен сброс отходов производства и потребления, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.

Согласно п. 4, 5 Положения «Об организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора на территории Курганского СП» сбор бытовых отходов и мусора на территории Моховского СП осуществляется специализированными организациями на договорных условиях в соответствии с действующим законодательством, вывоз отходов осуществляется специализированными предприятиями.

В соответствии с Федеральным классификационным каталогом отходов, утвержденным приказом МПР РФ от 2 декабря 2002 г. N 786, отходы из жилищ несортированные (исключая крупногабаритные) имеют код 911 001 00 01 00 4, отходы из жилищ крупногабаритные - 911 002 00 01 00 5.

Тринадцатизначный код определяет вид отходов, характеризующий их общие классификационные признаки. Первые восемь цифр используются для кодирования происхождения отхода; девятая и десятая цифры используется для кодирования агрегатного состояния и физической формы (0 - данные не установлены, 1 - твердый, 2 - жидкий, 3 - пастообразный, 4 - шлам, 5 - гель, коллоид, 6 - эмульсия, 7 - суспензия, 8 - сыпучий, 9 - гранулят, 10 - порошкообразный, 11 - пылеобразный, 12 - волокно, 13 - готовое изделие, потерявшее потребительские свойства, 99 - иное); одиннадцатая и двенадцатая цифры используются для кодирования опасных свойств и их комбинаций (0 - данные не установлены, 1 - токсичность (т), 2 - взрывоопасность (в), 3 - пожароопасность (п), 4 - высокая реакционная способность (р), 5 - содержание возбудителей инфекционных болезней (и), 6 - т + в, 7 - т + п, 8 - т + р, 9 - в + п, 10 - в + р, 11 - в + и, 12 - п + р, 13 - п + и, 14 - р + и, 15 - т + в + п, 16 - т + в + р, 17 - т + п + р, 18 - в + п + р, 19 - в + п + и, 20 - п + р + и, 21 - т + в + п + р, 22 - в + п + р + и, 99 - опасные свойства отсутствуют); тринадцатая цифра используется для кодирования класса опасности для окружающей природной среды (0 - класс опасности не установлен, 1 - I-й класс опасности, 2 - II-й класс опасности, 3 - III-й класс опасности, 4 - IV-й класс опасности, 5 - V-й опасности).

Таким образом, из приведенных норм следует, что отходы производства и потребления, в том числе несортированные отходы от жилищ, относятся к IV классу опасности.

Статьей 9 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" предусмотрено, что лицензирование деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 года N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".

Статьей 15 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" предусмотрено, что лица, которые допущены к обращению с отходами I-IV класса опасности, обязаны иметь профессиональную подготовку, подтвержденную свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами I-IV класса опасности. Ответственность за допуск работников к работе с отходами I-IV класса опасности несет соответствующее должностное лицо организации.

Статьей 16 ч. 1 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" предусмотрено, что транспортирование отходов I-IV класса опасности должно осуществляться при следующих условиях: наличие паспорта отходов I-IV класса опасности; наличие специально оборудованных и снабженных специальными знаками транспортных средств; соблюдение требований безопасности к транспортированию отходов I-IV класса опасности на транспортных средствах; наличие документации для транспортирования и передачи отходов I-IV класса опасности с указанием количества транспортируемых отходов I-IV класса опасности, цели и места назначения их транспортирования.

Согласно п. 4 Административного регламента Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по исполнению государственной функции по лицензированию деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов, утвержденного приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 10 декабря 2007г. N 848, лицензионными требованиями и условиями осуществления деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов являются:

а) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании производственных помещений, объектов размещения опасных отходов, специализированных установок по обезвреживанию опасных отходов, специально оборудованных и снабженных специальными знаками транспортных средств, соответствующих установленным требованиям;

б) наличие у индивидуального предпринимателя или работников юридического лица, допущенных к деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов, профессиональной подготовки, подтвержденной свидетельствами (сертификатами) на право работы с опасными отходами;

в) проведение лицензиатом - юридическим лицом производственного контроля за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами при осуществлении деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов;

г) наличие у лицензиата паспортов опасных отходов, в отношении которых осуществляется деятельность по их сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению;

д) иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами в отношении деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов.

Статьей 3 ФЗ «Об охране окружающий среды» предусматривается, в том числе ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях.

Вместе с тем, из информации Администрации Курганского СП (л.д. 15) следует, что на территории сельского поселения специально оборудованной свалки не имеется.

Согласно акту проверки (л.д. 12), Администрацией Курганского СП ненадлежащим образом исполняются полномочия по организации сбора, вывоза бытовых отходов и мусора на территории поселения, поскольку сбор, транспортирование, размещение отходов на территории поселения осуществляется неспециализированными организациями в отсутствие у последних предусмотренной законом лицензии. Кроме того, актом проверки также подтверждено наличие в сельском поселении несанкционированного размещения коммунальных, бытовых отходов на свалке, расположенной на расстоянии 700 метров на северо-восток от с. Курганка, однако каких-либо мер, направленных на ликвидацию данной свалки, Администрацией поселения не принимается.

Согласно представлению прокурора района (л.д. 19-26), заинтересованному лицу предложено устранить выявленные нарушения федерального законодательства в части сбора и утилизации отходов и мусора, поскольку бездействие Администрации поселения в данной части противоречит закону, исключает контроль за соблюдением прав граждан на благоприятную окружающую природную среду и санитарно-эпидемиологическую обстановку.

Из постановления (л.д. 32), договора (л.д. 37-38) усматривается, что Администрация Курганского СП 04.02.2010 утвердила Положение о порядке сбора и вывоза бытовых отходов и мусора на территории поселения, а так же 22.05.2012 заключила договор с ООО «МЕРК», имеющей лицензию №ОТ-61-000385 (55) от 01.04.2009, выданную Управлением по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Омской области.

По мнению суда, в связи с фактическим исполнением требований прокурора до судебного заседания в части организации Администрацией поселения сбора отработанных ртутьсодержащих ламп, и сохранением прокурором данных требований на момент рассмотрения дела, заявление в данной части удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь ст.ст.194-198, 206 ч.2, 245 п.2, 258 ГПК РФ, судья

РЕШИЛ:

Заявленные прокурором Муромцевского района Омской области требования в уточненном объеме удовлетворить частично.

Признать незаконным и противоречащим Федеральному закону «Об отходах производства и потребления», Федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», бездействие Администрации Курганского сельского поселения Муромцевского муниципального района по сбору, транспортировке, размещению отходов на территории поселения неспециализированной, нелицензированной организацией, а также в части неликвидации несанкционированной свалки, расположенной на расстоянии 700 метров на северо-восток от с. Курганка Муромцевского района Омской области.

Обязать Администрацию Курганского сельского поселения Муромцевского муниципального района в течение 6 (шести) месяцев устранить нарушения Федерального закона «Об отходах производства и потребления», Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» путем организации сбора, транспортировки, размещении отходов на территории поселения через специализированную, лицензированную организацию, а также обязать ликвидировать несанкционированную свалку на расстоянии 700 метров на северо-восток от с. Курганка Муромцевского района Омской области.

Решение может быть обжаловано в течение одного месяца путем принесения апелляционной жалобы или представления в Омский областной суд через Муромцевский районный суд.

Судья

А.Н. Гужинов