Дело № 2-249/2012 от 23.05.2012 по заявлению прокурора о признании незаконным бездействия Администрации Кондратьевского сельского поселения по исполнению законодательства об обращении с отходами производства и потребления



Дело № 2 – 249/2012

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

р.п. Муромцево

23 мая 2012 года

Муромцевский районный суд Омской области в составе:

председательствующего судьи Ахметовой А.М.,

при секретаре Прудниковой Т.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Муромцевского района Омской области в защиту интересов Российской Федерации, прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия Администрации Кондратьевского сельского поселения Муромцевского муниципального района Омской области по исполнению законодательства об обращении с отходами производства и потребления,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор обратился в суд с вышеуказанными требованиями, мотивируя их тем, что в ходе проведения проверки соблюдения законодательства об обращении с отходами производства и потребления в деятельности Кондратьевского СП было установлено, что порядок сбора, вывоза и утилизации отходов потребления, в том числе сбор отработанных ртутьсодержащих ламп на территории поселения, противоречит требованиям законодательства, сами отходы несанкционированно размещаются на свалке, расположенной на расстоянии 1,3 километра юго-восточнее с. Кондратьево. Вместе с тем, п.п. 18 ст. 14 Федерального закона РФ № 131-ФЗ от 06.10.2003г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», ст. 8 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», к полномочиям органов местного самоуправления в области обращения с отходами относится, в том числе организация сбора, вывоза бытовых отходов и мусора. Аналогичные положения закреплены и в Уставе Кондратьевского сельского поселения. Таким образом, ненадлежащее выполнение Администрацией Кондратьевского сельского поселения возложенных законом обязанностей по очистке территории от отходов, в том числе посредством специализированной техники и лицензированной организацией, а также наличие недалеко от с. Кондратьево несанкционированной свалки отходов производства и потребления, приводит к ухудшению санитарно-эпидемиологической обстановки на территории муниципального образования, негативно влияет на состояние природной среды, создает реальную угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения, в связи с чем нарушаются права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую обстановку. Учитывая изложенное, прокурор района просит суд признать незаконным и противоречащим Федеральному закону «Об отходах производства и потребления», Федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», бездействие Администрации Кондратьевского сельского поселения Муромцевского муниципального района в части организации сбора, транспортировки, размещения отходов, в том числе отработанных ртутьсодержащих ламп на территории поселения специализированной, лицензированной организацией, признать незаконным бездействие по ликвидации несанкционированной свалки, расположенной на расстоянии 1,3 километра юго-восточнее с. Кондратьево, обязать заинтересованное лицо устранить нарушения действующего федерального законодательства путем организации на территории поселения сбора, транспортировки, размещения отходов производства и потребления, в том числе отработанных ртутьсодержащих ламп через специализированную, лицензированную организацию, а также обязать ликвидировать несанкционированную свалку, расположенную на расстоянии 1,3 километра юго-восточнее с. Кондратьево.

В судебном заседании заявитель – прокурор района Ступин С.И. заявленные требования в уточненном объеме поддержал, просил их удовлетворить, в обоснование своей позиции привел доводы аналогичные, изложенным в исковом заявлении и уточнении к нему (л.д. 19 - 20).

Представитель заинтересованного лица – Глава Администрации Кондратьевского сельского поселения Корнев А.И. пояснил суду, что заявленные прокурором района требования в уточненном объеме находит их обоснованными. Вместе с тем, просит суд предоставить срок для исполнения решения суда не менее 6 месяцев, поскольку приобретение спец.техники для сбора и вывоза отходов и мусора и получение лицензии, либо заключение договора со специализированной организацией, а также ликвидация свалки, потребует длительного времени.

Заслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд находит заявленные прокурором района требования в уточненном объеме обоснованными и подлежащими удовлетворению, по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан и неопределенного круга лиц.

В соответствии со ст. 41, 42 Конституции РФ, ст. 11 ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. 8 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии», каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

Статьей 13 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" предусмотрено, что территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации. Порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие), определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей среды и здоровья человека.

В силу ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения", органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.

Согласно п.18 ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», ст. 8 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», а также п.18 ст. 8 Устава Кондратьевского сельского поселения Муромцевского муниципального района (л.д. 15 - 17), п.п. 1 п. 1 Положения «Об организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора на территории Кондратьевского СП», утвержденного Решением Совета Кондратьевского СП № 11 от 24.05.2010 года (л.д. 32-36) к вопросам местного значения поселения, помимо всего прочего отнесены вопросы организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

Из п. 1 ст. 51 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" следует, что отходы производства и потребления, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Согласно п. 2 ст. 51 этого же закона, запрещен сброс отходов производства и потребления, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.

Согласно п. 4, 5 Положения «Об организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора на территории Кондратьевского СП», утвержденного Решением Совета Кондратьевского СП № 11 от 24.05.2010 года (л.д. 32-36) сбор бытовых отходов и мусора на территории Кондратьевского СП осуществляется специализированными организациями на договорных условиях в соответствии с действующим законодательством, вывоз отходов осуществляется специализированными предприятиями.

В соответствии с Федеральным классификационным каталогом отходов, утвержденным приказом МПР РФ от 2 декабря 2002 г. N 786, отходы из жилищ несортированные (исключая крупногабаритные) имеют код 911 001 00 01 00 4, отходы из жилищ крупногабаритные - 911 002 00 01 00 5.

Тринадцатизначный код определяет вид отходов, характеризующий их общие классификационные признаки. Первые восемь цифр используются для кодирования происхождения отхода; девятая и десятая цифры используется для кодирования агрегатного состояния и физической формы (0 - данные не установлены, 1 - твердый, 2 - жидкий, 3 - пастообразный, 4 - шлам, 5 - гель, коллоид, 6 - эмульсия, 7 - суспензия, 8 - сыпучий, 9 - гранулят, 10 - порошкообразный, 11 - пылеобразный, 12 - волокно, 13 - готовое изделие, потерявшее потребительские свойства, 99 - иное); одиннадцатая и двенадцатая цифры используются для кодирования опасных свойств и их комбинаций (0 - данные не установлены, 1 - токсичность (т), 2 - взрывоопасность (в), 3 - пожароопасность (п), 4 - высокая реакционная способность (р), 5 - содержание возбудителей инфекционных болезней (и), 6 - т + в, 7 - т + п, 8 - т + р, 9 - в + п, 10 - в + р, 11 - в + и, 12 - п + р, 13 - п + и, 14 - р + и, 15 - т + в + п, 16 - т + в + р, 17 - т + п + р, 18 - в + п + р, 19 - в + п + и, 20 - п + р + и, 21 - т + в + п + р, 22 - в + п + р + и, 99 - опасные свойства отсутствуют); тринадцатая цифра используется для кодирования класса опасности для окружающей природной среды (0 - класс опасности не установлен, 1 - I-й класс опасности, 2 - II-й класс опасности, 3 - III-й класс опасности, 4 - IV-й класс опасности, 5 - V-й опасности).

Таким образом, из приведенных норм следует, что отходы производства и потребления, в том числе несортированные отходы от жилищ, относятся к IV классу опасности.

Статьей 9 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" предусмотрено, что лицензирование деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 года N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".

Статьей 15 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" предусмотрено, что лица, которые допущены к обращению с отходами I-IV класса опасности, обязаны иметь профессиональную подготовку, подтвержденную свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами I-IV класса опасности. Ответственность за допуск работников к работе с отходами I-IV класса опасности несет соответствующее должностное лицо организации.

Статьей 16 ч. 1 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" предусмотрено, что транспортирование отходов I-IV класса опасности должно осуществляться при следующих условиях: наличие паспорта отходов I-IV класса опасности; наличие специально оборудованных и снабженных специальными знаками транспортных средств; соблюдение требований безопасности к транспортированию отходов I-IV класса опасности на транспортных средствах; наличие документации для транспортирования и передачи отходов I-IV класса опасности с указанием количества транспортируемых отходов I-IV класса опасности, цели и места назначения их транспортирования.

Согласно п. 4 Административного регламента Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по исполнению государственной функции по лицензированию деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов, утвержденного приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 10 декабря 2007 г. N 848, лицензионными требованиями и условиями осуществления деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов являются:

а) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании производственных помещений, объектов размещения опасных отходов, специализированных установок по обезвреживанию опасных отходов, специально оборудованных и снабженных специальными знаками транспортных средств, соответствующих установленным требованиям;

б) наличие у индивидуального предпринимателя или работников юридического лица, допущенных к деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов, профессиональной подготовки, подтвержденной свидетельствами (сертификатами) на право работы с опасными отходами;

в) проведение лицензиатом - юридическим лицом производственного контроля за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами при осуществлении деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов;

г) наличие у лицензиата паспортов опасных отходов, в отношении которых осуществляется деятельность по их сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению;

д) иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами в отношении деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов.

В соответствии с п. 2 Правил обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 3 сентября 2010 г. N 681, отработанные ртутьсодержащие лампы - это ртутьсодержащие отходы, представляющие собой выведенные из эксплуатации и подлежащие утилизации осветительные устройства и электрические лампы с ртутным заполнением и содержанием ртути не менее 0,01 процента, "специализированные организации" – это юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие сбор, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение отработанных ртутьсодержащих ламп, имеющие лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов I - IV класса опасности.

В соответствии с п. 5, 9, 13, 14, 18, 19 вышеназванного Постановления накопление отработанных ртутьсодержащих ламп производится отдельно от других видов отходов; сбор отработанных ртутьсодержащих ламп у потребителей отработанных ртутьсодержащих ламп осуществляют специализированные организации; размещение отработанных ртутьсодержащих ламп в целях их обезвреживания, последующей переработки и использования переработанной продукции осуществляется специализированными организациями; хранение отработанных ртутьсодержащих ламп производится в специально выделенном для этой цели помещении, защищенном от химически агрессивных веществ, атмосферных осадков, поверхностных и грунтовых вод, а также в местах, исключающих повреждение тары; размещение отработанных ртутьсодержащих ламп не может осуществляться путем захоронения; обезвреживание отработанных ртутьсодержащих ламп осуществляется специализированными организациями, осуществляющими их переработку методами, обеспечивающими выполнение санитарно-гигиенических, экологических и иных требований.

Согласно п. 8 указанного Постановления органы местного самоуправления организуют сбор отработанных ртутьсодержащих ламп и информирование юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц о порядке осуществления такого сбора.

Статьей 3 ФЗ «Об охране окружающий среды» предусматривается, в том числе ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях.

Вместе с тем, из информации Администрации Кондратьевского СП (л.д. 12), пояснений Главы Администрации района следует, что на территории сельского поселения имеется несанкционированна свалка, которая в настоящее время забуртована, накопители мусора, контейнеры с надлежаще оформленными площадками отсутствуют, поэтому вывоз мусора осуществляется населением самостоятельно, на ту же свалку. Порядок сбора отработанных ртутьсодержащих ламп также не разработан, однако в настоящее время ведется работа по заключению договора на сбор и вывоз указанных отходов.

Согласно акта проверки (л.д. 11), администрацией Кондратьевского СП ненадлежащим образом исполняются полномочия по организации сбора, вывоза бытовых отходов и мусора на территории поселения, поскольку сбор, транспортирование, размещение отходов на территории поселения специализированными, лицензированными организациями фактически не организован, также не организован сбор и вывоз отработанных ртутьсодержащих отходов, и подтверждено наличие в сельском поселении несанкционированного размещения коммунальных, бытовых отходов на свалке, расположенной на расстоянии 1,3 километра юго-восточнее с. Кондратьево, однако каких-либо мер, направленных на ликвидацию данной свалки, Администрацией поселения не принимается.

Согласно представления прокурора района (л.д. 21 – 27), заинтересованному лицу предложено устранить выявленные нарушения федерального законодательства в части сбора и утилизации отходов и мусора, в том числе ртутьсодержащих отходов, ликвидации свалки, поскольку бездействие Администрации поселения в данной части противоречит закону, исключает контроль за соблюдением прав граждан на благоприятную окружающую природную среду и санитарно-эпидемиологическую обстановку.

В связи с изложенным, и руководствуясь ст.ст. 98, 194-198, 245 п.2, 258 ГПК РФ, судья

РЕШИЛ:

Заявленные прокурором Муромцевского района Омской области требования в уточненном объеме, удовлетворить.

Признать незаконным и противоречащим Федеральному закону «Об отходах производства и потребления», Федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», бездействие Администрации Кондратьевского сельского поселения Муромцевского муниципального района по сбору, транспортировке, размещению отходов производства и потребления, в том числе отработанных ртутьсодержащих ламп на территории поселения, специализированной, лицензированной организацией, а также в части ликвидации несанкционированной свалки, расположенной на расстоянии 1,3 километра юго-восточнее с. Кондратьево Муромцевского района Омской области.

Обязать Администрацию Кондратьевского сельского поселения Муромцевского муниципального района в течение шести месяцев устранить нарушения Федерального закона «Об отходах производства и потребления», Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» путем организации сбора, транспортировки, размещения отходов на территории поселения, в том числе отработанных ртутьсодержащих ламп через специализированную, лицензированную организацию, а также обязать ликвидировать несанкционированную свалку, расположенную на расстоянии 1,3 километра юго-восточнее с. Кондратьево Муромцевского района Омской области.

Решение может быть обжаловано в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме, путем принесения апелляционной жалобы в Омский областной суд через Муромцевский районный суд.

Судья

А.М. Ахметова