Дело № 2-269/2012 от 08.06.2012 по иску прокурора Муромцевского района Омской области в интересах Змейковой Н.А.к Администрации Муромцевского муниципального района Омской области о получении мер социальной поддержки в виде коммунальных услуг



Дело № 2-269/2012

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

р.п. Муромцево

08.06.2012

Судья Муромцевского районного суда Омской области Гужинов А.Н.,

при секретаре Фроловой Т.Д., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению прокурора Муромцевского района Омской области в интересах Змейковой Н.А. к Администрации Муромцевского муниципального района Омской области о получении мер социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату коммунальных услуг,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Муромцевского района Омской области обратился в суд в интересах Змейковой Н.А. с вышеуказанными требованиями, мотивируя их тем, что с 1982 по 2003 год Змейкова Н.А. работала в МУЗ «Муромцевская ЦРБ» в должности <данные изъяты>. Как работнику здравоохранения ей предоставлялись льготы по оплате коммунальных услуг, предусмотренные ст.ст. 36, 37 Закона Омской области от 04.07.2008 г. №1061-ОЗ "Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан", однако с 2009 года предоставление указанных льгот прекратилось и до настоящего времени льготы не восстановлены, что нарушает права и законные интересы Змейковой Н.А. Просит суд признать незаконным бездействие Администрации Муромцевского муниципального района по предоставлению мер социальной поддержки Змейковой Н.А. в виде компенсации расходов по оплате отопления и освещения жилой площади, признать право Змейковой Н.А. на получение таких мер социальной поддержки, обязать ответчика предоставить Змейковой Н.А. данные меры социальной поддержки в размере 8 505 рублей за период с 01.01.2009 по 31.12.2011.

В судебном заседании помощник прокурора Муромцевского района Стрюк С.А. уточнил расчет по сумме подлежащей компенсации в размере 9 494 рубля 03 копейки, что связано с допущенными в прежних расчетах ошибками, а также периоду подлежащей выплате компенсации – с 01.03.2009 по 31.12.2012. В обоснование своей позиции привел доводы, аналогичные изложенным в исковом заявлении.

Истица Змейкова Н.А. в судебном заседании заявленные в ее интересах требования поддержала в полном объеме и пояснила, что за свой счет в полном объеме оплатила в 2009-2011 гг. коммунальные услуги за твердое топливо и электроэнергию, однако меры социальной поддержки ей не предоставлены.

Представитель ответчика Администрации Муромцевского муниципального района Омской области Губкин И.Ю., действующий на основании доверенности № 7 от 12.01.2012 года, иск не признал, приведя в обоснование своей позиции доводы, подробно изложенные в отзыве на исковое заявление (л.д. 31-33)

Третье лицо БУЗОО «Муромцевская ЦРБ» в судебное заседание не явилось, о времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом (л.д.30), согласно заявлению (л.д. 40) просят суд о рассмотрении дела в их отсутствие, исковые требования поддерживают в полном объеме.

Заслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд находит заявленные прокурором Муромцевского района уточненные исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ч. 2 ст. 15 Конституции РФ, органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы.

В соответствии со ст.255 ГПК РФ, к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

В силу п. "ж" ст. 72 Конституции РФ, в совместном ведении Российской Федерации и её субъектов находятся вопросы социальной защиты населения, включая социальное обеспечение.

Согласно ст. 1 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, признается, гарантируется и осуществляется на всей территории Российской Федерации.

Из Устава МУЗ «Муромцевская ЦРБ» (л.д. 22-23) следует, что МУЗ "Муромцевская центральная районная больница" является муниципальным учреждением здравоохранения, учрежденным органом местного самоуправления - Муромцевским муниципальным районом в лице Администрации Муромцевского муниципального района Омской области.

В соответствии с ч. 2 ст.63 «Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» от 22.07.1993 № 5487-1, действовавшей до 01.01.2005 г., врачи, провизоры, работники со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающие и проживающие в сельской местности и посёлках городского типа, а также проживающие с ними члены их семей имели право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением.

Аналогичная норма была предусмотрена и ст.59 ЖК РСФСР, утратившего силу с 01.03.2005 в связи с принятием Федерального закона №189-ФЗ от 29.12.2004 г., а именно: специалисты, работающие и проживающие в сельской местности, вне населенных пунктов (а в установленных законодательством СССР случаях - в рабочих и иных поселках), пользовались бесплатно жилым помещением с отоплением и освещением.

Согласно Федеральному закону от 22.08.2004 № 122-ФЗ "О внесении вменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации, в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной пасти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления" от 22.08.2004 №122-ФЗ, решение вопросов социальной поддержки медицинских работников передано тем властным структурам, в ведении которых находятся соответствующие организации здравоохранения.

Согласно п. 2 ст. 153 ФЗ от 22.08.2004 №122-ФЗ, при издании органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в связи с принятием вышеуказанного федерального закона нормативных правовых актов, должны быть соблюдены следующие условия: вновь устанавливаемые размеры и условия выплаты пособий (в том числе единовременных) иных видов социальных выплат, гарантии и компенсации отдельным категориям граждан в денежной форме не могут быть ниже размеров и условий оплаты труда (включая надбавки и доплаты), размеров и условий выплаты пособий, (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантий и компенсаций в денежной форме, предоставлявшихся соответствующим категориям граждан, по состоянию на 31.12.2004.

На основании положений ст.63 "Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан», меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников организаций здравоохранения, находящихся в ведении субъектов России устанавливаются органами государственной власти субъектов России; меры социальной поддержки данных работников устанавливаются органами местного самоуправления.

В силу п.п. 24 пункта 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", к полномочиям органов государственной власти субъекта России по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счёт бюджета субъекта России относится решение вопросов, в том числе связанных с возмещением расходов муниципальных образований в связи с предоставлением законами субъекта России льгот отдельным категориям граждан, льгот по оплате услуг связи, организация предоставления гражданам субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг.

Согласно ст. 19 ФЗ от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями РФ осуществляется федеральными законами и законами субъектов России, отдельными государственными полномочиями субъектов России - законами субъектов России. Отдельные государственные полномочия, передаваемые для осуществления органам местного самоуправления, осуществляются органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, если иное не установлено федеральным законом или законом субъекта РФ.

Из части 5 указанной статьи следует, что финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счёт предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.

Статьей 36 Закона Омской области от 04.07.2008 г. №1061-ОЗ "Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан", предусмотрено, что медицинским работникам государственных и муниципальных учреждений Омской области, а также неработающим пенсионерам предоставляются меры социальной поддержки, в том числе: компенсация расходов на оплату отопления, компенсация расходов на оплату твердого топлива (включая его доставку), используемого для отопления в домах, не имеющих центрального отопления, из расчета 0,065 т угля и 0,087 куб.м дров на 1 кв.м общей площади жилого помещения в год. Установленная настоящим подпунктом компенсация во всех случаях предоставляется в пределах общей площади жилого помещения, приходящейся на работника (неработающего пенсионера), рассчитанной путем деления фактической общей площади жилого помещения на количество проживающих в нем лиц, но не более 18 кв.м. общей площади жилого помещения на работника (неработающего пенсионера), проживающего в семье из трех и более человек, 21 кв.м. общей площади жилого помещения на работника (неработающего пенсионера), проживающего в семье из двух человек, 33 кв.м. общей площади жилого помещения на одиноко проживающего работника (неработающего пенсионера). Компенсация расходов на оплату электроэнергии, используемой для освещения жилого помещения работника (неработающего пенсионера), из расчета 123 кВт/час в год на работника (неработающего пенсионера). Работникам и неработающим пенсионерам меры социальной поддержки предоставляются с учетом проживающих совместно с ними их несовершеннолетних детей в пределах 50 процентов нормативов.

Постановлением Главы Администрации Муромцевского муниципального района от 15.09.2008 года № 405-п установлены нормы расхода твердого топлива для населения на отопление жилых помещений из расчета 0,065 тонн угля и 0,087 куб.м. дров в год на 1 кв.м. жилой площади нормы предоставления жилого помещения. При этом замена одного вида топлива другим с учетом эквивалента теплоты производится в следующих объемах: 1 тонна угля = 2,74 куб.м. дров, 1 куб.м. дров = 0.36 тонн угля. Данные нормы подлежат использованию при расчете мер социальной поддержки по оплате отопления на территории Муромцевского муниципального района.

Согласно п.п. 3.4 ст. 37 Кодекса, Омская область передаёт на неограниченный срок органам местного самоуправления муниципальных районов Омской области государственные полномочия в части предоставления мер социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения и отопления, твердого топлива, природного газа, электроэнергии работникам, осуществляющим свою деятельность в соответствии с трудовым договором (за исключением внешнего совместительства) с нагрузкой не менее 75 процентов нормы рабочего времени в расположенных в сельской местности муниципальных учреждениях здравоохранения и культуры Омской области, и неработающим пенсионерам, уволенным в связи с выходом на пенсию из муниципальных учреждений здравоохранения, культуры, имеющим общий трудовой стаж в указанных учреждениях не менее 10 лет и пользовавшимся в соответствии с федеральным и областным законодательством при выходе на пенсию мерами социальной поддержки (в том числе льготами) по оплате жилого помещения и коммунальных услуг. Средства на реализацию, передаваемых государственных полномочий ежегодно предусматриваются в областном бюджете в виде субвенций.

В данном случае из трудовой книжки (л.д. 17-19), следует, что Змейкова Н.А., ДД.ММ.ГГГГ, работала постоянно на полную ставку в МУЗ "Муромцевская центральная районная больница" с 21.06.1982 по 03.08.2003 в должности <данные изъяты>.

В суде установлено и представителем Администрации Муромцевского муниципального района Омской области не оспаривалось, что Змейковой Н.А. в соответствии со ст. 36 Кодекса Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан, ранее предоставлялись меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения за счёт средств бюджета до марта 2009 года.

Так, согласно справке МУЗ «Муромцевская ЦРБ» (л.д. 21) Змейкова Н.А. пользовалась льготой по коммунальным услугам за 2008 год как медицинский работник, находящийся на пенсии. За период с января 2009 года по декабрь 2011 года выплат не предоставлялось, так как действие льгот приостановлено. Льготная площадь составляет 21 кв.м.

Согласно техническому паспорту (л.д. 14-15), регистрационному удостоверению (л.д. 26) общая площадь квартиры, расположенной по адресу: ..., принадлежащей по праву общей совместной собственности З., Змейковой Н.В., Е. и З. составляет 57,7 кв.м.

Из справки (л.д.20) следует, что Змейкова Н.А. проживает по адресу: ... с мужем З.

Согласно справке КУ Омской области «Центр социальных выплат и материально-технического обеспечения» по Муромцевскому району (л.д. 24) следует, что Змейкова Н.А., проживающая в ..., в льготной базе по Муромцевскому району значится с 01.01.2012 как «пенсионер, уволенный из учреждения здравоохранения». Выплаты в 2010-2011 гг. не производились.

Копиями чеков (л.д. 12) подтверждается, что Змейкова Н.А. приобрела у ИП Лазарева Д.А.: в 2009 году 10 куб. м. дров по цене 350 рублей за кубометр на сумму 3500 рублей; в 2010 году 10 куб. м. дров по цене 350 рублей за кубометр на сумму 3500 рублей; в 2011 году 10 куб. м. дров по цене 450 рублей за кубометр на сумму 4500 рублей.

Из заказа-квитанции (л.д.13) следует, что Змейкова Н.А. приобрела в 2011 году 2 тонны угля по цене 2 880 рублей за тонну с учетом доставки на сумму 5760 рублей.

Согласно справке по расчетам за электроэнергию (л.д. 16), Змейковой Н.А. в 2009 году было оплачено 1852 кВт электроэнергии на сумму 2434 рубля 88 копеек, в 2010 году - 1254 кВт электроэнергии на сумму 2186рублей 52 копейки и в 2011 году – 1200 кВт на сумму 2978 рублей.

Таким образом, расчет компенсации понесенных Змейковой Н.А. в 2009-2011 гг. расходов на приобретение твердого топлива, по мнению суда, является следующим.

В 2009 году объем льготной площади истицы составляет 21 кв. м., норматив по льготе на приобретение угля – 1,365 тонны (21 кв.м. х 0,065 тонны), норматив по льготе на приобретение дров 1,827 куб. м. (21 кв. м. х 0, 087 куб. метров). Поскольку уголь истицей не приобретался, при применении коэффициента перевода одного вида топлива в другой, в данном случае - угля в дрова, компенсации, помимо объема дров, приобретенных ею в пределах норматива, подлежат также 3,74 куб. м. дров, приобретенных сверх нормы (1,365 тонны угля (норматив) х на 2,74 (коэффициент перевода топлива), соответственно сумма компенсации составит: 1,365 + 3,74 куб. м. дров х 350 рублей = 1948 рублей 45 копеек.

В 2010 году объем льготной площади истицы, с учетом изменений в ст. 36 Кодекса Омской области, составлял также 21 кв. м., норматив по льготе на приобретение угля – 1,365 тонны (21 кв.м. х 0,065 тонны), норматив по льготе на приобретение дров 1,827 куб. м. (21 кв. м. х 0, 087 куб. метров). Поскольку уголь истицей также не приобретался, при применении коэффициента перевода одного вида топлива в другой, в данном случае - угля в дрова, компенсации, помимо объема дров, приобретенных ею в пределах норматива, подлежат также 3,74 куб. м. дров, приобретенных сверх нормы (1,365 тонны угля (норматив) х на 2,74 (коэффициент перевода топлива), соответственно сумма компенсации составит: 1,365 + 3,74 куб. м. дров х 350 рублей = 1948 рублей 45 копеек.

В 2011 году объем льготной площади истицы также остался прежним - 21 кв.м., нормативы по льготе не изменились. Сумма компенсации по оплате твердого топлива составит: за уголь - 3931 рубль 20 копеек (1,365 т х 2880 рублей); за дрова - 822 рубля 15 копеек (1,827 куб.метра х 450 рублей), а всего 4753 рубля 35 копеек.

В 2009 – 2011 годах объем льготы по оплате электроэнергии составлял по 123 кВт, в связи с чем сумма компенсации за 2009 составляет 255 рублей 84 копейки (123 кВт х тариф 2,08 рублей), в 2010 году – 280 рублей 44 копейки (123 кВт х тариф 2,28 рублей), в 2011 году – 307 рублей 50 копеек (123 кВт х тариф 2,50 рублей), итого 843 рубля 78 копеек.

Таким образом, общая сумма компенсации понесенных истицей Змейковой Н.А. расходов на отопление и освещение жилья за период 01.03.2009 - 31.12.2011 составляет 9 494 рубля 03 копеки (1948,45 + 1948,45 + 4753,35 + 843,78).

На основании изложенного, оценив в совокупности все доказательства по делу, суд приходит к выводу о наличии у Змейковой Н.А., права на получение мер социальной поддержки в виде компенсации расходов по оплате услуг отопления и освещения, в связи с чем находит заявленные прокурором района исковые требования подлежащими удовлетворению в полном объеме.

Доводы представителя ответчика, изложенные в отзыве на исковое заявление, суд находит несостоятельными, поскольку Администрацией Муромцевского муниципального района Омской области, при наличии у Змейковой Н.А. права на получение мер социальной поддержки, в отсутствие законных оснований, не исполняется обязанность по установлению и предоставлению ей мер социальной поддержки как медицинскому работнику, возложенная на органы местного самоуправления ст.63 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан и п. 50 ст.35 ФЗ №122-ФЗ от 22.08.2004 и другими нормативными актами в данной сфере.

Так, в соответствии со ст. 52 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет (местный бюджет). В местных бюджетах раздельно предусматриваются доходы, направляемые на осуществление полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения, и субвенции, предоставленные для обеспечения осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также осуществляемые за счёт указанных доходов и субвенций соответствующие расходы местных бюджетов.

Пунктом 5 ст. 53 названного закона установлено, что порядок осуществления расходов местных бюджетов на осуществление отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов России, устанавливается соответственно федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

В соответствии с ч. 4 ст. 55 и ч.ч.1,2 ст. 63 этого же закона, в доходы местных бюджетов зачисляются субвенции, предоставляемые на осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Общий размер субвенций, предоставляемых из федерального бюджета и бюджета субъекта местным бюджетам на осуществление органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий, определяется федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и законом субъекта о бюджете на очередной финансовый год раздельно по каждому из указанных государственных полномочий. Субвенции на осуществление органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий предоставляются местным бюджетам из регионального фонда компенсаций в составе бюджета субъекта России. Указанный фонд формируется за счёт: субвенций из федерального фонда компенсаций на осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и иных доходов бюджета субъекта Российской Федерации в объёме, необходимом для осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами.

Как отмечалось выше, пунктом 50 ст. 35 Федерального закона №122-ФЗ решение вопросов социальной поддержки медицинских работников передано тем властным структурам, в ведении которых находятся соответствующие организации здравоохранения.

В данном случае, как установлено судом и следует из пояснений представителя ответчика, причиной прекращения предоставления льгот Змейковой Н.А. как медицинскому работнику, послужило приостановление подпунктом 2 пункта 1 ст. 15 Закона Омской области от 09.12.2010 №1313 ОЗ "Об областном бюджете на 2011г." действия статей 36,37 Кодекса Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан с 1 января по 31 декабря 2011г. Письмом Министерства финансов Омской области от 20.01.2009, ранее также было рекомендовано приостановить действие доведенных до главных распорядителей средств местного бюджета лимитов бюджетных обязательств на 2009 и 2010 годы, за исключением бюджетных обязательств, в том числе по предоставлению мер социальной поддержки отдельным категориям граждан.

При этом, определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 28.10.2009г. №50-Г09-20, признаны противоречащими федеральному законодательству отдельные положения подпункта 2 пункта 1 ст. 16 Закона Омской области от 24.11.2008 г. №1093-03 "Об областном бюджете на 2009 год".

Несмотря на указанное судебное определение, подпунктом 2 п.1 ст.15 Закона Омской области от 09.12.2010 №1313-ОЗ "Об областном бюджете на 2011 год", действие ст.ст.36, 37 Кодекса Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан вновь приостановлено с 1 января по 31 декабря 2011г., за исключением положений по предоставлению мер социальной поддержки работникам государственных учреждений здравоохранения Омской области.

Анализируя вышеизложенное, суд приходит к выводу, что указанный подпункт 2 пункта 1 ст. 15 Закона Омской области от 09.12.2010г. №1313 ОЗ "Об областном бюджете на 2011 год" и его правоприменительная практика в Муромцевском муниципальном районе, ставит в неравное положение медицинских работников государственных и муниципальных учреждений здравоохранения в части мер социальной поддержки, что противоречит Конституции РФ и федеральному законодательству в данной сфере правоотношений.

Вместе с тем, закрепленное в ч. 1 ст. 53 Федерального закона от 22.08.2004 г. №122-ФЗ правовое регулирование не предполагает отмену социальных прав, приобретенных работающими и проживающими в сельской местности и посёлках городского типа медицинскими работниками муниципальных организаций здравоохранения, а обеспечивает возможность их сохранения после 01.01.2005.

Согласно Федеральному Закону от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ», новое правовое регулирование в части предоставления мер социальной поддержки медицинским работникам, вводится с 01.01.2012 и не имеет обратной силы.

В соответствии с неоднократно выраженной в решениях Конституционного Суда Российской Федерации правовой позицией, изменение законодателем ранее установленных правил предоставления населению льгот и компенсаций должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, предполагающий правовую определенность, сохранение разумной стабильности правового регулирования, недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм и предсказуемость законодательной политики, в том числе в социальной сфере, с тем, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты, т.е. в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

Россия, как правовое социальное государство, не может произвольно отказываться от выполнения взятых на себя публично-правовых обязательств и отмена, приостановление предоставления выплат либо льгот компенсаторного характера допустимы только при установлении надлежащего механизма соответствующего возмещения, формы и способы которого могут меняться, но объем не должен уменьшаться.

Исследовав и оценив все доказательства в их совокупности, суд находит обоснованными требования прокурора Муромцевского района Омской области по признанию незаконным бездействия Администрации Муромцевского муниципального района Омской области по не предоставлению мер социальной поддержки Змейковой Н.А., поскольку решение вопросов социальной поддержки медицинских работников входит в компетенцию властных структур, в ведении которых находятся соответствующие учреждения здравоохранения, в том числе, Администрации Муромцевского муниципального района Омской области.

Доводы ответчика об отсутствии в Муромцевском муниципальном районе Омской области необходимых финансовых средств для предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, в том числе медицинским работникам муниципальных учреждений здравоохранения, суд находит несостоятельными, поскольку исполнение правовых норм не может быть поставлено в зависимость от финансового состояния ответчика и не должно нарушать прав граждан, гарантированных законом.

В соответствии со ст. 19 ФЗ от 06.10.2003 г. №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", органы местного самоуправления имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления переданных им отдельных государственных полномочий в случаях и порядке, предусмотренных уставом муниципального образования.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлениях от 17.06.2004 № 12-П и от 15.05.2006 № 5-П, недостаточность собственных доходных источников на уровне субъектов Российской Федерации или муниципальных образований обеспечивается посредством оказания финансовой помощи из федерального бюджета бюджетам субъектов России в целях надлежащего исполнения ими установленных федеральным законодательством расходных обязательств.

Органы местного самоуправления в случае недостаточности собственных денежных средств для возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки, вправе требовать возмещения соответствующих расходов за счет бюджета другого уровня. Кроме того, в соответствии с Конституцией РФ, местному самоуправлению гарантируется право на судебную защиту, на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти.

Также суд находит несостоятельными доводы представителя ответчика о необходимости прекращения производства по делу в связи с тем, что заявленные прокурором требования фактически понуждают Администрацию района принять соответствующий нормативный акт, регулирующий порядок предоставления льгот медицинским работникам, поскольку указанных требований прокурором района заявлено не было, и выступление в защиту прав конкретного лица – Змейковой Н.А., не получившей вопреки приведенным нормам компенсацию расходов по оплате услуг отопления, вмешательством в нормотворческую деятельность органа местного самоуправления не является.

При изложенных выше обстоятельствах, суд приходит к выводу о незаконности бездействия Администрации Муромцевского муниципального района Омской области по не предоставлению мер социальной поддержки Змейковой Н.А. в виде права на получение компенсации расходов на отопление и освещение занимаемого жилого помещения, в связи с чем полагает необходимым обязать ответчика предоставить истице меры социальной поддержки в виде компенсации понесенных расходов на отопление и освещение жилого помещения, рассчитанной по нормативу за 2009-2011 гг.: по оплате твердого топлива в размере 8 650 рублей 25 копеек, освещения квартиры в размере 843 рубля 78 копеек, всего на сумму 9 494 рубля 03 копейки.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявленные прокурором Муромцевского района в интересах Змейковой Н.А. исковые требования удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Администрации Муромцевского муниципального района Омской области по не предоставлению мер социальной поддержки неработающему пенсионеру, уволенному в связи с выходом на пенсию из муниципального учреждения здравоохранения - «Муромцевской центральной районной больницы» Змейковой Н.А. в виде права на получение компенсации расходов по оплате отопления и освещения жилой площади.

Признать за Змейковой Н.А., как неработающим пенсионером, уволенным в связи с выходом на пенсию из муниципального учреждения здравоохранения - «Муромцевской центральной районной больницы», право на получение мер социальной поддержки в виде компенсации расходов по оплате отопления и освещения жилой площади.

Обязать Администрацию Муромцевского муниципального района Омской области за счет средств казны Муромцевского муниципального района Омской области предоставить меры социальной поддержки неработающему пенсионеру, уволенному в связи с выходом на пенсию из муниципального учреждения здравоохранения - «Муромцевской центральной районной больницы» Змейковой Н.А. в виде компенсации расходов по оплате отопления и освещения жилой площади за период с 01.03.2009 по 31.12.2011 в сумме 9 494 (девять тысяч четыреста девяносто четыре) рубля 03 копейки.

Решение может быть обжаловано в течение одного месяца путем принесения апелляционной жалобы или представления в Омский областной суд через Муромцевский районный суд.

Судья

А.Н. Гужинов