Дело № 2-293/2012 от 05.07.2012 по иску Управления Росприроднадзора Омской области к МУП `Мысовское` о признании деятельности по добыче подземных вод незаконной



Дело № 2-293/2012

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

р.п. Муромцево

5 июля 2012 года

Муромцевский районный суд Омской области в составе:

председательствующего судьи Страшко Т.В.,

при секретаре Морозове А.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Управления Росприроднадзора по Омской области к ответчику МУП «Мысовское» о признании деятельности незаконной, возложении обязанности устранить выявленные нарушения,

УСТАНОВИЛ:

Управление Росприроднадзора по Омской области обратилось в суд с указанным иском, мотивируя требования тем, что проверкой установлен факт безлицензионного пользования МУП «Мысовское» недрами с целью добычи подземных вод хозяйственно-питьевого назначения из скважин с кадастровыми номерами 55-13-16004861 и 55-13-16004859, расположенных в .... По итогам внеплановой проверки соблюдения МУП «Мысовское» требований природоохранного законодательства, истцом было выдано предписание № ... от 23.03.2012г., обязывающее ответчика получить лицензию на право пользования недрами из 2 указанных водозаборных скважин со сроком исполнения до 23.05.2012г., которое до настоящего времени не исполнено. Со ссылкой на ст.34 ч.2, ст.80 ФЗ «Об охране окружающей среды», просит приостановить деятельность МУП «Мысовское» по добыче подземных вод из 2 указанных скважин до получения лицензии на недропользование с целью добычи подземных вод, а также признать деятельность ответчика по добыче подземных вод из скважин незаконной.

В судебном заседании представитель Роспотребнадзора по Омской области участия не принимал, в заявлении просил о рассмотрении дела в свое отсутствие, требования поддерживает.

МУП «Мысовское» участия в судебном разбирательстве не принимало, будучи уведомленным надлежащим образом.

Представитель Администрация Мысовского сельского поселения Глава Полошков Н.В. пояснил, что с иском согласен в части признания незаконной деятельности по добыче подземных вод из 2 скважин в ... в отсутствие лицензии. Однако МУП «Мысовское» при содействии Администрации Мысовского поселения активно предпринимаются действия по получению лицензии. Поскольку указанные 2 скважины являлись брошенными ЗАО «Сибиряк», Администрация Муромцевского муниципального района была вынуждена их принять на свой баланс, т.к. они являлись и являются единственным источником централизованного водоснабжения на территории ... и обеспечивают жителей питьевой водой. 24.01.2011 г. Администрация Мысовского сельского поселения приняла указанные 2 скважины на свой баланс, а с 04.04.2011 г. скважины переданы в пользование МУП «Мысовское». Каких-либо документов на скважины изначально не было, в связи с чем проводились необходимые мероприятия по сбору документов для оформления лицензии, в том числе периодически проводятся проверки состояния скважин, отбираются пробы воды, обустраивается санитарная зона и пр. В связи с этим ему известно, что подаваемая населению вода из спорных скважин по своему качеству соответствует установленным нормам гигиены и безопасности, в связи с чем деятельность по забору воды из скважин не причиняет какого-либо вреда окружающей среде или населению. Приостановление деятельности МУП «Мысовское» по добыче подземных вод из скважин повлечет чрезвычайные последствия для населения ..., не имеющих других источников потребления воды в хозяйственно-питьевых целях. Также возникнет угроза перехода лесных пожаров на жилые постройки сельчан и пр. Оформить документы и получить лицензию за 2 месяца, как это требовалось в предписании природоохранного органа, невозможно.

Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.

Доказательствами установлено, что МУП «Мысовское» с 05.04.2011г. осуществляет недропользование из 2 спорных скважин, для обеспечения населения ... водой, в том числе для питьевых нужд. На территории ... проживает 458 человек, из них пользуются водой из колонок (куда вода поставляется сетями водопровода из скважин) 440 человек. Других действующих скважин для обеспечения населения ... водой не имеется. Вода добывается из скважин глубиной 105 и 70метров. Состояние 2 указанных в иске скважин в июне 2011 г. проверено гидрогеологами ОАО «Омская геологоразведочная экспедиция», восстановлены паспорта на скважины, установлены координаты, отобраны пробы воды и проведены испытания образцов, в том числе в феврале 2012 г., вода соответствует требованиям ГОСТ, в июне 2012 г. лист согласований при оформлении лицензии на право пользования недрами подписан с органами геологии, с которыми согласована добыча подземных вод из скважин.

Пользование скважинами МУП «Мысовское» осуществляется на праве хозяйственного ведения на основании акта приема-передачи имущества от 05.04.2011 г., составленного с Администрацией Мысовского сельского поселения, которое является собственником скважин в соответствии с актом приема-передачи от 24.01.2011 г., составленного с Администрацией Муромцевского муниципального района. Государственная регистрация права собственности Администрацией Мысовского сельского поселения на объект недвижимости в виде скважин не произведена.

Лицензии на добычу подземных вод, используемых для целей хозяйственно-питьевого назначения жителей ..., МУП «Мысовское» не имеет.

Меры по получению указанной лицензии руководством МУП предпринимаются.

Данные обстоятельства подтверждены объяснениями Главы Администрации Мысовского сельского поселения Полошкова Н.В. в судебном заседании, письменными материалами дела.

Права каждого человека на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду гарантированы Конституцией Российской Федерации (статьи 41 и 42).

В силу п. 2 ст. 2 ГК РФ неотчуждаемые права и свободы человека и другие нематериальные блага защищаются гражданским законодательством, если иное не вытекает из существа этих нематериальных благ.

Согласно ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды.

Отдельные виды деятельности в области охраны окружающей среды подлежат лицензированию (часть 1 статьи 30 Федерального закона «Об охране окружающей среды»).

В соответствии с ч. 3 ст. 9 Водного кодекса РФ право пользования подземными водными объектами юридические лица приобретают по основаниям и в порядке, которые установлены законодательством о недрах.

Согласно абзацу 4 пункта 3 статьи 10.1 Закона РФ от 21.02.1992 г. № 2395-1 «О недрах» основанием возникновения права пользования участками недр для добычи подземных вод, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, является решение комиссии, которая создается федеральным органом управления государственным фондом недр.

Предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии (абзац 1 статьи 11 Закона «О недрах»).

Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий (абзац 3 статьи 11 Закона «О недрах»).

Обеспечение экологических интересов граждан является одной из задач государственной системы лицензирования деятельности по недропользованию (ст. 15 Закона «О недрах»).

Пользователь недр обязан обеспечить соблюдение утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил), регламентирующих условия охраны недр, атмосферного воздуха, земель, лесов, водных объектов, а также зданий и сооружений от вредного влияния работ, связанных с пользованием недрами (пункт 7 статьи 22 Закона «О недрах»).

Недопущение самовольного пользования недрами, соблюдение установленного законодательством порядка предоставления недр в пользование относится к числу основных требований по рациональному использованию и охране недр (пункт 1 статьи 23 Закона «О недрах»).

Таким образом, действующим законодательством определена обязанность хозяйствующих субъектов, осуществляющих добычу подземных вод, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, иметь лицензию на данный вид деятельности, что является элементом защиты экологических интересов населения.

При этом не имеет значения на собственном или арендуемом земельном участке, с использованием собственного или арендованного оборудования производится добыча подземных вод. Лицензированию подлежит деятельность, непосредственно направленная на добычу воды из подземного водного объекта при ее целевом использовании для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.

С учетом изложенного, при установленных судом обстоятельствах дела МУП «Мысовское» обязано иметь лицензию на добычу подземных вод при эксплуатации скважин в .... Следовательно, требование истца признать незаконным деятельность МУП «Мысовское» по добыче подземных вод из скважин в ... в отсутствие лицензии, суд считает обоснованным и подлежащим удовлетворению.

Оснований для удовлетворения требования Росприроднадзора приостановить деятельность МУП «Мысовское» по добыче подземных вод из скважин, расположенных в ... до получения лицензии на недропользование с целью добычи подземных вод, не имеется. Находя указанное требование не основанным на законе, суд учитывает следующее.

Согласно ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.

Суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.

В соответствии с п. 2 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 19 декабря 2003 года № 23 «О судебном решении», решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ).

Согласно положениям ч. 2 ст. 13 ГПК РФ вступившие в законную силу судебные постановления являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

Данная норма закона является выражением, в том числе правового принципа исполнимости вынесенных судебных решений, в соответствии с которым судебное решение должно быть безусловным, а удовлетворение исковых требований не может быть поставлено в зависимость от наступления или, напротив, не наступления каких-либо условий.

В силу требований Временных методических рекомендаций по подготовке и рассмотрению материалов при предоставлении лицензий на право пользования участками недр для целей геологического изучения и добычи подземных вод, используемых для питьевого водоснабжения населения или технологического обеспечения водой объектов промышленности, утв. приказом МПР РФ от 12 сентября 2002 г. № 575, заявка должна содержать, в том числе данные о технических и технологических возможностях заявителя, сведения о наличии технологического оборудования, и пр. К заявке должны быть приложены дополнительные сведения, которые кроме прочего должны содержать требования к качеству подземных вод и режиму эксплуатации водозаборного сооружения, наличие или возможность организации зоны строго режима санитарной охраны, сведения о методах наблюдений за подземными водами, современное состояние подземных вод по данным ведения мониторинга состояния недр, а также копии документов, подтверждающих наличие земельного отвода или предварительное согласие органа управления земельными ресурсами на его отвод, схема расположения проектируемого или действующего водозаборного сооружения. При лицензировании действующего водозабора к заявке должны прилагаться имеющиеся заключения и согласования федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных осуществлять контроль, и справка о платежах за добытые подземные воды.

Как следует из объяснений представителя третьего лица в судебном заседании, правоустанавливающие документы у фактического собственника – Администрации Мысовского сельского поселения на скважину государственной регистрации не имеют, зона санитарной охраны у источника подземного водоснабжения отсутствует, проект ее обустройства не разработан.

Выполнение условия по предоставлению указанных сведений в лицензирующий орган само по себе зависит от выполнения ответчиком целого ряда действий по сбору, оформлению, согласованию недостающих документов, а при необходимости и государственной регистрации права собственности на объекты недвижимости - скважины.

Прием и рассмотрение заявок на получение права пользования недрами для целей добычи подземных вод, предоставление лицензии зависит от воли органов государственной системы лицензирования.

Орган по лицензированию может отказать в приеме заявки на предоставление права пользования участком недр, в том числе в случае, если заявитель не представил и не может представить доказательств того, что обладает или будет обладать квалифицированными специалистами, необходимыми финансовыми и техническими средствами для эффективного и безопасного проведения работ по недропользованию (пункт 3 статьи 14 Закона РФ «О недрах»).

Учитывая данное обстоятельство, принимая во внимание отсутствие у ответчика части необходимых для подачи заявки на лицензию документов, необходимость затраты МУП «Мысовское» времени на их оформление и подготовку заявки в лицензирующий орган в соответствии с требованиями законодательства, а также учитывая неопределенность в кадровом, финансовом и техническом положении ответчика ко дню обращения с такой заявкой, суд пришел к выводу, что возложение на МУП «Мысовское» обязанности приостановить деятельность по добыче подземных вод до получения лицензии, уже в момент принятия такого решения судом не будет обладать свойством исполнимости, что является недопустимым.

Кроме того, статьей 8 Закона «О недрах» определено, что пользование отдельными участками недр может быть ограничено или запрещено в целях обеспечения национальной безопасности и охраны окружающей среды.

Пользование недрами на территориях населенных пунктов, пригородных зон, объектов промышленности, транспорта и связи может быть частично или полностью запрещено в случаях, если это пользование может создать угрозу жизни и здоровью людей, нанести ущерб хозяйственным объектам или окружающей среде.

Истец ссылается на ст. 34 ч. 2 ФЗ «Об охране окружающей среды», требуя приостановлении деятельности ответчика по добыче подземных вод из скважин. Однако из упомянутой статьи следует, что приостановление эксплуатации сооружений и иных объектов возможно при условии, если эта деятельность оказывает прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду.

В рамках гражданского законодательства предусмотрен способ защиты прав и законных интересов неопределенного круга лиц от деятельности, создающей для них угрозу.

Опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность (часть 1 статьи 1065 ГК РФ).

Если причиненный вред является последствием эксплуатации предприятия, сооружения либо иной производственной деятельности, которая продолжает причинять вред или угрожает новым вредом, суд вправе обязать ответчика, помимо возмещения вреда, приостановить или прекратить соответствующую деятельность (часть 2 статьи 1065 ГК РФ).

Какие-либо доказательства, подтверждающие требование истца о приостановлении деятельности, в материалы дела не представлены.

Кроме того, согласно п.2.4. Временных методических рекомендаций

по подготовке и рассмотрению материалов при предоставлении лицензий на право пользования участками недр для целей геологического изучения и добычи подземных вод, используемых для питьевого водоснабжения населения или технологического обеспечения водой объектов промышленности, утв. приказом МПР РФ от 12 сентября 2002 г. N 575, лицензирование пользования недрами для добычи подземных вод действующими водозаборами проводится в процессе их эксплуатации. При подготовке и рассмотрении материалов при предоставлении лицензий для добычи подземных вод проверяется соответствие фактических условий пользования недрами требованиям рациональной эксплуатации недр. В случае их несоответствия условиями пользования недрами должны быть предусмотрены необходимые мероприятия, направленные на осуществление рациональной эксплуатации недр: создание или расширение наблюдательной сети мониторинга состояния недр; проведение, при необходимости, оценки или переоценки эксплуатационных запасов подземных вод и уточнение проекта.

Отказывая в удовлетворении требования о приостановлении деятельности ответчика по добыче подземных вод из скважин суд исходит также из интересов населения, для которого других источников для хозяйственно-питьевых нужд на территории ... не имеется.

В соответствии с ч. 3 ст. 196 ГПК РФ суд рассмотрел дело в пределах заявленных требований.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Управления Росприроднадзора по Омской области к ответчику МУП «Мысовское» о признании деятельности незаконной, возложении обязанности устранить выявленные нарушения удовлетворить частично.

Признать деятельность Муниципального унитарного предприятия «Мысовское» <данные изъяты> по добыче подземных вод из скважин с кадастровыми № ..., расположенных в ... незаконной.

В удовлетворении остальной части требований отказать.

На решение суда может быть принесена апелляционная жалоба, представление в Омский областной суд через Муромцевский районный суд в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения суда.

Судья

Муромцевского районного суда

Т.В. Страшко

Мотивированное решение изготовлено 10.07.2012г.

Судья Страшко Т.В.