Дело № 2-402/2012 от 15.08.2012 года по иску прокурора в интересах Гребенниковой Е.Н. к Администрации Мурмоцевского МР о предоставлении мер социальной поддержки



Дело № 2-402/2012

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

р.п. Муромцево

15.08.2012 года

Судья Муромцевского районного суда Омской области Ахметова А.М.,

при секретаре Прудниковой Т.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Муромцевского района Омской области к интересах Гребенниковой Е.Н. к Администрации Муромцевского муниципального района Омской области о признании незаконным бездействия Администрации Муромцевского муниципального района Омской области по предоставлению мер социальной поддержки в виде права на получение расходов по оплате услуг отопления, электроэнергии,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Муромцевского района Омской области обратился в суд с исковым заявлением в интересах Гребенниковой Е.Н., мотивируя заявленные требования тем, что при проведении проверки соблюдения законодательства о социальной защите отдельных категорий граждан было установлено, что Гребенникова Е.Н. с 1986 года по настоящее время работает в МУЗ «Муромцевская ЦРБ» в должности <данные изъяты>. До марта 2009 года ей как работнику здравоохранения предоставлялись льготы по оплате коммунальных услуг, после чего предоставление указанных льгот прекратилось и они не предоставляются в настоящее время. Таким образом, меры социальной поддержки, предусмотренные ст.ст. 36.37 Закона Омской области от 04.07.2008 г. №1061-ОЗ "Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан", Гребенниковой Е.Н. как медицинскому работнику МУЗ «Муромцевская ЦРБ», в 2010, 2011 году Администрацией Муромцевского муниципального района не предоставлялись, что нарушает ее права и законные интересы. На основании изложенного, заявитель просит суд признать незаконным бездействие администрации Муромцевского муниципального района Омской области по предоставлению мер социальной поддержки медицинскому работнику муниципального учреждения здравоохранения «Муромцевская центральная районная больница» Гребенниковой Е.Н. в виде права на получение компенсации расходов по оплате отопления жилой площади, признать за ней право на получение соответствующих льгот, обязать администрацию Муромцевского муниципального района Омской области предоставить Гребенниковой Е.Н. меры социальной поддержки в виде компенсации расходов по оплате услуг отопления в размере 32 375 рублей 31 копейка за период с 01.06.2010 года по 31.12.2011 года.

В дополнительном исковом заявлении (л.д. 53) истица Гребенникова Е.Н. просит взыскать также компенсацию понесенных ею расходов по оплате электроэнергии за 2011 год в сумме 307 рублей 50 копеек, а всего взыскать в ее пользу компенсацию в сумме 32 682 рубля 31 копейку.

В судебном заседании представитель заявителя – старший помощник прокурора Зверева И.Н. заявленные прокурором района исковые требования поддержала, в обоснование своей позиции привела доводы аналогичные, изложенным в исковом заявлении, просила суд при решении вопроса об обязании Администрации района предоставить Гребенниковой Е.Н. меры социальной поддержки, за период с 01.06. 2010 года по 31.12.2011 года по оплате отопления в сумме 31 061 рубль 32 копейки, а также удовлетворить дополнительные исковые требования Гребенниковой Е.Н. в части компенсации расходов по оплате освещения за 2011 год.

Истец Гребенникова Е.Н. заявленные прокурором в ее интересах и собственные исковые требования поддержала, просила их удовлетворить. При этом пояснила суду, что с 1986 года она работает медсестрой педиатрического кабинета в МУЗ «Муромцевская ЦРБ», проживает одна в однокомнатной благоустроенной квартире, площадью 33,44 кв.м. Данная квартира принадлежит на праве собственности Администрации Муромцевского муниципального района, а ей предоставлена по договору социального найма. По февраль 2009 года, ей, как медицинскому работнику, проживающему в сельской местности, предоставлялись льготы по оплате услуг отопления и освещения, компенсация расходов производилась централизованно, а с марта 2009 года предоставление льгот было прекращено, в связи с чем она оплачивала коммунальные услуги самостоятельно, в полном объеме, задолженности не имеет. Однако учитывая то, что льготы по коммунальным услугам не отменялись, истица Гребенникова Е.Н. просит суд заявленные в ее интересах прокурором района и собственные дополнительные исковые требования удовлетворить, признать незаконным бездействие Администрации района по предоставлению ей льгот по оплате услуг отопления, освещения, уточнила сумму, подлежащей взысканию компенсации, в связи с чем просила обязать ответчика предоставить ей меры социальный поддержки в виде компенсации понесенных расходов по оплате отопления за период с 01.06.2010 года по 31.12.2011 года в сумме 30 844 рубля 84 копейки, по оплате электроэнергии за 2011 год в сумме 216 рублей 48 копеек, а всего в сумме 31 061 рубль 32 копейки.

Представитель ответчика Администрации Муромцевского муниципального района Омской области Губкин И.Ю., действующий на основании доверенности № ... от 12.01.2012 года (л.д. 97), в судебное заседание, назначенное на 15.08.2012 года не явился, согласно ходатайства (л.д. 96) просит суд о рассмотрении дела в его отсутствие, возражает против удовлетворения заявленных прокурором района в интересах Гребенниковой Е.Н. исковых требований в уточненном объеме, полгая их необоснованными по доводам, изложенным в отзыве на исковое заявление (л.д. 84 - 86).

Представитель третьего лица МУЗ «Муромцевская ЦРБ» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела, уточнении исковых требований уведомлен надлежащим образом (л.д.52, 97), в заявлении (л.д. 102) просит рассмотреть дело в его отсутствие.

Представитель третьего лица Министерства финансов Омской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела, об уточнении заявленного иска уведомлен надлежащим образом (л.д. 59, 118), рассмотрение дела в его отсутствие возможно.

Заслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд находит заявленные прокурором Муромцевского района уточненные исковые требования, подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ч. 2 ст. 15 Конституции РФ, органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы.

В соответствии со ст. 255 ГПК РФ, к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

В силу п. "ж" ст. 72 Конституции РФ, в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится вопросы социальной защиты населения, включая социальное обеспечение.

Согласно ст. 1 Федерального закона №131-ФЗ от 06.10.2003 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, признается, гарантируется и осуществляется на всей территории Российской Федерации.

В данном случае из Устава МУЗ «Муромцевская ЦРБ» (л.д. 17 - 18) следует, что МУЗ "Муромцевская центральная районная больница" в 2010 и 2011 годах являлось муниципальным учреждением здравоохранения, учредителем которого являлся орган местного самоуправления - Муромцевский муниципальный район Омской власти в лице Администрации Муромцевского муниципального района Омской области.

В соответствии с ч. 2 ст. 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.1993 г. №5487-1, действовавшей до 01.01.2005 г., врачи, провизоры, работники со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающие и проживающие в сельской местности и посёлках городского типа, а также проживающие с ними члены их семей имели право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением.

Аналогичная норма была предусмотрена и ст. 59 Жилищного кодекса РСФСР, утратившего силу с 01.03.2005 г. в связи с принятием Федерального закона №189-ФЗ от 29.12.2004 г., а именно специалисты, работающие и проживающие в сельской местности, вне населенных пунктов (а в установленных законодательством Союза ССР случаях - в рабочих и иных поселках), пользовались бесплатно жилым помещением с отоплением и освещением.

Согласно Федеральному закону от 22.08.2004 г. №122-ФЗ "О внесении вменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации, в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной пасти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления" от 22.08.2004 г. №122-ФЗ, решение вопросов социальной поддержки медицинских работников передано тем властным структурам, в ведении которых находятся соответствующие организации здравоохранения.

Согласно п. 2 ст. 153 ФЗ от 22.08.2004 г. №122-ФЗ, при издании органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в связи с принятием настоящего федерального закона нормативных правовых актов должны быть соблюдены следующие условия: вновь устанавливаемые размеры и условия выплаты пособий (в том числе единовременных) иных видов социальных выплат, гарантии и компенсации отдельным категориям граждан в денежной форме не могут быть ниже размеров и условий оплаты труда (включая надбавки и доплаты), размеров и условий выплаты пособий, (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантий и компенсаций в денежной форме, предоставлявшихся соответствующим категориям граждан, по состоянию на 31.12.2004 г.

В соответствии с положениями ст. 63 "Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников федеральных специализированных организаций здравоохранения», действовавшей до 31.12.2011 года, устанавливаются Правительством Российской Федерации; меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников организаций здравоохранения, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации; меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников муниципальных организаций здравоохранения устанавливаются органами местного самоуправления.

В силу п.п. 24 пункта 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 г. №184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счёт бюджета субъекта Российской федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета) относится решение вопросов, в том числе связанных возмещением расходов муниципальных образований в связи с предоставлением законами субъекта Российской Федерации льгот отдельным категориям граждан, льгот по оплате услуг связи, организация предоставления гражданам субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг.

Согласно ст. 19 ФЗ от 06.10.2003 г. №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации осуществляется федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации - законами субъектов Российской Федерации. Отдельные государственные полномочия, передаваемые для осуществления органам местного самоуправления, осуществляются органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, если иное не установлено федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации.

Из ч. 5 указанной статьи следует, что финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счёт предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.

Статьей 36 Закона Омской области от 04.07.2008 г. №1061-ОЗ "Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан", предусмотрено, что медицинским работникам государственных и муниципальных учреждений Омской области, а также неработающим пенсионерам предоставляются меры социальной поддержки, в том числе: компенсация расходов на оплату отопления. При отсутствии приборов учета - расходов, рассчитанных исходя из утвержденных в установленном законодательством порядке нормативов потребления коммунальных услуг. Установленная настоящим подпунктом компенсация во всех случаях предоставляется в пределах общей площади жилого помещения, приходящейся на работника (неработающего пенсионера), рассчитанной путем деления фактической общей площади жилого помещения на количество проживающих в нем лиц, но не более 18 кв.м общей площади жилого помещения на работника (неработающего пенсионера), проживающего в семье из трех и более человек, 21 кв.м общей площади жилого помещения на работника (неработающего пенсионера), проживающего в семье из двух человек, 33 кв.м общей площади жилого помещения на одиноко проживающего работника (неработающего пенсионера).

Согласно п.п. 3.4 ст. 37 Закона Омской области от 04.07.2008 г. №1061-ОЗ "Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан", Омская область передаёт на неограниченный срок органам местного самоуправления муниципальных районов Омской области государственные полномочия в части предоставления мер социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения и отопления, твердого топлива, природного газа, электроэнергии работникам, осуществляющим свою деятельность в соответствии с трудовым договором (за исключением внешнего совместительства) с нагрузкой не менее 75 процентов нормы рабочего времени в расположенных в сельской местности муниципальных учреждениях здравоохранения и культуры Омской области, и неработающим пенсионерам, уволенным в связи с выходом на пенсию из муниципальных учреждений здравоохранения, культуры, имеющим общий трудовой стаж в указанных учреждениях не менее 10 лет и пользовавшимся в соответствии с федеральным и областным законодательством при выходе на пенсию мерами социальной поддержки (в том числе льготами) по оплате жилого помещения и коммунальных услуг. Средства на реализацию, передаваемых государственных полномочий ежегодно предусматриваются в областном бюджете в виде субвенций.

В данном случае из справки (л.д. 103), следует, что Гребенникова Е.Н. работает постоянно в МУЗ «Муромцевская центральная районная больница" с 28.06.2004 года по 29.08.2011, с 26.09.2011 по настоящее время.

Согласно решения Муромцевского районного суда (л.д. 112 - 116) Гребенниковой Е.Н. с 15.12.2008 года назначена льготная пенсия за выслугу лет как лицу, осуществляющему лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в связи с чем в период не осуществления ею лечебной деятельности с 30.08.2011 года по 25.09.2011 года истица являлась пенсионером системы здравоохранения, находящимся на пенсии по выслуге лет, сохраняющим право на предоставление льгот по оплате коммунальных услуг.

В судебном заседании установлено, что Гребенниковой Е.Н., в соответствии со ст. 36 Кодекса Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан, ранее предоставлялись меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения (отопление, электроэнергия) за счёт средств бюджета.

Так, согласно справки МУЗ «Муромцевская ЦРБ» (л.д. 104) Гребенникова Е.Н. пользовалась льготой по коммунальным услугам (отопление, освещение). За период с февраля 2009 года по декабрь 2011 года выплат не предоставлялось, так как действие льгот приостановлено. Льготная площадь составляет 33 кв.м.

Из справки о составе семьи (л.д.118) следует, что Гребенникова Е.Н. проживает одна, в благоустроенной квартире с центральным отоплением, расположенной по адресу: ...

Согласно решения Совета от 16.11.2009 года № 81 (л.д. 81 - 83), приказа от 02.11.2010 года № 124/50 (л.д. 111), информации МУП «Теплосеть-1» (л.д. 34, 50 - 51) тариф на услуги отопления для населения Муромцевского муниципального района, рассчитанный по стоимости одного квадратного метра в размере 100% затрат, в 2010 году составлял - 49 рублей 94 копейки, в 2011 году - 52 рубля 63 копейки.

Согласно технического паспорта (л.д. 35) общая площадь принадлежащей Гребенниковой Е.Н. квартиры составляет 38,3 кв.м., из которых площадь квартиры без балкона, то есть отапливаемая площадь, составляет 33,9 кв. метра.

Согласно уточненной Расшифровки стоимости коммунальных услуг МУП «Теплосеть 1» (л.д. 50 - 51), справки (л.д. 110) общая оплачиваемая Гребенниковой Е.Н. за услуги отопления площадь составляет 31,44 кв.м., льготная площадь в 2010 - 2011 году составляла 31,44 кв.м. и за период с 01.06.2010 года по 31.12.2011 года плата за отопление в размерах льготной площади составила 30 844 рубля 84 копейки, оплаченных истицей в полном объеме, что подтверждается представленными платежными поручениями (л.д. 23 - 33), справкой об удержании и перечислении денежных средств (л.д. 20), постановлениями (л.д. 21 – 22).

Согласно справки (л.д. 98), Гребенниковой Е.Н. в 2011 году было израсходовано 547 кВт электроэнергии, задолженности по оплате электроэнергии не имеется, оплата производилась из тарифа 1 рубль 76 копеек, утвержденного Приказом РЭК Омской области от 16.12.2010 года № 414/65 для населения, проживающего в домах, оборудованных стационарными электроплитами.

Согласно решения Муромцевского районного суда от 27.12.2011 года (л.д. 36 - 47) в пользу Гребенниковой Е.Н. взыскана компенсация расходов по оплате отопления занимаемого жилого помещения за период с 01.03.2009 года по 31.05.2010 года и расходы, оплату освещения за 2009, 2010 годы.

Таким образом, объем льготной площади истицы в соответствии со ст. 36 Кодекса, за период с 01.06.2010 года по 31.12.2011 года составлял 31,44 кв.м., в связи с чем начисление платы за отопление в размерах льготной площади за весь спорный период составляет:

- 2010 году – 31,44 кв.м. х 49,93 руб. (тариф) х 7 месяцев = 10 988,59 рублей,

- 2011 году – 31,44 кв.м. х 52,63 руб. (тариф) х 12 месяцев = 19856,25 рублей, итого 30844,84 рубля.

Объем льготы Гребенниковой Е.Н. по оплате электроэнергии в 2011 году составлял 123 кВт, соответственно сумма компенсации составляет 216,48 рублей (123 кВт х тариф 1,76 рублей), итого 216,48 рублей.

Таким образом, общая сумма компенсации понесенных истицей Гребенниковой Е.Н. расходов по оплате отопления за период с 01.06.2010 года по 31.12.2011 года и электроэнергии за 2011 год составляет 31 061 рубль 32 копейки (30844,84 + 216,48).

На основании изложенного, оценив в совокупности все доказательства по делу, суд приходит к выводу о наличии у Гребенниковой Е.Н., как медицинского работника, права на получение мер социальной поддержки в виде компенсации расходов по оплате услуг отопления, освещения в связи с чем находит заявленные исковые требования подлежащими удовлетворению.

При этом, доводы представителя ответчика, изложенные в отзыве на исковое заявление, суд находит несостоятельными, поскольку Администрацией Муромцевского муниципального района Омской области, при наличии у Гребенниковой Е.Н. права на получение мер социальной поддержки, в отсутствие законных оснований, не исполнялась обязанность по установлению и предоставлению мер социальной поддержки медицинским и фармацевтическим работникам, возложенная на органы местного самоуправления в соответствии со ст. 63 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан и пунктом 50 ст. 35 ФЗ № 122-ФЗ от 22.08.2004 г.

В соответствии со ст. 52 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет (местный бюджет).

Из пункта 5 указанной статьи следует, что в местных бюджетах раздельно предусматриваются доходы, направляемые на осуществление полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения, и субвенции, предоставленные для обеспечения осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также осуществляемые за счёт указанных доходов и субвенций соответствующие расходы местных бюджетов.

Пунктом 5 ст. 53 названного закона установлено, что порядок осуществления расходов местных бюджетов на осуществление отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, устанавливается соответственно федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

В соответствии с ч. 4 ст. 55 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", в доходы местных бюджетов зачисляются субвенции, предоставляемые на осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, в соответствии со ст. 63 настоящего Федерального закона.

Частью 1 ст. 63 указанного федерального закона установлено, что общий размер субвенций, предоставляемых из федерального бюджета и бюджета субъекта Российской Федерации местным бюджетам на осуществление органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий, определяется федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год раздельно по каждому из указанных государственных полномочий.

В соответствии с ч. 2 указанной статьи, субвенции на осуществление органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий предоставляются местным бюджетам из создаваемого в составе бюджета субъекта Российской Федерации регионального фонда компенсаций. Указанный фонд формируется за счёт: субвенций из федерального фонда компенсаций на осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и иных доходов бюджета субъекта Российской Федерации в объёме, необходимом для осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами.

Как отмечалось выше, пунктом 50 ст. 35 Федерального закона №122-ФЗ решение вопросов социальной поддержки медицинских работников передано тем властным структурам, в ведении которых находятся соответствующие организации здравоохранения.

В данном случае, как установлено судом, причиной прекращения предоставления льгот Гребенниковой Е.Н. как медицинскому работнику, послужило приостановление подпунктом 2 пункта 1 ст. 16 Закона Омской области от 24.11.2008 г. №1093-ОЗ "Об областном бюджете на 2009 г." действия статей 36,37 Кодекса Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан с 1 января по 31 декабря 2009 г. Письмом Министерства финансов Омской области от 20.01.2009 г., также рекомендовано приостановить действие доведенных до главных распорядителей средств местного бюджета лимитов бюджетных обязательств на 2009 год, за исключением бюджетных обязательств, в том числе по предоставлению мер социальной поддержки отдельным категориям граждан.

При этом, определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 28.10.2009 г. №50-Г09-20, признаны противоречащими федеральному законодательству отдельные положения подпункта 2 пункта 1 ст. 16 Закона Омской области от 24.11.2008 г. №1093-03 "Об областном бюджете на 2009 год".

Однако, несмотря на указанное судебное решение, подпунктом 2 пункта 1 ст. 15 Закона Омской области от 29.12.2009 г. №1219-ОЗ "Об областном бюджете на 2010 год", Закона Омской области от 09.12.2010 года № 1313-ОЗ «Об областном бюджете на 2011 год» действие статей 36, 37 Кодекса Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан, приостановлено с 1 января по 31 декабря 2010 и 2011 года, соответственно, за исключением положений по предоставлению мер социальной поддержки работникам государственных учреждений здравоохранения Омской области.

Анализируя вышеизложенное, суд приходит к выводу о том, что указанные подпункты 2 пункта 1 ст. 15 Законов Омской области от 29.12.2009 г. №1219-ОЗ и от 09.12.2010 года № 1313-ОЗ, ставят в неравное положение работников государственных и муниципальных учреждений здравоохранения по предоставлению им мер социальной поддержки, что недопустимо.

Так, по мнению суда, закрепленное в ч. 1 ст. 53 Федерального закона от 22.08.2004 г. №122-ФЗ правовое регулирование не предполагает отмену социальных прав, приобретенных работающими и проживающими в сельской местности и посёлках городского типа медицинскими работниками муниципальных организаций здравоохранения на основании законодательства, которое действовало до 01.01.2005 года, а обеспечивает возможность их сохранения после указанной даты.

Согласно Федерального Закона от 21.11.2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» новое правовое регулирование в части предоставления мер социальной поддержки медицинским работникам, вводится только с 01.01.2012 года.

В соответствии с неоднократно выраженной в решениях Конституционного Суда Российской Федерации правовой позицией, изменение законодателем ранее установленных правил предоставления населению льгот и компенсаций должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, предполагающий правовую определенность, сохранение разумной стабильности правового регулирования, недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм и предсказуемость законодательной политики, в том числе в социальной сфере, с тем чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты, т.е. в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано; Российская Федерация как правовое социальное государство не может произвольно отказываться от выполнения взятых на себя публично-правовых обязательств, и отмена либо приостановление предоставления выплат либо льгот компенсаторного характера допустимы только при установлении надлежащего механизма соответствующего возмещения, формы и способы которого могут меняться, но объем не должен уменьшаться.

Исследовав и оценив все доказательства в совокупности, суд находит требования прокурора Муромцевского района Омской области и истицы Гребенниковой Е.Н. по признанию незаконным бездействия Администрации Муромцевского муниципального района Омской области по предоставлению мер социальной поддержки обоснованными, поскольку решение вопросов социальной поддержки медицинских работников в 2010 и 2011 году входило в компетенцию властных структур, в ведении которых находились соответствующие организации здравоохранения, в том числе, Администрации Муромцевского муниципального района Омской области.

Доводы представителя Администрации Муромцевского муниципального района Омской области об отсутствии в Муромцевском муниципальном районе Омской области необходимых финансовых средств для предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, в том числе медицинским работникам муниципальных учреждений здравоохранения, суд находит несостоятельными, поскольку названное обстоятельство не должно нарушать прав граждан указанной категории.

В соответствии со ст. 19 ФЗ от 06.10.2003 г. №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", органы местного самоуправления имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления переданных им отдельных государственных полномочий в случаях и порядке, предусмотренных уставом муниципального образования.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлениях от 17.06.2004 № 12-П и от 15.05.2006 № 5-П, недостаточность собственных доходных источников на уровне субъектов Российской Федерации или муниципальных образований обеспечивается посредством оказания финансовой помощи из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях надлежащего исполнения ими установленных федеральным законодательством расходных обязательств.

Органы местного самоуправления в случае недостаточности собственных денежных средств для возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки указанной категории граждан, вправе требовать возмещения соответствующих расходов за счет бюджета другого уровня.

Кроме того, в соответствии с Конституцией РФ, местное самоуправление гарантируется правом на судебную защиту, на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти.

При изложенных обстоятельствах, суд приходит к выводу о незаконности бездействия Администрации Муромцевского муниципального района Омской области по предоставлению мер социальной поддержки Гребенниковой К.Н. в виде права на получение компенсации расходов по оплате отопления и освещения жилой площади, в связи с чем, полагает необходимым обязать администрацию Муромцевского муниципального района Омской области предоставить ей меры социальной поддержки в виде компенсации расходов по оплате отопления жилой площади за период с 01.06.2010 года по 31.12.2011 года, в сумме 30 844 рубля 84 копейки и оплате электроэнергии за 2011 год в сумме 216 рублей 48 копеек.

Кроме того, суд находит несостоятельными доводы представителя ответчика о необходимости прекращения производства по делу, в связи с тем, что заявленные прокурором требования фактически понуждают Администрацию района принять соответствующий нормативный акт, регулирующий порядок предоставления льгот медицинским работникам, поскольку указных требований прокурором района заявлено не было, и выступление в защиту прав конкретного лица – Гребенниковой Е.Н., не получившей вопреки приведенным нормам компенсацию расходов по оплате услуг отопления, электроэнергии вмешательством в нормотворческую деятельность органа местного самоуправления не является.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, судья

РЕШИЛ:

Заявленные прокурором Муромцевского района Омской области и Гребенниковой Е.Н. исковые требования в уточненном объеме, удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Администрации Муромцевского муниципального района по предоставлению мер социальной поддержки медицинскому работнику Муниципального учреждения здравоохранения «Муромцевская центральная районная больница» Гребенниковой Е.Н. в виде права на получение компенсации расходов по оплате отопления и освещения жилой площади.

Признать за Гребенниковой Е.Н., как медицинским работником Муниципального учреждения здравоохранения «Муромцевская центральная районная больница», право на получение мер социальной поддержки в виде компенсации расходов по оплате отопления и освещения жилой площади.

Обязать Администрацию Муромцевского муниципального района Омской области предоставить меры социальной поддержки медицинскому работнику МУЗ «Муромцевская ЦРБ» Гребенниковой Е.Н. в виде: компенсации за период с 01.06.2010 года по 31.12.2011 года расходов по оплате отопления в суме 30 844 рубля 84 копейки, компенсации за 2011 год расходов по оплате потребленной электроэнергии, в сумме 216 рублей 48 копеек, а всего в сумме 31 061 (тридцать одна тысяча шестьдесят один) рубль 32 копейки.

Решение может быть обжаловано в течение одного месяца с момента его вынесения в окончательной форме, путем принесения апелляционной жалобы или представления в Омский областной суд через Муромцевский районный суд.

Судья

А.М. Ахметова