Дело № 2-374/2012 от 10.08.2012 года по иску прокурора в интересах Морозовой Н.А., Борисовой А.М., Дмитриевой Е.М., Гаврилова В.Ф. о признании недействительными отдельных положений договора на поставку тепловой энергии




Дело №2-374/2012

(2-407/2012, 2-408/2012, 2-409/2012)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

р.п. Муромцево

10.08.2012

Судья Муромцевского районного суда Омской области Гужинов А.Н.,

при секретаре Фроловой Т.Д., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковым заявлениям прокурора Муромцевского района Омской области в интересах Морозовой Н.А., Борисовой А.М., Дмитриевой Е.М. и Гаврилова В.Ф. о признании недействительными отдельных положений договора на поставку тепловой энергии,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Муромцевского района Омской области обратился в суд с исковыми заявлениями в интересах Морозовой Н.А., Борисовой А.М., Дмитриевой Е.М. и Гаврилова В.Ф., мотивируя иски тем, что в деятельности МУП «Теплосеть-1» установлены нарушения порядка предоставления коммунальных услуг. Граждане Морозова Н.А., Борисова А.М., Дмитриева Е.М., Гаврилов В.Ф. проживают в доме ..., в квартирах ... соответственно. МУП «Теплосеть-1» 04.05.2010 с Морозовой Н.А., 28.04.2010 с Борисовой А.М., Дмитриевой Е.М. и Гавриловым В.Ф. заключило договоры поставки тепловой энергии по отоплению квартир данных граждан. В 2009 году в многоквартирном доме ..., был установлен общедомовой узел учета тепловой энергии и теплоносителя, который 01.12.2009 допущен и введен в эксплуатацию. Прокурор и истцы оспаривают п. 3.3 Договоров на поставку тепловой энергии, согласно которому расход сетевой воды и энергия потерь сетевой воды оплачивается абонентами по показаниям приборов учета тепловой энергии. Так же оспаривают и считают незаконным п.2.6 данных Договоров, которым гражданам вменена обязанность за счет регулирования внутренних систем, обеспечивать установленную разность температур в подающем и обратном трубопроводе. Указанные в иске пункты договоров считают незаконными, противоречащими ГК РФ, ст. 2 ФЗ «О теплоснабжении» и Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам. Так же считают не соответствующими закону п. 2.2 и 2.3 Договоров, где установлено, что тариф на поставку тепловой энергии утверждается решением сессии районного совета Муромцевского района и вводится в действие с момента вступления в силу распоряжения Главы Администрации Муромцевского муниципального района. Вместе с тем, в Омской области органом, осуществляющим полномочия по установлению тарифов, является Региональная энергетическая комиссия (РЭК) Омской области. Выявленные факты и пункты договоров прокурор считает нарушающими права и законные интересы Морозовой Н.А., Борисовой А.М., Дмитриевой Е.М. и Гаврилова В.Ф., являющихся пенсионерами. Просят признать незаконными пункты 2.2., 2.3., 2.6., 3.3. Договоров на поставку тепловой энергии, заключенных МУП «Теплосеть-1» с Морозовой Н.А., Борисовой А.М., Дмитриевой Е.М. и Гавриловым В.Ф., предусматривающие утверждение тарифов на тепловую энергию и оплату расхода сетевой воды и энергии потерь сетевой воды по показаниям приборов учета тепловой энергии и применить последствия недействительности сделок, а также взыскать с ответчика государственную пошлину.

Определением Муромцевского районного суда от 01.08.2012, дела № 2-374/2012, 2-407/2012, 2-408/2012 и 2-409/2012 были соединены в одно производство.

В судебном заседании прокурор заявленные исковые требования поддержал в полном объеме, в обоснование своей позиции привел доводы, аналогичные изложенным в исковых заявлениях.

Истица Дмитриева Е.М. в судебном заседании участия не принимала в силу преклонного возраста и состояния здоровья, о времени и месте его проведения надлежаще уведомлена, рассмотрение дела без её участия возможно.

Истцы Морозова Н.А., Борисова А.М. и Гаврилов В.Ф. в судебном заседании заявленные прокурором требования поддержали и пояснили, что тепловую энергию потребляют для личных нужд и отопления своих квартир. Регулировать объемы потребления тепла в зависимости от погодных условий за пределами своих квартир они не могут. Не согласны платить по температурному графику за «недобр» тепла, а так же за расход сетевой воды всего МУП «Теплосеть-1», которая уже включена в тариф и забрать её из закрытой системы отопления через их квартирные краны «Маевского» невозможно.

Представитель ответчика МУП «Телосеть-1» Михайлов Е.В. действующий на основании доверенности (дело № 2-374/2012 л.д. 23), иски не признал, приведя в обоснование своей позиции доводы, аналогичные изложенным в возражениях на исковое заявление (дело № 2-374/2012 л.д. 25-26, 81-84). Полагал, что прокурор не вправе был обращаться в суд с иском в интересах данных граждан, которые дееспособны и в состоянии сами отстаивать свои интересы в суде.

Заслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд находит заявленные прокурором Муромцевского района исковые требования в интересах Морозовой Н.А., Борисовой А.М., Дмитриевой Е.М. и Гаврилова В.Ф. подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 3 ст. 539 Гражданского кодекса РФ, к отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным настоящим Кодексом, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними.

Согласно ч. 1 ст. 548 ГК РФ, правила, предусмотренные статьями 539 - 547 настоящего Кодекса, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.

В силу ч. 1 ст. 539 ГК РФ, по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.

В соответствии со ст. 541 ГК РФ, энергоснабжающая организация обязана подавать абоненту энергию через присоединенную сеть в количестве, предусмотренном договором энергоснабжения, и с соблюдением режима подачи, согласованного сторонами. Количество поданной абоненту и использованной им энергии определяется в соответствии с данными учета о её фактическом потреблении.

В случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, он вправе использовать энергию в необходимом ему количестве.

Согласно ст. 544 ГК РФ, оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

В соответствии с ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса РФ, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Согласно ч. 15 ст. 161 ЖК РФ, организация, осуществляющая поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, отвечает за поставки указанных ресурсов надлежащего качества до границ общего имущества в многоквартирном доме и границ внешних сетей инженерно-технического обеспечения данного дома, если иное не установлено договором с такой организацией.

В соответствии с ч. 2 ст. 164 ЖК РФ, договоры холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления) заключаются каждым собственником помещения, осуществляющим непосредственное управление многоквартирным домом, от своего имени.

В соответствии с п. 1 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 г. № 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам", настоящие Правила регулируют отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии.

Пунктами 7 и 8 Правил установлено, что собственники помещений в многоквартирном доме вносят плату за приобретенные у ресурсоснабжающей организации объемы (количество) холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также за оказанные услуги водоотведения исходя из показаний приборов учета, установленных на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме или принадлежащих собственникам жилых домов, с системами коммунальной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. Общий объем (количество) потребленных холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также отведенных сточных вод, определенный исходя из показаний коллективных (общедомовых) приборов учета, распределяется между указанными собственниками в порядке, установленном пунктом 21 настоящих Правил.

Условия договора о приобретении коммунальных ресурсов и водоотведении (приеме (сбросе) сточных вод), заключаемого с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить настоящим Правилам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.

Согласно п.п. «б» п. 21 вышеуказанных Правил, при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и при отсутствии индивидуальных и общих (квартирных) приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилом помещении определяется для отопления - в соответствии с подпунктом 2 пункта 2 приложения № 2 к настоящим Правилам, по формуле, где:

- общая площадь i-того помещения (квартиры) в многоквартирном доме или общая площадь жилого дома (кв. м); - среднемесячный объем потребления тепловой энергии на отопление за предыдущий год (Гкал/кв. м);

- тариф на тепловую энергию, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации (руб./Гкал).

При этом исполнитель производит 1 раз в год корректировку размера платы за отопление в соответствии с подпунктом 3 пункта 2 приложения № 2 к настоящим Правилам по формуле:

где:

- размер платы за тепловую энергию, определенный исходя из показаний коллективных (общедомовых) приборов учета, установленных в многоквартирном доме (руб.);

- общая площадь i-того помещения (квартиры, нежилого помещения) в многоквартирном доме или общая площадь жилого дома (кв. м); - общая площадь всех помещений в многоквартирном доме или жилого дома (кв. м);

- общий размер платы за отопление в i-том жилом помещении многоквартирного дома за прошедший год (руб.)

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 190-ФЗ "О теплоснабжении", тепловая энергия – энергетический ресурс, при потреблении которого изменяются термодинамические параметры теплоносителей (температура, давление).

В силу п. 1 ч. 3 ст. 7 этого же Закона, в области государственного регулирования цен (тарифов), тарифы, перечень которых приведен в статье 8 настоящего Федерального закона, устанавливают органы исполнительной власти субъектов Российской федерации.

Согласно п.п. 1 п. 10 «Положения о Региональной энергетической комиссии Омской области», утвержденного Постановлением Правительства Омской области от 2 ноября 2011 г. № 212-п, Региональная энергетическая комиссия Омской области осуществляет полномочия по государственному регулированию в сфере теплоснабжения по установке тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям тепловой энергии (мощности), в рамках установленных федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов предельных (минимального и (или) максимального) уровней указанных тарифов, а также тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями другим теплоснабжающим организациям.

В соответствии с п.п. 4,5 п. 15 Положения, РЭК Омской области осуществляет региональный государственный контроль (надзор) в области регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения в порядке, установленном федеральным законодательством, и проводит проверки хозяйственной деятельности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, в части правильности применения цен (тарифов) в этой сфере, а также осуществляет государственный контроль (надзор) в области регулирования тарифов и надбавок в коммунальном комплексе в порядке, установленном федеральным законодательством.

В соответствии со ст. 168 Гражданского кодекса РФ, сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.

Согласно ст. 180 ГК РФ, недействительность части сделки не влечет недействительности прочих ее частей, если можно предположить, что сделка была бы совершена и без включения недействительной ее части.

В соответствии со ст. 167 ГК РФ, недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.

В данном случае, из Устава МУП «Теплосеть-1» (дело № 2-374/2012 л.д. 8-10) следует, что предметом деятельности Предприятия является обеспечение населения и организаций тепловой энергией. Согласно п. 4.4.1 Устава, Предприятие имеет право заключать все виды договоров с юридическими и физическими лицами, не противоречащие законодательству РФ, нормативным правовым актам органов местного самоуправления, а так же целям и предмету деятельности Предприятия.

Судом установлено, что истцы Морозова Н.А., Борисова А.М., Дмитриева Е.М. и Гаврилов В.Ф. являются собственником квартир № ..., соответственно, в доме ... (дело № 2-374/2012 (л.д.11-12), дело № 2-407/2012 (л.д.10), дело № 2-408/2012 (л.д.10), дело № 2-409 (л.д.10-14).

Согласно удостоверениям (дело № 2-374/2012 (л.д.13), дело № 2-408/2012 (л.д.12), дело №2-409 (л.д.20) истцы являются пенсионерами и в силу возраста, по мнению суда, они по уважительной причине не могут сами обратиться в суд, надлежаще отстаивать свои права и законные интересы.

Из договоров поставки тепловой энергии (дело № 2-374/2012 (л.д.16-17), дело № 2-407/2012 (л.д. 8-9), дело № 2-408/2012 (л.д.8-9), дело № 2-409 (л.д. 8-9) следует, что между МУП «Теплосеть-1» и Морозовой Н.А., Борисовой А.М., Дмитриевой Е.М. и Гавриловым В.Ф. в апреле-мае 2010 года заключены договоры поставки тепловой энергии в принадлежащие им жилые помещения по вышеуказанным адресам. Общим предметом данных договоров, в соответствии с п. 1.1, являются отношения по предоставлению Исполнителем (МУП «Теплосеть-1») услуг по поставке тепловой энергии и теплоносителя Потребителям, а так же оплата Потребителями потребленной тепловой энергии и расхода теплоносителя.

Пунктами 2.2 и 2.3 вышеуказанных Договоров установлено, что тариф на поставку тепловой энергии утверждается решением сессии Районного совета Муромцевского района на данный период времени. Тариф может быть изменен, считается введенным в действие с момента вступления в силу распоряжения Главы Администрации Муромцевского района. Изменение тарифа считается доведенным до сведения потребителя с момента опубликования в средствах массовой информации.

По мнению суда, данные пункты противоречили как действовавшему ранее законодательству РФ в данной сфере правоотношений в апреле-мае 2010 года, а именно Федеральному закону от 14.04.1995 № 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации", так и действующему в настоящее время Федеральному закону от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении», которыми органы местного самоуправления не наделялись ранее и не наделены в настоящее время полномочиями по установлению и изменению тарифов на поставку тепловой энергии. В связи с изложенным, возражения ответчика о том, что на момент заключения договора п.п.2.2 и 2.3 соответствовали действовавшему законодательству, суд находит не убедительными.

Пунктом 2.6 Договоров истцы обязаны за счет регулирования внутренних систем обеспечивать разность температур в подающем и обратном трубопроводе: за сентябрь, май – 5?С, октябрь, апрель – 8?С, за ноябрь, март – 10?С, декабрь, январь – 12?С, если меньше, то потребитель оплачивает при невыполнении потребителем условий договора по величине минимального перепада температур в подающем и отводящем трубопроводах (температуре воды в трубопроводе) при соблюдении теплоснабжающей организацией температуры сетевой воды в подводящем трубопроводе тепловая энергия подлежащая оплате определяется с учетом показателей договорного температурного графика.

По мнению суда, данный пункт (2.6) Договора противоречит положениям ст. 541 ГК РФ, поскольку нарушает гражданские права истцов на использование тепловой энергии для бытового потребления в необходимом ему количестве.

Возражения ответчика в данной части и его ссылки на методические рекомендации Минэнерго РФ и ФЭК РФ от 19.01.2002 по регулированию отношений между энергоснабжающей организацией (ЭСО) и потребителями, приказ Госстроя РФ от 21.04.2000 за № 92 «Об утверждении организационно-методических рекомендаций по пользованию системами коммунального теплоснабжения в городах и других населенных пунктах РФ», приказ Минтопэнерго РФ от 12.09.1995 за № Вк-4936 и Правила учета тепловой энергии и теплоносителя, по мнению суда не состоятельны и не применимы к данным правоотношениям, так как сфера их действия прямо предусмотрена преамбулами данных актов и регулирует отношения между организациями жилищно-коммунальной сферы, осуществляющим производство, передачу, потребление тепловой энергии и теплоносителя.

Не убедительным и не нашедшим своего подтверждения в ходе разбирательства, по мнению суда, является довод ответчика о том, что жители дома ... выбрали непосредственное управление домом и каждый из собственников жилья должен нести ответственность за состояние внутренних инженерных систем дома, регулировать их и отвечать за потери теплоносителя, поскольку количество квартир в доме составляет более 12 (кв. ... у истца Гаврилова В.Ф.), при этом в материалах дела имеются достоверные документы об управлении домом МУП, а впоследствии ООО «Благоустройство» (дело №2-374 (л.д. 15, 126-120)

Так, судом установлено, что в многоквартирном доме ... в 2009 году установлен узел учета тепловой энергии, который был надлежаще допущен к эксплуатации с 03.12.2009 на основании Акта допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии у потребителя, подписанного представителями МУП «Теплосеть-1» и ответственным представителем потребителя МУП «Благоустройство» (дело № 2-374/2012 (л.д.15).

Перед установкой узла учета ООО ПКБ «Этис-автомматика» по заказу МУП «Благоустройство» был разработан рабочий проект узла учета тепловой энергии и теплоносителя (дело № 2-374/2012 (л.д. 41-60), котором в качестве приборов учета тепловой энергии и теплоносителя выбраны электромагнитные преобразователи, которые имеют малое гидравлическое сопротивление и широкий диапазон измерения расхода теплоносителя и многофункциональный вычислитель количества теплоты.

Очередной поверке вычислитель теплоты, преобразователи расхода, комплект термометров, которыми укомплектован вышеуказанный узел учета тепловой энергии, подлежат в августе 2013 года (дело № 2-374/2012 (л.д. 34,37,38,40).

Согласно п. 3.3 оспариваемых Договоров, расход сетевой воды и энергия потерь сетевой воды оплачивается по показаниям приборов учета тепловой энергии.

Толкование данного спорного пункта и практика его применения при производстве перерасчетов (корректировки) оплаты потребленной тепловой энергии, позволяет суду сделать вывод о том, что данный пункт Договоров направлен на предоставление ответчику возможности в одностороннем порядке, без согласования с истцами и без составления соответствующих актов о нарушении положений п.п. «в» п. 4.2 этих же Договоров и возникших у МУП «Теплосеть-1» убытков, а так же установления вины конкретного потребителя, включать стоимость потерянной сетевой воды и энергии на её нагрев в счета истцов по оплате тепловой энергии, что противоречит п.п. «б» п. 21 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам.

Кроме того, в соответствии с положениями ч.ч. 1 и 2 ст. 16 Закона о защите прав потребителей, условия договора, ущемляющие права потребителя по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами Российской Федерации в области защиты прав потребителей, признаются недействительными. Запрещается обусловливать приобретение одних товаров (работ, услуг) обязательным приобретением иных товаров (работ, услуг).

В данном случае, по мнению суда, положения п. 3.3 Договоров ответчиком неправомерно обусловлено приобретение потребителями одних услуг (по теплоснабжению) обязательным приобретением иных услуг (теплоносителя с учетом энергии потерь на его нагрев), что недопустимо и создает возможность оплаты тех услуг, которые потребители не собирались приобретать, а так же повторную оплату данного ресурса истцами через установленный РЭК Омской области тариф на тепловую энергию, как необходимый элемент формулы.

В своей деятельности Региональные энергетические комиссии при определении тарифов и цен на тепловую энергию руководствуется действующим приказом Федеральной службы по тарифам от 06.08.2004 за № 20-э/2 "Об утверждении методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке".

Пунктами 61.1, 61.2, 61.3, 62 данного подзаконного нормативного акта, для расчета тарифов (цен) на услуги по выработке и передаче тепловой энергии, предусматриваются материальные расходы ЭСО на компенсацию необходимых затрат и технически неизбежных потерь ресурсов:

- тепловые потери через изоляцию трубопроводов тепловых сетей и с потерями теплоносителей;

- потери (в том числе с утечками) теплоносителей (пар, конденсат, горячая вода) - без тепловой энергии, содержащейся в каждом из них.

Так, из представленных ответчиком сведений о расходах воды по котельной №1 МУП «Теплосеть-1», являющейся источником поставляемой тепловой энергии, в том числе для дома ... (л.д. 135-139), усматривается, что в 2010 году суммарный расход воды составил 3837 куб/м на сумму 164070 рублей 12 копеек, в 2011 году он снизился до 3280 куб/м на сумму 149038 рублей 72 копейки.

При этом, ответчиком суду не было представлено доказательств своих возражений о том, что данные расходы сетевой воды в 2010 и 2011 г.г. не были учтены РЭК при установлении тарифа на тепловую энергию и калькуляции расходов МУП «Теплосеть-1», при производстве и передаче тепловой энергии по системам централизованного теплоснабжения потребителей Муромцевского района Омской области.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявленные прокурором Муромцевского района Омской области в интересах Морозовой Н.А., Борисовой А.М., Дмитриевой Е.М. и Гаврилова В.Ф. к ответчику Муниципальному унитарному предприятию Муромцевского района Омской области «Теплосеть-1» исковые требования о признании недействительными отдельных положений договоров на поставку тепловой энергии, удовлетворить в полном объеме.

Признать недействительными пункты 2.2., 2.3., 2.6., 3.3. Договоров на поставку тепловой энергии, заключенных 04.05.2010 и 28.04.2010 между Муниципальным унитарным предприятием «Теплосеть-1» Муромцевского муниципального района Омской области и Морозовой Н.А., проживающей по адресу: ..., Борисовой А.М., проживающей по адресу: ..., Дмитриевой Е.М., проживающей по адресу: ... Гавриловым В.Ф., проживающим по адресу: ..., и применить последствия недействительности указанных частей сделок.

Взыскать с Муниципального унитарного предприятия «Теплосеть-1» госпошлину в доход бюджета Муромцевского муниципального района Омской области в размере 800 (восемьсот) рублей.

На решение может быть подана апелляционная жалоба или представление в течение месяца в Омский областной суд через Муромцевский районный суд со дня изготовления мотивированного решения суда в окончательной форме.

Судья

А.Н. Гужинов

Мотивированное решение суда в окончательной форме изготовлено 15.08.2012

Судья

А.Н. Гужинов