Дело № 2-397/2012 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации р.п. Муромцево 04.09.2012 года Судья Муромцевского районного суда Омской области Бурчик П.П., с участием помощника прокурора Жирнова А.Ю. при секретаре Замша Т.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению прокурора Муромцевского района Омской области в интересах Степушкиной Л.Л. о признании недействительными отдельных положений договора на поставку тепловой энергии, суд УСТАНОВИЛ: Прокурор Муромцевского района Омской области обратился в суд с исковым заявлением в интересах Степушкиной Л.Л., мотивируя тем, что прокуратурой Муромцевского района проведена проверка соблюдения эффективности использования средств, взимаемых с граждан, в деятельности МУП «Теплосеть-1», по результатам которой установлены нарушения порядка предоставления коммунальных услуг. Степушкина Л.Л. проживает в доме .... 28.04.2010 года МУП «Теплосеть-1» заключило со Степушкиной Л.Л. договор поставки тепловой энергии по отоплению квартиры указанного лица. В 2009 году в многоквартирном доме ... установлен общедомовой узел учета тепловой энергии и теплоносителя, который 01.12.2009 допущен и введен в эксплуатацию, о чем составлен акт допуска узла учета в эксплуатацию. Прокурор и истец оспаривают п. 3.3 Договоров на поставку тепловой энергии, согласно которому расход сетевой воды и энергия потерь сетевой воды оплачивается абонентами по показаниям приборов учета тепловой энергии. Также оспаривают и считают незаконным п. 2.6 данного Договора, которым Степушкиной Л.Л. вменена обязанность за счет регулирования внутренних систем обеспечивать установленную разность температур в подающем и обратном трубопроводе. Указанные в иске пункты договоров считают незаконными, противоречащими ГК РФ, ст. 2 ФЗ «О теплоснабжении» и Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам. Также считают не соответствующими закону п. 2.2 и 2.3 Договора, где установлено, что тариф на поставку тепловой энергии утверждается решением сессии районного Совета Муромцевского района и вводится в действие с момента вступления в силу распоряжения Главы Администрации Муромцевского муниципального района Омской области. Вместе с тем, в Омской области органом, осуществляющим полномочия по установлению тарифов, является Региональная энергетическая комиссия (РЭК) Омской области. Выявленные факты и пункты договоров прокурор считает нарушающими права и законные интересы Степушкиной Л.Л., являющейся пенсионером. Просят признать незаконными пункты 2.2., 2.3., 2.6., 3.3. Договора на поставку тепловой энергии, заключенного МУП «Теплосеть-1» со Степушкиной Л.Л., предусматривающего утверждение тарифов на тепловую энергию и оплату расхода сетевой воды и энергии потерь сетевой воды по показаниям приборов учета тепловой энергии и применить последствия недействительности сделки, а также взыскать с ответчика государственную пошлину. В судебном заседании помощник прокурора Жирнов А.Ю. заявленные исковые требования поддержал в полном объеме, в обоснование своей позиции привел доводы, аналогичные изложенным в исковом заявлении. В судебном заседании помощник прокурора Жирнов А.Ю. заявленные исковые требования поддержал в полном объеме, приведя доводы, изложенным в исковом заявлении. Истица Степушкина Л.Л. в судебном заседании исковые требования прокурора поддержала в полном объеме по доводам изложенным в исковом заявлении. Представитель ответчика МУП «Телосеть-1» Боготопова В.А., действующая на основании доверенности (л.д. 37), надлежаще извещенная о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явилась, в заявлении (л.д. 36) просит о рассмотрении дела в её отсутствие. Заслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд находит заявленные прокурором Муромцевского района исковые требования в интересах Степушкиной Л.Л. подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии с ч. 3 ст. 539 Гражданского кодекса РФ, к отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным настоящим Кодексом, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними. Согласно ч. 1 ст. 548 ГК РФ, правила, предусмотренные статьями 539 - 547 настоящего Кодекса, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами. В силу ч. 1 ст. 539 ГК РФ, по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии. В соответствии со ст. 541 ГК РФ, энергоснабжающая организация обязана подавать абоненту энергию через присоединенную сеть в количестве, предусмотренном договором энергоснабжения, и с соблюдением режима подачи, согласованного сторонами. Количество поданной абоненту и использованной им энергии определяется в соответствии с данными учета о её фактическом потреблении. В случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, он вправе использовать энергию в необходимом ему количестве. Согласно ст. 544 ГК РФ, оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. В соответствии с ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса РФ, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации. Согласно ч. 15 ст. 161 ЖК РФ, организация, осуществляющая поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, отвечает за поставки указанных ресурсов надлежащего качества до границ общего имущества в многоквартирном доме и границ внешних сетей инженерно-технического обеспечения данного дома, если иное не установлено договором с такой организацией. В соответствии с ч. 2 ст. 164 ЖК РФ, договоры холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления) заключаются каждым собственником помещения, осуществляющим непосредственное управление многоквартирным домом, от своего имени. В соответствии с п. 1 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 г. № 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам", настоящие Правила регулируют отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии. Пунктами 7 и 8 Правил установлено, что собственники помещений в многоквартирном доме вносят плату за приобретенные у ресурсоснабжающей организации объемы (количество) холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также за оказанные услуги водоотведения исходя из показаний приборов учета, установленных на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме или принадлежащих собственникам жилых домов, с системами коммунальной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. Общий объем (количество) потребленных холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также отведенных сточных вод, определенный исходя из показаний коллективных (общедомовых) приборов учета, распределяется между указанными собственниками в порядке, установленном пунктом 21 настоящих Правил. Условия договора о приобретении коммунальных ресурсов и водоотведении (приеме (сбросе) сточных вод), заключаемого с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить настоящим Правилам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации. Согласно п.п. «б» п. 21 вышеуказанных Правил, при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и при отсутствии индивидуальных и общих (квартирных) приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилом помещении определяется для отопления – в соответствии с подпунктом 2 пункта 2 приложения № 2 к настоящим Правилам, по формуле, где: - общая площадь i-того помещения (квартиры) в многоквартирном доме или общая площадь жилого дома (кв. м); - среднемесячный объем потребления тепловой энергии на отопление за предыдущий год (Гкал/кв. м); - тариф на тепловую энергию, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации (руб./Гкал). При этом исполнитель производит 1 раз в год корректировку размера платы за отопление. В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 190-ФЗ "О теплоснабжении", тепловая энергия – энергетический ресурс, при потреблении которого изменяются термодинамические параметры теплоносителей (температура, давление). В силу п. 1 ч. 3 ст. 7 этого же Закона, в области государственного регулирования цен (тарифов), тарифы, перечень которых приведен в статье 8 настоящего Федерального закона, устанавливают органы исполнительной власти субъектов Российской федерации. Согласно п.п. 1 п. 10 «Положения о Региональной энергетической комиссии Омской области», утвержденного Постановлением Правительства Омской области от 2 ноября 2011 г. № 212-п, Региональная энергетическая комиссия Омской области осуществляет полномочия по государственному регулированию в сфере теплоснабжения по установке тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям тепловой энергии (мощности), в рамках установленных федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов предельных (минимального и (или) максимального) уровней указанных тарифов, а также тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями другим теплоснабжающим организациям. В соответствии с п.п. 4,5 п. 15 Положения, РЭК Омской области осуществляет региональный государственный контроль (надзор) в области регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения в порядке, установленном федеральным законодательством, и проводит проверки хозяйственной деятельности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, в части правильности применения цен (тарифов) в этой сфере, а также осуществляет государственный контроль (надзор) в области регулирования тарифов и надбавок в коммунальном комплексе в порядке, установленном федеральным законодательством. В соответствии со ст. 168 Гражданского кодекса РФ, сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения. Согласно ст. 180 ГК РФ, недействительность части сделки не влечет недействительности прочих ее частей, если можно предположить, что сделка была бы совершена и без включения недействительной ее части. В соответствии со ст. 167 ГК РФ, недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения. Из Устава МУП «Теплосеть-1» (л.д. 14-16) усматривается, что предметом деятельности Предприятия является обеспечение населения и организаций тепловой энергией. Согласно п. 4.4.1 Устава, Предприятие имеет право заключать все виды договоров с юридическими и физическими лицами, не противоречащие законодательству РФ, нормативным правовым актам органов местного самоуправления, а так же целям и предмету деятельности Предприятия. Судом установлено, что истица Степушкина Л.Л. является собственником квартиры ... (л.д. 12,13). Согласно удостоверению (л.д. 19), истица является пенсионером и в силу возраста, по мнению суда, она по уважительной причине не может сама обратиться в суд, самостоятельно защищать свои права и законные интересы. Из договора поставки тепловой энергии (л.д.10-11) усматривается, что между МУП «Теплосеть-1» и Степушкиной Л.Л. 28.04.2010 года заключен договор поставки тепловой энергии в принадлежащую ей квартиру, расположенную по адресу: .... Предметом указанного договора, в соответствии с п. 1.1, являются отношения по предоставлению Исполнителем (МУП «Теплосеть-1») услуг по поставке тепловой энергии и теплоносителя Потребителю, а также оплата Потребителем потребленной тепловой энергии и расхода теплоносителя. Пунктами 2.2 и 2.3 вышеуказанного Договора (л.д. 10-11) установлено, что тариф на поставку тепловой энергии утверждается решением сессии Районного совета Муромцевского района на данный период времени. Тариф может быть изменен, считается введенным в действие с момента вступления в силу распоряжения Главы Администрации Муромцевского района. Изменение тарифа считается доведенным до сведения потребителя с момента опубликования в средствах массовой информации. По мнению суда, данные пункты противоречили как действовавшему ранее законодательству РФ в данной сфере правоотношений в апреле-мае 2010 года, а именно: Федеральному закону от 14.04.1995 № 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации", так и действующему в настоящее время Федеральному закону от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении», которыми органы местного самоуправления не наделялись ранее и не наделены в настоящее время полномочиями по установлению и изменению тарифов на поставку тепловой энергии. В связи с изложенным, возражения ответчика о том, что на момент заключения договора п.п. 2.2 и 2.3 соответствовали действовавшему законодательству, суд находит не убедительными. Пунктом 2.6 Договора истец обязан за счет регулирования внутренних систем обеспечивать разность температур в подающем и обратном трубопроводе: за сентябрь, май – 5?С, октябрь, апрель – 8?С, за ноябрь, март – 10?С, декабрь, январь, февраль – 12?С, если меньше, то потребитель оплачивает при невыполнении потребителем условий договора по величине минимального перепада температур в подающем и отводящем трубопроводах (температуре воды в трубопроводе) при соблюдении теплоснабжающей организацией температуры сетевой воды в подводящем трубопроводе тепловая энергия, подлежащая оплате, определяется с учетом показателей договорного температурного графика. По мнению суда, данный пункт (2.6) Договора противоречит положениям ст. 541 ГК РФ, поскольку нарушает гражданские права истцов на использование тепловой энергии для бытового потребления в необходимом ему количестве. Возражения ответчика (л.д. 23-25) в данной части и его ссылки на методические рекомендации Минэнерго РФ и ФЭК РФ от 19.01.2002 по регулированию отношений между энергоснабжающей организацией (ЭСО) и потребителями, приказ Госстроя РФ от 21.04.2000 за № 92 «Об утверждении организационно-методических рекомендаций по пользованию системами коммунального теплоснабжения в городах и других населенных пунктах РФ», приказ Минтопэнерго РФ от 12.09.1995 за № Вк-4936 и Правила учета тепловой энергии и теплоносителя, по мнению суда, не состоятельны и не применимы к данным правоотношениям, так как сфера их действия прямо предусмотрена преамбулами данных актов и регулирует отношения между организациями жилищно-коммунальной сферы, осуществляющим производство, передачу, потребление тепловой энергии и теплоносителя. Также судом с достоверностью установлено, что в многоквартирном доме ... в 2009 году установлен узел учета тепловой энергии, который был надлежаще допущен к эксплуатации с 03.12.2009 на основании Акта допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии у потребителя, подписанного представителями МУП «Теплосеть-1» и ответственным представителем потребителя МУП «Благоустройство» (л.д. 18). Согласно п. 3.3 оспариваемого Договора, расход сетевой воды и энергия потерь сетевой воды оплачивается по показаниям приборов учета тепловой энергии (л.д. 10). Толкование данного спорного пункта и практика его применения при производстве перерасчетов (корректировки) оплаты потребленной тепловой энергии позволяет суду сделать вывод о том, что данный пункт Договора направлен на предоставление ответчику возможности в одностороннем порядке, без согласования с истцом и без составления соответствующих актов о нарушении положений п.п. «в» п. 4.2 этого же Договора и возникших у МУП «Теплосеть-1» убытков, а также установления вины конкретного потребителя, включать стоимость потерянной сетевой воды и энергии на её нагрев в счет истицы по оплате тепловой энергии, что противоречит п.п. «б» п. 21 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам. Кроме того, в соответствии с положениями ч. 1 и 2 ст. 16 Закона о защите прав потребителей, условия договора, ущемляющие права потребителя по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами Российской Федерации в области защиты прав потребителей, признаются недействительными. Запрещается обусловливать приобретение одних товаров (работ, услуг) обязательным приобретением иных товаров (работ, услуг). В данном случае, по мнению суда, положения п. 3.3 Договора ответчиком неправомерно обусловлено приобретение потребителем одних услуг (по теплоснабжению) обязательным приобретением иных услуг (теплоносителя с учетом энергии потерь на его нагрев), что недопустимо и создает возможность оплаты тех услуг, которые потребители не собирались приобретать, а так же повторную оплату данного ресурса истцами через установленный РЭК Омской области тариф на тепловую энергию, как необходимый элемент формулы. В своей деятельности Региональные энергетические комиссии при определении тарифов и цен на тепловую энергию руководствуется действующим приказом Федеральной службы по тарифам от 06.08.2004 за № 20-э/2 "Об утверждении методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке". Пунктами 61.1, 61.2, 61.3, 62 данного подзаконного нормативного акта, для расчета тарифов (цен) на услуги по выработке и передаче тепловой энергии, предусматриваются материальные расходы ЭСО на компенсацию необходимых затрат и технически неизбежных потерь ресурсов: - тепловые потери через изоляцию трубопроводов тепловых сетей и с потерями теплоносителей; - потери (в том числе с утечками) теплоносителей (пар, конденсат, горячая вода) - без тепловой энергии, содержащейся в каждом из них. На основании выше изложенного суд находит заявленные прокурором Муромцевского района в интересах Степушкиной Л.Л. исковые требования о признании недействительными отдельных положений договора на поставку тепловой энергии к ответчику Муниципальному унитарному предприятию Муромцевского района Омской области «Теплосеть-1», удовлетворить и признать недействительными пункты 2.2, 2.3, 2.6, 3.3. Договора на поставку тепловой энергии, заключенного 28.04.2010 года между Муниципальным унитарным предприятием «Теплосеть-1» Муромцевского муниципального района и Степушкиной Л.Л., проживающей по адресу: ..., и применить последствия недействительности указанных частей сделки. Кроме того, суд считает необходимым взыскать с Муниципального унитарного предприятия «Теплосеть-1» госпошлину в доход бюджета Муромцевского муниципального района Омской области в размере 200 рублей, так как в силу ч. 1 ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 45, 194 – 198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Заявленные прокурором Муромцевского района Омской области в интересах Степушкиной Л.Л. исковые требования о признании недействительными отдельных положений договора на поставку тепловой энергии к ответчику Муниципальному унитарному предприятию Муромцевского района Омской области «Теплосеть-1», удовлетворить. Признать недействительными пункты 2.2, 2.3, 2.6, 3.3. Договора на поставку тепловой энергии, заключенного 26.04.2010 года между Муниципальным унитарным предприятием «Теплосеть-1» Муромцевского муниципального района Омской области, местонахождение организации: <данные изъяты> и Степушкиной Л.Л., проживающей по адресу: ..., и применить последствия недействительности указанных частей сделки. Взыскать с Муниципального унитарного предприятия «Теплосеть-1» Муромцевского муниципального района Омской области госпошлину в доход бюджета Муромцевского муниципального района Омской области в размере 200 (двухсот) рублей. На решение может быть подана апелляционная жалоба или представление в течение месяца в Омский областной суд через Муромцевский районный суд со дня изготовления мотивированного решения суда в окончательной форме. Судья Муромцевского районного суда Омской области П.П. Бурчик Мотивированное решение изготовлено 06.09.2012 года Судья Муромцевского районного суда Омской области П.П. Бурчик