Дело № 2-438/2012 от 05.09.2012 года по иску прокурора к Администрации Бергамакского СП об обязании устранить нарушения требований пожарной безопасности



Дело № 2–438/2012

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

р.п. Муромцево

05.09.2012 года

Муромцевский районный суд Омской области в составе:

председательствующего судьи Ахметовой А.М.,

при секретаре Прудниковой Т.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Муромцевского района Омской области к Администрации Бергамакского сельского поселения Муромцевского муниципального района Омской области о признании незаконным бездействия по не устранению нарушений Правил пожарной безопасности, обязании устранить допущенные нарушения,

УСТАНОВИЛ:

В суд обратился прокурор Муромцевского района Омской области с вышеуказанными исковыми требованиями к Администрации Бергамакского СП, мотивируя их тем, что в ходе проверки соблюдения законодательства о пожарной безопасности в деятельности Администрации Бергамакского СП были выявлены нарушения Правил пожарной безопасности, утвержденных приказом МЧС России от 18.06.2003 года № 313, а также нарушения требований Приказа МЧС от 18.06.2003 года № 315 «Об утверждении норм пожарной безопасности - «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией». Так, в нарушение п. 9 табл. 1 Норм пожарной безопасности, здание Администрации Бергамакского СП не оборудовано установкой автоматической пожарной сигнализации, в связи с чем эксплуатация здания администрации, создает угрозу безопасности жизни и здоровья как сотрудников администрации, так и неопределенного круга лиц – посетителей, что является нарушением гарантированного Конституцией РФ права граждан на защиту их жизни и здоровья, и является недопустимым. Учитывая вышеизложенное, прокурор района просит суд признать незаконной эксплуатацию Администрацией Бергамакского СП Муромцевского МР Омской области здания, расположенного по адресу: ... в отсутствие автоматической пожарной сигнализации, обязать ответчика устранить допущенные нарушения путем оборудования здания администрации установкой автоматической пожарной сигнализации.

Представитель заявителя - помощник прокурора Муромцевского района Хусаинов М.А. заявленные исковые требования поддержал в полном объеме, приведя эти же доводы. Кроме того пояснил, что существующая в здания Администрации пожарная сигнализация не соответствует установленным техническим требованиям, на момент проверки была непригодна для эксплуатации, то есть фактически отсутствует.

Представитель ответчика Администрации Бергамакского СП Соловьев С.Э. в судебном заседании заявленные прокурором района требования признал и пояснил, что в здании администрации по договору от 22.03.2012 года смонтирована автоматическая пожарная сигнализация и система оповещения и управление эвакуацией людей при пожаре. О том, что смонтированная система не соответствует техническим требованиям он не знал, полагает, что для устранения нарушений в ее монтаже потребуется срок не менее трех месяцев, который и просит установить для исполнения решения суда.

Представитель третьего лица отделения ГПН по Муромцевскому району УГПН ГУ МЧС России по Омской области Корнилов С.П. пояснил суду, что с заявленными прокурором исковыми требованиями согласен, поддерживает их в полном объеме, поскольку пожарная сигнализация в здании Администрации Бергамакского СП установлена с нарушением требований руководящих документов по пожарной безопасности, а именно: прибор приемно-контрольной установки установлен в помещении не защищенном от несанкционированного доступа посторонних лиц, не во всех помещениях установлены пожарные извещатели, не работает аварийное освещение, прибор приемно-контрольный отключен в связи с тем, что прибор постоянно выдает звуковой сигнал на включение системы оповещения людей о пожаре, допущена параллельная прокладка проводов пожарной сигнализации на расстоянии менее 0,5 метра от осветительной линии 220 В, что приводит к возможному наведению электромагнитных помех вследствие чего возможны несрабатывания или ложные срабатывания установки автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения людей о пожаре, прокладка линий системы оповещения людей при пожаре выполнена медным проводом сечение 0.5 мм, тогда как требуемое сечение провода не менее 0.75 мм с прокладкой его в строительных конструкциях, коробах, каналах из негорючих материалов. Кроме этого, работниками Администрации не были представлены документы, подтверждающие проведение комплексного опробования установки автоматической пожарной сигнализации и системы оповещению людей о пожаре, а также акты приемки её в эксплуатацию.

Заслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд находит заявленные прокурором Муромцевского района требования подлежащими удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям.

Согласно с. 2 ст. 15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы.

В соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 6 марта 2006 г. N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" одним из основных принципов противодействия терроризму является приоритет мер предупреждения терроризма.

Согласно ст. 3 Федерального закона от 6 марта 2006 г. N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" терроризм - идеология насилия и практика воздействия на принятие решения органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, связанные с устрашением населения и (или) иными формами противоправных насильственных действий; террористический акт - совершение взрыва, поджога или иных действий, устрашающих население и создающих опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий, в целях воздействия на принятие решения органами власти или международными организациями, а также угроза совершения указанных действий в тех же целях; противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления АО предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма).

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" пожарная безопасность – это состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя настоящий Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.

Согласно ст. 3 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" - система обеспечения пожарной безопасности - совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на борьбу с пожарами. Основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации, граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии со ст. 20 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" нормативное правовое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой принятие органами государственной власти нормативных правовых актов, направленных на регулирование общественных отношений, связанных с обеспечением пожарной безопасности.

В соответствии со ст. 34 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" граждане имеют право на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара.

В соответствии со ст. 37 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" руководители организации обязаны: соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению. Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.

Согласно п. 11 табл. 2 Норм пожарной безопасности 104 – 03 «Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях и сооружениях», утвержденных приказом МЧС РФ от 20.06.2003 года № 323 «Об утверждении норм пожарной безопасности «Проектирование систем оповещения людей при пожаре в зданиях и сооружениях» помещения лечебных, амбулаторно-поликлинических учреждения и аптек, расположенных в зданиях иного назначения, рассматриваются как самостоятельные зоны оповещения.

В соответствии с п. 9 табл. 1 Норм пожарной безопасности 110 – 03 «Перечень зданий, сооружений, помещение и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией», здания общественного и административно-бытового назначения подлежат защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией.

Согласно Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03) (утв. приказом МЧС РФ от 18 июня 2003 г. N 313), Приказа МЧС РФ от 18 июня 2003 г. N 315 "Об утверждении норм пожарной безопасности "Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией" (НПБ 110-03)" здание должно быть оборудовано автоматической пожарной сигнализацией, системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре,

В данном случае судом установлено, что здание Администрации Бергамакского СП, расположенное по адресу: ..., не отвечает вышеприведенным нормам закона, поскольку не оборудовано автоматической пожарной сигнализацией, соответствующей ГОСТ, что противоречит вышеприведенным нормам.

Так, согласно справки о состоянии пожарной безопасности в Администрации Бергамакского СП (л.д. 8) 18.08.2012 года была проведена проверка соблюдения законодательства в области пожарной безопасности в Администрации Бергамакского СП. В ходе проверки было установлено, что в здании Администрации Бергамакского СП, расположенном по адресу: ... не проведен монтаж автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения людей о пожаре.

Согласно договору подряда № 13/1 на монтаж автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре от 22.03.2012 года (л.д. 30 – 31), акту выполненых работ № 13/2 от 22.03.2012 года (л.д. 32) в здании администрации Бергамакского СП, расположенном по адресу: ..., смонтирована автономная пожарная сигнализация и система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре по договору № 13/1 от 22.03.2012 года.

Вместе с тем, согласно информации о состоянии пожарной безопасности в Администрации Бергамакского СП (л.д. 38 – 39) в здании Администрации Бергамакского СП, расположенном по адресу: ..., работы по установке пожарной сигнализации и системы оповещения людей о пожаре проведены с нарушением руководящих документов по пожарной безопасности, а именно:

- прибор приемно-контрольный установлен в помещении не защищенном от несанкционированного доступа посторонних лиц (п. 13.14.5 СП 5.13130.2009, ФЗ от 22.07.2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» п. 10 ст. 83);

- не во всех помещениях установлены пожарные извещатели (а каждом помещении требуется не менее 2 пожарных извещателей п. 13.3.2 СП 5.13130.2009, ФЗ от 22.07.2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» п. 10 ст. 83),

- не работает аварийное осуе6щение (п. 13.14.13 СП 5.13130.2009, ФЗ от 22.07.2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» п. 10 ст. 83),

- прибор приемно-контрольный отключен в связи с тем, что прибор постоянно выдает сигнал на выключение системы оповещения людей о пожаре,

- допускается параллельная прокладка проводов пожарной сигнализации на расстояние менее 0,5 м от осветительной линии 220 В. При указанной прокладке возможно наведение электромагнитных помех вследствие чего возможны не срабатывания или ложные срабатывания установки автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения людей о пожаре (п. 13.14.15 СП 5.13130.2009, ФЗ от 22.07.2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» п. 10 ст. 83),

- прокладка линии системы оповещение людей о пожаре выполнено медным проводом сечением 0,5 мм, требуемое сечение провода не менее 0,75 мм с прокладкой его в строительных конструкциях, коробах, каналах из негорючих материалов (п. 3.9 НПБ 104-03).

- в ходе проверки работниками Администрации не были представлены документы, подтверждающие проведение комплексного опробования установки автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения людей о пожаре, а так же акты приемки её в эксплуатацию.

Для приведения здания Администрации Бергамакского СП в соответствие с действующими противопожарными нормами необходимо проведение работ по демонтажу несоответствующего противопожарным нормам оборудования и монтажу дополнительного оборудования.

Согласно п. 32 пп. 3 Устава Бергамакского СП (л.д. 9 - 28) администрация Бергамакского СП управляет и распоряжается имуществом, находящимся в собственности Бергамакского СП.

Таким образом, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных прокурором района требований о признании незаконной эксплуатации ответчиком здания Администрации в отсутствие автоматической пожарной сигнализации, соответствующей ГОСТу, что является основанием для удовлетворения предъявленного иска.

При этом, суд полагает необходимым установить двухмесячный срок для исполнения решения суда в части обязания ответчика оборудовать здание автоматической пожарной сигнализацией и системой оповещения людей при пожаре, поскольку приведенные представителем ответчика доводы о необходимости предъявления претензий подрядчику, проведения работ по устранению нарушений в смонтированной системе сигнализации, что потребует определенных временных затрат, по мнению суда являются обоснованными.

При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что установление ответчику двухмесячного срока для исполнения решения суда в части оборудования здания Администрации Бергамакского СП автоматической пожарной сигнализацией, является обоснованным и разумным.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 15 Конституции РФ, ст. 3 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (с изменениями от 22 августа 1995 г., 18 апреля 1996 г., 24 января 1998 г., 7 ноября, 27 декабря 2000 г., 6 августа, 30 декабря 2001 г., 25 июля 2002 г., 10 января 2003 г., 10 мая, 29 июня, 22 августа, 29 декабря 2004 г., 1 апреля, 9 мая 2005 г., 2 февраля, 25 октября, 4, 18 декабря 2006 г., 26 апреля, 18 октября 2007 г., 22 июля 2008 г., 14 марта, 19 июля, 9, 25 ноября 2009 г.), ст. 20, 37, Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", Правилами пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03) (утв. приказом МЧС РФ от 18 июня 2003 г. N 313), Приказа МЧС РФ от 18 июня 2003 г. N 315 "Об утверждении норм пожарной безопасности "Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией" (НПБ 110-03)", ст. 333.20 ч. 1 п. 8 НК РФ, 194-198, 245 п.2, 258 ГПК РФ, судья

Р Е Ш И Л:

Заявленные прокурором Муромцевского района Омской области к Администрации Бергамакского сельского поселения Муромцевского муниципального района Омской области исковые требования, удовлетворить.

Признать незаконной в связи с нарушениями требований Правил пожарной безопасности эксплуатацию Администрацией Бергамакского сельского поселения Муромцевского муниципального района Омской области здания, расположенного по адресу ....

Обязать Администрацию Бергамакского сельского поселения Муромцевского муниципального района Омской области в двухмесячный срок устранить допущенные нарушения Правил пожарной безопасности, путем оборудования здания Администрации Бергамакского сельского поселения Муромцевского муниципального района Омской области, расположенного по адресу: ..., установкой автоматической пожарной сигнализации в соответствии с требованиями Правил пожарной безопасности.

Решение может быть обжаловано в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме, путем принесения апелляционной жалобы в Омский областной суд через Муромцевский районный суд.

Судья:

А.М. Ахметова