Дело № 2-427/2012 от 11.09.2012 по иску прокурора в интересах Маминой Е.А. к Министерствам образования, имущественных отношений, строительства и ЖКК Омской области, Администрации Муромцевского МР о внеочередном предоставлении жилого помещения



Дело №2-427/2012

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

р.п. Муромцево

11.09.2012

Судья Муромцевского районного суда Омской области Гужинов А.Н.,

при секретаре Фроловой Т.Д., рассмотрев в открытом судебном заседании исковое заявление прокурора Муромцевского района в интересах Маминой Е.А. к Министерству образования, Министерству имущественных отношений, Министерству строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области, Администрации Муромцевского муниципального района Омской области о внеочередном предоставлении благоустроенного жилого помещения по договору социального найма,

УСТАНОВИЛ:

В суд обратился прокурор в интересах Маминой Е.А. с вышеуказанными требованиями, мотивируя их тем, что Мамина Е.А. является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Постановлением Главы Администрации Муромцевского МР от 09.02.2000 № 63-п, Мамина (Штырц) Е.А. была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий, и поставлена на регистрационный учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения по категории «дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей». С 05.11.1996 Мамина (Штырц) Е.А., родители которой были лишены родительских прав, проживала и воспитывалась в семье опекуна Ш. Жилье за несовершеннолетней не закреплялось. В настоящее время жилого помещения Мамина Е.А. в собственности не имеет, по договору социального найма жилье ей не предоставлялось, проживает совместно с мужем и несовершеннолетним ребенком в жилом помещении, принадлежащем бывшему опекуну Ш. Просит суд обязать ответчиков предоставить Маминой Е.А. во внеочередном порядке благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, площадью не ниже установленных норм.

Прокурор Зверева И.Н. в судебном заседании заявленные исковые требования поддержала в полном объеме, по основаниям, изложенным в заявлении.

Истица Мамина Е.А. заявленные прокурором в ее интересах исковые требования поддержала и пояснила, что не обеспечена жильем, проживает с мужем и малолетним ребенком в доме у бывшего опекуна.

Ответчик Министерство образования Омской области в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения надлежаще уведомлен (л.д. 32), рассмотрение дела в его отсутствие возможно.

Ответчик Министерство строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области в судебное заседание не явился, в заявлении просит о рассмотрении дела в его отсутствие (л.д. 42). В отзыве на исковое заявление (л.д. 40-41) указывает, что Министерство строительства организует деятельность по оформлению права собственности Омской области на приобретенные жилые помещения. После оформления права собственности на жилые помещения, полномочия Министерства строительства по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот заканчиваются. Просят в удовлетворении требований истца к Минстрою отказать.

Ответчик Министерство имущественных отношений Омской области в судебное заседание не явился, в ходатайстве (л.д.37-38) просит о рассмотрении дела в отсутствие представителя, указывает, что является ненадлежащим ответчиком в данных правоотношениях, просит отказать в удовлетворении исковых требований в части требования к Минимуществу о внеочередном предоставлении жилого помещения по договору социального найма.

Представитель ответчика Администрации Муромцевского муниципального района Омской области Губкин И.Ю. в судебном заседании исковые требования не признал, но пояснил, что истица имеет право на обеспечение жилой площадью, и данная обязанность может быть возложена на соответчиков.

Заслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд находит заявленные прокурором требования подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст.18 Конституции РФ, права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими, они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Согласно ч. 3 ст. 57 ЖК РФ гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления. Такие решения служат основанием для заключения договора социального найма.

Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Согласно ст. 1 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей являются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

В соответствии со ст.4 указанного выше Федерального закона, дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством.

Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют разработку и исполнение целевых программ по охране и защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечивают создание для них государственных учреждений и центров.

Положениями статьи 8 Федерального закона №159-ФЗ от 21 декабря 1996 г. «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" установлено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Согласно ст. 5 указанного Федерального Закона указанные дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ могут устанавливаться дополнительные виды социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Исходя из анализа положений ст.ст.1,4,5,8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» суд приходит к выводу, что дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, на жилое помещение, установленные специальной нормой закона - статьей 8, относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации и устанавливаются законодательством субъектов РФ.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

Законом Омской области от 4 июля 2008 г. N 1061-ОЗ «Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан» установлен порядок обеспечения жилой площадью по договорам социального найма проживающих на территории Омской области, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, после окончания пребывания в образовательных учреждениях или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования.

Согласно п. 14 статьи 44 Закона Омской области от 4 июля 2008 г. N 1061-ОЗ 14. Состоящие на регистрационном учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, и дети, находящиеся под опекой (попечительством), после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы (далее в настоящей статье - дети-сироты), обеспечиваются жилой площадью по договорам социального найма в порядке, установленном Правительством Омской области.

При обеспечении детей-сирот жилыми помещениями в соответствии со статьей 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" норма предоставления площади жилого помещения составляет 33 кв.м независимо от состава семьи.

Пунктами 15 и 16 ст.44 Закона Омской области №1061-ОЗ предусматривалось, что Омская область передавала на неограниченный срок органам местного самоуправления городского округа и муниципальных районов Омской области государственные полномочия по обеспечению жилой площадью по договорам социального найма детей-сирот.

Законом Омской области от 23.11.2011 №1407-03 «О внесении изменений в отдельные законы Омской области» в Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан» были внесены изменения, в соответствии с которыми с 01.01.2012 прекращается передача органам местного самоуправления муниципальных районов Омской области и муниципального образования городской округ город Омск государственных полномочий по обеспечению жилой площадью по договорам социального найма детей - сирот.

С 01.01.2012 обеспечение жилыми помещениями детей - сирот производится субъектом Российской Федерации - Омской областью самостоятельно в порядке, предусмотренном Правительством Омской области.

16 марта 2012г. принято постановление Правительства Омской области от N 56-п «О Порядке обеспечения жилой площадью по договорам социального найма детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и детей, находящихся под опекой (попечительством)».

В соответствии с пунктом 14 статьи 44 Кодекса Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан, пунктом 5 статьи 24 Закона Омской области «Об управлении собственностью Омской области» Правительство Омской области утвердило Порядок обеспечения жилой площадью по договорам социального найма детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и детей, находящихся под опекой (попечительством).

Согласно Порядку обеспечения жилой площадью по договорам социального найма детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и детей, находящихся под опекой (попечительством) от 16 марта 2012 года N56-п Уполномоченным органом исполнительной власти Омской области по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями в соответствии с настоящим Порядком является Министерство образования Омской области.

Согласно п.4 Порядка, Министерство образования ежегодно в срок до 1 апреля текущего года на основании данных, содержащихся в реестре детей-сирот, не имеющих закрепленного жилого помещения, подлежащих обеспечению жилыми помещениями: определяет количество жилых помещений, планируемых к приобретению по договорам купли-продажи в собственность Омской области, в муниципальных районах Омской области и муниципальном образовании городской округ город Омск Омской области; формирует и направляет в Министерство строительства заявки, определяющие количество жилых помещений, планируемых к приобретению в собственность Омской области путем участия в долевом строительстве многоквартирных малоэтажных домов, в муниципальных районах Омской области.

Кроме того, согласно п.6 Порядка, Министерство образования организует деятельность по приобретению в собственность Омской области жилых помещений, в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений.

Распределением бюджетных ассигнований областного бюджета по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов, классификации расходов бюджетов в ведомственной структуре расходов на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов (в редакции Закона Омской области от 23.12.2011, № 1419.-ОЗ) подтверждается, что Министерству образования Омской области выделены значительные денежные средства на 2012 – 2014 годы на обеспечение жилыми помещениями детей – сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения. Главным распорядителем указанных денежных средств областного бюджета является Министерство образования Омской области.

Согласно паспорту (л.д.16) Мамина Е.А. родившаяся ДД.ММ.ГГГГ в ..., зарегистрирована по месту жительства по адресу: ....

Из свидетельства о рождении (л.д.17) следует, что Штырц Е.А. родилась ДД.ММ.ГГГГ в ... у родителей А. и И..

Согласно свидетельствам (л.д. 22,10), С. и Штырц Е.А. заключили брак 10.05.2010. После заключения брака супругам присвоены фамилии Мамин и Мамина, у которых ДД.ММ.ГГГГ родился сын М. .

Согласно справке (л.д. 11), Мамина Е.А., ДД.ММ.ГГГГ г.р., проживает одна по адресу ....

Из уведомлений Управления федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Омской области (л.д. 13,19) следует, что Мамина Е.А. не имеет в собственности объектов недвижимости.

Согласно справке Комитета экономики и управления муниципальной собственностью (л.д.14), Мамина (Штырц) Е.А. не является нанимателем жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилья, предоставляемого по договору социального найма.

Заявлением (л.д.15) подтверждается, что Мамина Е.А. обратилась в Администрацию Муромцевского МР ... для принятия её на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно свидетельству о смерти (л.д.18), А. умер 22.12.2001 в ....

Согласно справке ГП Омской области «ЦТиЗ» (л.д. 20), Мамина (Штырц) Е.А., ДД.ММ.ГГГГ г.р. в числе собственников домовладений и квартир не значится.

Из Постановления Главы Администрации Муромцевского района №423-п от 05.11.1996 (л.д. 21) следует, что Ш. назначена опекуном над несовершеннолетней Штырц Е.А., 1989 г.р., в связи с тем, что родители несовершеннолетней И. и А. лишены родительских прав по решению Ленинского райнарсуда ... от 17.07.1996.

Решением Ленинского районного суда г. Кемерово №2-1755-96 от 17.07.1996 (л.д. 23-24) И. и А. лишены родительских прав в отношении несовершеннолетних детей: сына Федора, ДД.ММ.ГГГГ г.р. и дочери Елены, ДД.ММ.ГГГГ г.р. Дети переданы на попечение органам опеки и попечительства.

Из постановления Главы Администрации Муромцевского района Омской области № 63-п от 09.02.2000 (л.д. 25-26) установлено, что Штырц Е.А., находящаяся под опекой, поставлена на очередь (Список №2) нуждающихся в жилой площади опекаемых детей, воспитанников детских домов и школ-интернатов, не имеющих закрепленного жилья из-за отсутствия жилья у родителей.

Из постановлений (л.д. 45-46), Единого регистрационного списка (л.д. 47-48) следует, что Мамина (Штырц) Е.А. Администрацией Муромцевского муниципального района включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма на 2012 год, в котором значится под №29.

Таким образом, в судебном заседании установлено, что Мамина Е.А. на законных основаниях, до достижения ею возраста 23 лет (в 10 лет) была постановлена Администрацией Муромцевского муниципального района Омской области на учет граждан, нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, как лицо, оставшееся без попечения родителей. Данное право на жильё истицей до настоящего времени не реализовано, жилое помещение на условиях социального найма ей не предоставлено. Закрепленного или иного жилого помещения истец Штырц Е.А. не имела и не имеет, что нарушает ее конституционные, социальные и жилищные права.

По мнению суда, обязанность по обеспечению истца надлежащим жилым помещением должна быть возложена на соответчиков Министерство образования Омской области, Министерство имущественных отношений Омской области, Министерство строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области, которые Правительством Омской области в настоящее время наделены соответствующими полномочиями и осуществляют данную деятельность за счет средств бюджета (казны) Омской области. В части требований к Администрации Муромцевского муниципального района Омской области иск не подлежит удовлетворению по изложенным выше основаниям.

Руководствуясь ст.ст.194, 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Муромцевского района Омской области, заявленные в интересах Маминой Е.А. , удовлетворить частично.

Обязать Министерство образования Омской области, Министерство имущественных отношений Омской области, Министерство строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области предоставить Маминой Е.А. , родившейся ДД.ММ.ГГГГ в ..., проживающей по адресу: ..., во внеочередном порядке на условиях социального найма жилое помещение как лицу, оставшемуся без попечения родителей, отвечающее санитарным и социальным нормам, за счет средств бюджета (казны) Омской области, в удовлетворении остальной части требований к Администрации Муромцевского муниципального района Омской области отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в течение месяца в Омский областной суд через Муромцевский районный суд.

Судья

А.Н. Гужинов