Дело № 2-385/2012 от 13.08.2012 по иску Федосеева Д.А. к Администрации Муромцевского МР, Министерству образования Омской области и др. о предоставлении во внеочередном порядке жилого помещения как лицу, оставшемуся без попечения родителей



Дело № 2-385/2012

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

р.п. Муромцево

13.08.2012 года

Судья Муромцевского районного суда Омской области Ахметова А.М.,

при секретаре Мандровой Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании исковое заявление Федосеева Д.А. к Администрации Муромцевского муниципального района, Министерству образования Омской области, Министерству строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области, Министерству имущественных отношений Омской области о предоставлении во внеочередном порядке жилого помещения как лицу, оставшемуся без попечения родителей,

УСТАНОВИЛ:

В суд обратился Федосеев Д.А. с вышеуказанными исковыми требованиями, мотивируя их те, что он является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, так как его родители А. и Т. решением Муромцевского районного суда от 24.03.2005 года были лишены родительских прав. Постановлением Администрации Муромцевского района 03.06.2005 № 207-п он был передан на попечении тете – Ш., с которой проживает до настоящего времени. Какого-либо жилья в собственности либо пользовании не имеет, поставлен на регистрационный учет в качестве нуждающегося в жилом помещении 01.08.2006 года, однако до настоящего времени его право на получение благоустроенного жилого помещения не обеспечено. На основании изложенного, истец Федосеев Д.А. просит суд обязать ответчиков Администрацию Муромцевского муниципального района, Министерство образования Омской области, Министерство строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области, Министерство имущественных отношений Омской области предоставить ему во внеочередном порядке жилое помещение по договору социального найма, отвечающее санитарным нормам и требованиям, не ниже установленных социальных норм.

Истец Федосеев Д.А. в судебном заседании заявленные исковые требования поддержал в полном объеме по доводам, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика – Министерства образования Омской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом (л.д. 20), рассмотрение дела в его отсутствие возможно.

Представитель ответчика – Министерства строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области в судебное заседание не явился, о месте и времени его проведения надлежаще уведомлен (л.д. 22), в отзыве на исковое заявление (л.д. 34) просят в удовлетворении исковых требований, предъявленных к указанному органу, отказать, ходатайствуют о рассмотрении дела в их отсутствие.

Представитель ответчика – Министерства имущественных отношений Омской области в судебное заседание также не явился, надлежаще извещен о месте и времени судебного разбирательства (л.д. 19), в ходатайстве (л.д. 27-28), просит рассмотреть дело в его отсутствие, при этом, полагает, что Министерство имущественных отношений не является надлежащим ответчиком, просит в удовлетворении иска, в части предъявления требований к указанному органу, отказать.

Представитель ответчика Администрации Муромцевского муниципального района Омской области Губкин И.Ю., действующий на основании доверенности № 7 от 12.01.2012 года (л.д. 35), заявленные Федосеевым Д.А. исковые требования, предъявленные к Администрации района как ответчику не признал, пояснив, что истец имеет право на внеочередное получение жилья как лицо, оставшееся без попечения родителей, поставлен на соответствующий учет с 15 лет, жильем до настоящего времени не обеспечен, однако, с 01.01.2012 года обеспечение указанных лиц жильем является обязанностью субъекта РФ, в связи с чем Администрация района не может выступать ответчиком по данному иску.

Заслушав участников процесса, свидетеля Ш., изучив материалы дела, суд находит заявленные истцом Федосеевым Д.А. исковые требования подлежащими удовлетворению частично, по следующим основаниям.

Согласно ст. 18 Конституции РФ, права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими, они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Согласно ч. 3 ст. 57 ЖК РФ, гражданам, состоящим на учете в качестве лиц, нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления. Такие решения служат основанием для заключения договора социального найма.

Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Согласно ст. 1 Федерального Закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей являются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также лица, оставшиеся без попечения единственного или обоих родителей и имеющие в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

В соответствии со ст. 4 указанного выше Федерального закона, дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством.

Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют разработку и исполнение целевых программ по охране и защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечивают создание для них государственных учреждений и центров.

Положениями статьи 8 Федерального закона № 159-ФЗ от 21 декабря 1996 г. «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" установлено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Согласно ст. 5 указанного Федерального закона, указанные дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ могут устанавливаться дополнительные виды социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Таким образом, исходя из анализа положений ст.ст. 1,4,5,8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», суд приходит к выводу о том, что дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в виде права на предоставление жилья вне очереди, относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации и устанавливаются законодательством субъектов РФ.

Законом Омской области от 4 июля 2008 г. № 1061-ОЗ «Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан», установлен порядок обеспечения жилой площадью по договорам социального найма проживающих на территории Омской области, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, после окончания пребывания в образовательных учреждениях или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования.

Так, согласно п. 14 статьи 44 указанного Кодекса, состоящие на регистрационном учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, и дети, находящиеся под опекой (попечительством), после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы (далее в настоящей статье - дети-сироты), обеспечиваются жилой площадью по договорам социального найма в порядке, установленном Правительством Омской области.

При обеспечении детей-сирот жилыми помещениями в соответствии со статьей 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", норма предоставления площади жилого помещения составляет 33 кв.м независимо от состава семьи.

Пунктами 15 и 16 ст.44 Кодекса, предусматривалось, что Омская область передавала на неограниченный срок органам местного самоуправления городского округа и муниципальных районов Омской области государственные полномочия по обеспечению жилой площадью по договорам социального найма детей-сирот. Однако, законом Омской области от 23.11.2011 № 1407-03 «О внесении изменений в отдельные законы Омской области», в данную норму были внесены изменения, в соответствии с которыми с 01.01.2012 прекращается передача органам местного самоуправления муниципальных районов Омской области и муниципального образования городской округ город Омск государственных полномочий по обеспечению жилой площадью по договорам социального найма детей – сирот, соответственно с указанной даты обеспечение жилыми помещениями детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется субъектом Российской Федерации - Омской областью самостоятельно в порядке, предусмотренном Правительством Омской области.

В соответствии с пунктом 14 статьи 44 Кодекса Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан, пунктом 5 статьи 24 Закона Омской области «Об управлении собственностью Омской области», Правительством Омской области утвержден Порядок обеспечения жилой площадью по договорам социального найма детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и детей, находящихся под опекой (попечительством).

Так, согласно Порядку обеспечения жилой площадью по договорам социального найма детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и детей, находящихся под опекой (попечительством) от 16 марта 2012 года N56-п, уполномоченным органом исполнительной власти Омской области по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями в соответствии с настоящим Порядком является Министерство образования Омской области.

Согласно п.4 Порядка, Министерство образования ежегодно в срок до 1 апреля текущего года на основании данных, содержащихся в реестре детей-сирот, не имеющих закрепленного жилого помещения, подлежащих обеспечению жилыми помещениями: определяет количество жилых помещений, планируемых к приобретению по договорам купли-продажи в собственность Омской области, в муниципальных районах Омской области и муниципальном образовании городской округ город Омск Омской области; формирует и направляет в Министерство строительства заявки, определяющие количество жилых помещений, планируемых к приобретению в собственность Омской области путем участия в долевом строительстве многоквартирных малоэтажных домов, в муниципальных районах Омской области.

Кроме того, согласно п.6 Порядка, Министерство образования организует деятельность по приобретению в собственность Омской области жилых помещений, в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений.

Распределением бюджетных ассигнований областного бюджета по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов, классификации расходов бюджетов в ведомственной структуре расходов на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов (в редакции Закона Омской области от 23.12.2011, № 1419-ОЗ) подтверждается, что Министерству образования Омской области выделены значительные денежные средства на 2012 – 2014 годы на обеспечение жилыми помещениями детей – сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения. Главным распорядителем указанных денежных средств областного бюджета является Министерство образования Омской области.

В данном случае, согласно копии паспорта (л.д. 7), истец Федосеев Д.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженец ..., зарегистрирован проживающим по адресу: ....

Согласно свидетельства о перемене имени (л.д. 8), Трачев Д.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с 29.07.2009 года изменил фамилию на «Федосеев».

Согласно решения Муромцевского районного суда (л.д. 11) А. и Т. были лишены родительских прав в отношении сына – Трачева Д.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

Из постановления Главы Администрации Муромцевского района № 207-п от 03.06.2005 года (л.д.26) следует, что попечителем несовершеннолетнего Трачева Д.А. назначена Ш., при этом право пользования жилым помещением за опекаемым не закреплено, в виду отсутствия жилья как у него, так и его родителей, лишенных родительских прав.

Из уведомления Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Омской области (л.д. 12, 37-38) следует, что сведения о правах Федосеева (Трачева) Д.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения на объекты недвижимости, расположенные на территории г. Омска и Омской области в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют.

Согласно справки ГП Омской области «ЦТиЗ» (л.д. 14), Федосеев (Трачев)Д.А. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в числе собственников недвижимого имущества на территории Омской области не значится.

Из Постановления Администрации Муромцевского МР от 01.08.2006 года № 469-п (л.д. 13) следует, что Федосеев Д.А. принят на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий как лицо, находящееся на попечении.

Согласно Единого регистрационного списка детей сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечении родителей, принятых на регистрационный учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма на 2012 год (л.д. 30 – 31) истец Федосеев (Трачев) Д.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, значится как нуждающийся в предоставлении жилья под № 88.

Согласно дипломам (л.д. 9, 10), Федосеев Д.А. окончил ФГОУ СПО <данные изъяты> 26.10.2010 года, ему присвоена квалификация «менеджер», а также БОУ ОО НПО <данные изъяты> 30.06.2012 года, ему присвоена квалификация «продавец, контролер-кассир».

Заявлением (л.д. 23), подтверждается, что Федосеев Д.А.. 24.08.2011 обратился в Администрацию Муромцевского муниципального района по вопросу предоставления жилья на условиях социального найма.

Таким образом, в судебном заседании установлено, что Федосеев Д.А. на законных основаниях, до достижения им возраста 23 лет (а именно в 15 лет) был постановлен Администрацией Муромцевского муниципального района Омской области на учет граждан, нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, как лицо, оставшееся без попечения родителей. Однако право Федосеева Д.А. на обеспечение жильем до настоящего времени не реализовано, жилое помещение на условиях социального найма ему не предоставлено, закрепленного или в собственности жилого помещения истец не имел и не имеет, что нарушает его конституционные, социальные и жилищные права.

Как отмечалось выше, в соответствии с Порядком обеспечения жилой площадью по договору социального найма детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и детей, находящихся под опекой (попечительством), утвержденного Постановлением Правительства Омской области от 16.03.2012 года № 56-п, уполномоченными органами исполнительной власти Омской области по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями являются Министерство образования Омской области и Министерство строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области, которые после получения соответствующих документов и принятия необходимых решений, в свою очередь, направляют в Министерство имущественных отношений Омской области заявку на включение жилых помещений в жилищный фонд социального пользования Омской области в установленном порядке. Заключение договора социального найма жилого помещения жилищного фонда социального использования Омской области осуществляется на основании решения Министерства имущественных отношений Омской области.

В связи с изложенным, суд приходит к выводу о том, что Министерство образования Омской области, Министерство строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области и Министерство имущественных отношений Омской области являются надлежащими ответчиками по настоящему делу, в связи с возложением именно на указанные органы обязанности по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в связи с чем доводы представителей Министерства строительства и жилищно-коммунального комплекса и Министерства имущественных отношений Омской области об отсутствии у них соответствующих полномочий, являются несостоятельными, противоречащими приведенным нормам.

Вместе с тем, учитывая изменение Порядка обеспечения детей сирот и детей, оставшихся без попечения жилыми помещения, суд находит заявленные Федосеевым Д.А. исковые требования о внеочередном предоставлении жилья, предъявленные к Администрации Муромцевского муниципального района Омской области необоснованными и не подлежащими удовлетворению, в том числе по изложенным выше основаниям.

Руководствуясь ст.ст.194, 198 ГПК РФ, судья

РЕШИЛ:

Исковые требования Федосеева Д.А. удовлетворить частично.

Обязать Министерство образования Омской области, Министерство строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области, Министерство имущественных отношений Омской области предоставить Федосееву Д.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженцу ..., как лицу, оставшемуся без попечения родителей, за счет средств бюджета (казны) Омской области, во внеочередном порядке, на условиях социального найма жилое помещение, отвечающее санитарным и социальным нормам.

В удовлетворении исковых требований Федосеева Д.А., предъявленных к Администрации Муромцевского муниципального района Омской области, отказать.

Решение может быть обжаловано в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме, путем принесения апелляционной жалобы в Омский областной суд через Муромцевский районный суд.

Судья

А.М. Ахметова

Мотивированное решение изготовлено 17.08.2012 года.

Судья

А.М. Ахметова