Дело № 2–120/2011
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г.п. Муромцево | 28.03.2011 года |
Муромцевский районный суд Омской области в составе:
председательствующего судьи Ахметовой А.М.,
при секретаре Прудниковой Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Муромцевского района Омской области к муниципальному учреждению здравоохранения «Муромцевская центральная районная больница», Администрации Муромцевского муниципального района Омской области о признании незаконным бездействия по не устранению нарушений Правил пожарной безопасности, обязании устранить допущенные нарушения,
УСТАНОВИЛ:
В суд обратился прокурор Муромцевского района Омской области с вышеуказанными исковыми требованиями к МУЗ «Муромцевская ЦРБ», Администрации Муромцевского муниципального района Омской области, мотивируя их тем, что в ходе проверки соблюдения законодательства о пожарной безопасности в деятельности МУЗ «Муромцевская ЦРБ» были выявлены нарушения Правил пожарной безопасности, утвержденных приказом МЧС России от 18.06.2003 года № 313, а также нарушения требований Приказа МЧС от 18.06.2003 года № 315 «Об утверждении норм пожарной безопасности - «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией». Так, в частности в нарушение п. 9 табл. 1 Норм пожарной безопасности, помещения терапевтического отделения, распложенные на 2 – 3 этажах, помещения нервного, родильного, детского отделений, столовой не оборудованы установками автоматической пожарной сигнализации, а также системами оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. В нарушение п. 16 ППБ, имеющиеся в МУЗ «Муромцевская ЦРБ» планы эвакуации людей при пожаре, в частности из помещения терапевтического отделения, хирургического, нервного, родильного и детского отделений, не соответствуют предъявляемым требованиям, в помещении приемного отделения указанной план вообще отсутствует. В нарушение п. 108 ППБ помещения терапевтического отделения, столовой, прачечной, приемного, хирургического, нервного, родительного, детского отделений не в полном объеме обеспечены первичными средствами пожаротушения. В нарушение п. 9.1 ППБ на имеющихся пожарных кранах внутреннего противопожарного водопровода пожарный рукав и ствол не присоединены к крану. При указанных обстоятельствах, использование МУЗ «Муромцевская ЦРБ» вышеперечисленных помещений, создает угрозу безопасности жизни и здоровья как сотрудников больницы, так и неопределенного круга лиц – посетителей, пациентов МУЗ «Муромцевская ЦРБ», что является нарушением гарантированного Конституцией РФ права граждан на защиту их жизни и здоровья, и является недопустимым. Учитывая вышеизложенное, прокурор района просит суд признать незаконным бездействие МУЗ «Муромцевская ЦРБ», Администрации Муромцевского муниципального района Омской области по не устранению нарушений Правил пожарной безопасности и обязать ответчиков устранить допущенные нарушения путем оборудования помещений терапевтического отделения 2 – 3 этаж, помещений нервного, родильного, детского отделений, помещения столовой - установкой автоматической пожарной сигнализации, а также системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, а также путем обеспечения терапевтического отделения 2 – 3 этаж, помещения столовой, прачечной, помещения приемного, хирургического, нервного, родильного, детского отделений – первичными средствами пожаротушения, путем приведения в соответствие с требованиями правил пожарной безопасности имеющихся в терапевтическом отделении 2 – 3 этаж, в помещениях хирургического, нервного, родильного, детского отделений планы эвакуации людей при пожаре, путем обеспечения планом эвакуации людей при пожаре помещения приемного отделения, путем приведения в соответствие с требования ППБ пожарных кранов, рукавов и стволов внутреннего противопожарного водопровода, взыскать с ответчиков государственную пошлину.
Представитель заявителя - помощник прокурора Муромцевского района Романов Р.А. заявленные исковые требования поддержал в полном объеме, приведя эти же доводы.
Представитель МУЗ «Муромцевская ЦРБ» Луков В.Д. в судебном заседании исковые требования признал в полном объеме, пояснив, что в настоящее время МУЗ «Муромцевская ЦРБ» начаты работы по устранению выявленных в ходе проверки нарушений законодательства о противопожарной безопасности. В частности больницей заказаны и будут размещены в ближайшее время схемы эвакуации людей при пожаре, будет приведена в соответствие с законом система пожарного водопровода, приобретено необходимое количество огнетушителей. Нарушением, требующим наибольших финансовых затрат, является отсутствие пожарной сигнализации во всех помещениях больницы. В настоящее время для монтажа сигнализации в соответствии с требованиями закона, необходимы денежные средства в объеме более 5, 5 млн. рублей. Из областного бюджета денежные средства на эти цели выделены не в полном объеме, из бюджета района деньги не выделялись. Учитывая то, что ОГПН в предписании установлен срок для устранения данного нарушения до 01.11.2011 года, представитель ответчика просит суд установить срок для исполнения решения в данной части также до 01.11.2011 года.
Представитель ответчтика Администрации Муромцевского муниципального района Омской области Астапович А.В., действующий по доверенности № 7 от 02.03.2010 года (л.д. 66), в судебном заседании заявленные прокурором района требования также полагал обоснованными и подлежащими удовлетворению. В обоснование своей позиции привел доводы, аналогичные доводам представителя МУЗ «Муромцевская ЦРБ».
Представитель третьего лица отделения ГПН по Муромцевскому району УГПН ГУ МЧС России по Омской области Саенко А.А., в судебное заседание не явился, в заявлении (л.д. 33) просит суд о рассмотрении дела в его отсутствие, заявленные прокурором района требования поддерживает в полном объеме.
Заслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд находит заявленные прокурором Муромцевского района требования подлежащими удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям.
Согласно с. 2 ст. 15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы.
Согласно ст. 3 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (с изменениями от 22 августа 1995 г., 18 апреля 1996 г., 24 января 1998 г., 7 ноября, 27 декабря 2000 г., 6 августа, 30 декабря 2001 г., 25 июля 2002 г., 10 января 2003 г., 10 мая, 29 июня, 22 августа, 29 декабря 2004 г., 1 апреля, 9 мая 2005 г., 2 февраля, 25 октября, 4, 18 декабря 2006 г., 26 апреля, 18 октября 2007 г., 22 июля 2008 г., 14 марта, 19 июля, 9, 25 ноября 2009 г.) - система обеспечения пожарной безопасности - совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на борьбу с пожарами. Основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации, граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 20 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" нормативное правовое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой принятие органами государственной власти нормативных правовых актов, направленных на регулирование общественных отношений, связанных с обеспечением пожарной безопасности.
В соответствии со ст. 34 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" граждане имеют право на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара.
В соответствии со ст. 37 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" руководители организации обязаны: соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению. Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.
Согласно п. 11 табл. 2 Норм пожарной безопасности 104 – 03 «Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях и сооружениях», утвержденных приказом МЧС РФ от 20.06.2003 года № 323 «Об утверждении норм пожарной безопасности «Проектирование систем оповещения людей при пожаре в зданиях и сооружениях» помещения лечебных, амбулаторно-поликлинических учреждения и аптек, расположенных в зданиях иного назначения, рассматриваются как самостоятельные зоны оповещения.
В соответствии с п. 9 табл. 1 Норм пожарной безопасности 110 – 03 «Перечень зданий, сооружений, помещение и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией», здания общественного и административно-бытового назначения подлежат защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией.
Согласно Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03) (утв. приказом МЧС РФ от 18 июня 2003 г. N 313), Приказа МЧС РФ от 18 июня 2003 г. N 315 "Об утверждении норм пожарной безопасности "Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией" (НПБ 110-03)" здание должно быть оборудовано автоматической пожарной сигнализацией, системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, системой внутреннего противопожарного водопровода пожарные краны внутреннего противопожарного водопровода должны быть укомплектованы рукавами и стволами, пожарный рукав должен быть присоединен к крану и стволу, иметь достаточное количество первичных средств пожаротушения, на видных местах должны быть размещены планы (схемы) эвакуации людей при пожаре.
В данном случае судом установлено, что ряд помещений в здании МУЗ «Муромцевская ЦРБ», расположенном по адресу: Омская область, р.п. Муромцево, ул. Ленина, 144, не отвечает вышеприведенным нормам закона, поскольку не оборудованы автоматической пожарной сигнализацией, системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, не имеют в достаточном количестве первичных средств пожаротушения, планы эвакуации людей при пожаре не соответствуют ГОСТ, в помещении приемного отделения план эвакуации людей при пожаре отсутствует, на имеющихся пожарных кранах внутреннего противопожарного водопровода пожарный рукав и ствол не присоединены к крану, что противоречит вышеприведенным нормам.
Так, согласно заключения о противопожарном состоянии МУЗ «Муромцевская ЦРБ» (л.д. 10 – 12): отделение терапии 2 – 3 этаж, помещение приемного отделения, помещения хирургии, нервного, родильного, детского отделений, помещения столовой, прачечной, не в полном объеме обеспечены первичными средствами пожаротушения; помещения терапии 2 – 3 этаж, помещения нервного, родильного, детского отделений, помещение столовой не оборудованы установками автоматической пожарной сигнализации и системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Кроме того, имеющиеся в помещениях терапии 2 – 3 этаж, помещениях хирургического, нервного, родильного, детского отделений планы эвакуации людей при пожаре не соответствуют ГОСТ Р 12.2.124-2002; в помещении приемного отделения указанный план отсутствует, на имеющихся пожарных кранах внутреннего противопожарного водопровода пожарный рукав и ствол не присоединены к крану.
Согласно Устава «МУЗ «Муромцевская ЦРБ» (л.д. 15 - 26) учредителем МУЗ «Муромцевская ЦРБ» является Муромцевский муниципальный район в лице Администрации Муромцевского муниципального района.
Таким образом, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных прокурором района требований о признании незаконным бездействия ответчиков в части устранения нарушений требований ППБ и осязании устранить допущенные нарушения, что является основанием для удовлетворения предъявленного иска.
При этом, суд полагает необходимым установить трехмесячный срок для исполнения решения суда в части обязания ответчиков оборудовать ряд помещений пожарной сигнализацией и системой оповещения людей при пожаре, поскольку приведенные представителями ответчиков доводы о необходимости внесения изменений в бюджет в части увеличения финансирования больницы, о необходимости проведения торгов для выполнения указанных работ, что требует больших временных затрат, по мнению суда являются обоснованными, подтвержденными представленными материалами дела.
Так, согласно решения Совета Муромцевского муниципального района от 22.11.2010 года № 54 «О бюджете Муромцевского муниципального района на 2011 года» (л.д.42-49), расходов на оборудование помещений МУЗ «Муромцевская ЦРБ» АПС и системами оповещения людей при пожаре, предусмотрено не было.
Согласно предписания по устранению нарушений требований пожарной безопасности № 80/1/8 от 18.08.2010 года, выданного МУЗ «Муромцевская ЦРБ (л.д.35-36), ответчик обязан оборудовать стационарные корпуса ЦРБ в р.п. Муромцево АПС и системой оповещения в срок до 01.11.2011 года.
При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что установление ответчикам трехмесячного срока для исполнения решения суда в части оборудования помещений МУЗ «Муромцевская ЦРБ» АПС и системой оповещения людей при пожаре, является обоснованным и разумным.
Кроме этого, суд находит подлежащими удовлетворению и требования прокурора о взыскании с ответчика МУЗ «Муромцевская ЦРБ» государственной пошлины, поскольку согласно ст. 333.20 ч. 1 п. 8 НК РФ в случае, если истец освобожден от уплаты государственной пошлины, государственная пошлина уплачивается ответчиком (если он не освобожден от уплаты государственной пошлины) пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований.
В данном случае, в силу ст. 98 ч. 1 ГПК РФ, суд полагает необходимым взыскать с МУЗ «Муромцевская ЦРБ» государственную пошлину в доход бюджета Муромцевского муниципального района Омской области в сумме 200 рублей.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 15 Конституции РФ, ст. 3 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (с изменениями от 22 августа 1995 г., 18 апреля 1996 г., 24 января 1998 г., 7 ноября, 27 декабря 2000 г., 6 августа, 30 декабря 2001 г., 25 июля 2002 г., 10 января 2003 г., 10 мая, 29 июня, 22 августа, 29 декабря 2004 г., 1 апреля, 9 мая 2005 г., 2 февраля, 25 октября, 4, 18 декабря 2006 г., 26 апреля, 18 октября 2007 г., 22 июля 2008 г., 14 марта, 19 июля, 9, 25 ноября 2009 г.), ст. 20, 37, Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", Правилами пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03) (утв. приказом МЧС РФ от 18 июня 2003 г. N 313), Приказа МЧС РФ от 18 июня 2003 г. N 315 "Об утверждении норм пожарной безопасности "Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией" (НПБ 110-03)", ст. 333.20 ч. 1 п. 8 НК РФ, 194-198, 245 п.2, 258 ГПК РФ, судья
Р Е Ш И Л:
Заявленные прокурором Муромцевского района Омской области к Муниципальному учреждению здравоохранения «Муромцевская центральная районная больница, Администрации Муромцевского муниципального района Омской области исковые требования, удовлетворить.
Признать незаконным бездействие МУЗ «Муромцевская ЦРБ», Администрации Муромцевского муниципального района Омской области по не устранению допущенных нарушений Правил пожарной безопасности, утвержденных Приказом МЧС России № 313 от 18.06.2003 года.
Обязать МУЗ «Муромцевская ЦРБ», Администрацию Муромцевского муниципального района Омской области в трехмесячный срок устранить допущенные нарушения Правил пожарной безопасности, путем оборудования помещения терапии 2 – 3 этаж, помещений нервного, родильного, детского отделений, помещения столовой установкой автоматической пожарной сигнализации, а также системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре.
Обязать МУЗ «Муромцевская ЦРБ», Администрацию Муромцевского муниципального района Омской области устранить допущенные нарушения Правил пожарной безопасности, путем:
- обеспечения помещений отделения терапии 2 – 3 этаж, помещения столовой, прачечной, помещений приемного отделения, хирургии, нервного, родильного, детского отделений первичными средствами пожаротушения,
- обеспечения помещения приемного отделения планом эвакуации людей при пожаре,
- приведения в соответствие с требованиями ППБ имеющихся в помещениях отделения терапии 2 – 3 этаж, хирургии, нервного, родильного, детского отделений планов эвакуации людей при пожаре,
- приведения в соответствие с требования ППБ пожарных кранов, рукавов и стволов внутреннего противопожарного водопровода.
Взыскать с Муниципального учреждения здравоохранения «Муромцевская центральная районная больница» государственную пошлину в доход бюджета Муромцевского муниципального района в размере 200 (двести) рублей.
Решение может быть обжаловано или опротестовано в Омский областной суд через Муромцевский районный суд в течение 10 суток.
Судья: | А.М. Ахметова |