Дело № 2 – 140/2011
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
р.п. Муромцево | 6 апреля 2011 года |
Муромцевский районный суд Омской области в составе:
председательствующего судьи Ахметовой А.М.,
при секретаре Прудниковой Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Муромцевского района Омской области в интересах Тамбовцевой В.М. к Администрации Муромцевского муниципального района Омской области о признании незаконным отказа во включении в список на предоставление социальной выплаты на приобретение жилого помещения, признании за Тамбовцевой В.М. права на предоставление меры социальной поддержки в виде предоставления выплаты на приобретение жилого помещения, обязании включить Тамбовцеву В.М. как члена семьи погибшего (умершего) участника Великой Отечественной войны в список граждан, претендующих на получение выплат с момента фактического обращения в органы местного самоуправления,
УСТАНОВИЛ:
В суд обратился прокурор Муромцевского района с вышеуказанными исковыми требованиями, мотивируя их тем, что в ходе проведения проверки соблюдения законодательства о социальной защите ветеранов в деятельности Администрации Муромцевского муниципального района было установлено, что Тамбовцева В.М. является членом семьи погибшего (умершего) участника ВОВ, в связи с чем имеет право на льготы, предусмотренные ст. 14 Федерального закона от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах». 25.11.2010 года Тамбовцева В.М. обратилась в Администрацию района с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, а также с заявлением о предоставлении ей субсидии из средств федерального и областного бюджета для покупки жилья как члену семьи погибшего (умершего) участника ВОВ. Постановлением Главы Администрации Муромцевского муниципального района от 28.12.2010 года № 671-п Тамбовцева В.М. принята на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения. Однако постановлением Главы администрации Муромцевского МР от 25.01.2011 года № 27-П(а) во включении в список на предоставление социальной выплаты на приобретение жилого помещения Тамбовцевой В.М. было отказано на основании пп. 1 п. 9 Постановления Правительства Омской области от 26.07.2006 года № 99 в связи с тем, что она не имеет права на получение меры социальной поддержки ввиду признания её жилого помещения пригодным для постоянного проживания. По мнению заявителя, отказ Администрации Муромцевского МР во включении Тамбовцевой В.М. в список на предоставление социальной выплаты на приобретение жилого помещения является незаконным и нарушает право истца как члена семьи погибшего (умершего) участника ВОВ на получение гарантированной законом меры социальной поддержки в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем. Дом, находящийся по адресу: ..., в котором проживает Тамбовцева В.М. является одноэтажным жилым домом, расположенным в селе. Как следует из заключения о признании помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания, составленного Главным управлением жилищного контроля, государственного строительного надзора и государственной экспертизы Омской области от 13.12.2010 года, в жилом помещении отсутствуют инженерные системы (хозяйственно-питьевое водоснабжение, водоотведение), туалет расположен на улице, в связи с чем указанный дом не соответствует требованиям, предъявляемым к жилым помещениям. Более того, Тамбовцева В.М. 1932 года рождения является инвалидом 2 группы по общему заболеванию, нетрудоспособна, в виду имущественного положения, преклонного возраста и состояния здоровья не имеет возможности самостоятельно улучшить свои жилищные условия, в связи с чем имеет право на получение меры социальной поддержки от государства в виде обеспечения благоустроенным жильем. На основании изложенного заявитель просит суд признать отказ Администрации Муромцевского района во включении в список Тамбовцевой В.М. на предоставление социальной выплаты на приобретение жилого помещения незаконным, признать за ней право на предоставление меры социальной поддержки в виде предоставления выплаты на приобретение жилого помещения, обязать Администрацию Муромцевского муниципального района включить Тамбовцеву В.С. как члена семьи погибшего (умершего) участника ВОВ в список граждан, претендующих на получение выплат, предусмотренных п. 9 «Порядка предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, мер социальной поддержки по обеспечению жилым помещением ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей – инвалидов», утвержденного Постановлением Правительства Омской области от 26.07.2006 года № 99 – п, с момента фактического обращение в органы местного самоуправления, - с 25.11.2010 года.
В судебном заседании представитель заявителя - помощник прокурора Муромцевского района Омской области Сумлянинова А.В. заявленные прокурором района требования поддержала в полном объеме, приведя суду те же доводы.
Истец Тамбовцева В.М. заявленные прокурором района исковые требования также поддержала, просила их удовлетворить. Пояснила суду, что в настоящее время она проживает одна в неблагоустроенном доме, по адресу: ..., является инвалидом 2 группы, нетрудоспособна, в связи с чем не может самостоятельно носить дрова, уголь, воду и т.д.
Представитель ответчика - Администрации Муромцевского городского поселения Астапович А.А., действующий на основании доверенности № 8 от 02.03.2011 года заявленные исковые требования не признал и пояснил суду, что отказ Администрации в постановке Тамбовцевой В.М. на учет в качестве нуждающееся в жилом помещении является законным и обоснованным, поскольку жилой дом, имеющийся у нее на праве собственности, признан межведомственной комиссией пригодной для постоянного проживания.
Заслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд находит заявленные прокуратурой Муромцевского района исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению, по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан и неопределенного круга лиц.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах", инвалидам войны предоставляются меры социальной поддержки, в том числе путем обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Инвалиды Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Инвалиды Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.
Согласно ст. 23.2 Федерального Закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах", Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17-19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных в пункте 1 настоящей статьи мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций.
В соответствии с Указом Президента РФ от 07.05.2008 года № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг.», предусмотрено обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах".
В соответствии с ч. 2 п. 2 ст. 1 Порядка предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, утвержденного Постановлением Правительства Омской области от 26 июля 2006 г. N 99-п, право на получение мер социальной поддержки в соответствии с настоящим Порядком имеют проживающие на территории Омской области нуждающиеся в улучшении жилищных условий категории граждан, установленные статьями 14, 15, 17-19 и 21 Федерального закона "О ветеранах".
В соответствии с п. 9 Порядка, формирование списков граждан, претендующих на получение выплат, осуществляется органами местного самоуправления Омской области в той же хронологической последовательности, в какой граждане были приняты на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, с учетом права граждан на внеочередное получение жилого помещения.
Сформированные списки граждан, претендующих на получение выплат, направляются в Минтруд Омской области.
Органы местного самоуправления Омской области формируют отдельно в течение года списки граждан, претендующих на получение выплат, из числа категорий граждан, указанных в подпункте 2 пункта 3 статьи 23.2 Федерального закона "О ветеранах", а также до 1 января текущего года списки граждан, претендующих на получение выплат, из числа категорий граждан, указанных в подпункте 3 пункта 3 статьи 23.2 Федерального закона "О ветеранах", инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов.
Согласно п. 1 и 3 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются лица, не являющиеся собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения, а также лица, проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.
В соответствии с п. 12 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 года № 47, жилое помещение должно быть обеспечено инженерными системами (электроосвещение, хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление и вентиляция, а в газифицированных районах также и газоснабжение). В поселениях без централизованных инженерных сетей в одно- и двухэтажных зданиях допускается отсутствие водопровода и канализированных уборных.
В данном случае из заявления Тамбовцевой В.М. (л.д. 18) следует, что она обратилась к Главе Администрации района 25.11.2010 года с требованием о предоставлении социальной выплаты из областного и федерального бюджета на приобретение жилого помещения на территории Омской области в 2010 году, поскольку является ветераном, инвалидом и вдовой участника ВОВ. Дала согласие на обработку ее персональных данных.
Кроме того, из заявления Тамбовцевой В.М. (л.д. 19) следует, что 25.11.2010 года она обратился в Администрацию Муромцевского муниципального района и с просьбой о принятии ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, указывая, что по состоянию здоровья нуждается в благоустроенном жилье.
Из копии паспорта (л.д. 9) следует, что Тамбовцева В.М. родилась ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрирована проживающей по адресу: ....
Согласно справки МСЭ № 861914 (л.д. 11) Тамбовцева В.М. является инвалидом второй группы по общему заболеванию, бессрочно.
Согласно свидетельства о регистрации брака (л.д. 24) между Т.. и Б. 11.07.1954 года был заключен брак, после регистрации которого супругам присвоены фамилии Тамбовцев и Тамбовцева, соответственно.
Согласно справки (л.д. 23), Т. 1924 года рождения, уроженец ... призван по мобилизации 08.10.1942 года. Во время Великой Отечественной войны принимал участие в боях в составе 87 стрелковой дивизии, 261 стрелкового полка, с 15.02.1944 года по 15.01.1945 года служба в полку МВД. 27.09.1943 года ранен осколком снаряда в теменную область головы, находился на лечении в эвако.госпитале 3990 до 11.02.1944 года. демобилизован в 1945 году на основании Указа Президиума Верховного Совета СССР.
Согласно свидетельства о смерти (л.д. 25) Т. умер 29.01.1995 года.
Из копии удостоверения (л.д. 10) следует, что Тамбовцева В.М., как вдова участника ВОВ, действительно имеет право на льготы и преимущества, уставленные для родителей и жен погибших военнослужащих.
Согласно справок (л.д. 12, 13) Тамбовцева В.М. проживает одна по адресу: ....
Согласно справок (л.д. 14, 15), свидетельства о праве на наследство по закону (л.д.16 – 17) Тамбовцевой В.М. на праве собственности принадлежит земельный участок и жилой дом, расположенные по адресу: ....
Согласно Постановления Администрации Муромцевского муниципального района № 671-п от 28.12.2010 года (л.д.22), Тамбовцева В.М. принята на учет граждан в качестве нуждающейся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма как вдова участника ВОВ.
Из Постановления Главы Администрации Муромцевского района Омской области № 17-п от 20.01.2011 года (л.д. 27) следует, что жилой дом по ... признан пригодным для постоянного проживания, в связи с чем Постановлением Администрации района от 25.01.2011 года № 27-п(а) (л.д. 29) Тамбовцевой В.М. отказано во включении в список на предоставление социальной выплаты на приобретение жилого помещения, на основании пп. 1 п. 9 Постановления Правительства Омской области от 26.07.2006 года № 99-п.
Вместе с тем, из заключения о признании жилого помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания (л.д. 21) и акта (л.д. 20), составленных Главным управлением жилищного контроля, государственного строительного надзора и государственной экспертизы Омской области, следует, что жилой дом, расположенный по адресу: ..., не соответствует требованиям, установленным Положением о признании жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 года № 47, поскольку имеет местное водяное отопление, холодное водоснабжение и канализация отсутствуют, газоснабжение баллонное, частично разрушены деревянные внутренние конструкции стен (пристройки), крыльца и дверей, просадка пола, трещины по штукатурному слою стен, в связи с чем отказ Администрации района во включении Тамбовцевой В.М. в Список на получение субсидии, по мнению суда, противоречит вышеприведенным нормам и грубо нарушает права и законные интересы истца.
При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что Тамбовцева В.М., являясь инвалидом 2 группы, вдовой участника ВОВ, имеет право, в соответствии с п. 9 «Порядка предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, мер социальной поддержки по обеспечению жилым помещением ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей – инвалидов», утвержденного Постановлением Правительства Омской области от 26.07.2006 года № 99 – п, на предоставление меры социальной поддержки в виде предоставления выплаты на приобретение жилого помещения, соответственно отказ Администрации района во включении Тамбовцевой В.М. в список лиц, имеющих право на получение выплат за счет средств федерального бюджета, является незаконным.
Доводы представителя ответчика о том, что у Тамбовцевой В.М. имеется в собственности жилой дом, признанный Постановлением Администрации Муромцевского МР № 17-п от 20.01.2011 года пригодным для постоянного проживания, суд находит несостоятельными, полностью опровергнутыми изложенными выше материалами дела, поскольку и заключением межведомственной комиссии (л.д.26), и вышеприведенными материалами дела, установлено, что дом, принадлежащий истцу, не соответствует требованиям, установленным Положением о признании жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 года № 47, в силу чего, по мнению суда, является непригодным для проживания.
Кроме того, доводы представителя ответчика о том, что Администрация района не правомочна и не ведет окончательный Список лиц, претендующих на получение субсидии, суд также находит неубедительными, поскольку, как отмечалось выше, пункт 9 Порядка предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей инвалидов, утв. Постановлением Правительства Омской области от 26.07.2006 года № 99-п, прямо предусматривает обязанность именно органов местного самоуправления по формированию соответствующих Списков граждан, претендующих на получение выплат.
В связи с изложенным, и руководствуясь ст.ст. 98, 194-198, 245 п.2, 258 ГПК РФ, судья
РЕШИЛ:
Заявленные прокурором Муромцевского района Омской области в интересах Тамбовцевой В.М. к Администрации Муромцевского муниципального района Омской области исковые требования, удовлетворить.
Признать отказ Администрации Муромцевского муниципального района, содержащийся в постановлении Главы Администрации № 27-п от 25.01.2011 года во включении Тамбовцевой В.М., как вдовы участника ВОВ, в список на предоставление социальной выплаты на приобретение жилого помещения, незаконным.
Признать за Тамбовцевой В.М. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженкой ..., как вдовой участника ВОВ, право на предоставление меры социальной поддержки в виде предоставления выплаты на приобретение жилого помещения.
Обязать Администрацию Муромцевского муниципального района включить Тамбовцеву В.М. как члена семьи погибшего (умершего) участника ВОВ в список граждан, претендующих на получение выплат, предусмотренных п. 9 «Порядка предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, мер социальной поддержки по обеспечению жилым помещением ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей – инвалидов», утвержденного Постановлением Правительства Омской области от 26.07.2006 года № 99 – п, с момента фактического обращение в органы местного самоуправления, то есть с 25.11.2010 года.
Решение может быть обжаловано в Омский областной суд через Муромцевский районный суд в течение 10 суток.
Судья | А.М. Ахметова |