Дело № 2-476/2012 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации р.п. Муромцево 01 октября 2012 года Муромцевский районный суд Омской области, в составе: председательствующего судьи Страшко Т.В., ст. помощника прокурора Муромцевского района Омской области Зверевой И.Н., при секретаре Морозове А.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Муромцевского района Омской области в интересах Кузьминой С.И. к Администрации Муромцевского муниципального района Омской области о получении меры социальной поддержки в виде права на получение компенсации расходов на приобретение твердого топлива и оплате освещения, УСТАНОВИЛ: Прокурор Муромцевского района Омской области обратился в суд с указанными исковыми требованиями в интересах Кузьминой С.И., мотивируя их тем, что в результате проверки соблюдения требований законодательства о социальной защите отдельных категорий граждан установлено, что Кузьмина С.И. с 1987 года и по настоящее время работает <данные изъяты> в БУЗОО «Муромцевская ЦРБ». До 2009 года ей, как работнику здравоохранения, предоставлялись льготы на оплату коммунальных услуг, после чего предоставление льгот прекратилось и до настоящего времени они не восстановлены. Таким образом, меры социальной поддержки, предусмотренные ст.ст. 36 и 37 Закона Омской области от 04.07.2008 г. № 1061-ОЗ "Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан", Кузьминой С.И. как медицинскому работнику МУЗ «Муромцевская ЦРБ» не предоставлялись, что нарушает ее права и законные интересы. На основании изложенного прокурор района просит признать незаконным бездействие Администрации Муромцевского муниципального района Омской области по непредоставлению мер социальной поддержки медицинскому работнику муниципального учреждения здравоохранения «Муромцевская центральная районная больница» Кузьминой С.И. в виде права на получение компенсации расходов по оплате отопления и освещения, признать право Кузьминой С.И. на получение указанных мер социальной поддержки и обязать Администрацию Муромцевского муниципального района Омской области предоставить Кузьминой С.И. меры социальной поддержки в виде компенсации расходов по оплате отопления жилой площади в размере 6147 рублей 18 коп. за период с 1 января 2010 г. по 31.12.2011г. В судебном заседании представитель заявителя – старший помощник прокурора Муромцевского района Зверева И.Н. заявленные прокурором района исковые требования по сумме взыскания уточнила и просила обязать Администрацию Муромцевского муниципального района предоставить меры социальной поддержки Кузьминой С.И. в виде компенсации расходов по оплате твердого топлива за 2009, 2010, 2011г.г. в размере 9168 рублей 96 коп. и оплате электроэнергии на освещение жилой площади за период с 01.09.2009 по 31.12.2011 г. в сумме 673 рубля 18 коп., а всего на сумму 9842 рубля 14 коп. Истец Кузьмина С.И. в судебном заседании иск прокурора поддержала, подтвердив, что она с 1987 г. работает в Муромцевской ЦРБ по настоящее время на полную ставку в должности медицинской сестры. До 2009 г. ей как медицинскому работнику предоставлялись льготы по оплате отопления, электроэнергии, после предоставление указанных льгот прекратилось. Она проживает в неблагоустроенном доме с печным отоплением, покупает систематически дрова и уголь, оплачивает расходы по электроэнергии. Представитель ответчика Администрации Муромцевского муниципального района Омской области Губкин И.Ю., действующий на основании доверенности, заявленные прокурором района исковые требования не признал, приведя в обоснование своей позиции доводы, аналогичные изложенным в отзыве на исковое заявление, полагал, что у Администрации Муромцевского района не возникло обязанности по предоставлению льгот медицинским работникам МУЗ «Муромцевская ЦРБ», просил суд в удовлетворении заявленного иска отказать. Представитель третьего лица МУЗ «Муромцевская ЦРБ» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом, в заявлении просил о рассмотрении дела в свое отсутствие, заявленный иск поддерживает. Заслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд находит заявленные прокурором Муромцевского района требования, подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. Судом установлено, что Кузьмина С.И. работает постоянно с 02.04.1987 года <данные изъяты> в БУЗОО (МУЗ) «Муромцевская ЦРБ» (л.д.11,35). Согласно Уставу, утвержденному постановлением Главы Администрации Муромцевского муниципального района от 10.09.2007г. №492-п, муниципальное учреждение здравоохранения «Муромцевская центральная районная больница» было учреждено Администрацией Муромцевского муниципального района Омской области (л.д.17-19). В судебном заседании установлено и представителем Администрации Муромцевского муниципального района не оспаривалось, что Кузьминой С.И., в соответствии со ст. 36 Кодекса Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан, выплачивались денежные средства на предоставление мер социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения (отопление) за счет средств областного бюджета по 01.01.2009г. (л.д.34). В 2009, 2010, 2011г.г. Кузьмина С.И., проживающая с мужем и совершеннолетним сыном по адресу: ..., в частном жилом доме с печным отоплением общей площадью 55 кв.м., производила оплату услуг за электроэнергию в полном обьеме, в размере 100%, а также покупала уголь и дрова (л.д.12, 31, 35). Согласно копий чеков, квитанций (л.д. 22-30,33) истицей Кузьминой С.И. 19.05.2009г. было приобретено для отопления дома 15 кубометров дров по 450 рублей за кубометр на сумму 6750 рублей, угля 18.09.2009г. 1,5 т. по цене 2407 рублей 40 коп. за тонну, с доставкой на 160 рублей, на общую сумму 3771 руб.10 коп., 22.04.2010 года было приобретено для отопления дома 15 кубометров дров по цене 550 руб. за кубометр на сумму 8250 рублей, 25.03.2011 года – 15 куб.м. дров по цене 600 рублей за кубометр на сумму 9000 рублей. Согласно справке (л.д. 16) Кузьмина С.И. льготами в 2009-2011 гг. не пользовалась. Таким образом, Кузьмина С.И. работает и постоянно проживает в сельской местности. В соответствии с ч.2 ст.63 «Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан» от 22.07.1993г. №5487-1, действовавшей до 1 января 2005г., врачи, провизоры, работники со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающие и проживающие в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающие с ними члены их семей, имели право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением. Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в статью 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан были внесены изменения и часть 2 данной статьи, которой предусматривалось предоставление льгот для медицинских работников, признана утратившей силу. Статья дополнена частью шестой следующего содержания: "Меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников муниципальных организаций здравоохранения – устанавливаются органами местного самоуправления" (пункт 50 статьи 35 Федерального закона N 122-ФЗ). Таким образом, ч.6 ст.63 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан во взаимосвязи с положениями Федерального закона №122-ФЗ, по существу устанавливается обязанность органов местного самоуправления установить меры социальной поддержки работникам медицинских организаций, находящихся в их ведении, проживающим в сельской местности. Вместе с тем, из пояснений представителя ответчика и материалов дела следует, что постановления о предоставлении мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, работающим и проживающим в сельской местности, на территории Муромцевского района не принималось. Статьей 36 Закона Омской области от 04.07.2008 года "Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан" установлены меры социальной поддержки постоянно проживающих в сельской местности работников, осуществляющих свою деятельность в соответствии с трудовым договором (за исключением внешнего совместительства) с нагрузкой не менее 75 процентов нормы рабочего времени в расположенных в сельской местности государственных учреждениях Омской области здравоохранения (с учетом указанных в п. 2 настоящей статьи нормативов) - компенсация расходов на оплату жилого помещения и отопления, компенсация расходов на оплату твердого топлива (включая его доставку), используемого для отопления в домах, не имеющих центрального отопления; компенсация расходов на оплату природного газа, используемого для отопления от газовых приборов местного отопления; компенсация расходов на оплату электроэнергии, используемой для освещения жилого помещения работника (п. 2 ст. 36 Закона). Согласно п.2, 3 вышеуказанной статьи работникам и неработающим пенсионерам предоставляются меры социальной поддержки в том числе, компенсация расходов на оплату отопления, установленная настоящим подпунктом компенсация во всех случаях предоставляется в пределах общей площади жилого помещения, приходящейся на работника (неработающего пенсионера), рассчитанной путем деления фактической общей площади жилого помещения на количество проживающих в нем лиц, но не более 18 кв.м общей площади жилого помещения на работника (неработающего пенсионера), проживающего в семье из трех и более человек, 21 кв.м общей площади жилого помещения на работника (неработающего пенсионера), проживающего в семье из двух человек, 33 кв.м общей площади жилого помещения на одиноко проживающего работника (неработающего пенсионера). Работникам и неработающим пенсионерам меры социальной поддержки предоставляются с учетом проживающих совместно с ними их несовершеннолетних детей в пределах 50 процентов нормативов, указанных в пункте 2 настоящей статьи (с изменениями, введенными Законом Омской области от 18.12.2009г. №1212-ОЗ, вступившими в силу с 01.01.2010г.). До 01.01.2010г. компенсация на оплату отопления предоставлялась из расчета 18 кв.м. общей площади жилого помещения на работника (неработающего пенсионера), проживающего в семье из трех и более человек, 21 кв.м. – на работника (неработающего пенсионера), проживающего в семье из двух человек, и 33 кв.м. – на одиноко проживающего работника (неработающего пенсионера), и не рассчитывалась путем деления общей площади жилого помещения на количество проживающих в нем лиц. Действие статьи 36, за исключением положений по предоставлению мер социальной поддержки работникам государственных учреждений здравоохранения Омской области, приостановлено с 1 января по 31 декабря 2010г. Законом Омской области от 29.12.2009г. №1219-ОЗ (ред. от 03.02.2010). Статьей 37 названного Кодекса Омской области регулируются порядок и условия предоставления мер социальной поддержки. Действие ст.37 приостановлено с 1 января по 31 декабря 2009 года Законом Омской области от 24.11.2008 N 1093-ОЗ «Об областном бюджете на 2009 г.», с 1 января по 31 декабря 2010г. приостановлено п.п.2 п.1 ст.15 Закона Омской области от 29.12.2009г. №1219-ОЗ «Об областном бюджете на 2010г.». Согласно п.п.3, 4 ст.37 Закона Омской области от 04.07.2008г. №1061-ОЗ «Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан» Омская область передает на неограниченный срок органам местного самоуправления муниципальных районов Омской области государственные полномочия в части предоставления мер социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения и отопления, твердого топлива, природного газа, электроэнергии работникам, осуществляющим свою деятельность в соответствии с трудовым договором (за исключением внешнего совместительства) с нагрузкой не менее 75 процентов нормы рабочего времени в расположенных в сельской местности муниципальных учреждениях здравоохранения и культуры Омской области, и неработающим пенсионерам, уволенным в связи с выходом на пенсию из муниципальных учреждений Омской области здравоохранения, культуры, имеющим общий трудовой стаж в указанных учреждениях не менее 10 лет и пользовавшимся в соответствии с федеральным и областным законодательством при выходе на пенсию мерами социальной поддержки (в том числе льготами) по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (за исключением неработающих пенсионеров, указанных в абзаце четвертом пункта 1 настоящей статьи). Средства на реализацию передаваемых государственных полномочий ежегодно предусматриваются в областном бюджете в виде субвенций. Установление законом Омской области мер социальной поддержки работников, расположенных в сельской местности муниципальных учреждений здравоохранения и их финансирование за счет средств областного бюджета ввиду приостановления действия закона Омской области в части, касающейся мер социальной поддержки указанной категории граждан, не освобождает органы местного самоуправления от исполнения установленной федеральным законом обязанности. Кроме того, согласно определения Верховного суда РФ от 28.10.2009г. №50-Г09-20 признаны противоречащими федеральному законодательству отдельные положения подпункта 2 пункта 1 ст.16 Закона Омской области от 24.11.2008г. №1093-ОЗ «Об областном бюджете на 2009г.». В соответствии с разьяснениями постановления Пленума ВС РФ от 10.02.2009г. №2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» к бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами. Пунктом 2 ст. 153 Федерального закона от 22.08.2004г. №122-ФЗ установлено, что при издании органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в связи с принятием настоящего Федерального закона нормативных правовых актов должны быть соблюдены следующие условия: вновь устанавливаемые размеры и условия оплаты труда (включая надбавки и доплаты), размеры и условия выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантии и компенсации отдельным категориям граждан в денежной форме не могут быть ниже размеров и условий оплаты труда (включая надбавки и доплаты), размеров и условий выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантий и компенсаций в денежной форме, предоставлявшихся соответствующим категориям граждан, по состоянию на 31 декабря 2004 года. Учитывая данные обстоятельства, расчет компенсации понесенных Кузьминой С.И. в 2009, 2010, 2011 годах расходах на оплату электроэнергии и на приобретение твердого топлива, указанный в уточнении к иску прокурора района, является верным, учитывая, что в 2009, 2010, 2011 годах объем льготной площади истицы составлял 18 кв. м. (55,0 кв.м. : 3 (количество членов семьи), норматив по льготе на приобретение : угля – 1,17 тонны на человека в год (18 кв.м. х 0,065), дров - 1,566 куб. м. (18 кв. м. х 0,087). При этом осуществляется перевод угля на дрова с учетом истопления дома дровами, в связи с чем размер компенсации прокурором рассчитан верно. Таким образом, общая сумма компенсации понесенных истицей Кузьминой С.И. расходов по приобретению твердого топлива и электроэнергии за спорные периоды составляет 9842 рубля 14 коп.: на твердое топливо 9168 руб. 96 коп. и компенсация расходов на освещение в 2009 г. 85,28 руб (123 квт/ч ? 2,08 х 4); в 2010г. 280,4 руб. (123 квт./ч ? 2.28), в 2011г. 307,5 руб. (123 квт./ч ? 2,50) = 673 руб. 18 коп. Доводы представителя ответчика, изложенные в возражениях на исковое заявление, суд не может принять во внимание, поскольку считает, что Администрация Муромцевского муниципального района Омской области без законных на то оснований не исполнила свою обязанность по установлению мер социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников, возложенную на них в соответствии со ст. 63 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан и пунктом 50 ст. 35 ФЗ № 122-ФЗ от 22.08.2004 г. Факт того, что данные льготы не предоставлялись, поскольку субвенций из областного бюджета Администрации Муромцевского муниципального района не выделялось, суд также не может принять во внимание, поскольку бюджеты всех уровней самостоятельны, к вопросам местного значения муниципального района относятся, в том числе формирование, утверждение, исполнение бюджета муниципального района. В данном случае Администрацией Муромцевского муниципального района Омской области бюджет надлежащим образом сформирован не был, денежные средства на компенсацию указанных льгот не заложены в бюджет. Отсутствие правового акта муниципального района, устанавливающего меры социальной поддержки указанной категории граждан, а также факт отсутствия в муниципальном районе необходимых финансовых средств не может повлечь нарушение прав указанной категории граждан. Учитывая отсутствие правового акта муниципального района, устанавливающего меры социальной поддержки указанной категории граждан, истец правомерно предьявил иск, исходя из объема таких мер, установленных Законом Омской области. Закрепленное в ч.1 ст.153 ФЗ от 22.08.2004г. №122-ФЗ правовое регулирование не предполагает отмену социальных прав, приобретенных работающими и проживающими в сельской местности и поселках городского типа медицинскими работниками муниципальных организаций здравоохранения на основании законодательства, которое действовало до 01.01.2005г., а обеспечивает возможность их сохранения после указанной даты. Кроме того, суд находит несостоятельными доводы представителя ответчика о необходимости прекращения производства по делу, в связи с тем, что заявленные прокурором требования фактически понуждают Администрацию района принять соответствующий нормативный акт, регулирующий порядок предоставления льгот медицинским работникам, поскольку указанных требований прокурором района заявлено не было, и выступление в защиту прав конкретного лица – Кузьминой С.И., не получившей вопреки приведенным нормам компенсацию расходов по приобретению твердого топлива и оплате электроэнергии, вмешательством в нормотворческую деятельность органа местного самоуправления не является. На основании изложенного, оценив в совокупности все доказательства по делу, суд приходит к выводу о наличии у Кузьминой С.И. как медицинского работника права на получение мер социальной поддержки в виде компенсации расходов по оплате услуг отопления и освещения, в связи с чем находит заявленные прокурором района исковые требования, подлежащими удовлетворению в полном объеме. Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, судья РЕШИЛ: Заявленные прокурором Муромцевского района Омской области исковые требования удовлетворить. Признать незаконным бездействие Администрации Муромцевского муниципального района по непредоставлению мер социальной поддержки медицинскому работнику муниципального учреждения здравоохранения «Муромцевская центральная районная больница» Кузьминой С.И. в виде права на получение компенсации расходов по приобретению твердого топлива и оплате электроэнергии. Признать право Кузьминой С.И. на получение меры социальной поддержки как медицинского работника в виде компенсации расходов по оплате отопления, электроэнергии жилой площади. Обязать Администрацию Муромцевского муниципального района Омской области (юридический адрес: <данные изъяты> предоставить меры социальной поддержки медицинскому работнику Кузьминой С.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в виде компенсации расходов на приобретение твердого топлива за 2009-2011г.г. включительно и оплате электроэнергии за период с 01.09.2009 г. по 31.12.2011 г. на общую сумму 9842 (девять тысяч восемьсот сорок два) рубля 14 коп. Решение может быть обжаловано в течение одного месяца с момента его вынесения путем принесения апелляционной жалобы или представления в Омский областной суд через Муромцевский районный суд. Судья Т.В. Страшко